Технология построения социокультурного пространства как средство создания вариативной образовательной среды в ДОУ
методическая разработка

Перец Юлия Олеговна

Актуальность темы заложена в Федеральном Государственном образовательном стандарте (далее ФГОС) дошкольного образования. Одной из задач ФГОС дошкольного образования (далее ДО) является формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физическим особенностям детей (пункт 1.6).

Дошкольное детство - период активного вхождения ребенка в социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, формирования мировоззрения, пробуждения гуманных чувств, становления художественно-эстетической культуры.

По мнению учёной - педагога О.В. Федоскиной «чрезвычайно важной представляется социокультурная функция в дошкольном образовании».

Р.Б. Стеркина «Под понятием «социокультурный» мы понимаем источники, возможности, средства культуры, которые могут быть использованы для решения социально-культурных задач. Социально-культурные задачи, не что иное, как духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание детей.

Для повышения качества предоставляемых образовательных услуг, дошкольные учреждения должны обеспечить социокультурную среду сопровождения развития личности ребенка. Под понятием социокультурная среда следует понимать любое социокультурное пространство, которое влияет на развитие ребенка.

ФГОС ДО направлен на решение следующих задач по данному направлению:

  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • создание качественно новой модели образовательной деятельности детского образовательного учреждения (далее ДОУ), ориентированной на социокультурное образование детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsio-kult.prostranstvo.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология построения социокультурного пространства как средство создания вариативной образовательной среды в ДОУ

Актуальность темы заложена в Федеральном Государственном образовательном стандарте (далее ФГОС) дошкольного образования. Одной из задач ФГОС дошкольного образования (далее ДО) является формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физическим особенностям детей (пункт 1.6).

Дошкольное детство - период активного вхождения ребенка в социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, формирования мировоззрения, пробуждения гуманных чувств, становления художественно-эстетической культуры.

По мнению учёной - педагога О.В. Федоскиной «чрезвычайно важной представляется социокультурная функция в дошкольном образовании».

Р.Б. Стеркина «Под понятием «социокультурный» мы понимаем источники, возможности, средства культуры, которые могут быть использованы для решения социально-культурных задач. Социально-культурные задачи, не что иное, как духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание детей.

Для повышения качества предоставляемых образовательных услуг, дошкольные учреждения должны обеспечить социокультурную среду сопровождения развития личности ребенка. Под понятием социокультурная среда следует понимать любое социокультурное пространство, которое влияет на развитие ребенка.

ФГОС ДО направлен на решение следующих задач по данному направлению:

  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • создание качественно новой модели образовательной деятельности детского образовательного учреждения (далее ДОУ), ориентированной на социокультурное образование детей.

Социокультурная среда и ее значение в развитии ребенка дошкольного возраста

Социокультурная среда образовательного учреждения рассматривается, как совокупность целенаправленно созданных разнообразных условий, обеспечивающих процесс развития и саморазвития базовой культуры ребенка, педагогической культуры педагогов и родителей.

Это пространство социокультурного самоопределения ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и предпочтениями (субкультура ребенка), с одной стороны. Но с другой стороны, это и сфера педагогических влияний, т.е. создания педагогических условий для развития и саморазвития личности ребенка, которая определяется как социокультурная среда образовательного учреждения.

Таким образом, социокультурная среда – это среда, которая обеспечивает личностно-ориентированное сопровождение ребенка дошкольного возраста.

Социокультурная среда образовательного учреждения понимается как целостное единство:

- происходящих в ней социокультурных событий, значимых для детей, педагогов, родителей;

- существующих в ней принципов, правил, норм взаимодействия и стиля отношений между детьми, педагогами, родителями;

- предметно-пространственной среды образовательного учреждения.

Основные направления работы в создании и регулировании социокультурного пространства ДО:

- определение воспитательных задач своей деятельности на основе анализа цели воспитания и модели воспитательной системы образовательного учреждения;

- анализ состояния социокультурной среды образовательного учреждения;

- создание программы и плана своей деятельности;

- проведение социокультурных событий (совместные досуги, праздники, выставки-ярмарки и т.п.);

- создание и поддержка определенных принципов, правил, норм взаимодействия и стиля отношений между детьми, педагогами, родителями в ходе подготовки и проведения социокультурных событий;

- поддержка детских инициатив, создание временных творческих коллективов детей, родителей и педагогов для подготовки и проведения социокультурных событий;

- оформление образовательного учреждения.

Социокультурная среда дошкольного учреждения как объект управления

Процесс развития социокультурной среды ДО охватывает собой весь период деятельности ДОУ и по качественной выраженности условно состоит из 4-х этапов:

1) этап возникновения и установления: создание команды, группы актива (инновационной группы) объединенной на основе определенных интересов развития ДО: формирование образа (видения) настоящего и будущего состояния образовательного учреждения, его социокультурной среды, организация "проблематизации" сообщества педагогов, детей и родителей в целях активизации участников к развитию социокультурной среды;

2) этап активного развития: разработка программы (плана) действий по построению модели социокультурной среды образовательного учреждения; обобщение всех идей в общий проект, в план конкретных действий. Организация системы повышения квалификации педагогов и просвещения родителей, системы дел ДО, разнообразных детских, детско-взрослых, педагогических и родительских сообществ;

3) этап формализации: систематизация и обобщение опыта, его трансляция, консервация инновационных процессов, стагнация (возможен не в полном объеме, например, минуя стадии "консервации инновационных процессов", "стагнации");

4) этап преобразования: появление новых носителей идей (изменение позиций прошлых носителей идей и деятельности), возвращение к этапу возникновения и установления (качественно иной уровень развития).

Механизмы развития социокультурной среды: содержательные (управленческие и мотивационные) и технологические (методы развития культурной среды, технологии обучения и воспитания).

Управленческие механизмы (внешние) характеризуют:

- организационно-управленческое (подбор кадров педагогов-инноваторов, организация системы повышения квалификации по данной проблеме, организация коллективного анализа деятельности),

- научно-методическое (анализ ситуации, разработка проекта, программы развития, плана конкретных действий, "проблематизация" и обучение коллектива),

- психолого-педагогическое (стимулирование создания разнообразных сообществ и педагогов-инноваторов, поддержка) обеспечение.

К мотивационным механизмам (внутренним) относятся: ценностные ориентации, интересы, готовность к преобразованиям, стимулы активности личности.

Итак, понимание социокультурной среды как совокупности условий, способствующих успешному развитию и саморазвитию личности ребенка, повышению уровня педагогической культуры не только педагогов ДО, но и родителей воспитанников ДО, говорит о необходимости обязательного ее проектирования.

Принципы проектирования социокультурной предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении

Основная цель этой среды состоит в моделировании социокультурной и пространственно-предметной развивающей среды, которая бы позволила ребенку проявить свои творческие способности, познать способы образного воссоздания мира и языка искусств и строятся на основных принципах.

Принципы проектирования социокультурной среды развития ребенка

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Первоочередное условие личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей — установление контакта между ними. Установлению контакта могут препятствовать принципиально разные позиции, которые занимают воспитатель и ребенок. В рамках авторитарной педагогики воспитатель находится как бы «сверху», или «над», а ребенок — «снизу». Такая позиция воспитателя предполагает диктат и назидание. В отличие от этого личностно-ориентированная позиция педагога — партнерская. Ее можно обозначить как «рядом», «вместе». При этом развивающая среда создает условия для соответствующей физической позиции — общения с ребенком на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Это предполагает стремление воспитателя приблизиться, «спуститься» к позиции ребенка, а также создание условий, при которых ребенок может «подняться» до позиции воспитателя. Для этого подойдет, например, разновысокая мебель, высота которой может легко меняться в зависимости от педагогических задач, так называемая «растущая мебель».

Не менее важно взрослому найти дистанцию для осуществления контакта с ребенком. У каждого человека чувство комфортности при общении с другими связано с субъективным, наиболее удобным, расстоянием. В связи с этим размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место для занятий или самостоятельной активности, достаточно удаленное от других и, наоборот, позволяющее осуществлять более тесные контакты.

2. Принцип активности. В устройстве детского сада заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых. Они становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия — творцами своей личности и своего здорового тела. Это в первую очередь крупномасштабные игровые и дидактические пособия — легкие геометрические модули, обтянутые тканью или кожей, которые легко переставляются в процессе преобразования пространства.

Одна из стен может стать «рисовальной стеной творчества». На ней дети могут рисовать цветными мелками, углем или фломастерами, создавая как индивидуальные, так и коллективные картины.

Для самых маленьких детей (2—4 лет) подойдут живописные коврики со съемными элементами изображений, которые с помощью кнопок, «липучек» или петель с пуговицами могут преобразовываться (бабочка «пересаживается» с травы на цветок, птица «улетает» в небо, дерево перемещается от домика к берегу реки и т. д.). Такие действия ребенка позволяют ему не только преобразовывать окружающую среду, но и способствуют развитию его мелкой моторики.

Важнейшим условием эмоционального самочувствия и настроения детей является освещение. Оно должно быть разнообразным и доступным (электровыключатели располагаются на доступной для ребенка высоте) для преобразования детьми светоцветового дизайна.

Гигиенические комнаты используются не только для реализации режимных моментов, но и для участия детей в «настоящей взрослой» жизни (мытье посуды, другие бытовые операции), а также для непосредственной детской деятельности (купание кукол, другие игры с водой).

3. Принцип стабильности — динамичности развивающей среды. В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач. Это легкие перегородки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся. Это возможность изменения цветовой и звуковой среды. Это вариативное использование предметов (например, мягкие пуфы становятся то детской мебелью, то элементами крупного конструктора). Это и полифункциональное использование помещений (спортивный комплекс «мини-стадион» может быть установлен не только в физкультурном зале, но и в игровой комнате, спальне, раздевалке).

Можно менять «фоны», изменять обстановку до неузнаваемости, наполняя ее эмоционально насыщенным «детским» содержанием: «волшебная», «корабельная» или «марсианская» комнаты; спортивный канат выглядит как «хобот» слона, на стене нарисованы «загадочные растения» и пр.

Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

В детском саду должны быть функциональные помещения, которыми могут пользоваться дети: физкультурные; музыкальные; театральные; лаборатории; «кабинеты» (с книгами, играми, головоломками, диафильмами, слайдами и т. д.); творческие мастерские, конструкторские;прачечные и др. Устройство этих помещений должно создавать разный эмоциональный настрой, т. е. становиться «таинственным», «страшным», «магическим», «волшебным», «фантастическим» и т. д. Иными словами, «пространство» позволяет ребенку не только осваивать истину, но и «уходить» от нее в фантазии и грезы, не только творчески строить, но и разбирать построенное, видеть не только прекрасное, но и безобразное. Важную роль здесь играет устройство как здания, так и участка, а также такие перспективные архитектурные и дизайнерские устройства, как застекленные веранды, балкон, подвесное оборудование — ширмы, экраны, витрины; встроенные и пристроенные шкафы, выдвижные и раздвижные столы и полки и т. п.

4. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого. Среда должна пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и вместе с тем окружающая обстановка должна иметь свойства при необходимости «гасить» такую активность, давать возможность отдохнуть. Это обеспечивается продуманным набором импульсов и стимулов, содержащихся в развивающей среде: недостаток импульсов обедняет и ограничивает развитие ребенка по всем сферам, а перенасыщенная среда с хаотической организацией стимулов дезориентирует его.

Здесь помимо уже обозначенных зон активности уместно вспомнить еще раз о зонах для релаксации (расслабления). Это и «уголки уединения», и уютная комната (уголок) с мягкой мебелью и другими элементами, способствующими отдыху. Желательно, чтобы в детском саду была «гостиная для взрослых», куда имеют свободный доступ и дети. Постоянное эмоциональное напряжение, которое испытывает педагог в своей нелегкой профессиональной деятельности, неизбежно влияет на общий эмоциональный фон его общения с детьми и, следовательно, на их эмоциональное благополучие.

Каждому ребенку в детском саду должно быть обеспечено личное пространство (кроватка со стульчиком и ковриком, шкафчик для хранения личных вещей, принадлежащих только ему, фотографии его семьи и т. д.).

Проект среды учитывает создание условий для формирования и развития полноценного образа «Я». Этому способствует наличие разновеликих зеркал, подвижных зеркал разной кривизны. Эмоциональный комфорт поддерживается и за счет экспонирования детских работ, в котором отводится место каждому воспитаннику независимо от уровня его достижений в рисовании, лепке и т. п.

5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Постижение детьми категории эстетического начинается с «элементарных кирпичиков», своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий, остроумной трактовки образа лаконичными графическими средствами. Поэтому важно разместить в интерьере не громоздкие «классические» произведения живописи (Айвазовского, Шишкина, Сурикова и других авторов, ставших традиционными для украшения детских домов, лагерей, пансионатов и т. д.), а простые, но талантливые этюды, эстампы, абстрактные или полуреальные скульптуры, дающие ребенку представление об основах графического языка и о различных культурах — восточной, европейской, африканской.

Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т. п. Тогда дети (с помощью взрослого) смогут обратить внимание не только на то, что изображено перед ними, но и на то, как это сделано, осваивая начала специфики разных жанров.

6. Принцип открытости — закрытости. Этот принцип представлен в нескольких аспектах.

Открытость Природе — такое построение среды, которое способствует единству Человека и Природы. Это организация «зеленых комнат» — маленьких внутренних двориков, которые могут быть остекленными, с растущими в них растениями — деревьями, кустарниками, травой. Это проживание вместе с детьми домашних животных — кошек, собак, за которыми дети ухаживают.

Открытость Культуре — присутствие элементов настоящей «взрослой» живописи, литературы, музыки.

Открытость Обществу — обстановка детского сада соответствует сути понятия «Мой дом», в котором особыми правами наделены родители.

Открытость своего «Я», собственного внутреннего мира ребенка (см. также принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия).

7. Принцип учета половых и возрастных различий детей. Предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Таким образом, развивающая среда — это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.

Согласно ФГОС дошкольного образования вариативность – одна из важнейших характеристик развивающей предметно – пространственной среды, которая предполагает наличие в дошкольной образовательной организации или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), разнообразных материалов игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую,  двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

        Реализация принципа вариативности может выражаться через преемственность, установление такой связи между пространствами, «когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы» (большой энциклопедический словарь). В условиях дошкольного образования это проявляется в том, что среда в разных группах должна, с одной стороны, иметь собственное наполнение и пространственную организацию в силу специфики каждого этапа дошкольного детства, а с другой – постепенно дополняться новыми элементами, обеспечивая зону ближайшего развития и последовательность воспитания и обучения.

В русле идей непрерывности образования развивающая среда должна быть преемственной по организации и наполнению от группы к группе, а также от дошкольного отделения к начальной общей школе.

        К сожалению, для большинства современных детских садов актуальна проблема «похожести», «одинаковости» всех групповых помещений, что не соответствует вышеизложенным положениям.

        При организации вариативной развивающей среды, обеспечивающей преемственность от группы к группе, следует учитывать следующие факторы:

  • возрастные особенности каждого этапа дошкольного детства (есть существенные различия ряда характеристик от младшего дошкольного к старшему дошкольному возрасту);
  • особенности развития игровой деятельности (каждый этап этого процесса имеет свою специфику);
  • скачкообразность и неравномерность в развитии ребенка (резкое изменение социальной ситуации требует обновления элементов среды);
  • особенности контингента детей группы (сфера интересов и потребностей каждого ребенка, типологические и полоролевые различия детей);
  • специфика педагогических задач в тот или иной период (программные задачи в рамках инновационной деятельности);
  • особенности индивидуального стиля деятельности педагогов группы (руководство игрой, управление детской активностью, характер взаимодействия с дошкольниками).

        Каждый из этих факторов имеет решающее значение при создании вариативной, преемственной от группы к группе развивающей среды в ДОО. Рассмотрим их подробнее…..

Специфика педагогических задач в тот или иной период времени определяется на основе положения образовательной программы, направлений годового плана, реализуемой инновационной деятельности, что также находит отражение в среде группы и дошкольной образовательной организации в целом. Этим объясняется появление новых тематических уголков, мини музеев, выставок детских работ или народного творчества. Если инновационная деятельность осуществляется в форме проектов, то в среде должно найти отражение содержание этапов этой работы: сбор атрибутов, материалов по теме проекта, их изучение, подготовка к заключительному мероприятию.

Программа инновационной площадки ТОИПКРО «Анимация как средство создания вариативной образовательной среды в условиях ДОУ»Цель: создание вариативной образовательной среды для погружения детей в совместную познавательную и творческую деятельность.

Задачи.

С педагогами:

  • создать условия для внедрения в практику информационно-коммуникативных и интеллектоформирующих технологий;
  • обеспечить педагогов, работающих над внедрением новых программ и технологий, методической литературой и справочно-информационным материалом;
  • организовать работу творческих  групп по внедрению новых технологий.
  • разработать методические рекомендации по использованию в образовательном процессе информационно-коммуникационных и интеллектоформирующих технологий;
  • обобщать и распространять   опыт инновационной деятельности;
  • обогатить предметно-развивающую среду в МБДОУ.

С детьми:

  • развивать познавательную, речевую активность детей посредством погружения в совместную творческую деятельность.

С родителями:

  • заинтересовать родителей в создании мини-мультстудии; привлечь к совместным мероприятиям.

Подведение итогов.

Итак, понимание социокультурной среды как совокупности условий, способствующих успешному развитию и саморазвитию личности ребенка, повышению уровня педагогической культуры не только педагогов ДОУ, но и родителей воспитанников ДОУ, говорит о необходимости обязательного ее проектирования. Одной из задач ФГОС дошкольного образования является формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физическим особенностям детей. Для повышения качества предоставляемых образовательных услуг, дошкольные учреждения должны обеспечить социокультурную среду сопровождения развития личности ребенка. Под понятием социокультурная среда следует понимать любое социокультурное пространство, которое влияет на развитие ребенка.

Таким образом, основные задачи работы ДОУ по созданию социокультурного пространства должны быть направлены на:

  • создание комфортных условий для развития ребенка;
  • умения моделировать социокультурную предметно-пространственную развивающую среду;
  • создание условий для взаимодействия с детьми, их родителями, сотрудничества с детскими учреждениями развивающего типа.

Принципы проектирования социокультурной среды развития ребенка включают:

  • развитие дошкольника в контексте личностно-ориентированного подхода с учетом возрастных особенностей детей;
  • творческое развитие детей;
  • обогащение пространственной среды;
  • интеграцию деятельности детей, на принципе сотрудничества детей, взрослых и родителей;
  • принцип целесообразности и рациональности;
  • принцип доступности и открытости;
  • принцип проектирования и построения социокультульной среды в соответствии возрасту детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детский календарь» как средство создания единого образовательного пространства детского сада и семьи

Название проекта: «Детский календарь» (под ред.Т.Н.Дороновой) как средство создания единого образовательного пространства детского сада  и семьи Цель проекта – создание, в рамках социал...

Технологии построения социокультурной среды дошкольной организации

Социокультурная среда образовательного учреждения рассматривается, как совокупность целенаправленно созданных разнообразных условий, обеспечивающих процесс развития и саморазвития базовой культур...

Мастер – класс Тимбилдинг – как средство создания комфортной образовательной среды в коллективе

Мастер – класс Тимбилдинг – как средство создания комфортной образовательной среды в коллективе ...

CОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ВАРИАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАДАЧАМИ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Аннотация. Статья посвящена содержанию и технологии моделирования вариативной образовательной среды в соответствии с задачами комплексного сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоро...

Технологии построения социокультурной среды дошкольной организации для интеллектуального и речевого развития дошкольника

Технологии построениясоциокультурной среды дошкольной организациидля интеллектуального и речевого развития дошкольника...

Создание музейного пространства в ДО. Музей как образовательная среда детского сада.

Создание музейного пространства в ДО. Музей как образовательная среда детского сада....