Главные вкладки

    ПедСовет от 21.11.2018 г "Система работы с детьми по формированию предпосылок осознанного отношения к своему здоровью"
    материал

    Кочнова Татьяна Александровна

    …С ним ничего не страшно, никакие испытания. Его потерять – значит потерять все, 
    без него нет свободы, нет независимости, человек становится рабом 
    окружающих людей и обстановки; оно – высшее и необходимое благо, 
    а между тем удержать его так трудно.

    В. Вересаев.

    Формирование основ здорового образа жизни с самого раннего возраста является основной задачей в последние годы не только в семье, но и в образовательных учреждениях страны.

    От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни представляется в современном обществе актуальной.

    Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. Поэтому так важно с ранних лет воспитывать у ребенка стремление заботиться о своем здоровье, беречь его.

    Здоровье зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья мы, воспитатели, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.

    Заботясь об укреплении здоровья детей необходимо поставить перед собой цель: развивать осознанное отношение к своему здоровью через самопознание.

    Для реализации этой цели важно определить следующие задачи:

    • Сформировать у детей элементарные знания о своем организме.
    • Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию самого себя.

    Воспитывать потребность на доступном уровне заботится о своем здоровье.

       Ознакомление детей с организмом ни в коей мере не предполагает изучение курса анатомии и физиологии человека. Главная задача – поддержать имеющийся у детей интерес к собственному телу, его строению, функционированию и научить детей помогать себе, бережно относиться к своему организму. Конечно,  обойтись без первичных знаний анатомии и физиологии человека нельзя. Но как донести их до детей?

               Помогут детям  доступно овладеть необходимыми знаниями следующие приемы:

    • Отгадай загадку и найди отгадку по картинке. Дети отгадывают загадки о человеческом организме и находят отгадку на картинке.
    • Стихотворения, раскрывающие назначение органа или значимость физических упражнений для здоровья человека.
    • Беседы – рассуждения: «Зачем нужен этот орган?». С помощью взрослого ребята находят ответы на вопросы, как функционирует орган, как он устроен, какова его особенность.
    • Разбор правил поведения, раскрывающих способы бережного отношения к своим органам и частям тела.
    • Освоение практических действий по оказанию первой помощи.
    • Использование в работе дидактических, подвижных игр, игровых упражнений, опытов. Например, при помощи упражнений ребенок может почувствовать и определить, как бьется сердце в состоянии покоя, и как оно бьется после физической нагрузки.
    • Учитывая большой интерес у детей к экспериментированию можно предложить опыты. (С помощью легких можно вдохнуть и выдохнуть воздух, увидев пузырьки на поверхности воды).

       Дидактические игры развивают познавательные интересы у детей. Ребята могут подолгу рассматривать картинки с изображением жизненно важных систем и органов человека, могут подолгу рассуждать, задавать вопросы. Опыт показывает, что дети легче сначала воспринимают материал об органах чувств – они их видят, могут проверить их функцию. Например, «Послушайте улицу. Какой орган помогает вам в этом? А могут ли слушать животные? Есть ли у них уши?» или «Определите по запаху знакомые травы. Без какого органа мы не смогли бы это сделать?» или «Узнай на ощупь предмет, находящийся в чудесном мешочке и опиши его. Какой орган помог тебе в этом? Назови цвет предмета. Почему невозможно это сделать?» и др.

       После того как дети познакомятся с органами чувств можно начать работу по  ознакомлению с внутренними органами и системами человека. В большей степени эта работа проводится в подготовительной группе, так как только в этом возрасте у детей хорошо развито образное и абстрактно – логическое мышление.

        Также хорошо использовать в этой работе книги и энциклопедии об организме человека, а также игры, проблемные ситуации, тренинги, на которых дети могут не только рассуждать по проблеме, но и свои знания применять на практике.

        В конечном итоге у детей сформируются представления о своем организме, познавательные и практические умения, они будут проявлять устойчивый познавательный интерес к своему здоровью, поймут значимость физических упражнений, смогут решать проблемные ситуации, связанные со здоровьем, оказывать элементарную помощь в случае получения легких травм.

       Но начинать беседы о здоровом образе жизни, конечно, нужно с самого    раннего возраста. Начинать надо с простых гигиенических навыков. Необходимо сформировать привычку!

       Человек, привыкший утром и вечером чистить зубы, чувствует себя весьма некомфортно, если по каким-либо причинам лишен этой возможности. У него возникает потребность очистить полость рта. У человека, незнакомого с зубной щеткой, нет потребности не только чистить зубы, но даже полоскать рот. Его это не беспокоит.

             Рекомендации для родителей и педагогов:

    • помните, что ваше собственное отношение к здоровью влияет на отношение ребенка к своему здоровью;
    • формированию у детей навыков безопасного поведения способствует воспитание положительных привычек;
    • инструктору по физической культуре необходимо привлекать воспитателей групп, чтобы они в дальнейшем могли ставить аналогичные проблемные ситуации с детьми во время прогулок, при проведении занятий по ознакомлению с окружающим миром и ОБЖ;
    • целесообразно использовать различные формы работы с родителями (круглые столы, семинары-практикумы, оформление уголка, открытые занятия) с приглашением для консультаций различных специалистов;
    • формируйте у ребенка положительное отношение к своему физическому «я»;
    • адекватный контроль, разумные требования в сочетании с эмоциональным принятием и демократическим стилем общения способствует адекватному отношению ребенка к своему здоровью;
    • стремитесь к творческому подходу педагогов и родителей, проявляйте готовность к решению возникших вопросов детей, сотрудничеству.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prezentatsiya_pedsovet_21.11.2018.pptx378.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Развитие осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста

    Слайд 2

    …С ним ничего не страшно, никакие испытания. Его потерять – значит потерять все, без него нет свободы, нет независимости, человек становится рабом окружающих людей и обстановки; оно – высшее и необходимое благо, а между тем удержать его так трудно. В. Вересаев.

    Слайд 3

    Немного статистики: Статистика утверждает, что ухудшение здоровья детей зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% — от условий внешней среды, то есть от экологии, на 10% — от деятельности системы здравоохранения, на 50% — от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт. Если на 50% здоровья родители не могут повлиять, то другие 50% должны помочь своим детям научиться сохранять своё здоровье. Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложено в детстве. Только 10% детей приходят в школу здоровыми. Среди детей 85 – 90% отстают в обучении не из-за лени или недоразвития, а вследствие состояния здоровья

    Слайд 4

    Наши воспитанники в скором будущем должны идти в школу. Но только здоровый ребенок может охватить тот объем знаний, который дают в школе. Поэтому необходимо проводить с дошколь - никами работу по формированию осознанного отношения к своему здоровью, как систему мероприятий. У детей формируются представления об организме человека, умения по уходу за своим организмом, они приобретают знания правил бережного отношения к своему здоровью. Дети стремятся к физическому совершенству, хотят быть красивыми, стройными, здоровыми. Это в свою очередь ведет к успешной адаптации детей в школе.

    Слайд 5

    Заботясь об укреплении здоровья детей необходимо поставить перед собой цель: развивать осознанное отношение к своему здоровью через самопознание. Для реализации этой цели важно определить следующие задачи: Сформировать у детей элементарные знания о своем организме. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию самого себя. Воспитывать потребность на доступном уровне заботится о своем здоровье.

    Слайд 6

    Ознакомление детей с организмом ни в коей мере не предполагает изучение курса анатомии и физиологии человека. Главная задача – поддержать имеющийся у детей интерес к собственному телу, его строению, функционированию и научить детей помогать себе, бережно относиться к своему организму. Конечно, обойтись без первичных знаний анатомии и физиологии человека нельзя. Но как донести их до детей?

    Слайд 7

    Помогут детям доступно овладеть необходимыми знаниями следующие приемы: Отгадай загадку и найди отгадку по картинке. Дети отгадывают загадки о человеческом организме и находят отгадку на картинке. Стихотворения, раскрывающие назначение органа или значимость физических упражнений для здоровья человека. Беседы – рассуждения: «Зачем нужен этот орган?». С помощью взрослого ребята находят ответы на вопросы, как функционирует орган, как он устроен, какова его особенность.

    Слайд 8

    Разбор правил поведения, раскрывающих способы бережного отношения к своим органам и частям тела. Освоение практических действий по оказанию первой помощи. Использование в работе дидактических, подвижных игр, игровых упражнений, опытов. Например, при помощи упражнений ребенок может почувствовать и определить, как бьется сердце в состоянии покоя, и как оно бьется после физической нагрузки.

    Слайд 9

    Учитывая большой интерес у детей к экспериментированию можно предложить опыты. (С помощью легких можно вдохнуть и выдохнуть воздух, увидев пузырьки на поверхности воды). Дидактические игры развивают познавательные интересы у детей. Ребята могут подолгу рассматривать картинки с изображением жизненно важных систем и органов человека, могут подолгу рассуждать, задавать вопросы. Опыт показывает, что дети легче сначала воспринимают материал об органах чувств – они их видят, могут проверить их функцию. Например, «Послушайте улицу. Какой орган помогает вам в этом? А могут ли слушать животные? Есть ли у них уши?» или «Определите по запаху знакомые травы. Без какого органа мы не смогли бы это сделать?» или «Узнай на ощупь предмет, находящийся в чудесном мешочке и опиши его. Какой орган помог тебе в этом? Назови цвет предмета. Почему невозможно это сделать?» и др.

    Слайд 10

    После того как дети познакомятся с органами чувств можно начать работу по ознакомлению с внутренними органами и системами человека. В большей степени эта работа проводится в подготовительной группе, так как только в этом возрасте у детей хорошо развито образное и абстрактно – логическое мышление. Также хорошо использовать в этой работе книги и энциклопедии об организме человека, а также игры, проблемные ситуации, тренинги, на которых дети могут не только рассуждать по проблеме, но и свои знания применять на практике. В конечном итоге у детей сформируются представления о своем организме, познавательные и практические умения, они будут проявлять устойчивый познавательный интерес к своему здоровью, поймут значимость физических упражнений, смогут решать проблемные ситуации, связанные со здоровьем, оказывать элементарную помощь в случае получения легких травм.

    Слайд 11

    Но начинать беседы о злоровом образе жизни, конечно, нужно с самого раннего возраста. Начинать надо с простых гигиенических навыков. Необходимо сформировать привычку ! Человек, привыкший утром и вечером чистить зубы, чувствует себя весьма некомфортно, если по каким-либо причинам лишен этой возможности. У него возникает потребность очистить полость рта. У человека, незнакомого с зубной щеткой, нет потребности не только чистить зубы, но даже полоскать рот. Его это не беспокоит.

    Слайд 13

    Рекомендации для родителей и педагогов: помните, что ваше собственное отношение к здоровью влияет на отношение ребенка к своему здоровью; формированию у детей навыков безопасного поведения способствует воспитание положительных привычек; инструктору по физической культуре необходимо привлекать воспитателей групп, чтобы они в дальнейшем могли ставить аналогичные проблемные ситуации с детьми во время прогулок, при проведении занятий по ознакомлению с окружающим миром и ОБЖ; целесообразно использовать различные формы работы с родителями (круглые столы, семинары-практикумы, оформление уголка, открытые занятия) с приглашением для консультаций различных специалистов; формируйте у ребенка положительное отношение к своему физическому «я»; адекватный контроль, разумные требования в сочетании с эмоциональным принятием и демократическим стилем общения способствует адекватному отношению ребенка к своему здоровью; стремитесь к творческому подходу педагогов и родителей, проявляйте готовность к решению возникших вопросов детей, сотрудничеству.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация "Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре".

    Консультация для воспитателей " Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре"...

    Осознанное отношение к своему здоровью с дошкольниками (Из опыта работы)

    «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд    воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное разв...

    Перспективное планирование по формированию у детей старшего дошкольного возраста Осознанного отношения к своему здоровью

    Перспективное планирование по формированию у детей старшего дошкольного возрастаОсознанного отношения к своему здоровью. МесяцТема и задачиВиды деятельностиСентябрьГигиена в моей жизни. Форм...

    Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью

    Одним из приоритетных направлений дошкольного образования является сохранение и укрепления здоровья детей. Данный материал подскажет какие формы работы можно использовать в условиях ДОУ....

    Конспект совместной деятельности педагога и детей в старшей группе по формированию осознанного отношения к своему здоровью на тему: «Путешествие в страну Белоснежных зубов».

    Конспект совместной деятельности педагога и детей в старшей группе по ЗОЖ на тему: "Путешествие в страну Белоснежных зубов"....

    Перспективный план работы с детьми по формированию основ осознанного отношения к своему здоровью в средней группе

    Данный план работы поможет воспитателю  выстроить работу с детьми по формированию у них элементарных знаний о своем организме;способствует развитию познавательной активности, любознательности, ст...

    Статья "Сохранение и укрепление здоровья детей через формирование осознанного отношения к своему здоровью"

    Одно из преоритетных направлений педагогической деятельности - сохранение и укрепление здоровья детей через формирование осознанного отношения к своему здоровью....