Тема: «Развитие творческой личности, ее самоопределения и самореализации в процессе экспериментальной деятельности»
консультация (средняя группа)

Догдишева Диана Тахировна

Дошкольники – прирожденные исследователи. И этому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они устанавливают причинно-следственные связи. Дети подмечают многое: особенности строения предметов, животных, их поведение.… 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Детский сад «Лесная сказка»

Тема: «Развитие творческой личности, ее самоопределения и самореализации в процессе экспериментальной деятельности»

Воспитатель: Догдишева Д.Т.

Г.Новый Уренгой

2019г.

Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.                                                                                          К.Е.Тимирязев

Опираясь на требования к содержанию образования (Закон «Об образовании», ст. 14), педагоги детского сада должны переориентировать образовательный процесс на                       « обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации». Саморазвитие личности возможно в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу. Поэтому на современном этапе большое внимание должно уделяться поисково-исследовательской деятельности.

 Дошкольники – прирожденные исследователи. И этому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они устанавливают причинно-следственные связи. Дети подмечают многое: особенности строения предметов, животных, их поведение.… Для накопления определенных знаний и применения их в практической деятельности с детьми необходимо как можно больше наблюдать. Во время наблюдений и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Ребенок по природе своей исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире, а исследовательское обучение строится на основе естественного стремления детей к самостоятельному изучению окружающего.

Исследовательское поведение для дошкольников – главный источник для получения представлений о мире.

Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.

Эксперимент или опыт, - особый вид наблюдения организованный в специально созданных условиях.

Привлечение детей к проведению несложных опытов на занятиях, прогулках или в уголке природы и на участке детского сада имеет очень большое значение для развития наблюдательности и любознательности, воспитания активного и правильного отношения к объектам и явлениям природы.

При помощи элементарных опытов можно показать детям  такие явления в неживой природе, как замерзание воды, превращение снега и льда в воду, образование радуги  и т. д.

При помощи эксперимента дети узнают о роли воды и удобрений в жизни растений. Однако следует помнить, что нельзя увлекаться опытами, наносящими растениям вред.

Воспитать устойчивый интерес к природе и бережное отношение к растениям можно на примере положительных результатов труда. Детей надо учить таким приемам ухода, которые обеспечивают растениям хороший рост.

Опыт проводится в специально организованных условиях. Познавательная задача должна быть ясно и четко сформулирована. Её  решение  требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

Благодаря опытам у детей  развивается способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно– следственных связей.

Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нем неизгладимое впечатление формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребенка с самого раннего детства понимать красоту живой природы: любоваться пестрым оперением птиц, радоваться их пению, удивляться догадливости собаки.

В общении  с живой природой воспитывается у детей любовь к родному  краю. Еще одна важная задача: воспитание  доброты, человечности. Ребенок должен жалеть живое существо, если ему больно. Мы взрослые, отвечаем за любые слова, произнесенные в присутствии детей, и за все поступки, совершенные при них в отношении живых существ.

Нам надо научить малыша любить и уважать все живое: цветок, птицу, щенка и лягушку, защищать их. Прежде всего, мы должны научиться  любить животных. Ребенок должен получить первоначальные знания о живых существах.

Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено исходя из трех блоков педагогического процесса, это:

  • специально-организованное обучение в форме НОД;
  • совместная деятельность взрослого с детьми;
  • свободная самостоятельная деятельность детей
  • Существуют  следующие формы работы:
  • НОД;
  • Плановые эксперименты;
  • Дидактические игры;
  • Беседы;
  • Наблюдение и труд;
  • Работа в лаборатории.

Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой).

Предпочтение отдается подгрупповой  форме организации экспериментальной работы.

Существуют эксперименты, которые проводятся  как ответ на вопрос ребенка: ребенок после несложного наблюдения сам устанавливает истину. Например,  такие опыты: «Что сыплется легче песок или глина?», «Что растворяется в воде?», «Тонет – плавает», « Цветные льдинки» и другие.

В каждом эксперименте  можно выделить следующую структуру:

  • Осознание того, что хочешь узнать;
  • Формирование задачи исследования, продумывание методики эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование результатов;
  • Выполнение работы, соблюдение правил безопасности,  наблюдение результатов;
  • фиксирование результатов, анализ полученных данных;
  • Словесный отчет об увиденном, формулирование выводов.

Блок совместной деятельности взрослого с детьми является основным в опытно экспериментальной деятельности.

Здесь  планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Могут использоваться эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных  представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать.

С детьми проводится  экологические игры, чтение художественной  и познавательной литературы. В своей работе  используется серия книг Марины Султановой: «Простые опыты с бумагой», «Простые опыты с природными материалами», «Простые опыты с воздухом», «Простые опыты с водой». Используются  наглядные пособия «Беседы по картинкам. Уроки экологии».  Приобретаются и применяются в игровой деятельности такие развивающие игры: «Что происходит в природе?» - причинно-следственные связи, «Где живет вода?», «Воздух, земля, вода» - экологические цепочки, «Ветки и детки».

Образовательно – воспитательные задачи поисково – экспериментальной деятельности дошкольников  4-5 лет:

  1. Обеспечивать познание детьми законов природы.
  2. Способствовать умственному и интеллектуальному развитию детей посредством организации опытно-исследовательской и экспериментальной деятельности.
  3. Обеспечить каждому ребенку возможность реализации его природного стремления к познанию и пониманию окружающей действительности.
  4. Учить детей делать причинно-следственные выводы на основе наблюдаемых действий и процессов.
  5. Обучать использованию в речи доступной научной терминологии.
  6. Углублять представления детей о сенсорных эталонах, учить на их основе описывать предмет (вес, размер, качество и свойства).
  7. Знакомить детей с различными исследовательскими методами.
  8. Развивать заинтересованность, любознательность, внимание, активность в процессе наблюдений, опытов и экспериментов и умение предвидеть полученный результат.
  9. Воспитывать аккуратность и бережное отношение к окружающей действительности, дружелюбие, взаимную поддержку.

Цель эксперимента – способствовать развитию у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Образовательно – воспитательные задачи поисково – экспериментальной деятельности дошкольников  6-7 лет:

  1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира. Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость).
  2. Развивать представление детей об основных физических явлениях. Развивать представления о некоторых факторах среды: свет, температура воздуха и ее изменчивость; переход воды в различные состояния- жидкое, твердое, газообразное, их отличие друг от друга; давление и сила воздуха.
  3. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
  4. Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песка и глины.
  5. Расширять представление детей об использовании человеком факторов природной среды (солнце, земля, воздух, вода) для удовлетворения своих потребностей.
  6. Развитие познавательного интереса детей, наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.
  7. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
  8. Развивать умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр – экспериментов ( увеличительное стекло, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, бинокль).
  9. Формировать умения самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение.

Задачи экспериментальной деятельности:

  1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук: развитие представлений о химических свойствах веществ;  об основных физических свойствах и явлениях; развитие элементарных математических представлений.
  2. Развитие у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр – экспериментов.
  3. Социально-личностное развитие ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, элементарного самоконтроля.

Методы, используемые для наблюдения за объектами природы:

  1. Определение строения растений и животных, выделение целостного объекта и частей, из которых он состоит.
  2. Разнообразные проявления живых существ: способы функционирования, для животных – разные формы поведения; для объектов -  их состояния: сыпучесть, текучесть, воздушность, плавучесть.
  3. Определение свойств и характеристик объектов и их частей: цвета, размера, формы, особенностей поверхности.
  4. Выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик.

Для безопасной деятельности при использовании различных материалов  нами были разработаны правила работы:

  1. Не толкай соседа во время работы.
  2. Сначала  посмотри, потом повтори.
  3. Убирай все на место.
  4. Работа проводится под наблюдением взрослых.
  5. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
  6. Не трогать грязными руками глаза.
  7. Не брать руки в рот.

Для развития познавательной активности ребят и поддержания у них интереса к исследовательской деятельности в  нашей группе был создан уголок  экспериментирования.

В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены:

  1. Место для постоянной выставки, где размещаются различные коллекции (раковины, камни, кристаллы, перья, природные материалы).
  2. Место для приборов, для хранения природного и «бросового» материалов.
  3. Место для проведения опытов.
  4. Место для неструктурированных  материалов (песок, вода, опилки, пенопласт и др.)

Для закрепления полученных знаний, умений и навыков широко используются комплексные тематические занятия, на которых осуществляется взаимосвязь одного из разделов программы с другими в сочетании разнообразных видов деятельности.

Одним из перспективных методов является метод проектной деятельности.

Основываясь на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в практические полезные дела. По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (от1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев).

Работа над проектом проходит несколько этапов:

  1. Постановка цели.
  2. Поиск формы реализации проекта.
  3. Организация развивающей, познавательной, предметной среды.
  4. Определение направлений поисковой и практической деятельности.
  5. Организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности.
  6. Работа над частями проекта, коррекция.
  7. Коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

  1. вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога),
  2. активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом),
  3. формирование способности целенаправленно исследовать объект.
  4. Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

  1. формирование  предпосылок  поисковой деятельности,
  2. развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно,
  3. формирование умения применять данные методы для решения поставленной задачи,
  4. развитие желания пользоваться специальной терминологией, вести беседу в процессе совместной исследовательской деятельности,
  5. воспитание способности выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы.

В нашей группе «Мотылек» мы вместе с детьми реализовали проект

 

« Зеленый лук, посмотри – вырастили малыши»

Цель: Сравнить результаты посадки лука в воду и в землю. Показать, что растение растет в разных условиях  по-разному. Для роста необходимо создать условия. Формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Формировать навыки сотрудничества, самостоятельности.

Итог: выставка работ – «Зеленый лучок».

Проект «Воздух – невидимка»

Цель:  Дать понятие о том, что нас окружает воздух. Он невидимый, легкий, мы им дышим, ему можно придать направление.

Итог: создание папки раскладушки «Воздух – невидимка».

Проект «Осенние листочки»

Цель: Формирование представлений детей о том, что листья бывают разнообразной формы, цвета и фактуры. Фенологические  наблюдения за временами года.

Итог: Осеннее развлечение и сбор гербария.

Для родителей нами была собрана  «Библиотека для родителей»:

Л.Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Из опыта работы».

Ф. Ола, Ж.-П. Дюпре «Занимательные эксперименты и опыты».

Е. Волкова, С. Микерин « Играем в ученых. Проводим эксперименты с водой, магнитом, весом…».

На родительском собрании провели опыт с мамами «Цветок желаний» - опыт с водой и бумагой. Мамы загадывали желание, опускали бумажный цветок в воду и он раскрывался.

Были предложены родителям памятки «Экспериментирование с водой»,  «Эксперименты с воздухом», «Простые эксперименты дома»;

Консультация: «Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников».

Детская  экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников. Она также отвечает современным требованиям концепции модернизации российского образования.

В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческой личности дошкольника (старший дошкольный возраст) в процессе освоения содержания образовательных областей (познавательное и художественно-эстетическое развитие)»

Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности. Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте.Одно...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня педагога на тему: Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности

Индивидуальный план педагога "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности"...

Тема: «Развитие творческой личности, ее самоопределения и самореализации в процессе экспериментальной деятельности»

Дошкольники – прирожденные исследователи. И этому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. ...

Тема: «Развитие творческой личности, ее самоопределения и самореализации в процессе экспериментальной деятельности»

Дошкольники – прирожденные исследователи. И этому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. ...

План работы творческой группы педагогов по теме «Формирование творческих способностей у детей младшего возраста в процессе художественной деятельности с учетом ФГОС ДО»

Задачи:Повысить информационный уровень по вопросам воспитания и обучения детей раннего и младшего возраста.Способствовать выработке собственных профессиональных ориентиров в изобразительной деяте...

Статья на тему: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развитие творческой личности детей старшего дошкольного возраста срадствами театрализованной деятельности. Цель: Внедрение инновационных технологий по развитию творческой личности ребенка срдствами те...