Технологии построения социокультурной среды дошкольной организации
методическая разработка по развитию речи на тему
Социокультурная среда образовательного учреждения рассматривается, как совокупность целенаправленно созданных разнообразных условий, обеспечивающих процесс развития и саморазвития базовой культуры ребенка, педагогической культуры педагогов и родителей.
Это пространство социокультурного самоопределения ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и предпочтениями (субкультура ребенка), с одной стороны. Но с другой стороны, это и сфера педагогических влияний, т.е. создания педагогических условий для развития и саморазвития личности ребенка, которая определяется как социокультурная среда образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_postroeniya.docx | 39.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологии построения
социокультурной среды дошкольной организации
для интеллектуального и речевого развития дошкольника
методист Волкова О.Н.
Социокультурная среда образовательного учреждения рассматривается, как совокупность целенаправленно созданных разнообразных условий, обеспечивающих процесс развития и саморазвития базовой культуры ребенка, педагогической культуры педагогов и родителей.
Это пространство социокультурного самоопределения ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и предпочтениями (субкультура ребенка), с одной стороны. Но с другой стороны, это и сфера педагогических влияний, т.е. создания педагогических условий для развития и саморазвития личности ребенка, которая определяется как социокультурная среда образовательного учреждения.
Социокультурная среда образовательного учреждения понимается как целостное единство:
- происходящих в ней социокультурных событий, значимых для детей, педагогов, родителей;
- существующих в ней принципов, правил, норм взаимодействия и стиля отношений между детьми, педагогами, родителями;
- предметно-пространственной среды образовательного учреждения.
Основные направления работы в создании и регулировании социокультурного пространства ДО:
- определение воспитательных задач своей деятельности на основе анализа цели воспитания и модели воспитательной системы образовательного учреждения;
- анализ состояния социокультурной среды образовательного учреждения;
- создание программы и плана своей деятельности;
- проведение социокультурных событий (совместные досуги, праздники, выставки-ярмарки и т.п.);
- создание и поддержка определенных принципов, правил, норм взаимодействия и стиля отношений между детьми, педагогами, родителями в ходе подготовки и проведения социокультурных событий;
- поддержка детских инициатив, создание временных творческих коллективов детей, родителей и педагогов для подготовки и проведения социокультурных событий;
- оформление образовательного учреждения.
Социокультурная среда дошкольного учреждения как объект управления
Процесс развития социокультурной среды ДО охватывает собой весь период деятельности ДОУ и по качественной выраженности условно состоит из 4-х этапов:
1) этап возникновения и установления: создание команды, группы актива (инновационной группы) объединенной на основе определенных интересов развития ДО: формирование образа (видения) настоящего и будущего состояния образовательного учреждения, его социокультурной среды, организация "проблематизации" сообщества педагогов, детей и родителей в целях активизации участников к развитию социокультурной среды;
2) этап активного развития: разработка программы (плана) действий по построению модели социокультурной среды образовательного учреждения; обобщение всех идей в общий проект, в план конкретных действий. Организация системы повышения квалификации педагогов и просвещения родителей, системы дел ДО, разнообразных детских, детско-взрослых, педагогических и родительских сообществ;
3) этап формализации: систематизация и обобщение опыта, его трансляция, консервация инновационных процессов, стагнация (возможен не в полном объеме, например, минуя стадии "консервации инновационных процессов", "стагнации");
4) этап преобразования: появление новых носителей идей (изменение позиций прошлых носителей идей и деятельности), возвращение к этапу возникновения и установления (качественно иной уровень развития).
Механизмы развития социокультурной среды: содержательные (управленческие и мотивационные) и технологические (методы развития культурной среды, технологии обучения и воспитания).
Управленческие механизмы (внешние) характеризуют организационно-управленческое (подбор кадров педагогов-инноваторов, организация системы повышения квалификации по данной проблеме, организация коллективного анализа деятельности), научно-методическое (анализ ситуации, разработка проекта, программы развития, плана конкретных действий, "проблематизация" и обучение коллектива), психолого-педагогическое (стимулирование создания разнообразных сообществ и педагогов-инноваторов, поддержка) обеспечение.
К мотивационным механизмам (внутренним) относятся: ценностные ориентации, интересы, готовность к преобразованиям, стимулы активности личности.
Итак, понимание социокультурной среды как совокупности условий, способствующих успешному развитию и саморазвитию личности ребенка, повышению уровня педагогической культуры не только педагогов ДО, но и родителей воспитанников ДО, говорит о необходимости обязательного ее проектирования.
Принципы построения развивающей среды в условиях
дошкольной образовательной организации
В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина и др. разработали Концепцию построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду, в которой определены принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Первоочередное условие личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей — установление контакта между ними. Установлению контакта могут препятствовать принципиально разные позиции, которые занимают воспитатель и ребенок. В рамках авторитарной педагогики воспитатель находится как бы «сверху», или «над», а ребенок — «снизу». Такая позиция воспитателя предполагает диктат и назидание. В отличие от этого личностно-ориентированная позиция педагога — партнерская. Ее можно обозначить как «рядом», «вместе». При этом развивающая среда создает условия для соответствующей физической позиции — общения с ребенком на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Это предполагает стремление воспитателя приблизиться, «спуститься» к позиции ребенка, а также создание условий, при которых ребенок может «подняться» до позиции воспитателя. Для этого подойдет, например, разновысокая мебель, высота которой может легко меняться в зависимости от педагогических задач, так называемая «растущая мебель».
Не менее важно взрослому найти дистанцию для осуществления контакта с ребенком. У каждого человека чувство комфортности при общении с другими связано с субъективным, наиболее удобным, расстоянием. В связи с этим размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место для занятий или самостоятельной активности, достаточно удаленное от других и, наоборот, позволяющее осуществлять более тесные контакты.
2. Принцип активности. В устройстве детского сада заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых. Они становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия — творцами своей личности и своего здорового тела. Это в первую очередь крупномасштабные игровые и дидактические пособия — легкие геометрические модули, обтянутые тканью или кожей, которые легко переставляются в процессе преобразования пространства.
Одна из стен может стать «рисовальной стеной творчества». На ней дети могут рисовать цветными мелками, углем или фломастерами, создавая как индивидуальные, так и коллективные картины.
Для самых маленьких детей (2—4 лет) подойдут живописные коврики со съемными элементами изображений, которые с помощью кнопок, «липучек» или петель с пуговицами могут преобразовываться (бабочка «пересаживается» с травы на цветок, птица «улетает» в небо, дерево перемещается от домика к берегу реки и т. д.). Такие действия ребенка позволяют ему не только преобразовывать окружающую среду, но и способствуют развитию его мелкой моторики.
Важнейшим условием эмоционального самочувствия и настроения детей является освещение. Оно должно быть разнообразным и доступным (электровыключатели располагаются на доступной для ребенка высоте) для преобразования детьми светоцветового дизайна.
Гигиенические комнаты используются не только для реализации режимных моментов, но и для участия детей в «настоящей взрослой» жизни (мытье посуды, другие бытовые операции), а также для непосредственной детской деятельности (купание кукол, другие игры с водой).
3. Принцип стабильности — динамичности развивающей среды. В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач. Это легкие перегородки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся. Это возможность изменения цветовой и звуковой среды. Это вариативное использование предметов (например, мягкие пуфы становятся то детской мебелью, то элементами крупного конструктора). Это и полифункциональное использование помещений (спортивный комплекс «мини-стадион» может быть установлен не только в физкультурном зале, но и в игровой комнате, спальне, раздевалке).
Можно менять «фоны», изменять обстановку до неузнаваемости, наполняя ее эмоционально насыщенным «детским» содержанием: «волшебная», «корабельная» или «марсианская» комнаты; спортивный канат выглядит как «хобот» слона, на стене нарисованы «загадочные растения» и пр.
Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
В детском саду должны быть функциональные помещения, которыми могут пользоваться дети: физкультурные; музыкальные; театральные; лаборатории; «кабинеты» (с книгами, играми, головоломками, диафильмами, слайдами и т. д.); творческие мастерские, конструкторские; прачечные и др. Устройство этих помещений должно создавать разный эмоциональный настрой, т. е. становиться «таинственным», «страшным», «магическим», «волшебным», «фантастическим» и т. д. Иными словами, «пространство» позволяет ребенку не только осваивать истину, но и «уходить» от нее в фантазии и грезы, не только творчески строить, но и разбирать построенное, видеть не только прекрасное, но и безобразное. Важную роль здесь играет устройство как здания, так и участка, а также такие перспективные архитектурные и дизайнерские устройства, как застекленные веранды, балкон, подвесное оборудование — ширмы, экраны, витрины; встроенные и пристроенные шкафы, выдвижные и раздвижные столы и полки и т. п.
4. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого. Среда должна пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и вместе с тем окружающая обстановка должна иметь свойства при необходимости «гасить» такую активность, давать возможность отдохнуть. Это обеспечивается продуманным набором импульсов и стимулов, содержащихся в развивающей среде: недостаток импульсов обедняет и ограничивает развитие ребенка по всем сферам, а перенасыщенная среда с хаотической организацией стимулов дезориентирует его.
Здесь помимо уже обозначенных зон активности уместно вспомнить еще раз о зонах для релаксации (расслабления). Это и «уголки уединения», и уютная комната (уголок) с мягкой мебелью и другими элементами, способствующими отдыху. Желательно, чтобы в детском саду была «гостиная для взрослых», куда имеют свободный доступ и дети. Постоянное эмоциональное напряжение, которое испытывает педагог в своей нелегкой профессиональной деятельности, неизбежно влияет на общий эмоциональный фон его общения с детьми и, следовательно, на их эмоциональное благополучие.
Каждому ребенку в детском саду должно быть обеспечено личное пространство (кроватка со стульчиком и ковриком, шкафчик для хранения личных вещей, принадлежащих только ему, фотографии его семьи и т. д.).
Проект среды учитывает создание условий для формирования и развития полноценного образа «Я». Этому способствует наличие разновеликих зеркал, подвижных зеркал разной кривизны. Эмоциональный комфорт поддерживается и за счет экспонирования детских работ, в котором отводится место каждому воспитаннику независимо от уровня его достижений в рисовании, лепке и т. п.
5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Постижение детьми категории эстетического начинается с «элементарных кирпичиков», своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий, остроумной трактовки образа лаконичными графическими средствами. Поэтому важно разместить в интерьере не громоздкие «классические» произведения живописи (Айвазовского, Шишкина, Сурикова и других авторов, ставших традиционными для украшения детских домов, лагерей, пансионатов и т. д.), а простые, но талантливые этюды, эстампы, абстрактные или полуреальные скульптуры, дающие ребенку представление об основах графического языка и о различных культурах — восточной, европейской, африканской.
Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т. п. Тогда дети (с помощью взрослого) смогут обратить внимание не только на то, что изображено перед ними, но и на то, как это сделано, осваивая начала специфики разных жанров.
6. Принцип открытости — закрытости. Этот принцип представлен в нескольких аспектах.
Открытость Природе — такое построение среды, которое способствует единству Человека и Природы. Это организация «зеленых комнат» — маленьких внутренних двориков, которые могут быть остекленными, с растущими в них растениями — деревьями, кустарниками, травой. Это проживание вместе с детьми домашних животных — кошек, собак, за которыми дети ухаживают.
Открытость Культуре — присутствие элементов настоящей «взрослой» живописи, литературы, музыки.
Открытость Обществу — обстановка детского сада соответствует сути понятия «Мой дом», в котором особыми правами наделены родители.
Открытость своего «Я», собственного внутреннего мира ребенка (см. также принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия).
7. Принцип учета половых и возрастных различий детей. Предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
Таким образом, развивающая среда — это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.
Создания оптимальных психолого-педагогических условий
для полноценного речевого развития детей
Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако, динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. И наше дошкольное отделение - не исключение. В связи с этим перед педагогами встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. С целью поэтапного решения данной проблемы ежегодно в годовой план ДОО включаются задачи речевого развития дошкольников. Решение поставленных задач осуществляется через различные мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей. Согласованность в действиях воспитателей, узких специалистов и родителей помогает поднять качество и эффективность работы по развитию речи дошкольников с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Создание условий для полноценного развития детей предусматривает:
- обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОО;
- целенаправленную деятельность воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
- повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
- создание платных дополнительных услуг по развитию речи детей (гувернерская служба);
- изучение состояния устной речи детей;
- участие родителей в речевом воспитании детей.
Насыщая групповое пространство, педагоги заботятся в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группы оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно-речевого развития детей. Воспитатели и специалисты активно используют технические средства обучения, электронные презентации.
С целью создания эффективной развивающей предметной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах оформлены центры речевой активности. Разработаны определенные требования к их содержанию. Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: картотеки и пособия для проведения артикуляционных гимнастик, комплексы пальчиковых игр, игрушки и игровые пособия для развития правильного речевого дыхания, тематические альбомы, игры для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматически правильного строя речи, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики. В методическом кабинете создан каталог педагогической литературы по теме речевого развития дошкольников, разработаны карты анализа занятий познавательно-речевой направленности, подобран диагностический материал.
Педагоги уделяют большое внимание развитию звуковой культуры речи на совместных специально организованных видах детско-взрослой деятельности. Ежедневное проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики, индивидуальная работа по ЗКР отражается в календарном планировании. На музыкальных занятиях проводится работа над интонационной выразительностью, четкой дикцией, дыханием. Совместно с учителем-логопедом музыкальный руководитель занимается с детьми логоритмикой, с учителем-дефектологом-ритмопластикой.
Немаловажным условием формирования звуковой стороны детской речи является профессионализм педагогов. Воспитатели используют разнообразные методы и приемы, формы работы, стимулирующие речевую активность детей: проблемные ситуации, решение речевых логических задач, мини-эксперименты по логическим задачам, игры-драматизации, скороговорки, чистоговорки, мнемотаблицы и др. Постоянно повышают уровень своего мастерства, изучая статьи журналов “Дошкольное воспитание”, “Дошкольная педагогика”, “Логопед”, “Коррекционная педагогика”, “Обруч” и другие. С целью повышения компетентности педагогов в вопросах речевого развития детей проведен ряд мероприятий, который отражен в годовом плане
Консультации, семинары, семинары-практикумы, круглые столы
Содержание | Срок | Ответственные |
Круглый стол “Диагностика ЗКР детей разных возрастных групп” | Ноябрь | Старший воспитатель, методист, учитель-логопед |
Консультация “Психологические характеристики основных этапов речевого развития ребенка” Семинар-практикум “Система работы по формированию у дошкольников навыков правильного произношения” | Декабрь | Старший воспитатель, методист, учитель-дефектолог
Старший воспитатель, учитель-логопед, педагоги ДО |
Консультация “Работа с детьми по развитию фонематического восприятия” | Февраль | Учитель-логопед |
Открытые просмотры педагогической деятельности
Содержание | Срок | Ответственные |
Организация работы по формированию ЗКР в младшей и средней группах (взаимопосещение) | Декабрь | методист, педагоги ДО |
Открытые моменты в старшей и подготовительной к школе группах по развитию речи и обучению грамоте | Февраль | Старший воспитатель, методист,педагоги ДО, учитель-логопед |
Коллективные мероприятия
Содержание | Срок | Ответственные |
Неделя “Играем со звуками” | Ноябрь | Старший воспитатель, педагоги ДО, учитель-логопед |
Тематический контроль
Содержание | Срок | Ответственные |
“Организация работы по формированию ЗКР в разных возрастных группах” Цель: Анализ создания условий для развития ЗКР в ДОО, выявление лучшего педагогического опыта | Ноябрь | Старший воспитатель, методист, педагоги ДОО, учитель-логопед |
Педагогический совет
Содержание | Срок | Ответственные |
“Формирование ЗКР детей в процессе совместной деятельности детей со взрослым” (по типу КВН “Вспомнить все”) | Март | Старший воспитатель, педагоги ДОО, учитель-логопед |
3.3. Смотры-конкурсы, выставки
Содержание | Срок | Ответственные |
Конкурс на лучшую игру по формированию ЗКР у дошкольников Смотр-конкурс “Организация предметно-развивающей речевой среды в ДОО” | Октябрь Декабрь | Старший воспитатель, педагоги ДОО, учитель-логопед, учитель-дефектолог |
С целью профилактики речевых нарушений в ДОО оганизованы платные дополнительные услуги. Основная цель данного вида деятельности - предупреждение нарушений звукопроизношения и формирование фонематического слуха у дошкольников, а также коррекция в постановке звуков, в том числе и у тех детей, которые не посещают наше дошкольное учреждение. Занятия проводят учитель-логопед и учитель-дефектолог. Необходимым условием для создания единого речевого пространства в ДОО является изучение состояния устной речи дошкольников, которое заключается в проведении воспитателями и специалистами диагностики речевого развития детей. Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое развитие дошкольников, максимально предупредить возможные отклонения в развитии их речи, необходима всесторонняя и тщательная проработка организационно-содержательных аспектов создания условий для полноценного развития речи детей, усиление его превентивных аспектов, использование педагогического потенциала специалистов ДОО и родителей.
Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства в ДОО. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через:
- оформление информационного стенда для родителей о возрастных особенностях детей в холле ДОО и в приемных групп;
- консультации: “Роль родителей в речевом развитии дошкольника”, “Влияние речевых нарушений на формирование личности ребенка” и другие;
- проведение конкурсов: “Лучший чтец”, “Семейная скороговорка” и т.д.;
- индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей, проводимые воспитателями, специалистами;
- консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии;
- практикумы для родителей-показ артикуляционных упражнений для произношения определенных звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.
- показ открытых моментов по развитию речи, дни открытых дверей;
- проведение родительских собраний;
- совместное приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи и т.д.
Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития.
Образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных частей - организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком.
Таким образом, создание оптимальных условий для речевого развития в ДОО обеспечивает непрерывность педагогического воздействия, успех в овладении детьми звуками родного языка.
Литература:
- Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагога детского сада с семьей ребенка//Дошкольное воспитание, 1998, № 6, с. 66-70.
- Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей //Дошкольное воспитание, 2002, № 9, с.52-58
- Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей, как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
- Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития /Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина и другие-М.: Линка-Пресс.-2001.
- Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс в рамках педагогического совета на тему: «Моделирование социокультурной среды образовательной организации в режиме круглосуточного проживания воспитанников» Тема: «Культурные традиции гостеприимства»
Мастер-класс в рамках педагогического совета на тему: «Моделирование социокультурной среды образовательной организации в режиме круглосуточного проживания воспитанников» Тема: Культурные традиции...
Технология построения развивающей среды в ДОУ
Педагогические технологии в ДОУ...
Консультация для воспитателей: "Технология построения развивающей среды а ДОУ"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: "ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ"...
Концепция построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования
Каким мы хотим видеть дошкольное учреждение. Концепция построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования (по Петровскому В.А.)....
Технология построения социокультурного пространства как средство создания вариативной образовательной среды в ДОУ
Актуальность темы заложена в Федеральном Государственном образовательном стандарте (далее ФГОС) дошкольного образования. Одной из задач ФГОС дошкольного образования (далее ДО) является формирование со...
Технологии построения социокультурной среды дошкольной организации для интеллектуального и речевого развития дошкольника
Технологии построениясоциокультурной среды дошкольной организациидля интеллектуального и речевого развития дошкольника...
Семинар-практикум «Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации в соответствии ФГОС ДО»
Семинар-практикум «Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации в соответствии ФГОС ДО»Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ...