"Театрально-игровые технологии в детском саду"
статья

Черникова Татьяна Васильевна

Театрально- игровые технологии в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chernikova_tehnologii.docx154.24 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основной общеобразовательной школы №2 п.г.т. Смышляевка                                                муниципального района Волжский Самарской области                                                        структурное подразделение «Детский сад»

 «Театрально-игровые технологии в ДОО»

Воспитатель:

Черникова Т.В.

Театральное искусство близко и понятно детям, потому что в его основе лежит игра. Оно моделирует жизненный опыт дошкольников: развивает эмоционально, интеллектуально, духовно и физически.                          

В основу театрально-игровых технологий положена идея взаимодействия взрослого и ребенка, в процессе которого обеспечивается собственное творческое развитие дошкольника, формируются все стороны его личности.

Главная цель использования театрально-игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности детей в зависимости от условий.

 Одна из основных задач театрально-игровой деятельности – это развитие коммуникативных качеств детей, привитие навыков сотрудничества, позитивного общения.

Опыт работы в этом направлении мною описан  в моей авторской программе «Театральный дебют». Почти 10 лет назад в нашем саду была создана театральная студия «Дебют» с соответствующей развивающей предметно-пространственной средой. В этой студии и происходит встреча детей с миром театра.

В нашей дошкольной организации тандем музыкальный руководитель-воспитатель позволяет реализовывать на практике многочисленные интересные проекты в рамках театральной деятельности и создавать инновационные авторские разработки. Пример - театрально-игровая технология  настольный круговой театр воспитателя Зароченцевой И.Д. (Рисунок 1). Он представляет собой  вращающуюся сцену-диск, разделенную на четыре сегмента, каждый из которых оснащен декорациями к определенному сюжету сказок. В качестве героев используются куклы театра ложек. Такая необычная конструкция сцены позволяет  показать детям не только сюжет сказки, но и  все волшебство сценического искусства. Кроме того, этот театр может применяться в других образовательных областях: познание, развитие речи.  

Ещё одна авторская театрально-игровая технология «Костюм Кукольника» была создана в нашем детском саду  семь лет назад усилиями музыкального руководителя, воспитателей и родителей.

SAM_0392      8

Этот костюм был воспроизведен по картинкам из книг об истории ярмарочных гуляний. В его основе – поясная ширма, которую одевал на себя уличный артист для разыгрывания интермедий. Такой театр развлекал публику в XVII веке, пока не появилась театральная ширма. Нами также был изготовлен и Петрушка – веселый и озорной герой всех театральных представлений.

Театрально-игровая технология «Костюм Кукольника» очень мобильна, она интересна детям тем, что на глазах у них разворачивается целое представление: сначала приходит Кукольник, знакомит детей со своими куклами, рассказывает о них, а потом выставляется ширма и начинается спектакль. Наш Кукольник дает представления и в помещении, и на улице. Без него не обходится ни один фольклорный праздник.  

Для того чтобы  дети подольше оставались в загадочном и волшебном мире детских проказ, нами была придумана и создана  продуктивная в использовании и не затратная в изготовлении  большая кукла-попона, предназначенная для  двоих детей.  Наша кукла-попона - корова Красава. Несмотря на её простоту, эта театрально-игровая технология очень востребована. Корова Красава выступала и на празднике молока, и в День смеха, и в цирковом представлении: она танцевала и мычала, участвовала в веселых инсценировках.  В  августе 2017 года мы доверили этому персонажу серьезную роль в спектакле «Три подарка» по одноименной сказке из фольклорного сборника  нашего земляка Игоря Муханова «Подгорские сказки».

Кроме вышеописанных авторских театрально-игровых технологий в практической деятельности в нашем саду используется  современная технология А.И. Бурениной и М.И. Родиной «Кукляндия». Эта технология представляет собой описание уникальных кукол и пошаговую инструкцию к  действиям с ними. Также предложен богатый игровой репертуар. Для разыгрывания театральных этюдов в рамках технологии «Кукляндия» мы сшили «живые декорации»,  приобрели у авторов игрушки и перчатки для театра «Волшебные Гонзики» и комплект из 10 ростовых кукол. Это оснащение позволяет сделать театральные постановки, этюды, упражнения более эффективными и эффектными. Они также  помогают стеснительным детям стать более раскрепощенными и преодолеть трудности в речевом общении.  Благодаря этой театрально-игровой технологии у детей развивается фантазия и воображение.

  На презентации моей авторской программы воспитанниками  театральной студии «Дебют» было показано необычное выступление – живая презентация театрально-игровых технологий, применяемых в нашем детском саду.  В виде карусели коллегам из Поволжского образовательного округа были показаны театральные этюды со всеми описанными видами театра.

Создание спектакля – это долгосрочный проект, в котором принимает участие целостный коллектив единомышленников – взрослых и детей. В процессе творческой деятельности  каждому ребенку дается возможность почувствовать себя умным и талантливым. И таковым стать, и гордиться своими достижениями.

В  нашей дошкольной организации творческая работа  с использованием театрально-игровых технологий носит системный характер. Однажды создав пособие или применив технологию, мы продолжаем использовать апробированный опыт, совершенствовать его. Наш опыт одобрен и востребован среди педагогов Поволжского образовательного округа, которым мы с радостью делимся на практических семинарах, проводимых в нашем детском саду.  

         Список литературы

1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду - М: Сфера, 2006

2. Буренина А.И. Театр всевозможного  - СПб: 2002

3. Родина М.И., Буренина А.И. Кукляндия:Учеб.-метод. пособие по театрализованной деятельности. – СПб.: Изд-во «Музыкальная палитра», 2008. – 112 с.

4. Основная общеобразовательная программа  - образовательная программа дошкольного образования государственного бюджетного образовательного учреждения Самарской области основной общеобразовательной школы №2 п.г.т. Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области

5. Черникова Т.В. Авторская программа по театрализованной деятельности «Театральный дебют» для детей 5-7 лет. – Самара, 2017 – 72 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление «Использование инновационных технологий в детском саду»

Выступление «Использование инновационных технологий в детском саду»Желание быть на шаг впереди, всегда находиться в постоянном творческом поиске, прогнозировать образовательные потребности общес...

Консультация "Здоровье сберегающие технологии в детском саду"

Первыми и самыми главными направлениями развития ребенка в детском саду является защита, сохранение и развитие здоровья . Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребенку и родителям...

Кейс технология - современная образовательная технология в детском саду.

Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании....

Доклад к семинару на тему: « Современные образовательные технологии» воспитатель МБДОУ детский сад № 29 Иванова А.В. «Здоровье сберегающие технологии в детском саду — виды и цели

     «Здоровье сберегающие  технологии в детском  саду — виды и цели» И  для  коего не  секрет,  что здоровье взрослого челов...

Сообщение на педагогическом совете детского сада по теме: "Опыт работы по использованию здоровье сберегающих технологий в детском саду".

В дошкольном возрасте закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств. Здоровье сберегающие технологии в детском саду - это технологии, направленные на решение приоритетно...

Публикация.«Театрально - игровые технологии в детском саду»

Сегодня перед дошкольным образованием поставлена задача совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания  детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса....

ТРИЗ В ДЕТСКОМ САДУ. ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ. СИСТЕМА ТРИЗ

quot;Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно", - эти слова приписывают известному ученому Альберту Эйнштейну, человеку, привыкшему мыслить оригинально и нестандартно. Но уже в младшем во...