Главные вкладки

    Описание опыта работы с одаренными детьми
    материал (средняя группа)

    Карпенко Оксана Михайловна

    Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Сегодня разработана и действует президентская программа "Дети России", где есть раздел "Одаренные дети". На государственном уровне выдвигаются задачи выявления и развития одаренных детей, создание различных типов учебных заведений, учитывающих разные потребности, подготовки научных кадров для работы с одаренными детьми. Так исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития.               Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся значительной познавательной активностью.

           Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

             

              Целью моей работы является: создание  условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии с их способностями.

    В процессе изучения научно-методической литературы я выяснила, что характерная особенность одаренного ребенка заключается в  двойственности и противоречивости его психологического облика: как правило, в физическом и эмоциональном развитии одаренные дети находятся в пределах своей возрастной нормы, но при этом, значительно превосходят сверстников в интеллектуальном и нравственном отношении, что зачастую приводит к развитию у одаренных детей многих серьезных социально-психологических проблем.

               Выявление одаренных детей - задача достаточно трудная для педагога.

    Я выявляю одаренных детей различными путями. Работу с одаренными детьми  провожу с привлечением игровой мотивации, позволяющей осмысливать ситуации, создаю проблемные ситуации, предлагаю задачи и загадки. Самый простой и доступный способ  — это наблюдение. Результаты наблюдения могут быть использованы при заполнении специальных анкет, разрабатываемых для родителей и воспитателей.

      Моя работа включала несколько направлений:

    • работа непосредственно с детьми (наблюдение, отбор детей с высокими способностями; выявление их индивидуальных особенностей для обеспечения условий обучения, позволяющих максимально реализовать имеющийся потенциал на каждом возрастном этапе)
    • работа с семьей (обсуждение, собеседование, анкетирование родителей и т.д.)
    • работа со специалистами ДОО (обсуждение, собеседование, разработка принципов взаимодействия и т.д.).

    В результате проведенного исследования я пришла к выводу: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей – в среднем не более 1% от общей численности детей в группе, их я и отнесла к категории «одаренные». Среди моих воспитанников (20 детей) незаурядные результаты демонстрируют – 3 человека (15 %)

     

    Выявление одаренных детей я провожу уже в средней группе детского сада на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями.

    Формы  моей работы: 

     

    • работа в парах, в малых группах,
    • спортивные соревнования,
    • конкурсы – выставки детского творчества разной тематики;
    • музыкальные мероприятия,
    • творческие задания; 
    • игры.

    Методы работы:

    • беседы,
    • наблюдения,
    • тестирования,
    • анкетирование.

    Эти методы  дают возможность выбрать подходящие виды работы с одаренными детьми.

    Для выявления особенностей основных компонентов детской одарённости я использую следующие методики:

    1. Методика «Последовательность картинок» применяется для оценки способностей ребёнка в области логического мышления.Ребёнку для решения предлагаются три задачи (первая - вводная), в которой требуется выложить последовательность из 5 картинок с соблюдением причинно - следственных связей, изображённых на этих картинках.
    2. Методика Елиса Пола Торренса методика «Дорисовывание фигур» направлена на оценку способностей дошкольника в области продуктивного воображения. Ребёнку предлагается последовательно 10 карточек, на каждой из которых изображена фигура неопределённой формы. Ребёнок должен дорисовать каждую фигуру так, чтобы получилась какая- нибудь картина. Предлагаю вам пройти тест по этой методике.
    3. Методика «Вопросы к картинкам» (модифицированный вариант методики Е. Торренса) направлена на выявление познавательной активности. Детям последовательно показывают сюжетные картинки и просят их придумать вопросы, которые можно задать о том, что нарисовано на этих картинках. Методика позволяет выявить творческую инициативу, которая отражается в содержании вопросов.

            

    В заключении я  хочу сказать такие слова: «Каждый педагог должен помнить: цели, которые вы ставите в развитии способностей одаренных детей, - реальны. Главное - верьте и действуйте».

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon opisanie_opyta_raboty_s_odarennymi_detmi.doc39.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Описание опыта  работы с одаренными детьми

    Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Сегодня разработана и действует президентская программа "Дети России", где есть раздел "Одаренные дети". На государственном уровне выдвигаются задачи выявления и развития одаренных детей, создание различных типов учебных заведений, учитывающих разные потребности, подготовки научных кадров для работы с одаренными детьми. Так исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития.               Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся значительной познавательной активностью.

           Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

             

              Целью моей работы является: создание  условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии с их способностями.

    В процессе изучения научно-методической литературы я выяснила, что характерная особенность одаренного ребенка заключается в  двойственности и противоречивости его психологического облика: как правило, в физическом и эмоциональном развитии одаренные дети находятся в пределах своей возрастной нормы, но при этом, значительно превосходят сверстников в интеллектуальном и нравственном отношении, что зачастую приводит к развитию у одаренных детей многих серьезных социально-психологических проблем.

               Выявление одаренных детей - задача достаточно трудная для педагога.

    Я выявляю одаренных детей различными путями. Работу с одаренными детьми  провожу с привлечением игровой мотивации, позволяющей осмысливать ситуации, создаю проблемные ситуации, предлагаю задачи и загадки. Самый простой и доступный способ  — это наблюдение. Результаты наблюдения могут быть использованы при заполнении специальных анкет, разрабатываемых для родителей и воспитателей. 

      Моя работа включала несколько направлений:

    • работа непосредственно с детьми (наблюдение, отбор детей с высокими способностями; выявление их индивидуальных особенностей для обеспечения условий обучения, позволяющих максимально реализовать имеющийся потенциал на каждом возрастном этапе)
    • работа с семьей (обсуждение, собеседование, анкетирование родителей и т.д.)
    • работа со специалистами ДОО (обсуждение, собеседование, разработка принципов взаимодействия и т.д.).

    В результате проведенного исследования я пришла к выводу: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей – в среднем не более 1% от общей численности детей в группе, их я и отнесла к категории «одаренные». Среди моих воспитанников (20 детей) незаурядные результаты демонстрируют – 3 человека (15 %)

    Выявление одаренных детей я провожу уже в средней группе детского сада на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями.

    Формы  моей работы: 

    • работа в парах, в малых группах,
    • спортивные соревнования,
    • конкурсы – выставки детского творчества разной тематики;
    • музыкальные мероприятия,
    • творческие задания; 
    • игры.

    Методы работы:

    • беседы,
    • наблюдения,
    • тестирования,
    • анкетирование.

    Эти методы  дают возможность выбрать подходящие виды работы с одаренными детьми.

    Для выявления особенностей основных компонентов детской одарённости я использую следующие методики:

    1. Методика «Последовательность картинок» применяется для оценки способностей ребёнка в области логического мышления.Ребёнку для решения предлагаются три задачи (первая - вводная), в которой требуется выложить последовательность из 5 картинок с соблюдением причинно - следственных связей, изображённых на этих картинках.
    2. Методика Елиса Пола Торренса методика «Дорисовывание фигур» направлена на оценку способностей дошкольника в области продуктивного воображения. Ребёнку предлагается последовательно 10 карточек, на каждой из которых изображена фигура неопределённой формы. Ребёнок должен дорисовать каждую фигуру так, чтобы получилась какая- нибудь картина. Предлагаю вам пройти тест по этой методике.
    3. Методика «Вопросы к картинкам» (модифицированный вариант методики Е. Торренса) направлена на выявление познавательной активности. Детям последовательно показывают сюжетные картинки и просят их придумать вопросы, которые можно задать о том, что нарисовано на этих картинках. Методика позволяет выявить творческую инициативу, которая отражается в содержании вопросов.

             

    В заключении я  хочу сказать такие слова: «Каждый педагог должен помнить: цели, которые вы ставите в развитии способностей одаренных детей, - реальны. Главное - верьте и действуйте».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Описание проведения опытов с детьми старшего дошкольного возраста

    Описание проведения опытовс детьми старшего дошкольного возраста...

    Консультация для воспитателей. Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями.

    Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....

    Консультация для воспитателей "Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями"

    Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....

    семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»

    Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...

    Конспект НОД в форме интеллектуальной игры «В гостях у сказки» к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми»

    Конспект НОД  в форме интеллектуальной  игры «В гостях у сказки»  к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми». Даное НОД  помогает закрепл...

    Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 2. Музыкальность как признак одаренности

    1. Музыкальные способности, их характеристика2. Основные музыкальные способности детей дошкольного возраста3. Условия развития музыкальных способностей в дошкольном возрастеПрактическое зада...

    Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 3. Формы организации работы с музыкально одаренными детьми

    1. Педагогическая поддержка одаренного ребенка.2. Содержание индивидуальной работы с одаренными детьми.3. Диагностика музыкальных способностей и одаренности.Практическое задание: Р...