Описание опыта работы с одаренными детьми
материал (средняя группа)

Карпенко Оксана Михайловна

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Сегодня разработана и действует президентская программа "Дети России", где есть раздел "Одаренные дети". На государственном уровне выдвигаются задачи выявления и развития одаренных детей, создание различных типов учебных заведений, учитывающих разные потребности, подготовки научных кадров для работы с одаренными детьми. Так исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития.               Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся значительной познавательной активностью.

       Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

         

          Целью моей работы является: создание  условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии с их способностями.

В процессе изучения научно-методической литературы я выяснила, что характерная особенность одаренного ребенка заключается в  двойственности и противоречивости его психологического облика: как правило, в физическом и эмоциональном развитии одаренные дети находятся в пределах своей возрастной нормы, но при этом, значительно превосходят сверстников в интеллектуальном и нравственном отношении, что зачастую приводит к развитию у одаренных детей многих серьезных социально-психологических проблем.

           Выявление одаренных детей - задача достаточно трудная для педагога.

Я выявляю одаренных детей различными путями. Работу с одаренными детьми  провожу с привлечением игровой мотивации, позволяющей осмысливать ситуации, создаю проблемные ситуации, предлагаю задачи и загадки. Самый простой и доступный способ  — это наблюдение. Результаты наблюдения могут быть использованы при заполнении специальных анкет, разрабатываемых для родителей и воспитателей.

  Моя работа включала несколько направлений:

  • работа непосредственно с детьми (наблюдение, отбор детей с высокими способностями; выявление их индивидуальных особенностей для обеспечения условий обучения, позволяющих максимально реализовать имеющийся потенциал на каждом возрастном этапе)
  • работа с семьей (обсуждение, собеседование, анкетирование родителей и т.д.)
  • работа со специалистами ДОО (обсуждение, собеседование, разработка принципов взаимодействия и т.д.).

В результате проведенного исследования я пришла к выводу: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей – в среднем не более 1% от общей численности детей в группе, их я и отнесла к категории «одаренные». Среди моих воспитанников (20 детей) незаурядные результаты демонстрируют – 3 человека (15 %)

 

Выявление одаренных детей я провожу уже в средней группе детского сада на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями.

Формы  моей работы: 

 

  • работа в парах, в малых группах,
  • спортивные соревнования,
  • конкурсы – выставки детского творчества разной тематики;
  • музыкальные мероприятия,
  • творческие задания; 
  • игры.

Методы работы:

  • беседы,
  • наблюдения,
  • тестирования,
  • анкетирование.

Эти методы  дают возможность выбрать подходящие виды работы с одаренными детьми.

Для выявления особенностей основных компонентов детской одарённости я использую следующие методики:

  1. Методика «Последовательность картинок» применяется для оценки способностей ребёнка в области логического мышления.Ребёнку для решения предлагаются три задачи (первая - вводная), в которой требуется выложить последовательность из 5 картинок с соблюдением причинно - следственных связей, изображённых на этих картинках.
  2. Методика Елиса Пола Торренса методика «Дорисовывание фигур» направлена на оценку способностей дошкольника в области продуктивного воображения. Ребёнку предлагается последовательно 10 карточек, на каждой из которых изображена фигура неопределённой формы. Ребёнок должен дорисовать каждую фигуру так, чтобы получилась какая- нибудь картина. Предлагаю вам пройти тест по этой методике.
  3. Методика «Вопросы к картинкам» (модифицированный вариант методики Е. Торренса) направлена на выявление познавательной активности. Детям последовательно показывают сюжетные картинки и просят их придумать вопросы, которые можно задать о том, что нарисовано на этих картинках. Методика позволяет выявить творческую инициативу, которая отражается в содержании вопросов.

        

В заключении я  хочу сказать такие слова: «Каждый педагог должен помнить: цели, которые вы ставите в развитии способностей одаренных детей, - реальны. Главное - верьте и действуйте».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_opyta_raboty_s_odarennymi_detmi.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Описание опыта  работы с одаренными детьми

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Сегодня разработана и действует президентская программа "Дети России", где есть раздел "Одаренные дети". На государственном уровне выдвигаются задачи выявления и развития одаренных детей, создание различных типов учебных заведений, учитывающих разные потребности, подготовки научных кадров для работы с одаренными детьми. Так исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития.               Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся значительной познавательной активностью.

       Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

         

          Целью моей работы является: создание  условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии с их способностями.

В процессе изучения научно-методической литературы я выяснила, что характерная особенность одаренного ребенка заключается в  двойственности и противоречивости его психологического облика: как правило, в физическом и эмоциональном развитии одаренные дети находятся в пределах своей возрастной нормы, но при этом, значительно превосходят сверстников в интеллектуальном и нравственном отношении, что зачастую приводит к развитию у одаренных детей многих серьезных социально-психологических проблем.

           Выявление одаренных детей - задача достаточно трудная для педагога.

Я выявляю одаренных детей различными путями. Работу с одаренными детьми  провожу с привлечением игровой мотивации, позволяющей осмысливать ситуации, создаю проблемные ситуации, предлагаю задачи и загадки. Самый простой и доступный способ  — это наблюдение. Результаты наблюдения могут быть использованы при заполнении специальных анкет, разрабатываемых для родителей и воспитателей. 

  Моя работа включала несколько направлений:

  • работа непосредственно с детьми (наблюдение, отбор детей с высокими способностями; выявление их индивидуальных особенностей для обеспечения условий обучения, позволяющих максимально реализовать имеющийся потенциал на каждом возрастном этапе)
  • работа с семьей (обсуждение, собеседование, анкетирование родителей и т.д.)
  • работа со специалистами ДОО (обсуждение, собеседование, разработка принципов взаимодействия и т.д.).

В результате проведенного исследования я пришла к выводу: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей – в среднем не более 1% от общей численности детей в группе, их я и отнесла к категории «одаренные». Среди моих воспитанников (20 детей) незаурядные результаты демонстрируют – 3 человека (15 %)

Выявление одаренных детей я провожу уже в средней группе детского сада на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями.

Формы  моей работы: 

  • работа в парах, в малых группах,
  • спортивные соревнования,
  • конкурсы – выставки детского творчества разной тематики;
  • музыкальные мероприятия,
  • творческие задания; 
  • игры.

Методы работы:

  • беседы,
  • наблюдения,
  • тестирования,
  • анкетирование.

Эти методы  дают возможность выбрать подходящие виды работы с одаренными детьми.

Для выявления особенностей основных компонентов детской одарённости я использую следующие методики:

  1. Методика «Последовательность картинок» применяется для оценки способностей ребёнка в области логического мышления.Ребёнку для решения предлагаются три задачи (первая - вводная), в которой требуется выложить последовательность из 5 картинок с соблюдением причинно - следственных связей, изображённых на этих картинках.
  2. Методика Елиса Пола Торренса методика «Дорисовывание фигур» направлена на оценку способностей дошкольника в области продуктивного воображения. Ребёнку предлагается последовательно 10 карточек, на каждой из которых изображена фигура неопределённой формы. Ребёнок должен дорисовать каждую фигуру так, чтобы получилась какая- нибудь картина. Предлагаю вам пройти тест по этой методике.
  3. Методика «Вопросы к картинкам» (модифицированный вариант методики Е. Торренса) направлена на выявление познавательной активности. Детям последовательно показывают сюжетные картинки и просят их придумать вопросы, которые можно задать о том, что нарисовано на этих картинках. Методика позволяет выявить творческую инициативу, которая отражается в содержании вопросов.

         

В заключении я  хочу сказать такие слова: «Каждый педагог должен помнить: цели, которые вы ставите в развитии способностей одаренных детей, - реальны. Главное - верьте и действуйте».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями.

Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....

Консультация для воспитателей "Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями"

Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....

семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...

Конспект НОД в форме интеллектуальной игры «В гостях у сказки» к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми»

Конспект НОД  в форме интеллектуальной  игры «В гостях у сказки»  к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми». Даное НОД  помогает закрепл...

Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 2. Музыкальность как признак одаренности

1. Музыкальные способности, их характеристика2. Основные музыкальные способности детей дошкольного возраста3. Условия развития музыкальных способностей в дошкольном возрастеПрактическое зада...

Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 3. Формы организации работы с музыкально одаренными детьми

1. Педагогическая поддержка одаренного ребенка.2. Содержание индивидуальной работы с одаренными детьми.3. Диагностика музыкальных способностей и одаренности.Практическое задание: Р...