ООД экспериментирование в средней группе "Волшебница вода".
план-конспект занятия

Малышева Вера Петровна

ООД экспериментирование в средней группе "Волшебница вода".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_eksperimentirovanie_kapelka_vody.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: "Волшебница Вода"

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о состояниях и свойствах воды.

Задачи: - познакомить детей с состояниями и свойствами воды (лед, снег, дождь, туман; жидкая, бесцветная, прозрачная, растворяет некоторые вещества) в ходе опытнической деятельности;

- развивать умение отгадывать загадки, наблюдать, делать умозаключения;  

- показать способы выявления свойств воды; развивать интерес к познавательной деятельности

- воспитывать в детях бережное отношение к воде как природному ресурсу.

Предшествующая работа: беседа о роли воды в жизни человека, животных, растений; отгадывание загадок; словарная работа – прозрачный, бесцветный.

Оборудование и материалы: кукла Капелька, карточки с текстами загадок, картинки с изображением различных состояний воды (лед, снег, дождь, туман), вода, кубики льда, сахар, молоко, песок, стаканы, палочки, салфетки, фильтр, воронка, мольберт, магнитофон.

Воспитатель приветствует детей, приглашает познакомиться с Капелькой:

- Ребята, это - Капелька, она живет с веселым водяным народцем, любит сказки, игры, волшебные приключения и превращения.

Капелька:

- Здравствуйте, ребята, я очень рада видеть вас и хотела бы подружиться с вами. А еще мне хочется познакомить вас с чудесным Миром Воды.

Воспитатель:

- Капелька, я думаю, девочки и мальчики будут рады подружиться с тобой. Правда?

Капелька:

- Ребята, вы знаете, что-нибудь о воде? Вспомните, где встречается вода? (В реке, озере, луже, море, течет из крана). Скажите, вам она нужна? Для чего вы ее используете? (Утолять жажду, умываться, стирать, мыть, поливать, варить пищу, по воде передвигаются суда, для выпечки хлеба и т.д.)

А что вы любите пить? (Чай, кофе на завтрак; компот на обед; молоко, кефир на полдник; чай на ужин и т.д.).

Какие еще напитки вы можете назвать? (Минеральная вода, сок, кисель, бульон, какао, кока-кола, лимонад и др.). А еще на воде варят первые блюда: борщи, супы, не так ли?

Подумайте, вода нужна лишь людям? (Вода нужна всем живым существам).

Воспитатель:

- Капелька, а я знаю стихотворение о воде.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется.

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Капелька:

- Да, ребята, вода встречается повсюду и в разных видах, ведь у Матушки Воды большая семья. Есть у нее и сыновья – Дождь, Туман, Снег, Лед, и дочери – Капельки, Снежинки. У всех детей разные характеры, все они любят разные времена года (кто весну и лето, кто осень, кто зиму).

Постарайтесь отгадать, о ком из детей Матушки Воды эти загадки. Найдите их на картинках.

Загадки о воде

Крупно, дробно зачастил

И всю землю напоил. (Дождь)

Растет она вниз головой,

Растет не летом, а зимой.

Чуть солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет. (Сосулька)

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой

Как поймаешь на ладонь. (Снег)

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко,

Стало видно далеко. (Туман)

Пушистая вата плывет куда-то,

Вот вата ниже – и дождик ближе. (Облака)

Капелька:

- Молодцы, ребята, все загадки отгадали. А теперь давайте немного отдохнем – потанцуем под мою любимую песенку.

Физминутка

(муз.-ритмич. движения под песню "Дождя не боимся")

Капелька:

- Ребята, вода – настоящая волшебница. Вспомните сказку: как добыл Иван-царевич себе невесту Василису Прекрасную, да коня белогривого, да жар-птицу в золотой клетке, так и поехал домой. А родные братья ему позавидовали и погубили его. Но все закончилось хорошо: Ивана-царевича сбрызнули живой водой, и ожил Иван-царевич. И не только в сказках вода бывает волшебной.

Воспитатель:

- Как вы думаете, это нужно проверить? Давайте сейчас мы с вами станем на время учеными, пройдем в лабораторию и узнаем, умеет ли вода превращаться.

Опыт 1. "Вода жидкая, может течь"

Дать детям два стаканчика, один с водой, другой - пустой. Предложить что-нибудь сделать с водой. (Перелить воду из одного стакана в другой). Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. А если бы она не была жидкой?  ( Она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана).

Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

Опыт 2. "Лед – твердая вода"

А может ли вода стать твердой? Вспомните, как в мороз она умеет превращаться... Во что? (В лед).

Показать кубики льда. Лед — это превращенная, застывшая вода. Что вы можете сказать о нем? Какой он? (Скользкий, холодный, гладкий, твердый)

Как можно догадаться, что лед – это тоже вода? (В тепле он тает)

Если лед в тепле превращается в воду, можно ли из воды получить лед и что для этого надо сделать?

Есть даже загадка такая: "Вода, да тверда, словно каменная". Теперь вы знаете отгадку?

Опыт 3. "Лед легче воды"

А что произойдет со льдом, если его бросить в воду? Он утонет? Давайте посмотрим. (Бросаем кубики льда в воду, он плавает на поверхности).

Теперь и эту загадку вы сможете отгадать: "Я – вода, да по воде же и плаваю".

Если бы поверхность рек и озер зимой не покрывалась слоем льда, то все живое в реках замерзло и погибло бы, а лед - это своеобразное одеяло – под таким толстым и прочным покровом подводным жителям не страшен никакой мороз.

Опыт 4. "Вода бесцветная, прозрачная"

Задать детям вопрос: "Какого цвета вода?". Затем поставить перед ними стакан с молоком, перед детьми теперь стоят два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. Какого цвета вода? (Вода бесцветная, а не белая как молоко)

Под оба стаканчика положить картинки. Под каким из стаканчиков они видны? Почему? (В воде видны, потому что она прозрачная, а молоко нет).

Опыт 5. "В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются"

Возьмите два стаканчика с водой. В один из них положите сахарный песок, размешайте. Что получается? Сахар... исчез!

Как вы считаете, это волшебство? Сахара-то нет! Или есть? Как вы думаете, какой стала вода на вкус? Сахар не исчез, ведь вода стала сладкой, он просто растворился, перестал быть видимым

А вода еще может в себе что-то прятать? Давайте попробуем растворить песок? Нет, не спрятался. Просто осел на дно. А вот сахар вода прячет очень хорошо. Подумайте, что еще хорошо растворяет вода?

Растворяя в себе сахар или соль, вода не дает их увидеть, не дает их потрогать и взять назад, но при этом хранит в себе. На самом деле ни соль, ни сахар не исчезают.

Опыт 6. "Очистка воды"

Какой была вода в стакане до того, как мы насыпали в нее песок? (Чистая, прозрачная). А какой стала вода, когда мы положили в нее песок? (Грязной, мутной, непрозрачной, не пригодной для питья). Видно ли картинку через эту воду?

Ребята, мне кажется, что Капельке это не нравится. Давайте, мы ее пропустим через фильтр. Что мы сделали с водой?

Дети пропускают воду через фильтр – вода снова становится прозрачной.

Из наших кранов течет чистая, прозрачная вода. Она становится такой, потому что на специальных водоочистных станциях ее тщательно очищают. Сначала воду пропускают через фильтры, а потом подают по трубам к нам в дома. Это сложная работа, поэтому надо беречь чистую воду, хорошо закрывать краны.

Капелька:

- Ну что, ребята, только в сказках вода волшебная? Только в сказках она умеет превращаться, прятать разные вещества? Вам понравилось изучать воду?

Ребята, я подружилась с вами и хотела бы подарить вам на память обо мне и Матушке Воде капельки-кулончики.

Воспитатель:

- Давайте и мы оставим что-нибудь на память Капельке? Что это может быть? Я предлагаю подарить ей свои улыбки. (Дети рисуют на шаблонах и затем приклеивают их на общий лист).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие – экспериментирование в средней группе «Волшебница Вода»

Цель: Познакомить со свойством воды.Задачи: Создать целостное представление о воде, как природном явлении;Познакомить со свойством воды;Дать понятие значимости воды в жизни человека, в природе;Р...

Конспект НОД по экспериментированию в средней группе «Волшебница вода

Расширять и обобщать знания детей о свойствах и качествах воды,посредством экспериментирования (вода прозрачная, не имеет вкуса, запаха, вода может быть твердой, пар – это тоже вода.) ....

Конспект НОД по экспериментированию в средней группе. Тема: «Вода – растворитель»

Конспект НОД по экспериментированию в средней группе...

Конспект НОД по экспериментированию в средней группе Тема: «Узнаем, какая вода»

Конспект НОД по экспериментированию в средней группе...

Образовательная область «Познавательное развитие» Развлечение – экспериментирование для детей средней группы «Вода»

Цель: формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу. Формирование знаний о неживой природе (воде, о значении воды в природе и в жизни человека.Расширит...

Конспект ООД по развитию речи с элементами экспериментирования в средней группе «Вода вокруг нас». 17.05.2021

Программные задачи: познакомить детей со свойствами воды; уточнить значение её для всего живого; развивать любознательность, мышление и речь детей;ввести в активный словарь детей слова: жидкость,...