Обобщение опыта работы Килиной М.Г.
проект

Килина Марина Геннадьевна

Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty_kilinoy_m.g.docx38.98 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы воспитателя МДОУ д/с «Родничок» с. Турочак  Слайд 1

по теме: «Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания» Слайд 2

В связи с вступлением в силу нового Федерального закона об образовании и ФГОС - дошкольное образование становится первым уровнем общего образования, ребенок становится «субъектом» образовательного процесса.

На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия на  ребенка. Если раньше на первый план выходила задача воспитания с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас возникает необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Поэтому встал вопрос о поиске новых форм и методов организации образовательного процесса.

Для улучшения положения необходимо  внедрение инновационных технологий

Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой мною  признана организация проектной  деятельности дошкольников.

 Данная деятельность позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместную творческую, продуктивную деятельность и формировать настоящее сообщество детей и взрослых

Проблема взаимосвязи человека с природой имела место всегда. Но в настоящее время, проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействие общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.

Современное дошкольное образовательное учреждение призвано воспитывать поколение, которому присуще особое видение мира, как объекта его постоянной заботы.

Экологическое образование - важнейшая задача ДОУ в настоящее время.

( Слайд гипотеза 3) Если во главу воспитательной системы ДОУ поставить гармоничное развитие подрастающей личности с использованием «Экологических проектов – как эффективным способом реализации экологического воспитания», социально культурных условий малой Родины, разработать систему; интеграции, воспитания, обучения, развития дошкольников, на основе идей экологического образования. Можно качественно изменить приоритеты подготовки дошкольника  

Начинать Экологическое образование надо с младшего возраста, т.к. в это время приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения. с которыми ребёнок сталкивается каждый день.

Я считаю, что если ребёнок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учёбе и школе обеспечен.

Ведь в процессе детского исследования ребёнок получает конкретные навыки: учиться наблюдать, рассуждать, планировать работу. Учиться прогнозировать результат, экспериментировать, делать выводы и обобщения. Словом развивает познавательные способности.

В настоящее время между целями и задачами экологического воспитания детей и его содержанием существуют определённые противоречия: (Слайд 4)

- Между традиционным решением проблемы экологического воспитания дошкольников и необходимостью создания условий для самовыражения и самореализации ребенка.

- Между необходимостью проектной деятельности, как метода экологического воспитания, и отсутствием системы организации работы по внедрению его в практическую деятельность.

-Между желанием взрослых привить ребёнку любовь к природе и отрицательным примером отношения этих же взрослых к окружающей среде.

 (Слайд 5) Выявленные противоречия поставили передо мной проблему:

 может ли   проектная деятельность стать естественным социально-значимым средством экологического развития дошкольников, развитием познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.

 (Слайд 6) Решение данной проблемы я вижу в создании системы педагогической работы, направленной на формирование у детей экологических знаний в процессе проектной  деятельности. Создание такой системы возможно при активном включении детей в различные виды и формы  деятельности, а также в условиях проведения целенаправленной работы в непосредственно-образовательной деятельности.

Работа проводилась в течении 3-х лет 2015-2018г, и проходила в три этапа

1-й этап- аналитико-диагностический:

Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, подбор научно-популярной и художественной литературы, проведение диагностики (сентябрь 2015-ноябрь 2015)

2-й этап- практический: собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами (декабрь 2015-март 2017)

3-й этап- аналитико-обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.

Диапазон опыта.

Диапазоном моего опыта является единая среда, организованная непосредственно-образовательная деятельность + совместная деятельность педагога с детьми + взаимодействие с родителями.

Теоретическая база опыта

Педагогическую ценность укрепления чувств ребёнка средствами природы подчёркивали такие великие педагоги как: Ж-Ж Руссо, Г.Песталоцци.

Выдающиеся педагог В.А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего возраста.

Экологическое образование дошкольников, новая категория дошкольной педагогики, находится на этапе становления, в рамках которой содержаться исследования в области определения содержания, подходов, принципов, технологий.

Проблема экологического образования сегодня волнует всех учёных. педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о взаимоотношении в этом мире?

Чтобы достичь намеченных целей экологического воспитания, необходимо просветить ребёнка, дать ему минимальные знания об окружающей среде, сформировать нравственные понятия, выработать у него навыки экологически грамотного поведения.

Новизна моего педагогического опыта

(Слайд 7)1. Я считаю данная проблема недостаточно освещена в методической литературе.

2. В разработке и реализации проектов различной направленности, создающих условия для формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

2.Технология опыта

 (Слайд 8 )  Цель: Создание условий для формирования основ целостного мировидения ребёнка дошкольного возраста средствами экологических проектов - как эффективным способом реализации экологического воспитания

    Реализация поставленной цели проходила через решение следующих задач:

 (Слайд 9)Задачи:

1. Развивать у детей предпосылки логического мышления.

2. Развивать собственный познавательный опыт.

3. Формировать у детей основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе.

4. Воспитывать гуманное, эмоционально положительное, заботливое отношение к окружающей среде на основе знакомства с объектами окружающего мира.

5. Способствовать формированию эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей природе.

Слайд 10, 11,12. В своей работе по экологическому воспитанию использую различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Показ слайдов  24) указываю на монитор

 25 -27 слайд читаю на экране  Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить знания детей, использую различные педагогические технологии. Они, в силу своей наглядности, красочности и простоты, позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий обобщения и систематизаций знаний.

Слайд 28  Использование проектного метода   можно реализовать через все виды деятельности дошкольника.

 За счёт этой возможности работа моя получается и полезной и интересной как для меня, так и для моих воспитанников и их родителей (на слайде) читать

 

(Слайд29, 30) При работе над опытом в педагогической деятельности  мною применялись следующие методы экологического образования:

  • наглядные (наблюдения, экскурсии рассматривание репродукций картин и иллюстрации),
  • словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклора),
  • практические (экологические игры, труд детей в природе, экспериментирование).

Планируя образовательную деятельность, я опирались на определенные дидактические принципы, которые сегодня наполнили новым содержанием с акцентом на рассматриваемую проблему и возраст детей. (Слайд 31  читать), текст нет

  • Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Информационно-коммуникационные технологии повышают познавательную активность, процесс самопознания.
  • Принцип научности определяет содержание экологического воспитания и реализуется через знакомство с экосистемным строением среды обитания живых существ и человека, с разнообразием взаимосвязей между организмами, организмами и средой обитания в природе. Информационно-коммуникационные технологии дают возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи).
  • Принцип доступности подразумевает подбор такого материала, форм и методов организации образовательной деятельности, которые соответствуют уровню подготовки детей, их возрастным особенностям.
  • Принцип интеграции заключается в синтезе содержания дошкольного компонента экологического воспитания содержанием из разных областей естествознания, прикладных и гуманитарных наук, а также в интеграции содержания, форм и методов экологического воспитания детей.
  • Принцип  наглядности  Я.А. Коменский справедливо считал «золотым правилом» дидактики. 80% информации человеческий мозг усваивает через органы зрения.

Принцип регионализации, в связи с возрастными особенностями детей и необходимостью использования ближайшего природного и социокультурного окружения как ресурса воспитания и развития детей, является фундаментальной основой организации процесса экологического воспитания. Он лежит в основе отбора содержания и планирования работы по экологическому воспитанию

 Для успешного применения проектной деятельности в образовательном процессе я создавала определенные условия:

Одним из важных условий решения поставленных задач является  организация  (Слайд 32) предметно-развивающей среды, при которой процесс освоения экологических представлений детьми будет протекать наиболее эффективно.

Для детей  в детском саду  организованы:

  • зимний сад, где проходит трудовая деятельность детей по уходу за растениями;

  • центр экспериментирования, здесь находится материал, с которым ребёнок может самостоятельно заниматься;
  • центр библиотеки – это книги, энциклопедии;
  • центр коллекций, он предназначен для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекции включают в себя те объекты, которые могут собирать сами дошкольники и их родители (камни, семена растений, сухие листья, ветки, образцы песка и глины, речные и морские раковины);
  • выставочный центр, где выставляются все рисунки и поделки детей, выполненные в процессе самостоятельной, совместной  деятельности;
  • оформлены - календарь природы, календарь погоды,  карты – схемы;
  • собран демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний о природе (гербарии, картинки, иллюстрации, альбомы);
  • подобраны дидактические, словесные и настольные игры экологического содержания;
  • подобраны подвижные игры и наглядный материал для их проведения;
  • созданы картотеки пословиц, поговорок, народных примет о природе;
  • имеется подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, песни о природе);

         

        Важно отметить, что при переходе ребёнка в старшую и затем в подготовительную к школе группу у детей меняется психологическая позиция, дети ощущают себя старшими среди других детей дошкольного учреждения. В этом возрасте мы развиваем любые проявления  дошкольников: самооценку, самоконтроль, самовыражение, самопознание.

Мы поддерживаем организацию предметно-развивающей среды таким образом чтобы дети проявляли познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Привлекаем старших дошкольников к созданию окружающей обстановки, выясняя их мнение о планируемых действиях по изменению среды, вовлекаем в процесс преобразований. (Включить репортаж)

(Слайд 37) Экологическое воспитание детей базируется на деятельностном подходе. Для создания интереса дошкольников к природе и достижения результата в работе мы используем  в проектах эмоционально привлекательные для детей виды деятельности:

  • экологические игры;
  • наблюдение и труд;
  • чтение произведений о природе, сюжеты которых учат детей быть наблюдательными, с любовью относиться ко всему, что живет рядом и создают эмоционально-положительное настроение;
  • ведение календаря природы, моделирующей смену времен года;
  • ведение дневника наблюдений;
  • самостоятельный и совместный труд в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни растений;
  • творческую деятельность детей: рисование, аппликацию, лепку, изготовление поделок;
  • составление план – карт, схем;
  • сочинение «Экологических сказок», историй и загадок;
  • участие в природоохранных акциях (уборка листьев на территории детского сада, изготовление кормушек для птиц, посадка огорода, создание листовок на природоохранные темы);
  • участие в экологических праздниках, экскурсиях;

 За годы внедрения проектного метода, мною разработано и реализовано много различных проектов.

         Тематика и содержание проектов  разнообразны.         Тему исследования  подсказывают сами дети, стоит только не пропустить, что именно им интересно:

Одним из критериев результативности опыта является высокий уровень формирования экологической культуры у старших дошкольников,  проявление устойчивого интереса к миру природы, совершение позитивных поступков по отношению к живым объектам. Для диагностики  уровня сформированности экологической культуры я использовала диагностические карты и материалы из программы «Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич  

По результатам первичной диагностики  получены следующие данные. 

Таб.1 Уровень сформированности экологических представлений у детей средней группы. 2015 год.

Уровень сформированности экологической культуры

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

2015 год

34%

26%

40%

Исходя из результатов мониторинга, нами был сделан вывод о том, что у детей недостаточно сформирована экологическая культура, следовательно, использованные ранее методы не были эффективными.

В мае 2017 уч. года был проведен промежуточный мониторинг экологических представлений у детей старшей группы. Результаты представлены в таблице 2.

Таб.2 Уровень сформированности экологических представлений у детей старшей группы. 2017 год.

Уровень сформированности экологической культуры

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

2015 год

34%

26%

40%

2017 год

9%

41%

50%

Исходя из результатов промежуточного мониторинга, получены следующие данные: высокий уровень сформированности экологических представлений увеличился на 10 %, а низкий уровень снизился на 25 %.

Контрольное обследование детей позволило, определить изменения в повышении уровня формирования экологической культуры у детей. Результаты уровня сформированности экологических знаний отражены в таблице 3.

Таблица 3: Уровень сформированности экологических представлений у детей подготовительной группы 2016г.

Уровень сформированности

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

экологической

культуры

2016 год

23%

77%

Уровень сформированности

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

экологической

культуры

2015 год

34%

26%

40%

2018 год

23%

77%

Изменение

Уменьшение на

34%

Уменьшение на

3%

Увеличение на

37%

уровня

Таб.4 Сводная таблица 2015, 2018 г.г

Опыт работы показал, что у детей произошли значительные позитивные изменения по всем показателям, что доказывают результаты мониторинга 2018 г.

 высокий уровень - 34%, 2018 - 77%. Отмечено расширение и углубление интереса к животному и растительному миру.  Увеличилось число детей, которые  правильно оценивают последствия действий человека с позиции благополучия живых организмов. Дети стали более эмоционально восприимчивы и отзывчивы к явлениям, происходящим в живой и неживой природе, научились сопереживать в различных ситуациях. Результаты итогового анкетирования родителей показывают, что большинство родителей стали чаще бывать с детьми на природе - 72%; у 79% родителей сформированы представления о том, как воспитывать ребенка в гармонии с природой; 93%- уверены в том, что  их ребенок получает знания об окружающем мире в детском саду.

По результатам диагностики детей, контрольного мониторинга и итогового анкетирования родителей можно сделать следующий вывод:

1.Широкое внедрение проектной деятельности в воспитательно-образовательный процесс повышает уровень сформированности  экологических представлений детей дошкольного возраста.

2. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации дошкольного обучения.

 

Обобщение опыта работы воспитателя МДОУ д/с «Родничок» с. Турочак Богдановой Маргариты Юрьевны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме « Подвижные игры - важнейшее средство в процессе сохранения и укрепления здоровья детей» Работа с детьми младшего возраста.

Обоснование темы, общие принципы физического воспитания, методика проведения подвижных игр, программные задачи, перспективное и календарное планирование....

Обобщение опыта работы по теме: "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"

Описание опыта работы старшего воспитателя по теме самообразования "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"...

Обобщение опыта работы по теме "Оздоровительная работа в ДОУ через здоровьесохраняющие технологии и здоровьеукрепляющие приемы в воспитательно-образовательном процессе"

Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм.Представленны...

Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы.

Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы....

обобщение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий в практику работы с детьми с ОВЗ

в работе обобщен опыт  по использованию в практике работы с детьми с нарушением зрения (старшие дошкольники) здоровьесберегающих технологий В. Ковалева, В. Базарного, А.Аветисова...

Взаимодействия взрослого и ребенка в художественных опытах. Обобщение опыта работы в группах кратковременного пребывания детей со сложной структурой дефекта.

Работа с детьми со сложными сочетанными диагнозами направлена на эмоциональное взаимосотрудничество   мам с детьми и с командой педагогов....