Главные вкладки

    Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
    материал

    Кравчук Анастасия Андреевна

    Диагностика музыкальных способностей детей от 3 до 7 лет

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabota_po_vyyavleniyu.doc169 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

    ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ

     

    Диагностика музыкальных способностей проводится 2 раза в год, с проведением диагностических срезов развития. Для каждой возрастной группы определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей.

    Результаты обследования заносятся в графы диагностических карт.

    Диагностика проводиться в течение нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняют небольшими группами, а некоторые – индивидуально.

    Диагностика проводится на программном материале.

    Цель:

    Обследование проводится для выявления у детей трёх основных музыкальных способностей:

    - ладового чувства,

    - музыкально – слуховых представлений,

    - чувства ритма,

    - организации коррекционной работы в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.

    Метод:

    Наблюдение за детьми на музыкальных занятиях и индивидуально, а также выполнение специально подобранных заданий.

    Оценка уровня музыкальных способностей:

    Оценивать уровень музыкальных способностей рекомендуется по трехбалльной системе:

    3 – высокий уровень (ребёнок самостоятельно справляется с заданием).

    2 – средний уровень (справляется с заданием при поддержке взрослого).

    1 – низкий уровень (ребёнок не справляется с заданием).

    При проведении диагностики в условиях музыкальных занятий рекомендуется руководствоваться следующими критериями:

    Ладовое чувство

    1.Внимание

    3 – Слушает музыку, не отвлекаясь от начала до конца. Внимание сосредоточено.

    2 - Слушает музыку, слегка отвлекаясь. Внимание слегка рассеяно.

    1 - Слушает музыку невнимательно. Внимание рассеяно.

    2.Просьба повторить

    3 – Эмоционально отзывается на музыку, высказывает свои суждения, хорошо ориентируется в знакомых муз. произведениях. Просит

    повторить.

    2 – Проявляет недостаточную эмоциональную отзывчивость. Не очень активно реагирует на прослушанное музыкальное произведение.

    Просит повторить с наводящих вопросов педагога.

    1 – Никак не реагирует на прослушанную музыку. Не способен запомнить музыку. Не просит о повторе музыкального произведения.

    3. Наличие любимых произведений

    3 – Перечисляет знакомые пьесы, имена композиторов. Узнаёт муз. произведение по вступлению, по отдельным частям, называет

    любимые, объясняя почему они нравятся.

    2 – Называет музыкальные произведения с наводящих вопросов педагога, путается в названиях произведений.

    1 – Не проявляет никакого интереса к музыкальным произведениям, затрудняется с названием музыкальных произведений, их авторов.

    4. Эмоциональность

    3 – умеет выразить свои чувства в слове, выразительность мимики и пантомимики, умеет передать разнообразную гамму чувств, исходя

    из музыки и её содержания

    (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревога), а также сопереживать тем чувствам, которые выражены в произведении.

    2 – не ярко проявляет свою эмоциональность

    1 – не умеет выразить свои чувства в слове, отсутствие выразительности мимики и пантомимики, а также не сопереживает тем чувствам,

    которые выражены в произведении.

    5. Высказывания о музыке с контрастными частями

    3 - Определяет характер музыкальных произведений и их жанр. Самостоятельно различает 2 -3 частную форму.

    2 – Определяет 2 – 3 частную форму, иногда ошибаясь, со словесной помощью педагога.

    1 – Не различает форму музыкального произведения.

    6. Узнавание знакомой мелодии по фрагменту

    3 – Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям.

    2 - Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям, но допускает ошибки.

    1 – Затрудняется с выполнением задания.

    7. Определение окончания мелодии

    3 – Точно определяет окончание мелодии с первого раза.

    2 – Определяет окончание мелодии с помощью педагога.

    1 - Не может определить окончание мелодии после нескольких попыток и при помощи педагога.

    8. Определение правильности интонации в пении у себя и у других

    3 – Очень чувствителен к точности интонации

    2 – Сомневается в определении точности интонации у себя и у других.

    1 – Не может определить точность интонации ни у себя, ни у других.

    Музыкально – слуховые представления

    1. Пение знакомой мелодии с сопровождением

    3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.

    2 – Поёт, не всегда чисто интонируя.

    1 – Поет, неточно интонируя, с помощью педагога.

    2. Пение знакомой мелодии без сопровождения

    3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.

    2 – Поёт не очень чисто, интонируя звук, с помощью педагога.

    1 – Поёт, неточно интонируя, или вообще не поёт.

    3. Пение малознакомой мелодии с сопровождением

    3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.

    2 – Поёт, не всегда чисто интонируя, с помощью педагога.

    1 – Поет, неточно интонируя, или вообще не поёт.

    4. Пение малознакомой мелодии без сопровождения

    3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.

    2 – Поёт не очень чисто, интонируя звук, с помощью педагога.

    1 – Поёт, неточно интонируя, или вообще не поёт.

    5. Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3 – 4 звуков на металлофоне

    3 – Мелодия подбирается по слуху самостоятельно.

    2 - Мелодия подбирается на инструменте по слуху с небольшой помощью педагога.

    1 - Мелодия вообще не воспроизводится на инструменте.

    6. Подбор по слуху малознакомой попевки

    3 – Мелодия подбирается по слуху самостоятельно.

    2 - Мелодия подбирается на инструменте по слуху с небольшой помощью педагога.

    1 - Мелодия вообще не воспроизводится на инструменте.

    Чувство ритма

    1. Воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии (более сложного, чем в младших группах);

    2. Выразительность движений и соответствие их характеру музыки с малоконтрастными частями;

    3. Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма).


    Определение уровня развития музыкально – слуховых представлений

    Ф.И. ребенка

    Параметры

    Пение знакомой мелодии с сопровождением

    Пение малознакомой попевки (после нескольких ее прослушиваний)

    Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3-4 звуков на металлофоне

    Итог

    Н

    С

    В

    Н

    С

    В

    Н

    С

    В

    Н

    С

    В

    Вывод: высокий

             средний

             низкий

    Определение уровня развития чувства ритма

    Ф.И. ребенка

    Воспроизведение в хлопках

    простейшего ритм. рисунка

    мелодии из 3-4 звуков

    Соответствие эмоциональной окраски

    движений характеру музыки.

    Соответствие ритма движений ритму музыки

    Итог

    Н

    С

    В

    Н

    С

    В

    Н

    С

    В

    Н

    С

    В

    Вывод: высокий

             средний

             низкий

    Сводная таблица по уровням музыкальных способностей детей

    Ф.И. ребенка

    Ладовое чувство

    Музыкально - слуховые представления

    Чувство ритма

    Итог

    Н

    С

    В

    Н

    С

    В

    Н

    С

    В

    Н

    С

    В

            

    Вывод: высокий

             средний

             низкий

            

    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 3 - 4 ЛЕТ ПО РАЗДЕЛАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Цель и задачи программы

    Виды музыкальной деятельности

    Восприятие музыки

    Пение

    Ритмические движения

    Игра на музыкальных инструментах

    Музыкальное творчество

    Музыкально-образовательная деятельность

    Цель:

    Формировать основы музыкально-эстетического сознания детей.

    Задачи:

    Развивать основы музыкального вкуса дошкольников.

    Совершенствовать слуховое восприятие, внимание, музыкальную память детей.

    Содействовать проявлению склонности к музицированию.

    Продолжать развивать музыкальные способности детей.

    Развивать у детей способность познания эмоционального состояния своего и другого человека.

    Побуждать самостоятельно определять жанры, различать менее контрастную музыку, выделять средства музыкальной выразительности.

    Формировать умение слышать звуки по высоте в пределах сексты и учить прохлопать ритмический рисунок песен.

    Способствовать овладению детьми чистого интонирования мелодии.

    Совершенствовать навыки правильного дыхания.

    Добиваться правильной дикции и артикуляции.

    Учить детей петь выразительно с музыкальным сопровождением и без него.

    Продолжать развивать умение двигаться в соответствии с характером музыки, ориентируясь в пространстве зала.

    Обогащать запас новых танцевальных движений.

    Совершенствовать технику ритмичности движений.

    Формировать простейшие ансамблевые навыки.

    Учить передавать простой ритмический рисунок на ударных музыкальных инструментах.

    Способствовать развитию умения согласовывать действия с музыкальным инструментом с характером, темпом и динамикой пьесы.

    Содействовать творческим поискам детей в различных видах музыкальной деятельности.

    Развивать творческое воображение.

    Побуждать давать музыкальный ответ на музыкальный вопрос.

    Поощрять творческие исследования нового инструмента, попытки самостоятельно поиграть на нем.

    Побуждать к импровизации с предметами в движении.

    Сообщить детям сведения о музыкальных жанрах (марш, пляска, колыбельная).

    Уточнять представления о средствах музыкальной выразительности.

    Продолжать знакомить с музыкальными инструментами, учить различать звучания знакомых инструментов.

    Познакомить с понятием «Народная музыка»

    Расширять словарь эмоционально-образного содержания музыки.

    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 5 до 6 ЛЕТ ПО РАЗДЕЛАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Цель и задачи программы

    Виды музыкальной деятельности

    Восприятие музыки

    Пение

    Ритмические движения

    Игра на музыкальных инструментах

    Музыкальное творчество

    Музыкально-образовательная деятельность

    Цель:

    Формировать основы музыкальной культуры.

    Задачи:

    Формировать музыкально-эстетическое восприятие, сознание, оценку, потребности, интересы.

    Развивать творческую активность в различных видах музыкальной деятельности.

    Формировать эмоционально-положительное отношение к произведениям музыкального искусства.

    Способствовать развитию умения различать характер музыки (внутри одного жанра) и эмоциональное отношение к нему.

    Содействовать развитию умения определять форму музыкального произведения (3-х частную, вариативную)

    Побуждать активно высказываться о музыке, используя разнообразные определения, в соответствии с музыкальным образом и содержанием.

    Продолжать развивать музыкально-сенсорные способности.

    Совершенствовать целостное и

    дифференцированное музыкальное восприятие.

     Продолжать учить детей выразительному исполнению песен.

    Добиваться умения петь звонким голосом, напевая легким, подвижным звуком.

    Продолжать развивать умение брать правильно дыхание

    Совершенствовать навыки чистого интонирования, правильной дикции и артикуляции.

    Закреплять навык коллективного исполнения.

    Способствовать развитию умения петь без музыкального сопровождения.

     Продолжать формировать выразительное и непринужденное движение в соответствии с характером музыки.

    Способствовать более активной реакции на музыку (эмоциональность, образность в передаче движений в сюжете игры и действиях персонажей).

    Развивать пластичность моторного аппарата, изящность движений и слитность их с музыкой.

     Способствовать обобщению понятия –«Форма»

    Продолжать закреплять навыки ансамблевого исполнения.

    Содействовать умению -подбирать мелодию на фортепиано.

    Стимулировать получение эстетического удовлетворения от музицирования.

    Развивать координированность, согласованность движений рук в игре на музыкальных инструментах.

     Побуждать самостоятельно инсценировать игровые песни, придумывать новые варианты образного действия.

    Поощрять придумывание нескольких композиций танцев, комбинировать элементы танцевальных движений.

    Содействовать активному проявлению себя в придумывании интонаций различного характера и жанра.

    Поощрять проявления фантазии при выборе интонации на

    заданный текст и на свой текст.

    Развивать способности творческого воображения при восприятии музыки.

     Продолжать знакомить с музыкальной терминологией.

    Знакомить с приемами и характером исполнения (стаккато, легато).

    Расширять сведения о классической, народной музыке, о композиторах, о взаимосвязи видов искусств.

    Учить использовать музыкальную терминологию (мелодия, аккомпанемент, форма, части и т.д.)

    Расширять понятие о средствах музыкальной выразительности.

    Продолжать знакомить с музыкальными инструментами.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников

    Для планирования работы по выявлению и развитию у воспитанников способностей к творческой и физкультурно-спортивной деятельности мною составлен план, направленный на взаимосвязанные и интегрирующие ме...

    Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников

    Развитие той или иной способности базируется на овладении духовной и материальной культурой общества, основных знаниях науки, техники и искусства. Поскольку знаний в этих областях довольно много,...

    Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников

    Формирование системы работы по выявлению и развитию способностей воспитанниковДошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для выявления и развития способностей воспитанников...

    Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников

    Развитие способностей ребенка выявляется через различные развивающие проекты, презентации, педагогические технологии...

    Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников

    При  планирования работы по выявлению и развитию у воспитанников способностей создаются  условия в группах и музыкально-спортивном зале развития активности и заинтересованности у детей во вс...

    Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников

    laquo;Одаренность человека - это маленький росточек,едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,сделать его благороднее, чтобы он ...