Зрительные игры
картотека (средняя группа)

Муллаянова Римма Римовна

Активизация, стимулирование, улучшение различных зрительных функций, психического здоровья ребенка, формирование навыков самокоррекции; обогащение и активизация словаря, развитие грамматических компонентов языка и связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zritelnye_igry.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Зрительные игры по лексическим темам.

Задача.

Цель. Активизация, стимулирование, улучшение различных зрительных функций, психического здоровья ребенка, формирование навыков самокоррекции; обогащение и активизация словаря, развитие грамматических компонентов языка и связной речи.

        Зрительные игры комплексно воздействуют на развитие речи, пространственной ориентировке и физическому совершенствованию детей. Обязательно проведение зрительных игр в сочетании с двигательной активностью.

        Комплексы зрительных упражнений систематизированы по лексическим темам, что позволяет педагогам достаточно легко подбирать их к содержанию деятельности.

Темы: «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Ягоды»

«Ослик»

Ослик ходит, выбирает,

Что сначала съесть не знает

Наверху созрела слива,

А внизу растет крапива,

Слева – свекла, справа – брюква,

Слева – тыква, справа – клюква,

Снизу – свежая трава,

Сверху – сочная ботва.

Закружилась голова,

Кружится в глазах листва,

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю лег.

И. Лопухина

(дети вытягивают вперед указательный палец правой руки, свободно перемещают его и следят глазами)

(посмотреть наверх)

(посмотреть вниз)

(движения глазами влево-вправо)

(посмотреть вниз)

(посмотреть вверх)

(круговые движения глазами)

(закрыть глаза)

«Наша грядка»

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем овощи искать.

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Там редиска, там салат,

Наша грядка просто клад.

(круговые движения глазами)

(посмотреть вниз)

(влево – вправо)

(поморгать глазами)

«Опята»

Посмотри-ка вокруг:

Сколько опят!

Шляпки грибов,

Как монетки горят,

От шляпок рябит

В глазах у ребят.

(движения глазами вправо-влево)

(дети смотрят вдаль)

(часто поморгать глазками)

«Фруктовая загадка»

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем фрукты мы считать.

Перед нами лежит груша,

Сочная, но нельзя скушать

Слева на столе –лимон –

Фруктовый господин – барон,

Справа – яблоко в корзине.

Его купили в магазине.

Ну а снизу – апельсин, на полу лежит один.

Сколько фруктов, посчитали?

Четыре фрукта – угадали!

(дети смотрят перед собой)

(дети смотрят влево)

(дети смотрят вправо)

(дети смотрят вниз)

«По ягоды»

Справа зреет земляника,

Слева – сладкая черника.

Справа – красная брусника,

Слева спеет ежевика.

Ягоды все соберем,

Отдохнем,

Домой пойдем.

(движения глазами вправо-влево)

(сомкнуть веки обоих глаз на 3-5 секунд, повторить 6-8 раз)

«Рябина»

Гроздья рябины

 на солнце горят,

Рябит от рябины

в глазах у ребят.

(плотно закрывать и широко открывать глаза 5-6 раз подряд с интервалом 30 секунд)

(в течение 3 секунд посмотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдохнуть, повторить 3 раза)

«Лесные ягоды»

Собираем землянику,

Ищем вкусную чернику,

Голубику, костянику,

Кисловатую бруснику.

(по заданному педагогом направлению дети

 перемещают взгляд)

Тема «Животные»

«Мишка»

Вот стоит большая елка,

Вот такой высоты.

У нее большие ветки

Вот такой ширины.

Есть на елке даже шишки.

А внизу – берлога мишки

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу.

(движения глазами снизу вверх)

(движения глазами слева-направо)

(посмотреть вверх)

(движения глазами вниз)

(прикрыть глаза)

«Васька»

Ходит Васька беленький,

Хвост у Васьки серенький,

Только мыши заскребут,

Чуткий Васька тут как тут,

Когти расправляются,

Глазки закрываются.

Васька мышек сторожит,

Притворился, будто спит.

(движения глазами влево-вправо)

(указательные пальцы обеих рук поднести к внешним уголкам глаз и потянуть их, чтобы глаза сузились в щелочку, одновременно часто моргая)

(опустить руки, расслабиться на 2-3 секунды)

«Однажды в лесу»

Как-то осенью в лесу

 висела шишка

у всех на виду.

Шишка на всех глядела

И тихонечко висела.

Лось сказал, что низко,

А зайчонок – высоко,

Белочка сказала – близко,

А ежонок – далеко.

(смотреть на указательный палец вытянутой руки)

(движения глазами вниз)

(движения глазами вверх)

(движения глазами на кончик носа)

(движения глазами вдаль)

«Медвежонок»

Медвежонок потянулся

Раз – направо посмотрел

Два – налево посмотрел.

Лапы в стороны развел,

Меда видно не нашел.

А. Гриднева

(движения глазами вверх)

(направо)

(налево)

(смотрят вдаль и разводят руками)

(закрывают глаза)

«Три медведя»

Три медведя шли домой.

Папа был большой-большой.

Мама с ним поменьше ростом,

А сынок малютка просто.

(движения глазами вверх)

(движения глазами вперед)

(смотрят вниз)

«Медведь»

Сел медведь на бревнышко,

Стал глядеть на солнышко.

- Не гляди на свет, медведь!

Глазки могут заболеть!

(сидя на стуле, поднимают голову вверх и водят глазами вправо-влево в ритме стих-я)

(прикрывают глаза ладонями)

Тема «Цветы»

«Бутончики»

Каждый бутончик

Склониться бы рад

Влево и вправо

Вперед и назад.

От ветра и зноя бутончики эти

Спрятались живо

В цветочном букете.

 

(движения глазами влево-вправо)

(посмотреть вдаль и на кончик носа)

(сомкнуть веки)

«Душистые цветы»

На горе мы видим дом,

Много зелени кругом,

Вот деревья, вот кусты,

Вот – душистые цветы.

(поднять глаза вверх)

(круговые движения глазами)

(посмотреть вправо-влево)

(посмотреть вперед)

Тема «Осень»

«Осенний лес»

Вот стоит осенний лес!

В нем много сказок и чудес!

Слева – сосны, справа – дуб,

Дятел сверху, тук да тук.

Глазки ты закрой-открой

И скорей бегом домой!

(круговые движения глазами)

(движения глазами влево-вправо)

(движения глазами вверх-вниз)

(движения глазами по тексту)

«Осень»

Осень! Осыпается весь наш бедный сад…

Листья пожелтелые

по ветру летят.

Лишь вдали красуются там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

А. Толстой

(движения глазами вверх-вниз)

(круговые движения глазами влево и вправо)

(посмотреть вдаль)

(закрыть глазки)

«Листопад»

Листопад, листопад, листья желтые летят,

Желтый клен, желтый бук,

Желтый в небе солнца круг,

Желтый двор, желтый дом

Вся земля желта кругом.

Ю. Вакуленко

(движения глазами вверх-вниз)

(движения глазами вправо-влево)

(движение глазами вверх, по кругу)

(движения глазами вниз, вдаль)

(движение глазами по кругу)

Тема «Зима»

«Снег - снежок»

Снег-снежок, снег-снежок

По дорожке стелется.

Снег-снежок, снег-снежок,

Белая метелица.

Снег-снежок, снег-снежок,

Замело дорожки.

Снег-снежок, снег-снежок,

Тает на ладошке.

(частое моргание глазами)

(движения глазами влево-вправо)

(частое моргание глазами)

(круговые движения глазами)

(частое моргание глазами)

(посмотреть вдаль)

(частое моргание глазами)

(посмотреть на ладошку)

Тема «Весна»

«Весна»

Весна, весна! пришла весна!

Тепло на крыльях принесла.

И вот на самом солнцепеке

С поднятой гордо головой

Расцвел подснежник голубой.

В. Ковалько

(потереть ладошки друг о друга и прикрыть ими сомкнутые глазки)

(широко открыть глаза)

(поморгать глазками)

Тема «Птицы»

«Петушок»

Перед нами петушок –

Он с земли зерно клюет.

Слева – курица идет,

Справа – уточка плывет

Сверху солнце ярко светит,

Согревает всех на свете

(посмотреть вдаль)

(посмотреть вниз)

(посмотреть влево)

(посмотреть вправо)

(посмотреть вверх)

(быстро-быстро поморгать глазами)

«Жаворонок»

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в вышине.

Спрятал песенку в траве.

Тот, кто песенку найдет,

Будет счастлив круглый год.

(движения глазами вверх)

(движения глазами вниз)

(частое моргание глазами)

«Кукушка»

Летела кукушка мимо сада,

Поклевала всю рассаду.

И кричала: «Ку-ку-мак,

Раскрывай один кулак!»

Ты, кукушка, не кричи,

И немножко помолчи.

(дети вытягивают вперед правую руку и фиксируют взгляд на указательном пальце)

(двигают рукой вправо-влево, прослеживая движения взглядом)

(прослеживают движение пальца вверх-вниз)

(закрывают глаза ладонями)

Тема «Транспорт»

«В городе»

По городу автобусы и трамваи идут

Их по маршрутам водители ведут.

Поедут направо, налево, кругом

Свободны машины и ночью, и днем.

(круговые движения глазами)

(движения глазами влево, вправо)

(похлопать глазками)

«Машины»

По городу мчатся с утра и до ночи

Машины всех марок, красивые очень,

Поедут направо, налево, кругом,

Свободны машины и ночью, и днем.

Н. Нищева

(движения глазами по кругу)

(движения глазами направо, налево, кругом)

(дети закрывают глаза – открывают)

«На луну»

Старших всех мы уважаем,

Младших мы не обижаем.

Мы гуляем и читаем,

На луну слетать мечтаем.

А. Гриднева

(посмотреть вверх)

(посмотреть вниз)

(движения глазами направо-налево)

(посмотреть вверх)

«Ракета»

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

Посмотри вверх, вниз, вперед.

Отправляемся в полет!

(выполнять движения глазами по тексту стихотворения)

«Самолет»

Пролетает самолет.

С ним собрался я в полет.

Правое крыло отвел-

Посмотрел,

Левое крыло отвел –

Поглядел.

Я мотор завожу

И внимательно гляжу.

Поднимаюсь ввысь, лечу

Возвращаться не хочу!

(движения глазами вверх)

(движения глазами вправо)

(движения глазами влево)

(круговые движения глазами)

(движения глазами вверх)

Тема «Игрушки»

«Игрушки»

Посмотрите, в магазине

Все игрушки  на витрине:

Заводные зайчики,

Куколки и мячики,

Пушистые котята,

Матрешки, медвежата.

Все на полочках сидят,

Поиграть они хотят.

(движения глазами влево-вправо, вверх-вниз за указкой)

(сомкнуть веки)

«Юла»

Как юла я весела,

Я забыла про дела.

Стала я кружиться,

Не могу остановиться.

С. Левина

С. Тукачева

(круговые движения глазами)

Тема «Насекомые»

«Насекомые»

Посмотри-ка на ребят,

Теперь на небо – там птички летят,

Внизу, по травке, жук ползет,

А слева – деревце растет,

Направо – алые цветы,

Закрыв глаза, понюхай ты.

Над ними бабочка кружит,

С ней рядом шмель большой жужжит.

(бросить взгляд вперед)

(движения глазами вверх)

(движения глазами вниз)

(влево)

(вправо)

(закрыть глаза, потом открыть)

(влево)

(вправо)

«Две бабочки»

Две бабочки летели

Друг на друга посмотрели,

И к цветочку вместе полетели.

(быстро моргать глазками)

(посмотреть на кончик носа)

(движения глазами влево-вправо)

«Бабочки»

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Раз – два – три – четыре –

Полетели, закружились.

(широко открывать и закрывать глаза)

(дети смотрят вдаль)

(выполнять круговые движения глазами)

(часто моргать глазками, затем закрыть глаза)

«Жук»

На лужайке по ромашкам

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

На ромашки погляжу.

Я на тучке покачаюсь

И на землю опускаюсь.

(движения глазами вправо-влево)

(движения глазами вверх-вниз)

(круговые движения глазами)

(прикрыть веки)

«Пчела»

Я пчела!

С утра жужжу,

Цветы бужу,

Кружу, гужу

И мед вожу.

(движения глазами влево-вправо, вверх-вниз)

(круговые движения глазами)

«Стрекоза»

Вот какая стрекоза,

Как горошины глаза!

А сама, как вертолет,

Влево, вправо,

Назад и вперед.

В. Ковалько

(круговые движения глазами)

(круговые движения глазами в другую сторону)

(влево, вправо)

(посмотреть вдаль и на кончик носа)

Тема «Лес»

«Прогулка»

Собираемся мы в лес,

Там деревьев много есть.

Вдалеке мелькает степь,

И вблизь надо посмотреть,

Оглянемся мы вокруг,

Иди рядом со мной, друг!

По дороге мы идем

Песню звонкую поем.

Слева – ягоды растут,

Справа – ландыши цветут,

Сверху – неба синева,

А внизу растет трава.

А теперь пора домой,

Загулялись мы с тобой.

(дети смотрят вдаль)

(дети смотрят перед собой)

(круговые движения глазами вправо)

(круговые движения глазами влево)

(движения глазами влево)

(движения глазами вправо)

(движения глазами вверх)

(движения глазами вниз)

«Косари»

Тишина стоит вокруг.

Вышли косари на луг

Взмах косой туда-сюда

Делай раз и делай два!

(глаза закрыты)

(широко открыть глаза)

(движения глаз слева-направо)

«Солнышко встает»

Вот как солнышко встает,

Выше, выше, выше,

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже.

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеется.

А под солнышком нам

Хорошо живется.

(движения глазами вверх)

(движения глазами вниз)

(дети часто моргают глазами)

(дети широко открывают, а потом закрывают глаза)

«Мечта»

Давайте с вами помечтаем.

Глаза закроем и представим:

Как по лесу мы гуляем,

Грибы и шишки собираем.

Слева – ягоды цветут,

А справа здесь грибы растут.

Снизу – шишки, да трава,

А сверху – неба синева.

Открывайте, дети, глазки,

Вот и вышли мы из сказки.

(дети закрывают глаза)

(круговые движения глазами)

(движения глазами влево)

(движения глазами вправо)

(движения глазами вниз)

(движения глазами вверх)

(открыть глаза)

Тема «Деревья»

«Клен»

Ветер тихо клен качает,

Влево – вправо наклоняет,

Ветер дует – задувает,

Листья с дерева срывает.

(движения глазами влево-вправо)

(движения глазами вверх-вниз)

(быстро поморгать глазами)

«Липы»

Вот полянка, а вокруг

Липы выстроились в круг

Липы кронами шумят,

Ветры в их листве гудят,

Вниз верхушки пригибают,

И качают их, качают…

(колебательные движения глазами справа налево, затем слева направо)

(дети совершают движения глазами вверх-вниз, вниз-вверх)

Тема «Природа»

«Сосулька»

Любопытная Варвара

Смотрит влево,

Смотрит вправо,

Смотрит вверх,

Смотрит вниз.

Чуть присела на карниз,

А с него свалилась вниз!

(дети выполняют движения глазами по тексту)

(посмотреть на кончик носа)

(посмотреть вниз)

Тема «Части тела»

«Будь здоров!»

Чтобы глазки зорче были, и в очках чтоб не ходить.

Эти нужные движенья предлагаю повторить.

Вдаль посмотрим и под ножки.

Влево, вправо побыстрей.

Удивился – что такое?

И закроем их скорей.

А теперь вращай по кругу,

Словно стрелочка часов.

Открывай глаза. И снова

 на занятье. Будь здоров!

(движения глазами по тексту стих-я)

«Треугольник»

Рисуй глазами треугольник,

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

Ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально,

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы наконец.

Зарядка окончилась.

Ты молодец!

В. Ковалько

(дети представляют внешний вид геометрических фигур по тексту)

Тема «Наш дом»

«Наш дом»

Это наш уютный дом

Всей семьей мы в нем живем!

Посмотри-ка вверх, дружок,

Ты увидишь потолок.

Белый-белый он на вид –

Белой краскою покрыт.

На полу лежит ковер,

Как красив на нем узор!

Видишь голубой плафон?

Он висит под потолком.

На полу стол, стулья, кресло –

В нашем доме интересно!

Видишь, вешалка висит,

У стены диван стоит,

Смотри прямо – там буфет,

Много сладких в нем конфет.

Дальше – кухня, в ней – кладовка,

Мышка там живет, плутовка.

Принесем мы мышке сыр,

Пусть она устроит пир.

Давайте представим, как она от неожиданности начнет часто моргать своими бусинками-глазами.

Для начала мы с тобой

Повращаем головой.

Оборот и оборот,

А потом наоборот.

Поднимаем глазки вверх,

Плавно опускаем вниз,

Снова посмотри наверх,

Ну, дружочек, не ленись.

Посмотри-ка влево-вправо –

Это легкая забава.

Нам известно всем давно –

Там стена, а там окно.

А теперь смотрите вместе

Вы на доску. Интересно?

Отдых кончен наш ребята,

Продолжается игра.

(круговые движения глазами)

(движение глазами вверх)

(посмотреть вниз)

(движение глазами вверх)

(движение глазами вниз)

(движения глазами направо-налево)

(посмотреть на кончик носа)

(закрыть глаза и несколько секунд подумать о чем-нибудь приятном, расслабиться в течении2-3 сек)

(частое моргание глазами 5-10 раз)

(вращение головой в стороны)

(движение глазами вверх)

(движение глазами вниз)

(движение глазами вверх)

(движение глазами направо-налево)

(движение глазами направо-налево)

(движение глазами прямо перед собой на предмет на доске)

Литература.

  1. Научно-методический журнал «Логопед в детском саду» №8(33), 2008

Лапп Е.А., к.п.н.,доцент кафедры специальной педагогики и психологии ВГПУ г.Волгоград,  «Зрительная гимнастика на занятиях учителя-логопеда», с.17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, способствующие развитию зрительных функций и зрительного восприятия

Представлены игры, которые помогут в развитии зрительных функций и зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения...

Игра-упражнение для предотвращения зрительного (зрительно-психогенного и зрительно-вегетативного) утомления у детей «Пальчик-мальчик»

Профилактика зрительного утомления и близорукостиИгру-упражнение могут использовать воспитатели и логопеды детских садов на своих занятиях для предотвращения зрительного (зрительно-психогенного и зрит...

Коррекционная работа с дошкольниками с тяжёлой зрительной патологией. Дидактические игры для коррекции: слухового, зрительного, тактильного восприятия; произвольного внимания; мнестической деятельности; наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-

Коррекционно-развивающая работа осуществляется в двух направлениях: специальные занятия по развитию зрительного восприятия и организация развивающих игр и упражнений на различных общеобразовательных з...

ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ И ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Уважаемые родители, дома, играя с детьми, вы можете решать сразу несколько задач – общение с детьми и развитие их зрения....

Играем, играем, играем, зрительное и слуховое внимание и память развиваем.

Играем, играем, играем, зрительное и слуховое внимание и память развиваем....

«Использование игр-головоломок «Танграм», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Листик» и Др. для совершенствования зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти и комбинаторики»

žВ своей работе мы часто используем игры-головоломки. Это логические упражнения и задачи по нахождению пропущенной фигуры, нахождение ряда фигур, поиск недостающей фигуры в ряду, знаков  и др. Эт...

Тифлопедагог рекомендует. Игры, способствующие развитию зрительных функций и зрительного восприятия

Представлены игры, в которые ребенок и родитель могут поиграть дома....