Учебно - методическое пособие "ИКТ как средство развития психических процессов у детей с ОВЗ"
учебно-методическое пособие (старшая группа)

Смирнова Евгения Александровна,

Сегодня в систему дошкольного воспитания и обучения, а именно психологического сопровождения детей с ОВЗ необходимо внедрять новые информационные технологии,    ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. На смену традиционным подходам приходят активные методы и приемы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития таких детей, позволяющие по-новому организовать процесс обучения. В сочетании с традиционными средствами коррекционно-развивающего воздействия они способствуют развитию психических процессов, развитию личности ребенка в целом, повышению качества его воспитания и обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno_-_mtodicheskoe_posobie.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно – методическое  пособие на тему: «ИКТ как средство развития психических процессов у детей с ОВЗ»

Выполнила: учитель – дефектолог:

Смирнова Е.А.

ГБДОУ № 79 Красносельского района СПб

        Сегодня в систему дошкольного воспитания и обучения, а именно психологического сопровождения детей с ОВЗ необходимо внедрять новые информационные технологии,    ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. На смену традиционным подходам приходят активные методы и приемы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития таких детей, позволяющие по-новому организовать процесс обучения. В сочетании с традиционными средствами коррекционно-развивающего воздействия они способствуют развитию психических процессов, развитию личности ребенка в целом, повышению качества его воспитания и обучения.

        В ряду таких инновационных педагогических подходов следует назвать медиазанятия с использованием мультимедийных презентаций, которые дают возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей, в том числе и с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.

        Мультимедиа технологии обеспечивают такое представление информации, при котором ребенок воспринимает ее несколькими органами чувств параллельно, а не последовательно, как это делается при обычном обучении. При комбинированном воздействии на детей через зрение и слух, и вовлечении его в активные действия, доля усвоения учебного материала и степень коррекционного воздействия значительно увеличивается.

          Применение технологий мультимедиа на занятии вносят свою специфику, способствуют совершенствованию традиционных методов обучения. Безусловно, умелое сочетание традиционных и информационных средств зависит от квалификации и мастерства педагога, методик, которые он применяет, уровня владения компьютером, от знаний педагогических основ по информатизации занятий. Компьютерные технологии должны органично “встраиваться” в систему работы педагога, имея в ней вполне определенное место и роль, не заменяя деятельности педагога, а, только помогая ему там, где без компьютера трудно решить поставленные задачи. Об эффективности внедрения в коррекционно-образовательный процесс такого способа получения знаний говорят следующие позитивные факторы:

  • Повышение мотивации образовательной  работы воспитанника на занятии за счет привлекательности компьютера, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов.
  • Полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и позднее легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения.

       Поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, материал, предъявляемый в ярком и доступном для ребенка виде, вызывает интерес. Применение компьютерных технологий как раз и позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. А поставленные перед ребёнком задачи решаются  с опорой на наглядность и ведущую для этого возраста деятельность – игру.

          Выделяют несколько видов игровых технологий:

  • игры - загадки,
  • развивающие игры,
  • викторины,
  • обучающие презентации,
  • кроссворды
  • ребусы.

        В коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста  широко применяются мультимедийные  развивающие игры, игры - загадки, обучающие презентации, как при групповой, так и при индивидуальной работе. Мультимедийные игры — это уникальное соединение техники, развлечения, психологии и педагогики.      

        Так же мультимедийные  игры применяют в коррекционной работе для моделирования ситуаций общения, которые необходимо проиграть педагогу с ребенком. В этом они подобны книжно-картонным материалам, но имеют перед ними преимущество в лучшей графике, интерактивности и подвижности персонажей.

        Информационно-коммуникационные технологии  не заменяют традиционные коррекционные методы и технологии, а являются дополнительным рациональным и удобным источником информации, наглядности. Занятия с использованием компьютерных технологий являются комплексными  и сочетают в себе как традиционные, так и компьютерные средства коррекционного обучения.

        Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми имеет следующие достоинства:

  • осуществление полисенсорного  восприятия материала;
  • возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
  • возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
  • активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
  • компьютерные презентационные слайд - фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере, в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками;
  • объединение аудио-, видео - и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы.

          Работа в детском саду компенсирующего вида с детьми с ОВЗ показала, что применение  ИК технологий на занятиях позволяют заинтересовать, снизить насыщаемость восприятия, сосредоточить внимание детей. Поскольку ребенок с элементами аутизма испытывает трудности при установлении эмоционального контакта с внешним миром, проблемным становится выражение собственных эмоциональных состояний и понимание других людей. Трудности возникают при установлении зрительного контакта, во взаимодействии с людьми при помощи жестов, мимики, интонаций, избирательность реакции на словесные обращения. У педагога возникают трудности общения  с такими детьми и  в этом случае, компьютер помогает установить эмоциональный контакт. Ребенок проявляет интерес к неодушевленному предмету и происходит невербальное общение между ребенком и взрослым посредством компьютера. Самостоятельная манипуляция «мышкой» при отсутствии речи, позволяет активизировать деятельность ребенка на коррекционно-развивающем занятии.

          Использование в коррекционно-развивающей работе с данной группой детей даже элементов ИК - технологий дает положительный эффект. Способствует развитию сенсомоторных, перцептивных и высших психических функций (памяти, внимания, мышления, восприятия); развитию интеллектуальных и творческих способностей, повышению мотивации детей. При коррекции основных личностных, поведенческих и эмоциональных нарушений (агрессивности, замкнутости, страхов и др.)  мультимедийные  игры выступают в качестве такого же инструмента, как куклы и картинки (это некий посредник, замещающий живых участников общения).

          Таким образом, использование информационно-компьютерных технологий в работе психолога  позволяет значительно повысить эффективность всего коррекционно-образовательного процесса.


Литература:

  1. Вренёва Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушением речи // Логопед, 2010, №5, с.46 – 52;
  2. Гурьев С.В. Игра – основное условие использования компьютера и дошкольном образовательном  учреждении / С. В. Гурьев. – Екатеринбург: РГППУ, 2007.
  3. Гурьев С.В. Использование компьютера как инструмента образовательного процесса/С. В. Гурьев. – Екатеринбург: РГППУ, 2007.
  4.  Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5
  5. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы. Дефектология, 1994, № 5;
  6. Калинина Т.В.  Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
  7. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. – Пермь, 2005, 60 с.;
  8. Осипова О.А. Настольная книга психолога ДОУ: программа мониторинга психического и личностного развития детей дошкольного возраста.- Практическое пособие для педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений.- Томск, 2011.- 212 с.
  9. Петрова. Е. Развивающие компьютерные игры. Их использование в коррекционном обучении детей с задержкой психического развития. Дошкольное воспитание, 2000.№8, 60-68с.
  10. Селянина С. Ю. Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно – развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Электронная газета «Интерактивное образование», выпуск №14, декабрь, 2008г., Новосибирск

      11. Справочник педагога-психолога. – М, МЦФЭР, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллекционирование - как средство развития психических процессов и речи детей

Использование коллекционирования для формирования психических процессов и развития речи детей....

Педагогической проект: "Экспериментирование как средство развития психических процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья"

Проведение экспериментальной деятельности детей как средство развития психических процессов и познавательного интереса у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.Предмет иссле...

Методическая рекомендация "Дидактическая игра, как средство коррекции психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"

Рекомендация от дефектолога для воспитателей по использованию дидактических игр для коррекции психических процессов....

"Лего-игралочка, как средство развития психических процессов у детей с ОВЗ".

В данной презентации представлена картотека Лего-игр, способствующих развитию психических процесов у детей с ОВЗ...

Методическая рекомендация "Дидактическая игра, как средство коррекции психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"

Рекомендации по внедрению на занятия с детьми дидактических игр для воспитателей , педагогов , работающих в ДОУ с детьми с ЗПР....

Тема:"Роль экологического центра как средства развития психических процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья".

МБДОУ "Детский сад № 52 "Аленький цветочек" города СмоленскаПодготовила:старший воспитатель и инструктор по физической культуре Титова Ольга Игоревна Смоленск, 2023 год....