Проект "Вместе весело шагать..."
проект

Проект направлен на психолого-педагогическое просвещение семей воспитанников и включение их в совместную образовательную деятельность ДОО. Предложенная система работы способствует установлению эмоционального контакта и укреплению партнерских взаимоотношений между педагогами и родителями. Повышению имиджа дошкольной организации. Проект может быть использован старшими воспитателями, методистами детских садов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Вместе весело шагать..."37.87 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

Автор – составитель:

 Мирошник  Л.В., старший воспитатель,

Проект направлен на психолого – педагогическое просвещение семей воспитанников  и включение их в совместную образовательную деятельность ДОО.  Предложенная система работы способствует установлению эмоционального контакта и укреплению партнерских взаимоотношений между педагогами и родителями. Повышению имиджа Дошкольной Организации. Проект может быть использован старшими воспитателями, методистами  детских садов.

Содержание

Актуальность проекта…………………………………………………………….2

Цель и задачи проекта…………………………………………………………….6

Сроки реализации проекта…………………………………….............................7

Ожидаемые результаты…………………………………………………………...7

Дальнейшее развитие проекта…………………………………………………....7

Смета расходов…………………………………………………………………....8

Календарный план мероприятий по реализации проекта………………………9

Актуальность

В современных условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на дошкольные образовательные организации и семьи воспитанников возлагаются ответственные социальные задачи.

Основное условие ФГОС дошкольного образования: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй.

Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В нём говорится: «Детство обеспечивается — и это главное — поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка».

Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов, а не на принципе параллельности. Педагогическая практика и данные научных исследований показывают, что многие семьи испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества в неполных семьях, отсутствием понимания, трудностями организации семейной жизни на фоне кризисов, происходящих в обществе; ухудшением состояния психического и физического здоровья детей. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Педагогу детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей.

Все это не приносит желаемых результатов. Поэтому назрела необходимость обновления важного направления деятельности дошкольной образовательной организации – взаимодействие педагога с родителями воспитанников.

 В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Родители являются основными социальными заказчиками услуг дошкольной образовательной организации, следовательно, деятельность педагогов должна основываться на интересах и запросах семьи. В связи с этим современным дошкольным образовательным учреждениям необходимо ориентироваться на поиск новых форм и методов работы, которые позволяли бы учесть актуальные потребности родителей, способствовали формированию активной родительской позиции. Необходимо менять существующую традиционную практику работы с родителями воспитанников, при которой семье демонстрировалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи ее традиций и опыта. При взаимодействии социальных институтов (семья и детский сад) важно учитывать дифференцированный подход к каждой семье, социальный статус, микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

Проанализировав в нашем ДОУ  степень включённости родителей в организацию образовательного процесса, выяснилось, что  «родители - заказчики» составляют -  7,7%, «родители - наблюдатели» - 50%, «родители - участники» - 19,3%, по мере привлечения -  23%.

Проблема - как из  родителей «наблюдателей» и «заказчиков», сделать активных  участников воспитательно-образовательного процесса.

В условиях реализации ФГОС дошкольного образования сотрудничество предполагает более активное участие семьи в процессе взаимодействия, однако эта активность все равно носит локальный характер, так как предполагает лишь посильное участие родителей воспитанников в конкретной деятельности детского сада. Дошкольное учреждение, по мнению исследователей, способно в полной мере удовлетворить запросы родителей только при условии, что оно является открытой системой. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас педагоги ДОО должны стремиться не просто продемонстрировать образовательный процесс родителям, но и вовлечь их в него. Родителям и близким для ребёнка людям, принимающим участие в его воспитании, предоставляется возможность, наблюдая деятельность педагога и детей, поучаствовать в ней самому, пройти по всем помещениям детского сада, пообщаться с воспитателями, друзьями ребёнка, а самое главное – ознакомиться с жизнью ребёнка в детском саду, увидеть, как ребёнок занимается, отдыхает. Родитель может прийти в группу и играть разные роли: «Гостя», «Добровольца». Близкие ребёнку люди могут помогать воспитателю в организации каких-либо мероприятий, проявлять общие с воспитателем и детьми интересы или умения, украшать помещение к празднику, обустраивать групповую комнату. Педагогу же, в свою очередь, необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.

Анализ использования в дошкольном учреждении устойчивых традиционных форм работы с семьей показывает, что ведущая роль при их организации принадлежит педагогам: целью многих форм является помощь родителям, рекомендации, советы, зачастую семья воспринимается общественностью как педагогически несовершенный фактор в становлении личности ребенка. Сфера обращения родителей и воспитателей друг к другу и сфера желаемой помощи свидетельствуют о рассогласовании этих сфер. Больших результатов такое взаимодействие с семьей не дает, поскольку исходящие от самих воспитателей (редко запрос идёт от родителей) такие формы как педагогические беседы, консультации, общие и групповые собрания, родительские уголки, стенды направлены на взаимодействие с широким кругом родителей и в этих условиях невозможно разглядеть проблемы и успехи каждой семьи и ребёнка индивидуально, родители находятся в роли пассивных слушателей и исполнителей, воспитателю не предоставляется возможности с ними контактировать, активизировать и работать сообща. Педагогические работники ДОО проводят эти формы работы в соответствии с интересующей их темой. Это может привести к возникновению у родителей чувства собственной ненужности детскому саду и от этого могут пострадать детские интересы. Поэтому обе взаимодействующие стороны должны быть заинтересованы в воспитании детей, изменении системы взаимодействия участников образовательных отношений, представлять это воспитание как совместное, осуществляемое в ходе сотрудничества.

Поиск новых, современных приемов и методов взаимодействия педагога с родителями (законными представителями), направленных на  повышение активности родителей как полноправных участников образовательного процесса определил разработку и внедрение проекта по психолого – педагогическому просвещению семей воспитанников  и включение их в совместную образовательную деятельность ДОО  «Вместе весело шагать…»

Цель проекта: создание оптимальной системы психолого – педагогического просвещения семей воспитанников и включение их в совместную образовательную деятельность ДОО.

Задачи проекта:

1. Мониторинг возможных направлений включения родителей  в образовательную деятельность ДОО и их потребностей в психолого – педагогическом просвещение по данным направлениям.

2. Разработка  и частичная апробация оптимальной системы психолого – педагогического просвещения семей воспитанников (2- 7 лет)   и включения их в совместную образовательную деятельность ДОО с использованием различных форм работы с семьей. Отработка оптимального содержания данной работы и ее материально - технического обеспечения.

3. Разработка и  частичная апробация оптимальной системы методической работы с кадрами по повышению компетентности педагогов в организации работы с родителями в рамках данной  системы психолого–педагогического просвещения семей воспитанников  и включения их в совместную образовательную деятельность ДОО.

Основные условия реализации проекта:

  • Установление партнерских отношений с семьей, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.
  • Создание системы просветительской деятельности с родителями и семьями воспитанников.
  • Насыщение проекта различными формами совместной деятельности учащихся, родителей, педагогов.
  • Уважительное общение педагогов с родителями с учетом их культурной, религиозной и национальной принадлежности.
  • Обеспечение прав родителей на участие в управлении ОУ.
  • Активное включение в работу с семьей администрации ДОО, педагога-психолога.

Целевые группы проекта:

  • Дети (2-7лет);
  • Родители;
  • Воспитатели;
  • Педагог-психолог;
  • Старшая медицинская сестра.

Ожидаемые результаты:

  • Организационный раздел ООП ДО;
  • Методические материалы по созданию оптимальной системы психолого – педагогического просвещения семей воспитанников (2- 7 лет);
  •  Включение родителей в совместную образовательную деятельность ДОО.

Срок реализации проекта:

Май 2014 – Май 2015г.

Дальнейшее развитие проекта:

       Дальнейшим развитием проекта станет совершенствование системы работы с семьей и ДОО в вопросах  установления партнерских взаимоотношений.


Смета расходов на реализацию  проекта «Вместе весело шагать»

№ п/п

Наименование

Единица

измерения

Количество

Стоимость,

руб.

1

Бумага для ксерокса и принтера

Упак.

10

1400

2

Краска для принтера

Шт.

5

750

3

Расходные материалы

для брошюровки

Шт.

25

300

4

Пленка для ламинирования

Упак.

1

550

5

Маркеры для доски

Шт.

3

90

                                                                                                                                        3090


Утверждаю

Заведующая МАДОУ №241

«Детский сад комбинированного вида»

__________________ Т.Г. Киркина  

Приказ №____от_______________

Календарный план мероприятий по реализации проекта

№ п/п

Месяц

Работа с семьёй

Работа с педагогами

1.

Май

1. Копилка мастерства. Создание проектов, направленных на повышение   уровня педагогической культуры родителей и вовлечение их в деятельность ДОО, каждой возрастной группы.

2.

Сентябрь

Анкетирование родителей с целью:

 изучение образа жизни семей;

выявление особенностей семейного воспитания;

составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.);

выявление положения детей в системе семейных отношений.

   

  1. Консультация  «Организация работы родительских комитетов в ДОО.»

 

2. Внедрение проектов по работе с родителями в каждой возрастной группе.

       

1. Организация и проведение дня открытых дверей в ДОО.

3.

Октябрь

1. Проведение деловой игры «Круг образовательной ответственности  родителей»

2. Проведение  тренинга сотрудничества (Родитель + Ребенок): изготовление поделок из природного материала «Дары Осени»;

3. Консультация  «Семья и детский сад – два важных института социализации детей».

1. Консультация  «Использование ИКТ во взаимодействии  ДОО и семьи в интересах развития ребенка»

2. Тренинг для начинающих педагогов ДОУ по построению эффективного общения и взаимодействия с родителями.

 

4.

Ноябрь

1. Выставка мини – библиотеки «Знакомство родителей с литературой по обучению детей дошкольного возраста»

2. Организация выставки поделок «Золотые руки мамы»

1. Круглый стол «Взаимодействие с семьёй в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

2. Мастер – класс  «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»

3. Совет педагогов «Инновационные формы оптимального взаимодействия с семьями воспитанников»

5.

Декабрь

1. Проведение  тренинга сотрудничества (Родитель + Ребенок): изготовление новогодних подарков и украшений на ёлку «Мастерская Деда  Мороза».

2. Проведение семейного турнира по безопасности дорожного движения «Я, моя семья и улица»

1. Круглый стол «Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей»

2. Аукцион педагогических идей  «Организация семейного  активного отдыха  детей во время зимних каникул»

6.

Январь

1.Организация фотовыставки «Волшебство рождественских каникул»

1. Консультация «Общение с родителями – залог успешной деятельности ДОО»

 

Проведение мониторинга уже  имеющихся  форм работы с родителями по их психолого-педагогическому просвещению и включению в образовательную деятельность ДОО. Разработка и проведение новых мероприятий с родителями.

7.

Февраль

1.Проведение праздника, посвященного Дню Защитника Отечества «Папа и я – великая сила»

2. Консультация «Как правильно критиковать поведение ребенка» (совместно с психологом)

1. Консультация  с элементами практикума «Основные подходы к оформлению папок - передвижек»

2. Проведение Ярмарки папок-передвижек для родителей.

1. Организация и проведение дня открытых дверей в ДОО.

8.

Март

1.Тренинг сотрудничества (Папа +ребенок) «Изготовление сувениров для праздника 8 Марта»

2. Организация и проведение праздника посвященного  8 Марта.

1. Проведение тренинга:  «Коммуникативная культура педагогов в работе с родителями»

9.

Апрель

1. Пропаганда ЗОЖ: «Детский сад – территория здоровья» (совместно с врачом)

2. Организация и проведение развлечения, посвященного празднику « День  смеха»

1. Семинар: «Предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций с родителями».

10.

 Май

1. Родительский лекторий на тему: "Профилактика кризисных ситуаций" (совместно с представителями полиции )

1. Обучающий семинар «Публикация статей  для родителей на сайте ДОО»

Подведение итогов, анализ результатов. Систематизация методических материалов по работе с родителями на  следующий год с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вместе весело шагать по просторам"

Проект по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников в природных условиях...

Брейн - ригн "С песней весело шагать" развлечение для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями

Музыкальное развлечение совместно с родителями. Ребята и родители делятся на две команды, отгадывают загадки про знакомые песненки из мультфильмов и весело их исполняют....

Спортивное мероприятие с родителями "Вместе весело шагать"

Спортивное развлечение в помещении для детей подготовительной группы совместно с родителями...

"Вместе весело шагать"

Праздник, посвященный творчеству В.Я.Шаинского...

Воспитательная программа "Вместе весело шагать"

Все мы хорошо знаем, что развитие ребенка теснейшим образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой — сами су...

Проект "Вместе весело шагать"

Туристические прогулки для детей дошкольного возраста....

«Вместе весело шагать, вместе весело играть!»

Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре  совместно с родителями  в средней возрастной группе....