"Методика обучения детей пересказу"
консультация

Николаева Екатерина Валерьевна

 

Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному виду речевой деятельности на занятиях по развитию связной речи. К сожалению, в методической литературе почти не уделяется внимания пересказу. В учебных пособиях рассматриваются все основные вопросы развития речи детей дошкольного возраста, при этом проблема обучения детей пересказу освещается недостаточно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_1.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

«Методика обучения детей пересказу»

Выполнила: Николаева Е.В

2018 г

Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному виду речевой деятельности на занятиях по развитию связной речи. К сожалению, в методической литературе почти не уделяется внимания пересказу. В учебных пособиях рассматриваются все основные вопросы развития речи детей дошкольного возраста, при этом проблема обучения детей пересказу освещается недостаточно.

Обучение пересказу – нелегкая задача, которая ставит перед педагогом много вопросов:

  • Какие требования существуют к тексту для пересказа?
  • Какие литературные жанры целесообразно использовать на занятиях по пересказу?
  • Каким по объему должно быть литературное произведение?
  • Какое влияние оказывают содержание, композиция, язык выбранного произведения на качество детского пересказа?
  • Как должна строиться работа по обучению пересказу?
  • Какие приемы обучения пересказу необходимо использовать и в какой возрастной группе?
  • Какое влияние занятия по пересказу оказывают на речевое и умственное развитие ребенка?

Кроме того, каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке положительные черты личности (доброту, отзывчивость, толерантность).

Целесообразно для пересказа использовать несколько жанров: рассказ и описание, народную и авторскую сказку. Сказки можно выбирать разные: короткие («Лиса и кувшин») и длинные («Гуси-лебеди») – у каждой свои особенности и свои возможности воспитательного воздействия.

Стихотворение не годится для пересказа – не нарушать единство формы и содержания, воспитывать невнимание к поэтической форме. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования. Опыт показывает, что дети стремятся рассказать стихотворный текст наизусть.

Анализ пересказа разнообразных прозаических текстов, длинных и коротких, сложных и простых, демонстрирует, что дети по – разному передают их содержание.

Дошкольники хорошо пересказывают литературное произведение, если рассказ их захватывает, вызывает сильные переживания, становится им близким, даже если содержание и не относится к их непосредственному опыту. Следовательно, для пересказа лучше подбирать тексты, связанные с привычными для детей ситуациями, или такие, которые могут активизировать их воображение и повлиять на чувства. При этом работа воображения должна опираться на имеющиеся у дошкольников представления и простейшие понятия.

Детям легче осмыслить рассказ, если он построен таким образом, что между его частями прослеживается логическая связь, одна часть подводит к другой и разъясняет ее, а излишние подробности не мешают понять основное в произведении.

Очень важно обращать внимание на грамматическую структуру выбираемого для пересказа произведения. Детям дошкольного возраста еще недоступны сложные и длинные предложения, причастные и деепричастные обороты, вводные предложения, сложные метафоры. Они не осознают, что основное внимание надо уделять не подбору особых грамматических конструкций, а грамматически правильной речи.

Таким образом, для пересказа пригодны рассказы в прозе, доступные дошкольнику по содержанию, языку и грамматической структуре.

Таким образом, работа по обучению пересказу должна вестись систематично (примерно 1-2 раза в месяц как часть занятия). Начинать следует с коротких сказок и рассказов, так как их ребенок пересказывает увереннее. Нельзя предлагать детям для воспроизведения длинные и сложные рассказы

Воспитателю необходимо помнить, что не все дети в группе нуждаются в одинаковом руководстве со стороны взрослого. Если ребенок на первых порах не умеет пересказывать даже по вопросам, педагог должен сам начать пересказывать, постепенно втягивая воспитанника в этот процесс.

Иногда при пересказе воспитателю стоит использовать подсказки. Бывает, что ребенок осмыслил содержание произведения, установил причинные связи событий, выявил взаимоотношения героев, обдумал свое отношение к ним, последовательно и подробно стал воспроизводить текст, но во время пересказа вдруг остановился и замолчал. Оказывается, он забыл какое-то выражение, которое ему хочется передать без изменения, или же не находит нужного слова. В таких случаях важно своевременно подсказать ребенку слово, даже если он не о чем не спрашивает.

На занятиях по пересказу дети упражняются в умении слушать и анализировать пересказы своих сверстников. Благодаря систематической работе по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков хорошо воспроизводить содержание текстов (рассказов, сказок) они начинают глубоко переживать произведение, у них появляется потребность проникнуть в его смысл, понять взаимоотношения героев, оценить их поведение, выявить причинные связи событий. У детей развивается пытливость, самостоятельность мысли, умение анализировать, делать выводы.

Благодаря развитию логической памяти формируется и последовательность мышления. Если эта работа ведется систематически, то к концу учебного года дошкольники становятся очень чуткими к нарушению точности воспроизведения, также к пропускам существенного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

. Контрольная работа «Методика развития детской речи» «Обучение детей пересказу художественного текста»

Контрольная работа  по методике развития детской речи "Обучение детей перессказу художественного текста"Тема: «Обучение детей пересказу художественного текста» План Введение.1. Значение...

Методика обучения детей пересказу

Методика обучения пересказу...

Методика обучения детей пересказам литературных текстов

Пересказ — один из распространенных в практике детского сада методов развития связной речи. Своеобразие этого вида работы над монологом заключается в том, что в нем задается как содержание бу­дущего р...

Методика обучения детей дошкольного возраста пересказу.

Методика обучения детей дошкольного возраста   пересказу....

Методика обучения детей пересказам литературных текстов

Пересказ — один из распространенных в практике детского сада методов развития связной речи. Своеобразие этого вида работы над монологом заключается в том, что в нем задается как содержание бу&sh...

Методика обучения детей дошкольного возраста пересказу

Связная монологическая речь детей успешно развивается на занятиях по пересказу. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию памяти, восприятия, внимания, мышления. Пересказ ...

Школа профилактики речевых нарушений: консультация «Методика обучения детей пересказу»

Консультация учителя-логопеда поможет воспитателям массовых групп овладеть методикой обучения детей дошкольного возраста пересказу....