Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
материал

Кравчук Анастасия Андреевна

Диагностика музыкальных способностей детей от 3 до 7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_po_vyyavleniyu.doc169 КБ

Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ

 

Диагностика музыкальных способностей проводится 2 раза в год, с проведением диагностических срезов развития. Для каждой возрастной группы определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей.

Результаты обследования заносятся в графы диагностических карт.

Диагностика проводиться в течение нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняют небольшими группами, а некоторые – индивидуально.

Диагностика проводится на программном материале.

Цель:

Обследование проводится для выявления у детей трёх основных музыкальных способностей:

- ладового чувства,

- музыкально – слуховых представлений,

- чувства ритма,

- организации коррекционной работы в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.

Метод:

Наблюдение за детьми на музыкальных занятиях и индивидуально, а также выполнение специально подобранных заданий.

Оценка уровня музыкальных способностей:

Оценивать уровень музыкальных способностей рекомендуется по трехбалльной системе:

3 – высокий уровень (ребёнок самостоятельно справляется с заданием).

2 – средний уровень (справляется с заданием при поддержке взрослого).

1 – низкий уровень (ребёнок не справляется с заданием).

При проведении диагностики в условиях музыкальных занятий рекомендуется руководствоваться следующими критериями:

Ладовое чувство

1.Внимание

3 – Слушает музыку, не отвлекаясь от начала до конца. Внимание сосредоточено.

2 - Слушает музыку, слегка отвлекаясь. Внимание слегка рассеяно.

1 - Слушает музыку невнимательно. Внимание рассеяно.

2.Просьба повторить

3 – Эмоционально отзывается на музыку, высказывает свои суждения, хорошо ориентируется в знакомых муз. произведениях. Просит

повторить.

2 – Проявляет недостаточную эмоциональную отзывчивость. Не очень активно реагирует на прослушанное музыкальное произведение.

Просит повторить с наводящих вопросов педагога.

1 – Никак не реагирует на прослушанную музыку. Не способен запомнить музыку. Не просит о повторе музыкального произведения.

3. Наличие любимых произведений

3 – Перечисляет знакомые пьесы, имена композиторов. Узнаёт муз. произведение по вступлению, по отдельным частям, называет

любимые, объясняя почему они нравятся.

2 – Называет музыкальные произведения с наводящих вопросов педагога, путается в названиях произведений.

1 – Не проявляет никакого интереса к музыкальным произведениям, затрудняется с названием музыкальных произведений, их авторов.

4. Эмоциональность

3 – умеет выразить свои чувства в слове, выразительность мимики и пантомимики, умеет передать разнообразную гамму чувств, исходя

из музыки и её содержания

(страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревога), а также сопереживать тем чувствам, которые выражены в произведении.

2 – не ярко проявляет свою эмоциональность

1 – не умеет выразить свои чувства в слове, отсутствие выразительности мимики и пантомимики, а также не сопереживает тем чувствам,

которые выражены в произведении.

5. Высказывания о музыке с контрастными частями

3 - Определяет характер музыкальных произведений и их жанр. Самостоятельно различает 2 -3 частную форму.

2 – Определяет 2 – 3 частную форму, иногда ошибаясь, со словесной помощью педагога.

1 – Не различает форму музыкального произведения.

6. Узнавание знакомой мелодии по фрагменту

3 – Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям.

2 - Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям, но допускает ошибки.

1 – Затрудняется с выполнением задания.

7. Определение окончания мелодии

3 – Точно определяет окончание мелодии с первого раза.

2 – Определяет окончание мелодии с помощью педагога.

1 - Не может определить окончание мелодии после нескольких попыток и при помощи педагога.

8. Определение правильности интонации в пении у себя и у других

3 – Очень чувствителен к точности интонации

2 – Сомневается в определении точности интонации у себя и у других.

1 – Не может определить точность интонации ни у себя, ни у других.

Музыкально – слуховые представления

1. Пение знакомой мелодии с сопровождением

3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.

2 – Поёт, не всегда чисто интонируя.

1 – Поет, неточно интонируя, с помощью педагога.

2. Пение знакомой мелодии без сопровождения

3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.

2 – Поёт не очень чисто, интонируя звук, с помощью педагога.

1 – Поёт, неточно интонируя, или вообще не поёт.

3. Пение малознакомой мелодии с сопровождением

3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.

2 – Поёт, не всегда чисто интонируя, с помощью педагога.

1 – Поет, неточно интонируя, или вообще не поёт.

4. Пение малознакомой мелодии без сопровождения

3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.

2 – Поёт не очень чисто, интонируя звук, с помощью педагога.

1 – Поёт, неточно интонируя, или вообще не поёт.

5. Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3 – 4 звуков на металлофоне

3 – Мелодия подбирается по слуху самостоятельно.

2 - Мелодия подбирается на инструменте по слуху с небольшой помощью педагога.

1 - Мелодия вообще не воспроизводится на инструменте.

6. Подбор по слуху малознакомой попевки

3 – Мелодия подбирается по слуху самостоятельно.

2 - Мелодия подбирается на инструменте по слуху с небольшой помощью педагога.

1 - Мелодия вообще не воспроизводится на инструменте.

Чувство ритма

1. Воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии (более сложного, чем в младших группах);

2. Выразительность движений и соответствие их характеру музыки с малоконтрастными частями;

3. Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма).


Определение уровня развития музыкально – слуховых представлений

Ф.И. ребенка

Параметры

Пение знакомой мелодии с сопровождением

Пение малознакомой попевки (после нескольких ее прослушиваний)

Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3-4 звуков на металлофоне

Итог

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Вывод: высокий

         средний

         низкий

Определение уровня развития чувства ритма

Ф.И. ребенка

Воспроизведение в хлопках

простейшего ритм. рисунка

мелодии из 3-4 звуков

Соответствие эмоциональной окраски

движений характеру музыки.

Соответствие ритма движений ритму музыки

Итог

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Вывод: высокий

         средний

         низкий

Сводная таблица по уровням музыкальных способностей детей

Ф.И. ребенка

Ладовое чувство

Музыкально - слуховые представления

Чувство ритма

Итог

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

        

Вывод: высокий

         средний

         низкий

        

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 3 - 4 ЛЕТ ПО РАЗДЕЛАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель и задачи программы

Виды музыкальной деятельности

Восприятие музыки

Пение

Ритмические движения

Игра на музыкальных инструментах

Музыкальное творчество

Музыкально-образовательная деятельность

Цель:

Формировать основы музыкально-эстетического сознания детей.

Задачи:

Развивать основы музыкального вкуса дошкольников.

Совершенствовать слуховое восприятие, внимание, музыкальную память детей.

Содействовать проявлению склонности к музицированию.

Продолжать развивать музыкальные способности детей.

Развивать у детей способность познания эмоционального состояния своего и другого человека.

Побуждать самостоятельно определять жанры, различать менее контрастную музыку, выделять средства музыкальной выразительности.

Формировать умение слышать звуки по высоте в пределах сексты и учить прохлопать ритмический рисунок песен.

Способствовать овладению детьми чистого интонирования мелодии.

Совершенствовать навыки правильного дыхания.

Добиваться правильной дикции и артикуляции.

Учить детей петь выразительно с музыкальным сопровождением и без него.

Продолжать развивать умение двигаться в соответствии с характером музыки, ориентируясь в пространстве зала.

Обогащать запас новых танцевальных движений.

Совершенствовать технику ритмичности движений.

Формировать простейшие ансамблевые навыки.

Учить передавать простой ритмический рисунок на ударных музыкальных инструментах.

Способствовать развитию умения согласовывать действия с музыкальным инструментом с характером, темпом и динамикой пьесы.

Содействовать творческим поискам детей в различных видах музыкальной деятельности.

Развивать творческое воображение.

Побуждать давать музыкальный ответ на музыкальный вопрос.

Поощрять творческие исследования нового инструмента, попытки самостоятельно поиграть на нем.

Побуждать к импровизации с предметами в движении.

Сообщить детям сведения о музыкальных жанрах (марш, пляска, колыбельная).

Уточнять представления о средствах музыкальной выразительности.

Продолжать знакомить с музыкальными инструментами, учить различать звучания знакомых инструментов.

Познакомить с понятием «Народная музыка»

Расширять словарь эмоционально-образного содержания музыки.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 5 до 6 ЛЕТ ПО РАЗДЕЛАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель и задачи программы

Виды музыкальной деятельности

Восприятие музыки

Пение

Ритмические движения

Игра на музыкальных инструментах

Музыкальное творчество

Музыкально-образовательная деятельность

Цель:

Формировать основы музыкальной культуры.

Задачи:

Формировать музыкально-эстетическое восприятие, сознание, оценку, потребности, интересы.

Развивать творческую активность в различных видах музыкальной деятельности.

Формировать эмоционально-положительное отношение к произведениям музыкального искусства.

Способствовать развитию умения различать характер музыки (внутри одного жанра) и эмоциональное отношение к нему.

Содействовать развитию умения определять форму музыкального произведения (3-х частную, вариативную)

Побуждать активно высказываться о музыке, используя разнообразные определения, в соответствии с музыкальным образом и содержанием.

Продолжать развивать музыкально-сенсорные способности.

Совершенствовать целостное и

дифференцированное музыкальное восприятие.

 Продолжать учить детей выразительному исполнению песен.

Добиваться умения петь звонким голосом, напевая легким, подвижным звуком.

Продолжать развивать умение брать правильно дыхание

Совершенствовать навыки чистого интонирования, правильной дикции и артикуляции.

Закреплять навык коллективного исполнения.

Способствовать развитию умения петь без музыкального сопровождения.

 Продолжать формировать выразительное и непринужденное движение в соответствии с характером музыки.

Способствовать более активной реакции на музыку (эмоциональность, образность в передаче движений в сюжете игры и действиях персонажей).

Развивать пластичность моторного аппарата, изящность движений и слитность их с музыкой.

 Способствовать обобщению понятия –«Форма»

Продолжать закреплять навыки ансамблевого исполнения.

Содействовать умению -подбирать мелодию на фортепиано.

Стимулировать получение эстетического удовлетворения от музицирования.

Развивать координированность, согласованность движений рук в игре на музыкальных инструментах.

 Побуждать самостоятельно инсценировать игровые песни, придумывать новые варианты образного действия.

Поощрять придумывание нескольких композиций танцев, комбинировать элементы танцевальных движений.

Содействовать активному проявлению себя в придумывании интонаций различного характера и жанра.

Поощрять проявления фантазии при выборе интонации на

заданный текст и на свой текст.

Развивать способности творческого воображения при восприятии музыки.

 Продолжать знакомить с музыкальной терминологией.

Знакомить с приемами и характером исполнения (стаккато, легато).

Расширять сведения о классической, народной музыке, о композиторах, о взаимосвязи видов искусств.

Учить использовать музыкальную терминологию (мелодия, аккомпанемент, форма, части и т.д.)

Расширять понятие о средствах музыкальной выразительности.

Продолжать знакомить с музыкальными инструментами.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников

Для планирования работы по выявлению и развитию у воспитанников способностей к творческой и физкультурно-спортивной деятельности мною составлен план, направленный на взаимосвязанные и интегрирующие ме...

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников

Развитие той или иной способности базируется на овладении духовной и материальной культурой общества, основных знаниях науки, техники и искусства. Поскольку знаний в этих областях довольно много,...

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников

Формирование системы работы по выявлению и развитию способностей воспитанниковДошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для выявления и развития способностей воспитанников...

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников

Развитие способностей ребенка выявляется через различные развивающие проекты, презентации, педагогические технологии...

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников

Для планирования работы по выявлению и развитию у воспитанников способностей к творческой и физкультурно-спортивной деятельности мною составлен план, направленный на взаимосвязанные и интегрирующие ме...

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников.

laquo;Одаренность человека - это маленький росточек,едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,сделать его благороднее, чтобы он ...

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников*:

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников*:...