Занятие-экспериментирование в средней группе «Вода-Лёд»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Ирина Николаевна Чередниченко

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды и льда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperementirovanie_voda_i_lyod.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие-экспериментирование

в средней группе «Вода-Лёд»

Цели:

-познакомить детей с некоторыми свойствами воды и льда.

Задачи:

ОО Познавательное развитие .

-развивать творческое воображение, умение проводить несложные  эксперименты;

- развивать любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования с водой и со льдом.

ОО Социально-коммуникативное развитие.

-формировать умение высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова;

-создать эмоциональный настрой на совместную деятельность детей всей группы;
ОО Речевое развитие .

-формировать умение высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова

ОО Физическое развитие .
-формировать умение выполнять движение в соответствии с текстом.

Словарная работа: вода, жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, опыт, растворитель. Лёд, твёрдый, хрупкий, скользкий, прозрачный.

Оборудование и материалы: стаканчики, тарелочки, соломинки, ложки, сахар, разноцветные краски, лёд  (на каждого ребёнка), салфетки, цветная бумага.


Ход совместной деятельности с детьми

Водная часть:

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами поговорим о превращениях.

Ребята, отгадайте загадку:

Она и в озере,

Она и в лужице,

Она и в чайнике

У нас кипит.

Она и в реченьке

Бежит, журчит. (вода)

Из него каток дворовый,
Самый скользкий, самый новый,
И сосульки — тоже он,
Украшает мой балкон!
(лёд)

(чтение загадок)

Воспитатель: Сегодня мы с вами поэкспериментируем с водой и со льдом; познакомимся с ними поближе. Дети, как вы думаете, для чего нам нужна вода?

Дети: Люди пьют воду;

— варят еду;

— моют грязные фрукты и овощи;

— каждый день моют руки и лицо;

— поливают растения, чтобы не засохли;

— вода нужна рыбам и другим обитателям рек, озёр, морей и океанов;

— люди смывают грязь с мебели, моют посуду, стирают одежду.

Воспитатель:  Дети, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить различные фокусы, опыты. Я вчера налила воду в  поставила в морозилку. А сегодня, утром я достала из морозилки лёд. Как вы думаете, почему? Что произошло?

Дети: Вода замерзла, стала твердой!

Хотите поиграть с водой и со льдом?

- Да!

Тогда прошу за столы!

Основная часть:

Опыт 1 «Вода – жидкость»

Дать детям два стаканчика: один – с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.

Воспитатель: Что происходит с водой?

Дети: Она льётся.

Воспитатель: Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? (Жидкая)

Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Опыт 2 «Лёд твёрдый, но хрупкий, бесцветен и прозрачен»

Воспитатель: - А теперь попробуйте пальчиком надавить сверху на кусочек льда. Какой он? (твёрдый или мягкий).

Дети: твёрдый .

Воспитатель: - Лёд твёрдый и нам не удастся поломать его руками.

Воспитатель: Берет молоточек и стучит им по льдине. Ударяет сильнее, льдинка лопается.

Воспитатель: Лёд хрупкий, поэтому легко разбивается.

Лёд хоть и твёрдый, но хрупкий.

А теперь, ребята, посмотрите, какого цвета лёд?

Воспитатель: Показывает детям лист белой бумаги и уточняет лёд такой же белый, как этот лист бумаги?

Дети: - Нет.

Воспитатель: - Лёд бесцветен.

Воспитатель: - Ребята, перед вами лежат полоски цветной бумаги, положите на них льдинку, что вы видите?

Дети: - Бумагу.

Воспитатель: - А почему её видно?

Дети: - Потому что лёд прозрачный.

Опыт 3 «Вода прозрачная»

Перед детьми два стаканчика: один – с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положены ложки.

Воспитатель: В каком стаканчике видна ложка? Правильно, в стаканчике с водой. Как вы думаете, почему в этом стаканчике видна ложка?

Дети: Вода прозрачная, а молоко — нет.

Воспитатель: Дорогие исследователи, предлагаю вам подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказках: молочная река с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках?

Дети: Нет.

Воспитатель: Как вы думаете, почему? Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках не могут жить растения. А если не будет растений – не будет рыб и животных, потому что многие животные питаются растениями. Всему живому необходима прозрачная, чистая вода. Это говорит о том, что водоёмы загрязнять нельзя.

Опыт 4 «Лёд - холодный, гладкий и скользкий»

Воспитатель: Ребята, возьмите лёд в руки, потрогайте его.

Ребята, какая льдинка?

Дети: холодная 

Воспитатель: - А теперь попробуйте пальчиком погладить ваши льдинки. Какие они? (гладкие, скользкие).

На ощупь - лёд холодный, гладкий и скользкий.

Опыт 5 «Лёд тает»

Воспитатель: А теперь вернёмся к тарелке со льдом.

Посмотрите, ребята, в тарелке появилась вода.

Дети смотрят, лёд начал таять.  

Воспитатель: Почему он тает? Положите льдинки в ладони. Лёд какой, (холодный) А какие у нас ладошки? (тёплые) Что происходит? ( Он тает, когда тепло.)

Дети, мы играли со льдом, ручки наши замёрзли, давайте их согреем!

Дети: Давайте!

Физминутка «Ладошки вверх, ладошки вниз»

(Дети выполняют движения по тексту за воспитателем)

Ладошки вверх,

Ладошки вниз,

Ладошки на бочок,

И сжали в кулачок!

Потрём ка мы свои ладошки!

Согреем пальчики немножко!

Опыт 6 «У воды нет запаха и вкуса».

Воспитатель предлагает детям понюхать воду.

Воспитатель: Дети, чем пахнет вода? Правильно совсем не пахнет. Чистая вода не имеет запаха.

Воспитатель предлагает детям взять соломинку и попробовать воду.

Воспитатель: Дети, скажите, есть ли у воды вкус? (Ответы детей). Правильно у чистой воды нет вкуса. Но когда человек сильно хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!»

Опыт 7 «Вода – растворитель».

На столе разноцветные краски, кисти, стаканы с водой.

Воспитатель: А теперь сами попробуйте растворить краски в воде. Что произошло с водой? (Она окрасилась). Какую краску растворяли, такой цвет и получился. Значит вода растворитель.

Рефлексия

Уважаемые исследователи, проделав наши опыты, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода.

-Какая бывает вода?  

-Вода может растворять некоторые вещества?

- Какой лёд бывает?  

-Лед тает от тепла?

Мы привыкли, что вода –            

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия-экспериментирования в старшей коррекционной группе "Удивительные свойства воды"

Конспект занятия-экспериментирования в старшей коррекционной группеТема: «Удивительные свойства воды»...

Конспект занятия-экспериментирования во II младшей группе. «Свойства воды» (экспериментирование с детьми 3–4 лет)

Цель занятия: формировать у детей представления о свойствах воды; развивать интерес к познанию окружающего мира....

Конспект занятия - экспериментирования во второй младшей группе "Волшебница - вода"

Формирование у детей представления о свойствах воды. Эксперименты с водой....

Конспект занятия-экспериментирования для детей подготовительной группы на тему «Свойства воды»

Цель: прививать интерес к исследовательской деятельностиЗадачи:- развитие у детей познавательного интереса, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способнос...

Проект по экологии в средней группе "Вода, вода, кругом вода"

Проект по экологии в средней группе "Вода, вода, кругом вода".Тип проекта: познавательно-исследовательский,  познавательно-творческий.Продолжительность проекта: долгосрочный.Участники п...

Конспект занятия экспериментирования на тему «Какой бывает вода?»

Цель: Знакомить детей с некоторыми свойствами воды.Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать и классифицировать.Материалы: Вода, снег, лёд, три объёмные коробки, м...