Перспективный план по пальчиковым играм.
учебно-методическое пособие (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Аржанникова Наталья Викторовна

   Упражнения и пальчиковые игры я  включаю в каждое музыкальное занятие. Они служат не только для развития чувства ритма, но и являются замечательным средством развития артикуляционного аппарата.Пальчиковая гимнастика помогает соредоточить внимание ребёнка на чётком проговаривании каждого слога в словах и развивает речедвигательную координацию органов артикуляции и рук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план пальчиковых игр.

Вторая младшая группа.

Сентябрь: «Грабли».

Листья падают в саду,                                                 Руки ладонями вниз, пальчики согнуты, "гребут"
Я их граблями сгребу.                                                    
руками по очереди,  вместе.     

Октябрь:

Собираем мы в лукошко                                   Соединяют обе ладошки, образуя «лукошко».

И морковку, и картошку.                            Поочерёдно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого. 

Огурцы, фасоль, горох-

Урожай у нас не плох.                                   Вращательные движения   кулачком.

Ноябрь: «Пальчик о пальчик» Т. Галанова 

Пальчик о пальчик -                                       Дети  постукивают  указательными пальчиками  друг  об

Тук-тук-тук,                                                                                      друга.

В ладошки хлопай, хлопай, хлопай,                             Хлопают в ладошки.

По ножкам топай, топай, топай.                                   Хлопают ладошками по ножкам.

Спрятались.                                                                    Закрывают ручками лицо.

Где же наши детки?

А вот они, нашлись!                      Опускают руки.

Декабрь: «Мышка»

Мышка в норку пробралась,                                  Делаем двумя ручками  крадущиеся движения

На замочек заперлась.                                            Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками.

В дырочку она глядит,                                            Делаем пальчиками колечко.

На заборе кот сидит!                                              Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим

                                                                                                                                                            пальчиками.        

Январь:

Были маленькие мы.                                                Согнуть пальцы, прижать их к ладони.

Стали вдруг большие.                                              Расправить пальцы, растопырить.

Шалунишки, шалуны                                               Движение «фонарики».

А дружные какие!                                                    Сцепляют пальцы обеих рук в замок, ладони сжаты.

Февраль: «Шарик» В. Цвынтарный

Надуваем быстро шарик,                                       Пальцы обеих рук собраны в щепотку, постепенно

                                                                                  раздвигать их, не отрывая друг от друга.                                                                                                                    

Он становится большой.                                        Медленно разводить руки в стороны.

Вдруг шар лопнул,                                                  Хлопок в ладоши

Воздух вышел -                                                       Подуть на сложенные ладони.

Стал он тонкий и худой.                                         Снова собрать пальцы в одну щепотку.

Март: «Кулачок».

Этот  пальчик — маленький,                                                Загибаем мизинчик.
Этот  пальчик — слабенький,                                              
Загибаем безымянный пальчик.
Этот  пальчик — длинненький,                                          
Загибаем средний пальчик.
Этот  пальчик — сильненький,                                            
Загибаем указательный пальчик.
Этот  пальчик — толстячок,                                                
Загибаем большой пальчик.
Ну, а вместе — кулачок!                                                       Показывают кулачок.

Апрель: «Сорока»

Сорока белобока,                                    Махать кистями рук с широко расставленными пальчиками.

Кашку варила,                                       Указательным пальцем правой руки выполнять 

Детишек кормила.                                  круговые движения по ладони левой руки.

Этому дала,                                             По очереди левой рукой загибать  мизинец на правой руке, 

Этому дала,                                                                                                    безымянный,

Этому дала,                                                                                                    средний,

Этому дала,                                                                                                  указательный,

Этому дала.                                                                                                   большой палец.

Май: «Мишка».  

Мишка косолапый по лесу идет,                                                    Стучим ладонями по коленям, раскачиваясь

Шишки собирает, песенки поет.                                                        вправо – влево.

Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб!                                  Одну ладонь сжимаем в кулак и касаемся лба.

Мишка рассердился и ногою - топ!                                               Ладонью ударяем по ноге. 

- Больше я не буду шишки собирать,                                           Грозим пальчиком.

Лучше поскорее я отправлюсь спать!                                         Ладонями стучим по коленям. Сложенные

                                                                                                                      ладошки – под щеку.    

Июнь: «Твоя ладошка».

Твоя ладошка — это пруд,                                           Медленно водить согнутым указательным пальцем

 По ней кораблики плывут.                                            по  ладошке малыша, рисуя волну.

Твоя ладошка, как лужок,                                               Дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки

А сверху падает снежок.                                                                                    ребёнка.

Твоя ладошка, как тетрадь,

В тетради можно рисовать                                         Указательным пальцем «нарисовать» кружек и др.

Твоя ладошка, как окно,

Его помыть пора давно.                                                 Потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак.

Твоя ладошка, как дорожка,                                         Осторожно переступать пальчиком или пальцами

А по дорожке ходят кошки.                                                           по ладошке малыша.



Предварительный просмотр:

Перспективный  план  по  пальчиковым  играм.

Средняя группа.

Сентябрь: «Фрукты» Е. Краузе, стихи В. Волниной

Осень добрая пришла,                                  Хлопаем в ладоши.

Нам подарки принесла.                                Протягиваем руки вперед ладонями вверх.

 Яблоки душистые,                                       Загибаем пальцы левой руки с указательного по безымянный.

 Персики пушистые,

Груши золотистые

Осень  принесла.                                           Протягиваем руки вперед ладонями вверх.   

Октябрь: «Два ежа»

Шли по лесу два ежа.                                    Поочерёдно шлёпать ладонями по коленям.

Шли спокойно, не спеша.

На спине иголки                                            Резкими движениями растопыривать пальцы и

Длинные и колкие.                                        Прятать их в кулак.

Чуть шуршали листьями                               Круговые движения ладошкой по ладошке.        

И травкой зубки чистили.                            Указательным пальцем одной руки имитировать чистку зубов.

Ноябрь: «Снежок»

Белый снег пушистый                                  Ритмично, плавно опускать руки вниз.

В воздухе кружится.                                     Выполнять круговые движения кистями рук.

И на землю тихо                                            Ритмично, плавно опускать руки вниз.

Падает, ложится.                    

А потом, а потом                                           Имитация сгребания снега.

Мы из снега слепим ком.                             Выполнять движение  «пирожки».

Ух!                                                                  Бросить снежок вперёд.

Декабрь: «Ёлка» 

Ёлка быстро получается,                              

Если пальчики сцепляются.                           Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой, образуя «замок».

Локотки ты подними,                                     Локти поднимаются вверх, не прижимаясь к корпусу.

Пальчики ты разведи.                                         Пальцы растопырены в стороны.

 Январь: «Зимняя прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять,                            Дети загибают пальчики по одному

Мы во двор пошли гулять.                            Шагают указательным и средним пальчиками

Бабу снежную лепили,                                   Лепят комочки двумя ладонями.

Птичек крошками кормили                           Движения пальчиками

С горки мы катались,                                     Ведут указательным пальцем правой руки  по левой

А ещё в снегу валялись                                  Кладут ладони и переворачивают

Все в снегу домой пришли,                           Отряхивают ладони

Съели суп, и спать легли.                               Движения ложкой, ладони под щёку.

Февраль: «Масленица» 

Положи блинок в ладошку:                               Прочертить пальцем круг на ладошке.

Угости мурлыку-кошку,                                Загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов.

Угости щенка Трезорку,

Потом мальчика Егорку,

Дай блиночек мамочке,

Дай блиночек папочке.

Март: «Шалун» 

Наша Маша варила кашу                                  Чертить круговые линии на ладошке малыша

Кашу сварила, малышей кормила. 

Этому дала, этому дала,                                    Загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов

Этому дала, этому дала,
 

А этому - не дала.

Он много шалил,

Свою тарелку разбил.
                                        Пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать

Апрель: «Пекарь» И. Лопухина

Пекарь, пекарь из муки                                Выполнять движение «печём пирожки»

Испеки нам колобки.

Да сушки – Ванюшке,                                  Соединить большой и указательный пальцы на каждой руке отдельно.

Да баранки -  Танюшке,                               Соединить большие пальцы и указательные

Да бублики – Гришке,                                  Слегка раздвинуть руки в стороны.

Да крендель – Маришке.                              Кончики пальцев рук соединить, локти развести в стороны.

Май: «Кораблик»

По реке плывёт кораблик,
Он плывёт издалека,                                        
Сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.                                    
Показываем поднятые вверх 4 пальца
У них ушки на макушке,                                
   Поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями
У них длинные хвосты,                                     Приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком
Но страшны им только кошки,
Только кошки и коты.                                      
Обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим.

Июнь: «Клён»

Ветер тихо клён качает,                              Пальчики растопырены и тянутся вверх
Вправо, влево наклоняет:                          
Качаем ладошками вправо-влево
Раз — наклон и два — наклон,                  
Наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко
Зашумел листвою клён.                            
 Пошевелить пальчиками.



Предварительный просмотр:

Перспективный план по пальчиковым играм.

Старшая группа.

Сентябрь: «Осенние листья» Н. Нищевой

Раз, два, три, четыре, пять                            Загибают пальчики на обеих руках, начиная с больших.

Будем листья собирать.                                Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Листья березы,                                              Вновь   загибают   пальчики,   начиная   с  больших

Листья рябины,

Листья тополя,

Листья осины,

Листики дуба  мы соберем,                           Приседают, «шагают» по ковру средним

Маме осенний букет отнесем.                       и указательным пальцами обеих рук.

Октябрь: «Компот» Н. Нищевой

Будем мы варить компот,                             Левую   ладошку   держим   «ковшиком»,

Фруктов нужно много. Вот:                        правой «мешаем».

Будем яблоки крошить,                                Загибаем пальчики на правой руке, начиная с большого

Грушу будем мы рубить,                        .

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.                             Опять «варим» и «мешаем».

Угостим честной народ.

Ноябрь: «Мы капусту режем, режем…» Н. Нищевой

Мы капусту рубим, рубим!                         Прямыми напряженными ладонями имитируем движение топора — вверх и

                                                                                                                                                  вниз,
Мы капусту режем, режем!                          Энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад.
Мы капусту солим, солим!                            
Пальцы собрали «щепотью» и «солим»
Мы капусту жмем, жмем!                            
Энергично сжимаем пальцы в кулаки — одновременно на двух руках или

                                                                                                                                          поочередно.
Мы морковку трем, трем!                              Рука в кулаке — «морковка» ритмично движется вверх и вниз по ладони

                                                                                                               другой руки. Потом меняем руки.

Декабрь: «Угощение гномов»  М. Картушиной

Стали  гномы  гостей  приглашать,                            Указательным  пальцем  правой  руки  надавливать  по  очереди

                                                                                                   на  подушечки  пальцев  левой  руки;

  Стали  гномы  гостей  угощать.                                 Затем  наоборот;

  Каждому  гостью  досталось  варенье  -                     Намазывать  варенье  на  кончик  каждого  пальца;

  Пальчики  склеило  то  угощенье.                               Последовательно  склеить  пальцы  на  обеих  руках;

  Плотно  прижалась  ладошка  к   ладошке.                 Прижать  ладони  одна  к  другой;

   Гости  не  могут  взять  даже  ложки.                         Плечи  приподнять,  руки  слегка развести  в  стороны –

                                                                                                                                                                                        удивиться!                                                                  

Январь: «Подарки» Н. Нищевой

Дед Мороз принес подарки:                          Дети «шагают» пальчиками по столу.

Буквари, альбомы, марки,                              На каждое название подарка загибают.

Кукол, мишек и машины,                               По  одному пальцу:  сначала на правой, потом на левой руке.

Попугая и пингвина,                        

Шоколадок полмешка

И пушистого щенка.

Февраль: «Мы во двор пошли гулять» Н. Нищевой

Раз, два, три, четыре, пять,                              Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять.                             «Идут» по столу указательным и средним пальчиками.

Бабу снежную лепили,                                    «Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили,                            «Крошат хлебушек» всеми пальчиками.

С горки мы потом катались,                             Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.

А ещё в снегу валялись.                                    Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.

Все в снегу домой пришли.                               Отряхивают ладошки.

Съели суп, и спать легли.                                   Движения воображаемой ложкой; руки - под щеку.

Март: «Мизинчик» И. Токмаковой

Наш мизинчик                                                Кисти руки сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы, начиная с

Утром встал,                                                   мизинца.

 Безымянного поднял.

Средний пальчик потянулся,

Указательный проснулся.

Должен и большой вставать,

 Братьев в садик провожать.                          С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.

Апрель: «Здравствуй» Т. Сикачёвой

Здравствуй, солнце золотое!                          Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, Здравствуй, небо голубое!                              похлопывая друг друга кончиками.
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю —
Всех я вас приветствую!

Май: «В гости…» р.н.п. 

В гости к пальчику большому                                     Выставляют вверх большой палец  правой руки
В гости к пальчику большому                                      Выставляют вверх большой палец  левой руки
Приходили прямо к дому                                              
Соединяют под углом кончики пальцев обеих рук
Указательный и средний,                                              
Названные пальцы соединяют с большим пальцем на обеих руках

                                                                                                                                         одновременно
Безымянный и последний,
С ним мизинчик-малышок                                            
Мизинцы выставляют вверх, пальцы сжимают в кулак
Постучался о порог.                                                        
Кулачками стучат друг о дружку.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.                                              
Ритмично сжимают пальцы на обеих руках.


Июнь: «Домики для пальчиков» О. Громовой

Раз, два, три, четыре, пять —                         Дети разжимают пальцы одновременно на обеих руках, начиная с мизинца.

Вышли пальчики гулять.                                 Выполняют повороты кистей рук вправо-влево.

Раз, два, три, четыре, пять —                                     Сжимают пальчики поочередно в кулак.

В домик спрятались опять.                              Вращательные движения кулачками вправо-влево.



Предварительный просмотр:

Перспективный план по пальчиковым играм.

Подготовительная группа.

Сентябрь: «Осень» Н. Нищевой

Ветер по лесу летал,                                      Плавные, волнообразные движения ладонями.
Ветер листики считал:
Вот дубовый,                                                
Загибают по одному пальчику на обеих руках.
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки                          
Спокойно укладывают ладони на колени/стол/пол.)
Ветер бросил на тропинку.

Октябрь: «Капуста»  Н. Нищевой 

Тук! Тук! Тук! Тук!                                         Ритмичные удары ребром ладони по столу.

Раздаётся в доме стук.

Мы капусту нарубили,              

Перетёрли,                                                       Хватательные движения обеими руками

Посолили                                                         Указательный и средний пальцы трутся о большой  - «солят».

И набили плотно в кадку.                              Удары обеими руками по столу.

Всё теперь у нас в порядке!                          Отряхивают руки.

Ноябрь: «Это ручка правая…»

Эта ручка - правая, это ручка- левая,                  Ладони лежат на столе, по очереди    перевернуть одну ладонь, затем

                                                                                                                                                                         другую

Кулачки я разжимаю, я зарядку делаю.               Поочередно сжимать и разжимать ладони

Будет сильной  правая,  будет сильной левая,     

Будут ручки у меня ловкие, умелые!                     Вращательные движения кистями.

Декабрь: «Кормушка»  Н. Нищевой

Сколько птиц к кормушке нашей                  Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Прилетело? Мы расскажем.                           Машут перекрестно сложенными ладонями.

Две синицы, воробей,                                     На каждое название птицы дети загибают по одному пальчику на обеих  

                                                                                руках, начиная с больших.

Шесть щеглов и голубей,                                

Дятел в пестрых перышках.                        

Всем хватило зернышек!                                Трут большие пальчики об указательные, как бы насыпают корм в

                                                                                                                                                                             кормушку.

Январь: «Апельсин» нар. считалка

Мы делили апельсин,                                   Вращательные движения кистями рук, пальцы растопырены – округлены.

Много нас, а он один.                                   Руки развести в стороны, а потом показать указательный палец.

Эта долька —  для ежа.                                 Загибают  по  одному пальцу  на  обеих руках, начиная  с больших,

Эта долька —   для стрижа                            на каждое название животного.

Эта долька — для утят.

Эта долька — для котят.

Эта долька — для бобра.

А для волка —   кожура.                               Изображают пасть волка двумя руками.

Он сердит на нас —   беда!!!                         Приседают. Закрывают голову руками.

Разбегайтесь,  кто куда!                                  Пальчики «разбегаются».

Февраль: «Бойцы – молодцы» Е. Карельской

Пальцы эти-все бойцы  -                                                  Растопырить пальцы на обеих руках

Удалые молодцы.                                                            Сжать пальцы в кулак. Положить обе руки на стол ладонями вниз.

 Два - больших и крепких малых.                   Приподнять  большие пальцы, остальные пальцы крепко прижимать к столу.

 И солдат в боях бывалых.    

Два гвардейца-храбреца,                                                     Приподнять указательные пальцы.

Два – сметливых храбреца,                                                 Приподнять средние пальцы.

Два – героя безымянных. Но в работе очень рьяных        Приподнять безымянные пальцы.

Два мизинца – коротышки,                                                  Приподнять мизинцы.

Очень  славные мальчишки!                                                 Хлопнуть ладонями по столу.

Март: «Каша»  Н. Нищевой

Эта каша для Любаши.                                          Держат перед собой руки, сложенные ковшиком.

Пар над кашей поднялся.                                      Тянутся обеими руками вверх.

Где же каша?                                                           Пожимают плечами.

Нету! Вся!                                                                Отрицательно качают головой, а потом машут рукой.

Машина каша.  Н. Нищева.

Маша каши наварила.                                   Указательным пальцем правой руки «мешают» в левой ладошке.

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу

Кошке – в чашку,                                                Загибают по одному пальчику на обеих руках на каждое название. 

Жучке – в плошку,                                                                         посуды.

А коту – в большую ложку,

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,                                              Разжимают пальцы.

Все до крошки раздала.                                       Сдувают воображаемые  с ладони.

 

Апрель: «Сидит белка на тележке…»

Сидит белка на тележке,                              Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно.

Продает она орешки.                        

Лисичке-сестричке,                                       Загибают по одному пальчику, начиная с большого, на обеих руках.

Воробью, синичке,                        

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Май: «Пальчик – мальчик». 

 Пальчик-мальчик, где ты был?                   Показать большие пальцы на обеих руках.

С этим братцем в лес ходил,                         Поочередно соединяют большой палец с остальными пальцами.    

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

 

Это Я.  Н. Нищева.

Это глазки. Вот. Вот.                                        Дети показывают сначала на левый, потом на правый глаз.

Это ушки. Вот. Вот.                                          Берутся сначала за левое ухо, потом за правое.

Это нос. Это рот.                                               Левой рукой показывают на нос, правой – на рот.

Там спинка. Тут живот.                                    Левую ладошку кладут на спину, правую – на живот.

Это ручки. Хлоп, хлоп.                                    Протягивают вперёд обе руки,  2 раза хлопают.

Это ножки. Тол, топ.                                        Кладут ладони на бёдра, 2 раза  топают ногами.

Ой, устали. Вытрем лоб.                                  Правой ладонью проводят по лбу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план по пальчиковой гимнастике

перспективный план по апльчиковой гимнастике...

Перспективный план развития театрализованной игры в группах раннего возраста.

План содержит этапы по формированию умений детей раннего возраста театральной деятельности.1. Игры - имитации.2. Игры- импровизации под музыку.3. Инсценирование фрагментов сказок о животных....

Перспективный план по пальчиковым играм.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют разви...

Перспективный план по пальчиковым играм в подготовительной группе.

Тематическое планирование дает возможность педагогам грамотно и четко планировать свою работу в детском саду. Планирование расчитано на пятидневную рабочую неделю по лексическим темам....

план самообразования «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»

laquo;Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»...

План самообразования:пальчиковые игры 1,5-3 года

План работы по самообразованиюТема: Пальчиковые игры-основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников.Подготовила: Багаутдинова Айгуль РажаповнаПояснительная запискаПовышение своего теоретическог...