Русские народные сказки как средство развития театрализованной игры у детей 4-5лет
материал

Соколова Анастасия Сергеевна

Задачи проекта:

  1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
  2. Учить детей различным средствам импровизации.
  3. Сформировать представления детей о различных видах театра и театральных жанрах.
  4. Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых.
  5. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности.

Участники проекта:

  1. Воспитанники группы.
  2. Воспитатели группы.
  3. Родители детей группы.
  4. Музыкальный руководитель.

Ожидаемые результаты:

  1. Развитие ребёнка по всем направлениям образовательных областей.
  2. Значительное расширение представлений  детей о театральной культуре.
  3. Создание предметной среды, способствующей развитию у детей  театральной культуры.

Формы работы с родителями:

  1. Совместное изготовление игрушек и пособий для  организации предметно-развивающей среды.
  2. Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий.
  3. Открытые показы занятий и театральных представлений.
  4. Консультирование родителей по ведущим и текущим вопросам.
  5. Организация посещений объектов культуры и культурных мероприятий.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx52.68 КБ

Предварительный просмотр:

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

 

Русские народные сказки как средство развития театрализованной игры у детей 4-5лет

Воспитатели

Соколова А.С.

 Начало изучения темы

Октябрь

 Окончание изучения темы

Май

Москва 2016г


Актуальность темы:

«Недаром дети любят сказку

Ведь  сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа…»

Сказочный мир театра

Почему нитью общения с детьми мы выбираем сказку?  А как же иначе, ведь в этой крепкой ниточке, проверенной на прочность  годами, суждено виться. Завязанная на человеческих чувствах, эмоциях и жизненных ситуациях, сказка своей доступностью близка и понятна детям. Дети хотят и любят играть. Поиграем в сказку, малыш! Это принесёт тебе радость! В жизни ребёнка с самого его рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами. Ребёнок живёт в стране различных фантазий. Воплощение нестандартного для взрослого человека мышления ребёнок может найти в детском театре, где каждую минуту он видит подтверждение своего видения окружающего мира. Сказка близка и понятна детям, а отражение своего мироощущения он находит  в театре. Дети верят в чудеса, и в то, что где-то на земле есть необыкновенная страна, в которой птицы и звери могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где добро всегда побеждает зло. Эта волшебная страна существует и называется она  - Театр! Мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов,  музыки и звуков. Театр – благодатная почва для творчества. Всем желающим принять участие в этом действе найдётся занятие по вкусу. Взрослый может тоже взять на себя любую роль и… станет Волшебником! Стоит только взмахнуть «волшебной» палочкой и всё вокруг преобразится: оживёт сказочный лес, птицы и звери заговорят человеческим языком, всё озарится таинственным светом и наполнится звуками, начнутся небывалые приключения и удивительные превращения.

Детский театр прочно входит в жизнь ребёнка. Перед его взором  возникают картины родной природы, люди с характерами, быт. Образы героев русских сказок становятся неотъемлемой частью жизни ребёнка, раскрывая перед ним в доступной  форме понятия добра и зла, воспитывая добрые чувства.

Ребёнок проникается добрыми чувствами, переживает вместе с героями сказок, а вместе со всем этим постигает простую и сложную, поучительную и удивительную правду жизни.

Театр – помощник в воспитании детей. Театр побуждает активность ребёнка, оказывает огромное эмоциональное влияние, способствует развитию воображения. Каждый раз, входя в мир театра, ребёнок делает для себя пусть небольшое, но открытие.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности детей, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, настойчивости и целеустремлённости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Занятия театральной деятельностью требуют от ребёнка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, тем самым способствуют формированию волевых черт характера. Выступления на сцене способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Занятия театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, точно чувствовать и познавать окружающий мир…

Любовь к театральному творчеству, желание передать эту любовь детям, стремление через театральное мастерство сделать жизнь ребёнка счастливее, а внутренний мир богаче,  стало опорной точкой для создания этого проекта.

Цель проекта: Приобщить детей к театральной культуре, через художественную литературу


Задачи проекта:

  1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
  2. Учить детей различным средствам импровизации.
  3. Сформировать представления детей о различных видах театра и театральных жанрах.
  4. Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых.
  5. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности.

Участники проекта:

  1. Воспитанники группы.
  2. Воспитатели группы.
  3. Родители детей группы.
  4. Музыкальный руководитель.

Ожидаемые результаты:

  1. Развитие ребёнка по всем направлениям образовательных областей.
  2. Значительное расширение представлений  детей о театральной культуре.
  3. Создание предметной среды, способствующей развитию у детей  театральной культуры.

Формы работы с родителями:

  1. Совместное изготовление игрушек и пособий для  организации предметно-развивающей среды.
  2. Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий.
  3. Открытые показы занятий и театральных представлений.
  4. Консультирование родителей по ведущим и текущим вопросам.
  5. Организация посещений объектов культуры и культурных мероприятий.

Основные этапы реализации проекта:

1 этап

Предварительная работа

- Изучение методической литературы.

- Приобретение дидактического материала для организации предметно-развивающей среды.

2 этап

Основная работа

- Составление программы мероприятий по реализации задач проекта.

3 этап

Заключительная работа

Содержание работы:

- Проведение мониторинга исполнения задач  проекта.

На заключительном этапе реализации проекта проводится итоговое тестирование воспитанников и анализ предметно-развивающей среды.  

 

1 этап

Предварительная работа:

- изучение методической литературы;

- организация предметно-развивающей среды.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.СанПиН.
  2. А.В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду с детьми 4-5 лет», Москва, «Мозаика-Синтез», 2008 год.
  3. Н.Б. Улащенко «Организация театральной деятельности в средней группе»,  изд-во «Корифей»  г. Волгоград.
  4. И.П. Кошманская «Театр в детском саду», г. Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс».
  5. Н.Ф. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва, изд-во «Аркти», 2007 год.
  6. Н.В. Смирнова, В.К. Шалаева «Среда развития дошкольника: сущ-ность и структура» г. Иваново, 2009 год.
  7. С.Н. Захарова «Праздники в детском саду», «Владос», 2001 год.
  8. Н.В.Зарецкая, З.А. Роот «Праздники в детском саду», Москва  изд-во «Айрис-пресс», 2001 год.
  9. В.В. Гербова, М.А. Васильева, Т.С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва, изд-во «Мозаика-синтез», 2005 год.
  10. Журналы «Дошкольное воспитание», журналы «Ребёнок в детском саду».
  11. Интернет сайты дошкольных учреждений, интернет порталы.

Организация предметно-развивающей среды.

Для успешной реализации задач проекта необходимо создание соответствующей предметно-развивающей среды.  

  1. Мини – сцена с ширмой
  2. Куклы би-ба-бо.
  3. Верховые куклы.
  4. Куклы на гапите.
  5. Плоскостные театры.
  6. Фланелеграф.
  7. Пальчиковые игрушки.
  8. Театр резиновой игрушки.
  9. Театр мягкой игрушки.
  10. Круглая настольная сцена.
  11. Маски.
  12. Уголок ряжения.
  13. Книги-раскладушки.
  14. Музыкальные инструменты (шумовые, ударные, духовые).
  15. Атрибуты для танцевальных импровизаций.

 

2 этап

Структура программы по реализации задач проекта.

Программа ориентирована на всесторонне развитие личности ребёнка, с учётом его индивидуальности. В ней систематизируются средства и методы театрально-игровой деятельности.

Основные задачи программы:

  1. Последовательно знакомить детей с различными видами театра, приобщать к театральному искусству.
  2. Способствовать развитию важнейших компетенций детей дошкольного возраста.
  3. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества
  4. Совершенствование артистических навыков детей.

 

Средняя группа

Содержание работы:

  1. Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
  2. Подводить детей к созданию выразительного образа в этюдах, драматизациях, в песенных и танцевальных импровизациях.
  3. Расширять представления об окружающих предметах. Развивать умение вычленять признаки предметов (цвет, форма, величина), определять материал, из которого изготовлены игрушки, декорации, атрибуты к театральным спектаклям. Расширять знания о персонажах, участвующих в театрально-игровой деятельности.
  4. Пополнять и активизировать словарь детей (существительные, прилагательные, глаголы для обозначения действий персонажей). Формировать умение определять и называть местоположение театральных персонажей, предметов, декораций (справа, слева, прямо, сбоку), характеризовать душевное состояние и настроение персонажей. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков. Совершенствовать отчётливое произношение слов и словосочетаний. Формировать интонационную выразительность речи. Развивать диалогическую речь детей.
  5. Закреплять знания о правилах манипуляции с верховыми куклами.
  6. Используя верховых кукол, побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов, придумывать новые, с помощью воспитателя и без него.
  7. Стимулировать внимание, память, мышление и воображение детей. Развивать представления о нравственных качествах человека, эмоциональное состояние самого себя.
  8. Обучать детей сопровождать движение куклы по ширме песенкой, придумывать на заданный текст самостоятельно.
  9. Продолжать развивать у детей желание участвовать в танцевальных импровизациях с куклами и без них.

  1. Поощрять желание  детей самостоятельно играть с театральными куклами.
  2. Формировать у детей стремление включать в самостоятельные игры песенные и танцевальные импровизации.
  3. Поддерживать желание выступать перед детьми, родителями, сотрудниками.

Для совершенствования театральных навыков в средней группе рекомендуется больше времени уделять индивидуальной работе во второй половине дня.

Театральные занятия в средней группе:

В средней группе работа с настольными куклами продолжается. Дети вспоминают приёмы кукловождения, придумывают небольшие сценки с настольными куклами. Продолжается работа по развитию творчества. Дети самостоятельно могут придумывать диалоги действующих лиц, опираясь на сюжеты хорошо знакомых сказок.

В конце сентября можно познакомить детей с театральной ширмой. В это время хорошо познакомить детей с куклой на гапите (гапит - это палка, на которую посажена кукла. Управление куклой на гапите требует от ребёнка выдержки, терпения, определённых мышечных усилий, так как рука должна вести куклу по краю ширмы, не облокачиваясь на неё. Чтобы облегчить ребёнку управление куклой, их делают как можно более лёгкими (можно из картона).

На театральных занятиях детей уже можно знакомить с приёмами кукловождения. Для этой цели используются этюды с куклой, цель которых – научить ребёнка сосредоточивать своё внимание на выполнении куклой четкого, ритмичного действия. Также используются этюды на развитие эмоциональной сферы, которые вырабатывают у детей способность понимать эмоциональное состояние другого человека, умение адекватно выразить своё. Эти этюды помогают ребёнку посмотреть на себя со стороны, способствуют  формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе.

Продолжается работа по развитию творчества, в которой тоже используются куклы на гапите. Дети могут сочинять небольшие сказки и песенки, которыми сопровождают движения кукол. Постепенно в действие можно вводить шумовые инструменты (бубен, барабан, погремушка), которые придают к сочинённой ребёнком песенку новое звучание, развивают чувство ритма

С детьми можно разыгрывать русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Репка», используя при этом куклы на гапите. Разыгрывание сказок с театральными куклами позволяет лучше усвоить содержание полюбившегося произведения, даёт возможность проявить творчество.

 

Средняя группа (сентябрь-ноябрь)

Виды творческой деятельности

Методы развития творческих способностей

Средства развития творческих способностей

Занятия и репертуар

Занятия используются из книги Н.Ф. Сорокиной «Сценарии театральных кукольных занятий»

Игровое творчество

Продолжать сочинять с детьми сказки с помощью воспитателя и без его участия.

Поощрять стремление детей самостоятельно создавать игровые образы с помощью жеста и мимики.

Шапочки зверей и птиц

«Бабушка и лисичка», «Заяц и медведь», «Колобок и дедушка»

«Теремок» (мышка, лягушка, зайчик, лиса, медведь, волк)

Песенное творчество

Предлагать детям сочинять песенные характеристики персонажей кукольного спектакля

Костюмы, декорации, атрибуты, необходимые для данного спектакля

Песенки персонажей сказки «Теремок»

Танцевальное творчество

Побуждать детей сочинять танцевальные характеристики персонажей спектакля в жанре народной пляски

Костюмы персонажей спектакля, фонограммы

«Пляска Лисы и Медведя к сказке «Теремок»

Импровизация на детских музыкальных инструментах

Знакомить детей с игрушками - инструментами издающими звук определённой высоты, с помощью которых можно воспроизводить различные ритмы

Свирель, дудочка, рожок

Сопровождение танцевальных импровизаций к сказке «Теремок»

Основные навыки театрального мастерства

Методы формирования навыков театрального мастерства

Средства формирования навыков театрального мастерства

Содержание работы, занятия

Основы кукловождения.

Познакомить детей с театральной ширмой, с приёмами вождения верховых кукол

Ширма или мини сцена, оснащённая ширмой, верховые куклы

«Мама гуляет», «Две мышки», «Дед и репка».

Зан.1-4, 5-8,9-12Стр. 74-96

Н.Ф. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий»

Основы кукольного театра

Развивать у детей интерес к кукольным спектаклям, поощрять участие в этом виде деятельности

ширма

Основы актёрского мастерства

Активизировать детей, развивать их память и внимание

Фонограмма, атрибуты для упражнений

«Будь внимателен»,

«Запомни своё место», «Запомни свою позу»

Основные принципы драматизации

Формировать положительное отношение к играм -драматизациям. Учить разыгрывать спектакли по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, движение, мимику, жест)

Драматизации в костюмах и декорациях

«Теремок»

Праздники, досуги, развлечения

Воспитывать желание доставлять удовольствие своим выступлением родителям. Развивать интерес к различным представлениям. Побуждать интерес детей разыгрывать знакомые сказки

Фонограмма, куклы-марионетки, декорации к спектаклю

Кукольный спектакль «В гостях у Василисы»

 

Средняя группа (декабрь-февраль)

Виды творческой деятельности

Методы развития творческих способностей

Средства развития творческих способностей

Занятия и репертуар

Занятия используются из книги Н.Ф. Сорокиной «Сценарии театральных кукольных занятий»

Игровое творчество

Развивать у дутей желание сочинять небольшие рассказы, придумывая диалоги действующих лиц. Подводить детей к созданию углублённых образов, знакомых персонажей с помощью движений, мимики, жеста.

Верховые куклы

Шапочки зверей, птиц

«В гостях у Белоснежки», «Гном и лиса», «Собака и волк» (сочиняют дети).

«Весёлый козлёнок», «Испуганный козлёнок», «Котик выздоровел»

Песенное творчество

Предлагать детям сочинять песни в жанре марша и вальса на заданный текст

Костюмы и атрибуты

Например:

Песенка лисички (вальс), песня волка (марш)

Танцевальное творчество

Подводить детей к сочинению танцевальных импровизаций героев спектакля в жанре марша и вальса

Костюмы и атрибуты

На усмотрение воспитателя

Импровизация на детских музыкальных инструментах

Обучать детей приёмам игры на игрушках -инструментах с диатоническим звукорядом, уметь сопровождать танцевальные импровизации на одном звуке

Металлофон, фонограмма

Пляска белочек, «Марш гномов»

С. Прокофьев

Основные навыки театрального мастерства

Методы формирования навыков театрального мастерства

Средства формирования навыков театрального мастерства

Содержание работы, занятия

Основы кукловождения.

Обучать детей приёмам вождения верховых кукол на ширме

Верховые куклы, ширма

«Встреча лисы и зайца», «Беседа мышки с лягушкой», «Пляска зверей»

Зан.13-16,17-20,21-24

Стр.96-118

Н.Ф. Сорокина «Сценарии театральных занятий в детском саду»

Основы кукольного театра

Продолжать воспитывать у детей любовь к кукольному театру, вызывать желание участвовать в кукольных спектаклях

Верховые куклы, фонограмма, ширма

Основы актёрского мастерства

Развивать у детей способность правильно понимать эмоционально-выразительные движения рук, пользоваться жестами

Фонограмма, атрибуты, работа у зеркала

«Это – я», «Это-моё», «Отдай», «Сосульки», «Шалтай-болтай», «Петрушка-прыгает»

Основные принципы драматизации

Поддерживать заинтересованное отношение к играм -драматизациям, стремление участвовать в этом виде деятельности

Драматизация в костюмах, декорациях, предметном окружении

 

Праздники, досуги, развлечения

Развивать устойчивый интерес к выступлениям перед родителями, развивать умение понимать содержание сказок. Привлекать детей самостоятельно играть верховыми куклами

Атрибуты и костюмы необходимые для данного досуга

На усмотрение воспитателя

 

Средняя группа (март-май)

Виды творческой деятельности

Методы развития творческих способностей

Средства развития творческих способностей

Занятия и репертуар

Занятия используются из книги Н.Ф. Сорокиной «Сценарии театральных кукольных занятий»

Игровое творчество

Побуждать детей коллективно сочинять истории, активизируя речевое общение детей.

Развивать умение сопоставлять различные образы, используя интонацию, мимику, жест

Верховые куклы

Шапочки зверей и птиц, фонограмма

«Лесная школа», «Новоселье», «Звериная больница» (сочиняют дети)

«Козлик и волк», «Лиса и заяц», «Кошка и мышка»

Песенное творчество

Подводить детей к сочинению песен. Сочинение речитативов на заданную тему

Верховые куклы

На усмотрение воспитателя

Танцевальное творчество

Обучать сочинять танцевальные импровизации в жанре польки

Куклы, мягкие игрушки, фонограмма

«Полька с игрушками» (чешская мелодия)

Импровизация на детских музыкальных инструментах

Побуждать детей импровизировать с игрушками инструментами, издающих звуки неопределённой высоты, а также с диатоническим звукорядом

Ложки, погремушки, бубны, барабаны, колокольчики, свирели, дудочки, рожки

«Весёлые музыканты»

Л. Исаева

Основные навыки театрального мастерства

Методы формирования навыков театрального мастерства

Средства формирования навыков театрального мастерства

Содержание работы, занятия

Основы кукловождения.

Продолжать обучать детей приёмам вождения верховых кукол

Верховые куклы, ширма

«Радостная встреча Деда с Жучкой», «Неприятный разговор», «Игра в жмурки»

Зан.25-28, 29-32,33-36.

Стр.119-144

Н.Ф. Сорокина «Сценарии театральных занятий»

Основы кукольного театра

Прививать устойчивый интерес к кукольному театру, поощрять активное участие детей в кукольном спектакле

Верховые куклы, ширма, атрибуты для занятий

Основы актёрского мастерства

Развивать способность адекватно понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить своё настроение

Работа у зеркала

«Удивление», «Цветок», «Северный полюс», «Сердитый дедушка», «Провинился»

Основные принципы драматизации

Продолжать воспитывать заинтересованное отношение к играм-драматизациям, совершенствовать импровизационные способности детей

Костюмы, декорации, предметная среда

Напр. «Под грибом», В. Сутеева

Праздники, досуги, развлечения

Вызывать желание участвовать в утренниках, прививать интерес к русскому фольклору. Поддерживать интерес к происходящему на сцене.

Атрибуты, необходимые для проведения праздника

Фольклорный спектакль

 

3 этап

Мониторинг выполнения задач проекта (оценка педагога)

Критерии оценки:

1. В группе созданы условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности:

- поощряется исполнительское творчество детей (дети исполняют различные роли в театральных постановках и спектаклях, выразительно читают текстовый материал на занятиях, утренниках);

- дети спокойно и раскрепощённо держатся при выступлении перед взрослыми и сверстниками. Обеспечивается активное участие каждого ребёнка в спектаклях и других выступлениях;

- дети активно используют для импровизации средства мимики и пантомимики;

- различают различные переживания и эмоциональное состояние персонажей;

- дети самостоятельно выбирают средства для импровизации и самовыражения.

2. В группе созданы условия для приобщения детей к театральной культуре:

- предметно-развивающая среда организована с учётом активного приобщения детей к театральной культуре (имеется сцена, занавес, костюмерная и т д);

- педагог организует посещение театра, показывает слайды и видеофильмы о театре и театральных постановках, имеется демонстрационный материал по изучению театральных жанров;

- в группе имеются различные виды театра: би-ба-бо, пальчиковый, теневой, настольный, кукольный, и т д.

3. Педагог обеспечивает условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе:

- используются игры-драматизации на занятиях по развитию речи и музыкальных занятиях;

- игры-драматизации используются при чтении художественной литературы;

- на занятиях по труду изготавливаются атрибуты для театральных постановок.

4. Созданы условия для совместных мероприятий по театрализованной деятельности детей и взрослых:

- проводятся совместные спектакли с участием детей, педагогов, родителей;

- организуются выступления перед малышами.

 

Оценка знаний, умений и навыков детей

Оценка знаний, умений и навыков детей

0 - отлично

Х - хорошо

У - удовлетворительно

- неудовлетворительно

Группа

Этюдный тренаж

Игры-драматизации

Этюды с куклами

Кукольные спектакли

Общая оценка

Ф.И.

1

2

3

4

1

2

3

1

2

3

1

2

3

 

Иванов П

о

о

у

х

х

х

о

о

о

х

х

х

х

хорошо

 

Оценка результатов театрально-игровой деятельности оценивается по следующим направлениям:

Этюдный тренаж (мастерство актёра)

  1. Дикция (потешки, скороговорки, чистоговорки).
  2. Жесты (этюды на выразительность жеста в том числе «Расскажи стихи руками»).
  3. Мимика (этюды на выражение основных эмоций и воспроизведение отдельных черт характера).
  4. Движения (этюды с музыкальным сопровождением).

Игры – драматизации

  1. Желание участвовать в играх-драматизациях;
  2. Умение общаться с партнёром;
  3. Способность импровизировать при создании образа.

Этюды с куклами

  1. Желание играть с куклой;
  2. Умение управлять ею;
  3. Способность импровизировать с куклой.

Кукольные спектакли

  1. Желание участвовать в спектаклях;
  2. Умение общаться с партнёром используя куклы театра;
  3. Способность создавать образ с помощью кукол театра.


Проект по мотивам русской народной сказки «Репка» на один год для детей 4-5 лет

Проблема

В настоящее время в массовой практике ДОУ театрализованная деятельность остается «Золушкой», и ее судьба, как от злой мачехи зависит от желания и интересов педагога. В первую очередь это связано с общей загруженностью наших воспитателей и недопониманием значения театрализованной деятельности для развития ребенка - дошкольника.

Обоснование проблемы

Если в развитии коммуникативной деятельности и  творческих способностей детей использовать театрализованную деятельность, то формирование речи и этих способностей произойдет быстрее и эффективнее.

 

Цель проекта:

Познакомить детей средней группы с одним из видов театра в процессе подготовки к театрализованному представлению, знакомство с жанровыми особенностями, структурой, видами, сюжетом сказки; развитие интереса к литературе, театрализованной деятельности.

 

Задачи:

  • познакомить детей с особенностями и структурой сказки.
  • формировать у детей интерес к слушанию.
  • учить понимать занимательность сюжета сказки, особенность её языка.
  • развивать у детей устойчивый интерес к театрализованной деятельности.
  • побуждать детей драматизировать, проигрывать отдельные части сказки, использовать различные виды театра: фартуковый театр и игровой.
  • обогатить театральную среду новым костюмами.

Задачи обучения:

- побуждать интерес к предполагаемой деятельности.

- приобщать детей к процессу познания.

- привлекать к воспроизведению образов.

 

Методы проекта:

  • Чтение с детьми сказки.
  • Рассматривание иллюстраций, обсуждение характера героев;
  • Изготовление костюмов для персонажей.
  • Подборка оформления сцены;
  • прослушивание сказки с соответствующим музыкальным сопровождением.

 

 

Проект игровой, творческий.

Продолжительность проекта – долгосрочный, один год.

 

Участники проекта:

Воспитатели

Дети средней группы

Родители

 

Этапы

1. Подготовительный (сентябрь – ноябрь 2012г.).

2. Основной (декабрь 2012г. – март 2013г.).

3. Заключительный (апрель – май 2013г.).

 

Подготовительный этап:

1. Диагностика творческих способностей детей (сентябрь 2012г.).

2. Анкетирование родителей, отношение к театрализованной деятельности (октябрь 2012г.).

3. Создание предметно-развивающей среды (ноябрь).

 

Основной этап:

(декабрь, январь, февраль, март 2013)

1. Беседы: виды театра, правила поведения в театре; работники театра.

  1. Выбор произведения. Чтение сказки «Теремок» с показом иллюстраций.

3. Развитие игровых навыков посредством театрализованной деятельности -

игра-драматизация  - инсценировка сказки детьми с привлечением родителей к творческой деятельности :

  • Изготовление атрибутов : овощи из папье-маше (репка, свёкла, редиска, морковка, капуста);шапки для репки, свёклы, редиски, морковки, кошки, собачки, мышки (принимали участие родители).
  • Театральные костюмы: дедки , бабки,  внучки, собачки, кошки ,мышки
  • Подбор музыкального сопровождения.

4.Распределение ролей воспитателями совместно с детьми:

             Скоморохи – Чурбанов Матвей, Ермаков Саша

             Дед –Чурбанов Матвей

             Бабка – Хасянова Карина

             Внучка – Фомина Мария

             Собачка – Бычинков Степан

             Кошка – Плешивенкова Полина

             Мышка – Ермаков Саша

 

             Овощи:

             Репка – Несмеянов Артём

             Капуста –  Ракова Настя

             Свёкла – Хлюстов Кирилл

             Редиска – Бесчастнов влад

             Морковка – Веденева Настя

 

5. Оформление сцены декорациями: домик.

 

6.  Ход представления.

 

Внимание! Внимание! Внимание! 
Открывается веселое гуляние! 
Торопись, честной народ, 
Тебя ярмарка зовет! 

Скоморох 1

На ярмарку! На ярмарку! 
Спешите все сюда! 
Здесь шутки, песни, сладости, 
Давно вас ждут, друзья! 
Скоморох 2

Эй, не стойте у дверей, 
Заходите к нам скорей! 
Народ собирается - 
Наша ярмарка открывается! 

Вместе

Мы ребята озорные! 
Мы ребята удалые! 
Сказку «Репка» вам расскажем                                                                              

И подробно всё покажем.

Скоморох 2

Есть в деревне старый дом                                                                                         

С огородом и крыльцом.                                                                                       

 Дед и баба там живут                                                                                         

Тише, вот они идут.

 

Выходят Дед и Баба

Дед:

Есть у нас огород,                                                                                               

Там капуста растет                                                                                                        

И морковка растет.                                                                                                    

Вот какой огород!

Баба :

Есть у нас огород,                                                                                                   

И редиска там растет.                                                                                           

Только репы нету там.

(к деду)

Я тебе заданье дам:                                                                                             

Говорит деду:   В огород ты, дед, иди                                                                           

И там репку посади.                                                                                                   

Репку непростую,                                                                                                       

Репку золотую.                                                                                                           

Пусть растет большая,                                                                                           

Вкусная такая!

Бабка уходит в дом, дед – в огород: «копает» и «сажает» репку

Дед (выполняет действия по тексту и говорит):

Вот я репку посадил,                                                                                          

Взял ведро – ее полил.                                                                                            

Пусть она теперь растет,                                                                                     

Украшает огород!

(Дед уходит в дом)

Выбегает мышка, любуется

Мышка:   

Вот какой огород!                                                                                                

Ой, здесь репка растет.                                                                                             

Надо мне лопату взять,                                                                                         

Немного грядку подравнять

(«ровняет» лопатой грядку, убегает)

 

 

Репка

Поскорей полейте грядку                                                                                    

Свежей, чистою водой.                                                                                       

Стану я большой и сладкой, (2 раза)                                                                         

Стану сладкой и большой.

Входит Внучка, поливает огород из лейки, поет песню /«По малину в сад пойдем»

Внучка: 

Огород я свой люблю,                                                                                              

Все я грядки прополю:                                                                                                               

И морковку, и капусту,                                                                                                           

И редиску немножко

Вбегают кошка с собакой, бегают друг за другом

Внучка:   

Тише, здесь вы не бегите,                                                                                         

Грядку вы не повредите!

Собака:  

Гав, смотри какая репка!                                                                                                 

И засела в грядке крепко.

Внучка:   

Надо дедушку позвать,                                                                                               

Уж пора ее достать

Зовет Деда, Дед выходит

Внучка:   

Наша репка золотая                                                                                             

Выросла уже большая!

Дед тянет репку

Дед:     

Ох, никак не поддается!                                                                                

Нужно в помощь бабку звать.                                                                                        

Бабка, бабка, помогай!                                                                                           

И ты, внучка, не зевай!

Тянут Дед с бабкой, затем внучка

Внучка:   

Жучка, Жучка, помогай,                                                                                                   

И ты, киска, не зевай!

Тянут Дед с бабкой,  внучка, Жучка, кошка

Кошка: 

Мышка, мышка, выходи                                                                                                   

 И тянуть нам помоги!

Тянут все вместе, вытянули.

Дед:     

Репка выросла моя,                                                                                                         

Ее тащила вся семья:                                                                                                           

Бабушка и Внучка,                                                                                                            

И собака Жучка,                                                                                                         

Мышка да кошка,                                                                                                              

Да и я немножко.

Репка

С огородною грядой                                                                                     

Подружилась крепко.                                                                                            

Но вы дружною семьей                                                                                             

Вытянули репку.

 Бабка

А на радостях сейчас                                                                                                     

Мы пойдем в веселый пляс!

7. Решение проблемных ситуаций:

- Эмоциональность речи;

- Поведение в театре.

 

8. НОД:  индивидуальная, групповая.

 Образовательная область «Познание»:

- слушание сказок;

- рассматривание иллюстраций книг;

- тематические занятия, беседы;

- пересказ сказок.

Образовательная область «Социализация»:

-  игра- драматизация.

Образовательная область «художественное творчество»:

- тематические занятия;

- лепка героев сказок;

- раскрашивание иллюстрации по сказкам;

- работа с родителями: изготовление костюмов для героев сказок;

-аппликация на тему сказки;

-комплексные занятия по теме.

Образовательная область «Музыка»:

-прослушивание и обсуждение музыкального сопровождения сказки;

- Сказка «Репка» на 8 Марта с музыкальным сопровождением.

Образовательная область «Физическая культура»:

- образное имитирование героев сказок;

-включение подвижных игр с имитацией движения героев.

Образовательная область «Коммуникация»:

- использование различных театров (настольный, плоскостной, пальчиковый, кукольный) при воспроизведении сказки.

- вырабатывание интонации, выразительности, правильного темпа, силы голоса посредствами игры драматизации.

- вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);             -  поддерживать и завершать диалог (учитывать условия и ситуацию; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора;

Образовательная область «Чтение художественной литературы»:

- знакомство и чтение сказки;

- слушание русской народной сказки « Репка» на диске;

-просмотр мультфильма «Репка».

Образовательная область «Труд»:

-кормление птиц в зимний период;

-посадка и уход за садовыми культурами на приусадебном участке ДОУ;

-выездная экскурсия в ЭБЦ с целью ознакомления с повадками животных края.

 

9. Работа с родителями:

-оформить для родителей фотовыставку;

-предоставление родителям фото и видео материалов выступлений;

-информирование родителей через сайт группы:

Логин:gruppakroxa@mail.ru

Пароль:gruppa137

10.  В группе дополнить уголок театра.

 

 

Заключительный этап:

1. Драматизация сказки в группе.

2. Выступление на городско конкурсе «Солнышко в ладошке» (апрель).

3.Выступление на городском конкурсе «Пасхальный колокольчик» (май).

4. Диагностика.

 

 

Результаты и перспективы работы по развитию у детей творческих способностей посредством театрализованной деятельности.

 

1. Дети постепенно осваивают невербальные средства общения (жесты, мимику, движения);

2. Речь детей становится более связной, выразительной, расширяется их словарный запас;

3. Дети учатся выражать свои чувства и понимать чувства других;

4. Они становятся более уверенными в себе, учатся преодолевать робость, сопереживать;

5. У детей появляется интерес к театру и искусству в целом. 

 

 

Использованная литература:

 

1. Е.С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ»; -М. 2006г.

2. Русская народная сказка «Репка»

3. «Дошкольник. Младший школьник» №2, 2007год.

4. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду, ТЦ Сфера, 2009 год. 

5. Петрова Т. И. , Сергеева Е. Л Театрализованная деятельность в детском саду.Москва,2000год.     

6. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика - Синтез, 2008год.  

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в форме интеллектуальной игры «Русская народная сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста».

педагогический совет - традиционная форма методической работы. изменение структуры педагогического совета, отказ от привычной формы требует дополнительной подготовки. Вашему вниманию предлагается ...

Консультация для воспитателей "«Русская народная сказка, как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

В консультации  раскрыты приёмы работы со сказками, представлен алгоритм работы со сказкой в ходе  непосредственно образовательной деятельности....

Русские народные сказки как средство развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация  Художественная литература и народный фольклор имеют огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем являются одним из могучих средств развития и обогащения речи детей....

Русская народная сказка как средство развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста

Сказка – это кладезь народной мудрости, традиций и языка – и об этом знают все! Сказка воспитывает детей интеллектуально и нравственно, развивает воображение и сопровождает нас на протяжен...

Семинар – практикум в форме интеллектуальной игры «Русская народная сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Цель: систематизировать  знания  педагогов о русских народных сказках  для дошкольников. Повторить методы и приёмы работы со сказками. Поддерживать интерес к русскому народному творчест...

Русские народные сказки как средство развития театрализованной игры у детей 5-6лет

Сказочный мир театраПочему нитью общения с детьми мы выбираем сказку?  А как же иначе, ведь в этой крепкой ниточке, проверенной на прочность  годами, суждено виться. Завязанная на человеческ...

Конспект родительского собрания в старшей группе. Тема: «Русская народная сказка как средство развития связной речи у детей».

Задачи:Вызвать интерес родителей к совместному чтению и рассказыванию сказок детям;Вовлечь родителей в совместную с детьми театрализованную деятельность;Укрепление традиций семейного чтения;Раскрыть ц...