Главные вкладки

    Методическая разработка (средняя группа):
    Методическая разработка Взаимодействие музыкального руководителя и логопеда

    Пристанскова Лариса Петровна

    Взаимодействие музыкального руководителя и логопеда

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vzaimodeystvie_muz.rukovoditelya_i_logopeda.docx19.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционно-образовательной работе»

    музыкальный руководитель Пристанскова Л.П.

     МБДОУ « Детский сад №21»

    г. Троицк Челябинская область

    2019 год

    Если говорить вам сложно – 
    музыка всегда поможет!

           Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У некоторых из них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

           У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями познавательной деятельности.

            Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

             Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

            Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно — временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, ритмические движения под музыку. Исследователи отмечают недостаточную координацию пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики, обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.

           Таким образом, проблема коррекции ОНР в подавляющем большинстве случаев является комплексной медико-педагогической проблемой. В нашем детском саду с 1995г. функционируют шесть логопедических групп, накоплен  огромный опыт работы с детьми с ОНР.

     

              В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

           Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

           Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

    Взаимодействие музыкального руководителя и логопеда мы осуществляем по двум направлениям:

    1. коррекционно-развивающее;
    2. информационно-консультативное.

    Осуществляя свою работу, мы:

    • учитываем структуру речевого нарушения;
    • осуществляем индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
    • закрепляем знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях;
    • всесторонне развиваем личность дошкольника.

           Мы предъявляем единые требования к проведению совместных занятий с детьми, которые строим на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии.

           Основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы - оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные. Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда, музыкального руководителя и других специалистов ДОУ.

    Совместно мы подбираем методическую литературу, пособия и репертуар.

    Учителя-логопеды участвуют в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.

    Составляем картотеки речевых игр, игр со словом и т.д.

    Мы выступаем на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи.

    Я регулярно использую на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедические распевки, речевые игры, логоритмические упражнения, игры со словом, пальчиковые игры, музыкально-ритмические движения с пением, поговорки, небылицы, считалки, подговорки, музыкально-дидактические игры со словом, потешки, частушки, загадки, стихи, скороговорки, инсценировки сказок и песен, вокально-хоровую работу.

        Наша совместная работа дает высокие результаты        

       коррекции развития детей с ОНР.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в процессе реализации раздела «Содержание коррекционной работы основной общеобразовательной программы»

       Федеральные государственные требования (ФГТ), утвержденные Министерством образования РФ от 23.11.2009 № 655, учитывают особенности реализации основной общеобразовательной программы...

    взаимодействие музыкального руководителя и логопеда

    •         В коррекционной работе с детьми с ОНР положительную роль играет совместная образовательная деятельность  учителя-логопеда и музыкального руководи...

    Консультация для педагогов «Взаимодействие музыкального руководителя, учителя-логопеда и воспитателя в сопровождении дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

    Консультация "Взаимодействие музыкального руководителя, учителя-логопеда и воспитателя в сопровождении дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"...

    Учебно-методический материал по теме: «Роль взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в обучении детей игре на детских музыкальных инструментах.»

    В данной консультации расскрыты основные задачи и роль воспитателя в процессе обучения детей игре на ДМИ.Особенное внимание уделено его работе в этом направлении в группе....

    Логоритмика. Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.

    Материал содержит описание: форм взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда; целей и задач логоритмики; структуры и содержания ОД....

    Методическая разработка "Роль музыкального руководителя и воспитателя в проведении музыкально-дидактических игр "

    Многие музыкально-дидактические игры впервые разучиваются с детьми на музыкальном занятии.Чтобы игра была успешно усвоена детьми,музыкальный руководитель перед занятием объясняет игру воспитателю.На з...

    ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ЛОГОПЕДА

    ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯМУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ЛОГОПЕДА СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В ГРУППЕ     КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 6-7 ЛЕТ.    ...