Рабочая программа по нравственно – патриотическому воспитанию
рабочая программа

Коренные преобразования в стране конца 20-21 веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально – экономической, политической и духовной сферах общества и сознании граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx49.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №18 «Вишенка»

Рабочая программа

по нравственно – патриотическому

воспитанию

Составитель: Бобкова Л. Ю.-  старший воспитатель

высшая квалификационная категория.

 

Пояснительная записка

Коренные преобразования в стране конца 20-21 веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально – экономической, политической и духовной сферах общества и сознании граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов патриотизма.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, в рамках конкретной социокультурной среды. Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшая  обучаемость  и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому – то всё, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются наиболее прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. На каждой возрастной ступени ребёнок приобретает важнейшие человеческие качества.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Любовь ребёнка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живёт, детскому саду, городу.

В периоды смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных ценностей и установок.  Ситуация в нашей стране не стала исключением. Современная семья серьёзно озабочена образованием и развитием детей, формированием их здоровья; особенно важно заложить основы и нравственного здоровья.

Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное  представление о своём будущем жизненном пути .Интуитивно наши дети отличают добро от зла, понимают ценность сострадания, милосердия, ценят правду и честность .В достаточной ли мере мы поддерживаем в них лучшие душевные проявления7 Достаточно ли внимания уделяем рассмотрению жизненных ситуаций, поступков, помогаем ли детям разбираться в реальных житейских проблемах, требующих принятия решения? В этом нам помогает новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) – где выделены следующие разделы:

- «Физическое развитие»;

- «Социально – коммуникативное»;

- «Познавательное развитие»;

 - «Речевое развитие»;

- «Художественно – эстетическое».

В каждом направлении есть образовательные области: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Труд», «Художественное творчество», «Музыка», «Чтение художественной литературы».

В каждом направлении определены цель, задачи нравственно – патриотического воспитания во всех возрастных группах.

   

Содержание программы

Цель: Формирование духовности, нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста, реализация комплексного подхода к развитию ребёнка, осуществление интеллектуального, нравственного, физического развития при использовании принципа интеграции.

 Задачи:

  1. Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине;
  2. Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  3. Развитие к русским традициям и промыслам;
  4. Совершенствование элементарных знаний  о правах человека;
  5. Ознакомление детей с символами государства ( герб, флаг, гимн),развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны.

Реализация программы по нравственно – патриотическому воспитанию предполагает интегрированный подход – включение содержания программы во все виды детской образовательной деятельности: в каждое направление, в каждую образовательную область. При этом использование принципа интеграции позволяет в полной мере решать задачи ФГОС в разнообразных видах детской деятельности.

Формы организации образовательной деятельности.

Весь материал  систематизирован и представлен  в виде перспективных планов комплексно – тематическом планировании, в форме  проектов. Работа по каждой теме включает беседы, дидактические игры, экскурсии, игры – беседы, игры – инсценировки, развлечения по каждой теме, которые проводятся в свободной образовательной деятельности. Формы проведения мероприятий могут варьироваться  в зависимости от цели и условий образовательного учреждения.

Нравственно – патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе   его лежит развитие нравственных чувств.  

Система и последовательность работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей представлена поэтапно:

1 этап – «Моя семья»;

2 этап – « Мой детский сад», «Мой город»; «Правила по которым мы живём».

3 этап – «Моя Родина», «Будем Родине служить».

В рамках представленных этапов распределены темы содержания работы нравственно – патриотического воспитания с учётом принципов:

- системно организованного подхода, который предполагает скоординированную целенаправленную работу во всех возрастных группах;

 - адресного подхода, который предполагает учёт индивидуальных особенностей группы;

 - универсальности основных направлений нравственно – патриотического воспитания, предполагающего использование социально – ценностного опыта прошлых поколений, культивирующего чувство гордости за культурные традиции и достижения Родины.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в перспективном планировании.

 Перспективное  планирование.

Направление и образовательные области

Вторая младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

        1 этап  Моя семья

Социально – личностное, «Коммуникация», «Социализация», «Познание»

игра – драматизация «Неваляшка и её семья»

Беседа: «Наша дружная семья»

Беседа: «Семья и родной дом»

Беседа: «7 я» 

Познавательно - речевое , «Познание», «Физическая культура

подвижная игра «Курица и цыплята»

Дидактическая игра: «Маленькие помощники»

Беседа «Мой папа»

Беседа «Моя мама – лучше всех»

Игра – беседа «Я люблю маму и папу»

Инсценировка «Ушки – неслушки»

Беседа «Бабушка и дедушка в семье»

Беседа «Пожилые люди»

Этюд «Утреннее фото»

Дидактическая игра «Дружная семейка»

Беседа «Моя родня»

Беседа «Дети и родители»

Познавательно – речевое, «Коммуникация», «Познание»

Дидактическая игра «В гостях у куклы Ариши»

 2 этап       Мой детский сад, Мой город,        

               правила по которым мы живём.

Познавательно – речевое, Худ . эстетическое, «Труд», «Коммуникация», «Чтение худ. литературы», «Социализация»

 Творческая игра «Знакомство с трудом работников детского сада»

Образ- я деятельность «Путешествие по детскому саду»

Рисунок – рассказ «Мой детский сад»

Игра – беседа «Детский сад – моя вторая семья»

Экскурсия в медицинский кабинет

Беседа «Мой воспитатель»

Беседа «Кто заботится о нас в детском саду»

Беседа «Что такое детский сад»

Экскурсия в прачечную

Экскурсия по этажам детского сада

Игра – путешествие по территории детского сада

Экскурсия «В уголок леса»

Социально – личностное, Познавательно – речевое, «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Безопасность»

Экскурсия по территории детского сада

Экскурсия на почту

Экскурсия в аптеку

«Библиотека»,

  «Экскурсия «Библиотека», «Православный храм»

Игра – путешествие «Мой город»

Экскурсия в лес

Экскурсия по городу

Экскурсия к памятнику Боевой и Трудовой Славы

Игра – беседа «Каждой вещи своё место»

Игра – беседа «Учимся правильно разговаривать»

Игры – беседы «Мы все разные, но мы все равны», «Я выбираю сам»

Игра «Мы едим правильно»

Игра – беседа «Я берегу игрушку»

Беседы «Наши отношения», «Декларация прав человека и Конвенция о правах ребёнка» 

Игра беседа «Я берегу игрушки и одежду»

Беседа «Можно ли приносить игрушку в детский сад»

Творческая игра «Страна вежливости»,

Игра – развлечение «О правах - играя»

3 этап «Моя Родина», «Будем Родине служить».

Социально – личностное ,Познавательно- речевое»Социализация», «Коммуникация», «Познание»,  

Игротека – путешествие по улицам родного города.

Игра – путешествие «Россия а шаре земном».

Беседа «Что мы знаем о нашей Родине».

Интеллектуальная игра «Мы патриоты».

«Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»

Игра  -путешествие по разноцветной земле «Природа и жизнь людей».

Беседа «Моя Родина».

Игра – развлечение «Что в имени твоём».

Развлечение .Конкурс чтецов «Стихи о любимом городе».совместно с родителями, краеведческим музеем города.

Игра – путешествие по разноцветной земле «Север и Юг нашей страны».

Игра – инсценировка «Как строили избу на Руси».

Игра – путешествие «Широка страна моя родная».

Тематическая беседа с краеведческим  музеем «Мой город родной».

Социально – личностное. Познавательно – речевое «Познание». «Социализация», «Музыка», «Художественное творчество», «Коммуникация».

Игра – беседа «Моя малая родина»

Развлечение  «Русский национальный костюм»

Беседа « Наша родина – Россия».

Интегрированное занятие «Во что одевались на Руси, как праздники встречали» (совместно с краеведческим музеем города).

Интегрированное занятие «Путешествие к бабушке Агафье»

Беседа «Я люблю тебя Россия».

Беседа «Государственные символы России».

Тематический вечер «Берёза – символ России» (совместно с родителями)

Беседа «Природа России»

 Игра – развлечение «Праздник народной игрушки» 

Игра – путешествие «Москва – главный город нашей Родины»

Беседа «Россияне –граждане России».

Физическое развитие, Социально – личностное, Познавательно – речевое, «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Познание», «Социализация», «Коммуникация»

Игра – соревнование «Сильные и ловкие»(совместно с родителями)

Беседа «Дни боевой славы»

Литературная композиция «День Победы» (совместно с родителями)

мультимедийный просмотр с последующей беседой «Юные герои войны»

Беседа «Наша армия – самая сильная»

Игра – соревнование «Мы пока что дошколята» (совместно с родителями)

Военно – спортивная игра «Будущие защитники»

беседа «Русские богатыри»

Беседа «Маленький капитан»

Беседа «Наша армия самая сильная!»

Беседа «Что такое героизм»

Военно – спортивная игра «Зарничка» (совместно с родителями)

Методические рекомендации   образовательной деятельности по этапам нравственно – патриотического воспитания  детей дошкольного возраста.  

Задача педагога – продумать что целесообразнее показать, рассказать детям, отобрать  эпизоды ( труд людей, природа родного края, традиции, общественные события и т.д) и особенно выделить наиболее характерные для данной местности или родного края события. Отбор соответствующего материала позволит сформировать у дошкольников представление о том. Чем славен родной край.

На первом этапе «  Моя семья»- прикосновение к истории  своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, она требует большого такта и терпения от воспитателя, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности  не считается важным и зачастую вызывает лишь недоумение. Но в тоже время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях .Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

- корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

- семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций;

- счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства

На втором этапе «Мой детский сад», «Мой город», «Правила по которым  мы живём»- дети проводят в дошкольном учреждении много времени, поэтому важно показать им, что как в семье, так и в детском саду есть взрослые, которые любят их и заботятся о них.

Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех населённых пунктах, больших и маленьких, есть много общего, (везде живут люди, люди берегут и охраняют природу, соблюдают традиции своего народа и т. д). Старшие дошкольники должны знать на звание своего города, улицы, в честь кого он назван.

Учить  детей действовать в соответствии с определёнными  правилами и требованиями. Способствовать накоплению представлений о добрых поступках, используя беседы о реальных случаях из жизни группы и художественные произведения.  У старших дошкольников формировать личное отношение ребёнка к соблюдению моральных норм, чувство долга.

На третьем этапе «Моя Родина», «Будем Родине служить», «Культура и традиции» - развивать познавательный интерес к истории культуры малой родины через знакомство с игрушками, играми, традициями и обычаями своего народа, знакомить детей со столицей  нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Рассказать о российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину, познакомить с родами войск. Дать представления о Великой Отечественной войне , на конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо прививать детям такие важные  понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», « трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей.  Их имена увековечены в названиях городов,  улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Однако следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно – патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.  

Планирование образовательной деятельности  по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

 Перспективный план работы составлен с учётом Федеральных государственных требований, работы данного учреждения. Содержание данного плана включает цель, формы, сопутствующие темы, творческие проекты, направления,  образовательные области.

Планирование работы

(вторая младшая группа)

Тема, цель

Направления

Образовательные области

Творческие проекты  (продуктивная деятельность)

Сентябрь

«Моя семья»

Формировать понятие «семья». Воспитывать любовь к семье в которой живёшь.

«Социально - коммуникативное» - развитие представления о мире и о себе.

«Познавательное развитие» - конструирование «Мой дом»; художественное конструирование «Мой дом на нашей улице».

«Художественное творчество»

аппликация «Мой дом», рисование «Моя семья».

Игра – беседа «Каждой вещи – своё место»

Познакомить детей с правилом «Каждой вещи – своё место». Выяснить знают ли дети расположение игрушек и вещей в группе, необходимых для самостоятельной деятельности.

  «Социально - коммуникативное»; «Познавательное развитие»

 - Развитие представлений о мире и о себе «наш детский сад».

«Художественное творчество». Аппликация «Разложи по полочкам».

Рисование «Закончи рисунок» (дорисовывание предметов на схематичном изображении мебели в группе)

Октябрь

Путешествие по разноцветной земле «В хвойном лесу». Познакомить детей с природой нашей страны, дать представление о хвойном лесе, его обитателях ;формировать диалогическую речь детей, обогащать словарный запас; воспитывать любовь, интерес, бережное отношение к природе.

  «Социально - коммуникативное»; «Познавательное развитие» Развитие представлений о мире и о себе.

Домашние и дикие животные, игра  «Назови животных».

«Художественное творчество». Рисование «Ель»; 

Аппликация «Шишки на ели»;

Лепка «Ёлочка».

Игра – беседа «Моя малая Родина».

Познакомить детей с понятием «малая родина», воспитывать любовь к малой родине.

 «Социально - коммуникативное»; «Познавательное развитие» «Чтение худ. литературы».Рассматривание иллюстраций, слайдов, книг о родном городе.

«Художественное творчество».

Рисование «Природа  нашего  края».

Игра – развлечение «Кот Васька».

Знакомить детей с русским народным фольклором: потешками, песнями, играми, развивать речь, память ,познавательную и двигательную активность .Воспитывать любовь к животным.

  «Социально - коммуникативное»; «Познавательное развитие» «Физическая культура», «Чтение худ. литературы»; ознакомление с произведением «Почему котёнок плакал»; «Художественное творчество» - музыкальная шкатулка (игра на русских народных инструментах)

«Художественное творчество»-

Аппликация «Украсим кокошник для Анюты»

Ноябрь

Путешествие по разноцветной земле «Север и Юг нашей страны».

Формировать у детей понятие «Россия»; познакомить с природой нашей страны :рассказать о природе Урала, наших природных ресурсах; дать представление о других регионах России; воспитывать умение слушать и отвечать на вопросы; проявлять интерес  к природе родной страны, желание больше узнать о ней.

  «Социально - коммуникативное»; «Познавательное развитие» «Чтение худ.

литературы»,

 Слайдовая презентация о России.

«Художественное творчество».

Аппликация «Флаг России»; «Посадим ели в нашем лесу»; «Поздняя осень».

Игра – беседа «Я люблю маму и папу».

Формировать представление о семье, о том, что никто не должен разлучать ребёнка с родителями. Вызвать желание говорить  о своих близких, называть их имена.  

«Чтение худ. литературы»,   «Социально - коммуникативное»; «Познавательное развитие»

Чтение сказки Л. Толстого «Три медведя», «Волк и семеро козлят».

«Художественное творчество».

Рисование «Моя семья»;

Аппликация «Мой дом, моя семья» ( Фотоколлаж совместно с родителями ).

Дидактическая игра «В гости к Матрёшке»

Формировать представления детей о семье; закреплять умение  определять наименование родственных отношений между близкими членами семьи; воспитывать любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.

«Чтение худ. литературы»,

«Социально - коммуникативное».

Чтение сказок «Три медведя», « Репка», «Маша и медведь».

«Художественное творчество»; рисование «Мама, папа, я - наша дружная семья»; художественное  конструирование «Мой брат (сестра)».

               

Декабрь

Экскурсия в прачечную.

Воспитывать уважение к труду взрослых; вызывать интерес к труду работников прачечной; продолжать формировать культурно – гигиенические навыки

 «Социально - коммуникативное»; «Познавательное развитие» - Развитие представлений о мире и о себе «Наш детский сад»

«Художественное творчество», аппликация «Развесим бельё для кукол»- наклеивание готовых деталей (одежда) на горизонтальную линию (верёвка).

Дидактическая игра «Не поделили игрушку».Учить      детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций.

«Социально - коммуникативное»; «Познавательное развитие» - Развитие представлений о мире и о себе «Мои друзья»

Конструирование из кубиков «Построй дом для любимой игрушки»- совместно несколько детей.

Игра – беседа «Родная страна». Формировать представление о величине России воспитывать любовь к родной стране

«Социально - коммуникативное»; «Познавательное развитие» - просмотр видеофильма «Города России».

Художественное конструирование «Город».

Январь

Путешествие по разноцветной земле «Природа и жизнь людей на Урале».

Формировать у детей знания об особенностях природы Урала, его животном и растительном мире; обогащать словарный запас детей, совершенствовать диалогическую и монологическую речь; воспитывать интерес к малой родине, к жизни людей на Урале, к их труду, быту.

«Социально - коммуникативное»; «Познавательное развитие» - развитие представлений о мире и о себе «Назови животных нашего региона».

Художественное творчество. Аппликация «Украсим платье для девочки».

Игра – развлечение «Вот так конь!»

Сформировать представления о народной игрушке  и русском народном фольклоре; знакомить детей с деревянными (Богородскими) игрушками и глиняными  (Ф илимоновскими) игрушками, потешками; воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.

  «Социально - коммуникативное»; «Познавательное развитие» «Чтение худ. литературы»  - развитие представлений о игрушках, просмотр иллюстраций, картин о народных промыслах.

Художественное творчество. Лепка народных игрушек (по усмотрению педагога)

Игра «Мы едим».Воспитывать умение самостоятельно и опрятно есть, спокойно сидеть за столом, соблюдая правильную позу, правильно держать  ложку, набирать в ложку немного еды, есть с широкого края, бесшумно, пользоваться во время еды салфеткой, прикладывая её  к губам.

 «Социально - коммуникативное»; «Познавательное развитие» - Развитие представлений о мире и о  себе «Наши дела», «Наш день».

Художественное творчество. Конструирование «Стол и стул»; Лепка «Чашка, ложка и тарелка».

Беседа «Летят самолёты»

дать понятие о празднике – День защитника Отечества, воспитывать чувство гордости за наших славных воинов – лётчиков, моряков, танкистов.

«Чтение худ.  литературы»,   «Социально - коммуникативное»; «Познавательное развитие»- просмотр слайдов, рассматривание иллюстраций, книг (воздушный транспорт, «Самолёт», «Вертолёт»; водный транспорт (корабль) ; чтение стихотворений А. Барто «Самолёт»; «Кораблик»; С.Михалкова «А что у вас?»

Художественное творчество. Конструирование из бумаги (оригами)- изготовление самолётов.

Февраль

Игра – соревнование   «Сильные и ловкие».

Способствовать формированию мужских качеств: силы, ловкости, быстроты.

  «Социально - коммуникативное»; «Познавательное развитие»- развитие представлений о мире и о себе «Мальчик и девочка» (гендерное воспитание).

Художественное творчество. Аппликация «Самолёт», «Танк».

Беседа «Маленький капитан».

Формировать патриотические чувства, обогащать знания детей.

«Чтение худ.  литературы» - обогащать словарный запас детей, чтение стихотворений А. Барто «Игрушки».

Художественное творчество. Совместное конструирование «Корабль».

Март

Этюд «Утреннее фото.»  Формировать у детей чуткое отношение к близким людям,   окружающему миру.

 «Социально - коммуникативное»; «Познавательное развитие» развитие представлений о мире и о себе «Знакомство с эмоциями»; «Мои друзья».

Художественное творчество. Аппликация «Подарок для мамы и бабушки».

Игра – драматизация «Петушок и его семья».

Формировать представления о семье на примере семьи Петушка; показать заботу родителей о своих детях; воспитывать любовь к родному языку, знакомить детей с фольклорными произведениями.

 «Социально - коммуникативное»; «Познавательное развитие», «Чтение худ. литературы»- знакомство с литературными произведениями русского народного творчества.

Конструирование по схеме «Построим домик для цыплят.

Лепка «Зёрнышки для Петушка и его семьи».

Апрель

Экскурсия «Улица города».

Формировать представление об улице как части города; воспитывать желание узнать больше о городе, в котором живёшь.

  «Социально - коммуникативное»; «Познавательное развитие»- Рассматривание иллюстраций о родном городе, фото – открытки.

Аппликация (совместно с родителями) « Мой дом  и улица  где я живу».

Игра – путешествие «Красный, жёлтый, зелёный». Дать детям понятия о правилах дорожного движения.

  «Социально - коммуникативное»; «Познавательное развитие»- просмотр видеофильма «Как Незнайка и его друзья учили правила дорожного движения»

Конструирование «Строительство домов, дорог, улиц города».

Май

Беседа  «Природа России».

Формировать представление детей о красоте природы России, воспитывать чувство гордости за свою страну.

Рассматривание репродукций картин русских художников. «Пейзажи России».

Аппликация «Берёзовая роща».

Планирование работы

(средняя группа)

 Тема, цель

Направления  образовательные области

Творческие проекты (продуктивная деятельность)

Сентябрь

Игра – беседа «Я беру игрушку».

Формировать представление у детей о праве выбора игрушки, не забывая о таком же праве других детей. Воспитание умений и навыков  правильной просьбы, представление о возможности уступать другим детям.

«Чтение худ. литературы», «Познание», «Коммуникация»- чтение стихотворения  Э. Мошковской    «Жадина». Отгадывание загадок.

Художественное творчество. Лепка «Моя любимая игрушка».

Игра – беседа «Иванушка, Марьюшка и их гости.

Знакомить детей с особенностями национальных костюмов, показать детям сходство  и различие в облике разных народов, различие в языке и музыке; воспитывать интерес и желание общаться с другими народами.

«Познание», «Коммуникация», «Социализация» - развитие представлений об окружающем мире и о себе «Национальный костюм».

Дидактическая игра «Оденем кукол в национальные костюмы».

Октябрь

Игра – развлечение «Осенины».

Знакомить детей с русскими народными праздниками; с традицией празднования Осенин; уточнить знания детей об осени, домашних животных; формировать монологическую речь детей, воспитывать бережное отношение к окружающему.

«Познание», «Социализация», «Коммуникация» - Развитие представлений об окружающем мире и о себе (сезонные изменения в природе, что бывает осенью. Осенняя экскурсия в природу.

Художественное конструирование «Дары Осени»; Участие детей и родителей в выставке «Осенняя фантазия».

Игра – развлечение «В гости к Танечке пойдём». Продолжить знакомство детей с устным народным творчеством, с дымковской игрушкой, учить простой узор по мотивам дымковской росписи; формировать связную речь; воспитывать в детях отзывчивость, развивать эстетическое восприятие.

«Чтение худ. литературы» «Познание», «Социализация»- Чтение  потешек , русских народных сказок, рассматривание иллюстраций о народных промыслах.

Аппликация «Украсим  дымковскую игрушку».

Путешествие по разноцветной стране «Эти дети живут на Севере».

Формировать представление детей о национальных особенностях: костюмах, занятиях, языке детей, живущих на Севере; воспитывать интерес и уважение к любым национальным отличиям.

«Познание», «Социализация» , «Коммуникация» - Развитие представлений о мире и о себе «Мир людей и человеческих отношений».

Художественное творчество. Аппликация «Украсим костюм»; Лепка «Сани для оленьей упряжки».

Ноябрь

Беседа «Наша дружная семья» ( совместная деятельность детей и родителей).Формировать представления детей о семье, о доброжелательных отношениях родных людей.

«Социализация», «Познание» - расширять представления об окружающем мире и о себе «Моя родословная»; «Моя семья».

Оформление фотоальбома «Наша семья»; «Моё   родословное древо».

Игра – инсценировка «Ушки – неслушки» .Формировать  у детей чувства привязанности  и любви к близким людям: маме, папе, бабушке, дедушке. Учить оказывать им посильную помощь, воспитывать желание помогать близким людям.

«Коммуникация», «Социализация» - ознакомление с произведениями  художественной литературы. Чтение сказки Шарля Перо «Красная шапочка».

Художественное творчество. Изготовление подарков для мамы ко Дню матери.

Тематическое занятие – развлечение «Русский национальный костюм».

Формировать знания детей о русском национальном костюме, о русских народных сказках, потешках; вызвать чувство восхищения талантом русского народа.

Физическая культура», «Музыка», «коммуникация» - Разучивание русских народных игр, игр народов Урала.

художественное творчество. Аппликация  «Украсим сарафан».

Декабрь

Беседа «Малая Родина». Формировать у детей понятие «малая родина»;знакомить с русским фольклором: пословицами, стихотворениями; расширять кругозор детей; воспитывать патриотические чувства.

«Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Чтение худ. литературы» - Чтение стихотворений Я. Абидова «Мать – земля»; П. Воронько «Лучше нет родного края».

Рассматривание иллюстрированного альбома «Малая родина»; фотооткрыток , о родном городе; книга мой родной город Реж.

Беседа «Я люблю тебя Россия».

Формировать знания детей о природе родного края , России; вызвать чувство восхищения красотой русской природы.

«Познание», «Коммуникация» , «Музыка», «Социализация» - Рассматривание репродукций картин русских художников «Пейзажи России»; Чтение стихотворений русских поэтов. Слушание музыкальных произведений .

Художественное конструирование «Русское поле».

Январь

Рождественские посиделки «Рождество Христово».

Формирование удетей понятие «вера»;знакомить детейс традицией празднования православного праздника Рождества Христова; воспитывать интерес к национальным традициям.

«Социализация», «Познание», «Коммуникация» -Знакомство с православными праздниками; чтение стихотворений о новогоднем празднике.

Оформление творческих работ «Рождество Христово»; (совместная деятельность родителей и детей).

Беседа  «Мой воспитатель». Формировать представления о труде воспитателя ,расширять кругозор детей, воспитывать уважение к труду  и желание быть послушными воспитанниками.

«Труд», «Социализация», «Коммуникация» - Расширять представления о труде взрослых; просмотр иллюстраций о профессии воспитателя.

Художественное творчество. Аппликация «Подарок воспитателю» (совместная деятельность детей и родителей).

Февраль

Беседа «Дни боевой славы».

Объяснить детям, что 23 февраля – День защитника  Отечества , что российские воины охраняют нашу Родину, они смелые, сильные, ловкие; дать понятие о форме одежды различных родов войск

«Познание», «Социализация», «Чтение худ. литературы» - Чтение стихотворений С. Маршака «Пограничники»; В.Бороздина «Звездолётчики».

Художественное творчество. Раскрашивание готовых трафаретных форм военной техники.

Игра – соревнование «Вместе с папой».

Развивать силу, ловкость, быстроту, воспитывать чувство коллективизма, настойчивости  и достижений поставленной цели.

«Физическая культура», «Коммуникация» , «Музыка» Игры – эстафеты с участием пап

Художественное творчество Изготовление эмблем для игр - эстафет (совместно с мамами).

Март

Дидактическая игра «Маленькие помощники».

Учить детей радовать своих родных, оказывать им посильную помощь, воспитывать желание помогать близким людям.

«Чтение худ. литературы», «Музыка», «Коммуникация» - ознакомление с художественной литературой, инсценировка сказки «В гостях у солнышка»; Чтение стихотворения Л. Квитко «Бабушкины руки».

Художественное творчество (изготовление подарков для мам и бабушек.)

Дидактическая игра «Дружная семейка» .

Формировать знания детей о семье и членах семьи, о том, что в семье все любят, заботятся и помогают друг другу. Воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи.

«Чтение худ.   литературы», «Познание» - знакомство со сказкой «Пых»; «Красная шапочка».

Художественное конструирование (поделки своими руками); Оформление выставки творческих работ «Мои родители могут и умеют».

Апрель

Беседа «маленькая история про большую войну».

Формировать у детей умения отвечать на вопросы по картине, подбирать точные слова для характеристики действий, развивать мышление, память. Воспитывать любовь, гордость и уважение к защитникам Отечества.

«Чтение худ литературы», «Познание», «Социализация»- Чтение рассказов , стихотворений о войне; рассматривание картин и слайдов.

Аппликация (изготовление подарков для дедушек и прадедушек).

Май

Беседа «Наша родная армия».  

Уточнить представления детей  о российской армии, охраняющей границы нашей Родины; объяснить смысл выражения «армия родная»

«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение худ. литературы» - Чтение стихов и рассказов о солдатах;  рассматривание картин на военную тематику.

Конструирование из  «Лего» военная техника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Мой родной посёлок"

Настоящая программа составлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию нравственно-патриотических качеств....

Содержание рабочей программы "Духовно-нравственное образование и воспитание детей младшего дошкольного возраста".

Вопрос о том, как важно развивать у детей духовно – нравственные чувства, становится все более актуальным для нашего общества. Нравственное развитие – одна из центральных линий психического разв...

Рабочая программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Родничок" для детей старшего дошкольного возраста.

Рабочая программа по нравственно-патриотическому воспитанию"Родничок" предназначенна для детей дошкольного возраста (5-6 лет)....

Рабочая программа по нравственному воспитанию в старшей группе 2015-2016 год

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к Отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо з...

Рабочая программа по нравственно-эстетическому воспитанию детей детского дома

Программа "Нравственно-эстетическое воспитание детей детского дома" предназначена для детей в возрасте от 6 до 17 лет.     В ходе занятий дети приобретут навыки культурно...