Использование дидактического материала по сенсорному воспитанию
учебно-методическое пособие

Верещагина Ирина Федоровна

Материалы на конкурс

Инновационных идей в системе образования Республики Бурятия

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Унэгэтэйский детский сад «Колосок»

Материалы на конкурс

Инновационных идей в системе образования Республики Бурятия

Заведующий МБДОУ:  Шестакова Н.А.

Воспитатель:

Верещагина И.Ф.

Спиридонова Н.Н.

Спиридонова Н.М.

с. Унэгэтэй

2014 год

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ:

ТРАНСФОРМЕРЫ – дополнения игр по сенсорному развитию

   Проблема воспитания малышей в сенсорном развитии актуальна для нашего детского сада.  Практического  материала недостаточно для работы с детьми по данному направлению.  Основываясь на пособие Е.В. Полозовой,   мы разработали  серию  развивающих  тренажеров, с помощью которых у детей развиваются мышление, восприятие, память, внимание, мелкая моторика руки, формируется представление о форме, цвете, количестве.

    Представленные развивающие тренажеры просты в изготовлении, не требующие больших финансовых затрат, применить  нужно только фантазию и желание помочь детям. Работа с пробками, которые предоставляет наш плодоовощной завод ООО «Агро-В», мы используем для создания дидактических пособий и развивающих тренажеров.  

  С помощью развивающих  происходит не механическая отработка навыков, а формируется осмысленная деятельность. Они могут быть включены в игровую и сюжетную деятельность.

  Мы  представляем вашему вниманию развивающие  тренажеры в виде сенсорной юбки и дидактической игры «Солнечная система», «Веселый счет», «Мозаика».

Методика проведения занятия проста.  Связующим звеном является  педагог – ребенок -  дети. Необходимо использовать стихи при проведении интегрированных занятий. Стихи можно изменить, добавить свои наработки и использовать  в различных видах деятельности. Использование стихотворной формы проведения занятий в общей связи положительно влияет на развитие речи, внимание, память, мышление, наряду с этим происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие дошкольников.

   Результат работы с развивающими тренажерами очень и очень эффективен.

Развитие речи является важной задачей интегрированного занятия, составляющей которого предусмотрена работа с тренажерами.

   Воспитатель создает эмоционально положительное настроение детского коллектива. Работая с детьми, нужно соблюдать ровный и спокойный тон. Тренажеры подбираются с учетом того, что у детей второго года жизни плохо развита еще речь и они часто не могут объяснить, попросить, высказать отношение, что приводит к конфликтам. Мелкие пособия раздаются детям 1,5 – 2 года, более крупные (с большим количеством крышек) для детей 2,5 – 3 года. С их помощью идет отработка навыков, позволяющих укрепить слабую детскую руку. Каждодневные тренировки, плюс меняющая мотивация игровой деятельности плавно  подводят ребенка к качественному выполнению заданий и бережному отношению к пособию.

   Эти развивающие тренажеры можно использовать как часть занятий во второй младшей, средней, старшей и даже подготовительной группах, изменяя цели, для чего необходим творческий подход и опыт воспитателя, его  желание сделать занятие интересным, увлекательным, полезным и познавательным.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАБОТЕ С СЕНСОРНЫМИ ТРЕНАЖЕРАМИ:

  1. Развитие мелкой моторики рук

Цель: научить детей откручивать и прикручивать пробки

1 пробка: «Ласточка», «Подсолнух»

2 пробки «Машина»

3 пробки «Снеговик», «Светофор», «Мухомор», «Воздушные шары»

4 пробки «Бусы», «Матрешка»

  1. Развитие восприятия цвета и формы

Цель: формировать умение соотносить предметы по цвету и форме

2 пробки: «Машины»

3 пробки: «Пуговицы дл платья, «Светофор»

Более 4 пробок «Дерево», «Клоун», «Божья коровка»

  1. Развитие представления о предметах

Цель: создание моделей предметов «Машины», «Цветы», «Пуговицы для платья»

  1. Развитие представлений о качествах предметов

Цель: упражнение в определении качеств и свойств предметов «Колобок», «Дерево»

МОБИЛЬНЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ:

- материалы:

- коробки от конфет

 - скотч

- горловины с резьбой от пластиковых бутылок

- клей прочный

- крышки от пластмассовых бутылок различных цветов

- листы картона

Многофункциональный развивающий тренажер  (настенный, настольный, напольный

Изготовлен из деревянного каркаса, в котором вырезаны отверстия для винтовой части пластиковой бутылки. Используется тренажер для развития у детей сенсорных способностей, формирования познавательной активности, развития зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций, внимания, речи, памяти, мыслительной деятельности, для воспитания у детей личностных качеств.

C:\Users\Колосок\Desktop\фото транфрмер\SAM_5243.JPG

Юбка состоит из 4 основных клиньев и одного запаха

Юбка- тренажер сделана для работы с детьми дошкольного возраста. Она многофункциональна, ее можно использовать для мини-занятия и как составляющую часть интегрированного занятия, работа с ней может быть включена в игровую и сюжетную деятельность. Каждый клин юбки соответствует определенной  тематике. Работа с ней вызывает огромный интерес  у детей, потайные карманы, молнии, липучки,  запахи дают возможность создавать сюрпризные моменты, которые очень нравятся детям.

C:\Users\Колосок\Desktop\фото транфрмер\SAM_5246.JPG

Клин «Девочка»

Клин состоит из одной части желтого цвета – осень

Нашито лицо девочки, шея, руки, платье, ноги, ботинки со шнурками, в голову вшиты тесемки коричневого цвета (сплетаются  в косички), глазки – пуговицы, нос, рот.

Нашит  потайной карман  на молнии на платье девочки – в нем лепестки цветика-семицветика для пристегивания на пуговицы. В накладных карманах находятся ленты для завязывания бантиков в косичку девочки.

Нашиты пуговицы для пристегивания сердцевины и лепестков цветика-семицветика

C:\Users\Колосок\Desktop\фото транфрмер\SAM_5235.JPG

Цель:

- развивать умения различать и называть части тела человека

- развивать мелкую  моторику руки

- активизировать словарь (цветок, стебель, листья, лепестки)

- развивать умение различать и называть предмет на юбке, формируя способность к обобщению

- вызывать радость от общения

- закрепить сказку  «Цветик – семицветик»

Ход

В гости девочка пришла,

Нам цветочки принесла,

Синий, желтый, красный

Вот букет прекрасный.

Да, на нас она похожа,

Ручки есть и ножки тоже.

У нее и ручки есть,

Ротик, носик, глазки здесь.

На лице – все, как у нас,

Любит девочка всех вас.

Дети заплетают косички (ленточки) знакомятся с коричневым цветом, определяют длину волос-ленточек (длинные). Завязывают бантики белого (красного, зеленого) цвета в косичках  и шнурки красного цвета на ботинках девочки.  Дотрагиваясь, показывают глаза, нос, рот, руки, ноги, туловище у девочки на юбке. Дети показывают свои части тела. Воспитатель предлагает детям достать из кармана девочки лепестки цветика – семицветика и пристегнуть  к сердцевине желтого цвета. В тематическом занятии использовать по ознакомлению с предметом – цветком, из чего состоит цветок. Закрепить сказку «Цветик-семицветик».

Клин «Яблоня»

Клин состоит из одной части красного цвета – лето

- изображено дерево (нашито), на дерево нашиты пуговицы

- корзина в виде кармана (нашита) – в корзине яблоки  (красные, желтые и зеленые)

- солнце (нашито) с лучиками и пуговицами, для пристегивания лучиков

- в стволе дерева вшита молния, которая является вертикальной застежкой кармана для зеленых и желтых  листочков, для определения соответствующего  времени года

C:\Users\Колосок\Desktop\фото транфрмер\SAM_5237.JPG

Цель:

- развивать умение различать и называть геометрические формы (круг-яблоко), цвет  - зеленый,  красный, желтый

- укреплять артикуляционный и голосовой аппараты ребенка

- развивать звуковую культуру речи

- формировать умение понимать количественную характеристику совокупностей из отдельных предметов, используя в речи слова «много», «один»

- развивать мелкую моторику рук

Ход:

Желтое и круглое

Светит на детей

(дети на юбке находят клин с солнцем, показывая и называя предмет, обводя пальцем, называя форму)

Солнечные лучики пристегни быстрей

(дети пристегивают лучики на пуговицу, определяя длину (короткие и длинные лучики, называя их)

Летом солнце грело, грело,

Чтоб в саду все-все созрело

А в корзинке расчудесной

Много фруктов для вас полезных.

Здравствуй лето, здравствуй лето

Ярким солнцем все согрето

На лужайку побежим

И под яблоней полежим

Вот и яблоня

Красивая стоит

Много красных яблок

На веточках висит

Мы сейчас их соберем

И в корзинку унесем

Во время беседы дети закрепляют цвет- красный, зеленый, желтый – листочки. Пальчиками обводят предметы – яблоки- круг, листочки – овал, называя форму.

Дети рассматривают клин, определяют размер, цвет и форму яблок.

Что увидели вы здесь?

Можно ль, дети, это есть?

(дети перечисляют фрукты)

Фрукт знакомый назовите

И его мне покажите.

(дети пальчиком показывают фрукты и называют их)

А какой у яблок цвет?

Дети знают или нет?

(дети называют цвета фруктов: зеленый и красный)

Наши девочки и мальчики

Приготовьте свои пальчики.

Фрукты пальцем обведите,

Форму фруктов назовите.

(дети шевелят пальцами, обводят фрукты и называют их форму)

Сколько фруктов здесь, на юбке,

Пусть мне скажут ваши губки.

Клин  «Дед Мороз, Снеговик  и елка»

Клин состоит из запаха и одной части синего цвета – зима

Клин с запахом, который пристегивается на пуговицы. На основной клин нашита елка, к которым пришиты пуговицы для пристегивания елочных украшений – шариков разных размеров и цветов, которые находятся в сумке Деда Мороза .Заяц для сюрпризного момента с мешком Деда Мороза у елочки, который пристегивается на пуговицы.

В сумке Деда Мороза находятся карточки в виде новогодних шариков разных цветов с одной стороны, с обратной стороны  изображение гласных букв, картинка с изображением Снегурочки

C:\Users\Колосок\Desktop\фото транфрмер\SAM_5238.JPG

Запах:

Внутренняя сторона  – «Снеговик» и «Дед Мороз»

На клин нашит котелок и 3 липучки  для игры «Собери Снеговика». Комки разного размера белого цвета находятся в кармане Деда Мороза. На верхний комочек нашиты нос, глаза, рот и  рядом около Снеговика метла. По запаху нашиты пуговицы для пристегивания елочек. В верхней части клина  нашиты звезды и месяц для определения время суток (ночь)

C:\Users\Колосок\Desktop\фото транфрмер\SAM_5239.JPG

Цель:

- развивать умение различать и называть цвета (желтый, синий, красный, зеленый, коричневый, черный и белый)

- формировать умение понимать количественную совокупность отдельных предметов, используя в речи слова «много», «один».

- закрепить части суток – ночь

- познакомить с новогодними символами праздника (нарядная елочка, Снеговик, Дед Мороз, Снегурочка)

- развивать мелкую моторику рук

Ход:

Нарядная, красивая,

Зеленая стоит,

Шарами и снежинками

На Новый год блестит.

Елку охранять привык

Добрый белый снеговик.

Дед Мороз его слепил

Чтоб с детишками дружил.

Воспитатель предлагает детям  найти на юбке клин с изображением елки. Задает вопрос: какой цвет у елки? Что на елке находится (висит)? (ответы детей индивидуальные и хоровые) Воспитатель предлагает детям показать шарики (пуговицы) большие и маленькие, ответить сколько их на елке (много). Предложить достать у зайчика из сумки Деда Мороза игрушки и украсить елочку, размещая шары в соответствии цвета пуговиц.

Отстегиваем  запах на пуговицах и работаем  с внутренней стороной юбки.

Хорошо, что каждый год

К нам приходит новый год

Добрый Дедушка Мороз нам подарки принесет.

Воспитатель проводит беседу о Новогоднем празднике. Дети пишут письмо с просьбой, чтобы хотели в подарок на Новый год и опускают свои письма в карман Деду Морозу. Для создания сюрпризного момента дети достают из кармана Снегурочку. Снегурочка загадывает загадку про Снеговика. Воспитатель предлагает игру «Собери Снеговика» на клине с обратной стороны «Елки», где пришит котелок и метла. Дети достают комки белого цвета разных размеров и располагают на липучки, составляя Снеговика.

«Снеговик» улыбается, наблюдает за работой детей. Дети знакомятся со снеговиком, выясняют, что он состоит из комочков снега. Воспитатель задает вопрос: сколько у него комочков и какого они размера и формы (маленькие и большие, круглые). Дети пальчиком обводят круги снеговика, определяют, что он мягкий, трогают пуговки на его комочках. Читают стихи про Снеговика что весною он растает. Воспитатель обращает внимание на звездочки и луну- месяц определяют время суток. Проводится игра «День-ночь».

Прощаются со снеговиком до праздника, закрывается клин и застегивается, чтобы снеговик не растаял.

Клин «Животные»

Клин состоит из одной части зеленого цвета – весна

На клин нашиты дом в виде кармана,  внутри герой сказки Колобок и карточки  с изображением  домашних животных и их детенышей.

Нашиты потайные карманы  на молнии в виде цветочной полянки, внутри герои сказки «Колобок» на липучках, цветы красного, белого, синего, желтого, голубого цветов и грибочки, для пристегивания на пуговицы на полянку. Молния используется в виде дорожке для размещения героев сказки «Колобок». В верхней части  клина нашита тучка с пуговицами для привязывания ленточек-дождинок разных размеров и величины (широкий и узкий).

C:\Users\Колосок\Desktop\фото транфрмер\SAM_5241.JPG

Цель:

- закреплять умение называть животных и их детенышей

- познакомить со сказкой «Колобок»

-различать и называть домашних и диких животных

- формировать умение различать на слух звукоподражания

- способствовать развитию речевого  дыхания

- формировать умение понимать количественную характеристику совокупностей из отдельных предметов, используя в речи слова «много», «один»

- укреплять артикуляционных и голосовой аппараты ребенка

-развивать умение различать и называть длину ленточек

- развивать мелкую моторику рук

Ход

Посмотрите, это – дом,

С крышей, стенами, окном

Что  в карманчике лежит?

Дом красивый сторожит?

(дети достают из кармана карточку с изображением собаки)

Но собачка не одна

Послушайте вы все меня

На сметане был мешон,

На окошке был стужен

По дорожке покатился

 на полянку прикатился

Есть возле дома карман у меня,

В нем вы найдете, что спрятала я.

Ручку в карманчик вы опустите

И, что нашли в нем, быстро скажите.

Посмотрите – здесь зверюшки,

Собрались здесь на опушке.

Кто же это? Расскажите

Всех, ребята, покажите.

(дети достают и называют зверей)

Воспитатель читает загадку - стихотворение по сказке «Колобок»

…. От лисы уйти не смог, что за сказка? -«Колобок»

Воспитатель дает задание  - расположи героев сказки по порядку.

Закрепление содержания сказки «Колобок». Назвать домашних и диких животных.

Загадывание загадки про тучку, дождик. Предложить привязать ленточки-дождинки к тучке, определить их длину.

Дождик – дождик, пуще, будет травка гуще

На полянку все пойдем и грибочки соберем

Раз грибок, два грибок и набрали кузовок.

На полянке есть цветы

Как ты хочешь, так и расположи.

В гости (имя ребенка) пришла, (дети все пришли)

Нам цветочки принесла, (принесли)

Синий, желтый, красный

Вот букет прекрасный.

Увлекательная книга с вкладышами-играми и интересными заданиями

Развивающий тренажер из пробок «Солнечная система»

ТРЕНАЖЕР состоит:

- коробки от конфет

 - скотч

- горловины с резьбой от пластиковых бутылок

- клей прочный

- крышки от пластмассовых бутылок различных цветов 9 штук по планетам:1 – Меркурий красного цвета, 2 – Венера – голубого цвета, 3 – Земля – белого цвета с изображением земли, 4 – Марс – красного цвета,  5 – Юпитер – желтого цвета, 6 – Сатурн – желтого цвета размером меньше чем Юпитер, 7 – Уран – зеленого цвета, 8 – Нептун – синего цвета, 9 – Плутон – белого цвета самого маленького размера

- листы картона

1 страница

Развивающая игра «Солнечная система»

C:\Users\Колосок\Desktop\фото транфрмер\SAM_5248.JPG

Игра познакомит ребенка с планетами Солнечной системы. Группа ученых отправляется с Земли  космическое путешествие по всем планетам Солнечной системы для сбора инопланетного грунта.

   Интересные приключения и простые правила игры не оставят ни одного ребенка равнодушным. Ребята смогут весело и с пользой провести свободное время.

Цель:

- познакомить детей с планетами   Солнечной системы

- побуждать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность, активизировать словарь детей

- учить правильно выполнять правила игры

- воспитывать дружелюбие

2 страница

1 –е задание – расположить планеты по порядку и назвать их

Цель:

-  уточнить представление детей о Солнечной системе, рассказать об уникальности Земли (на Земле в отличии от других планет есть жизнь, что она является домом для всех присутствующих на Земле)

- формировать умение соотносить предметы по  порядку, цвету и форме

- развивать  представление  о Солнечной системе

- развивать мелкую мускулатуру рук при использовании тренажера

- воспитывать усидчивость и интерес к познанию окружающего мира

     

2 – задание – оправиться на ракете (самолете) в космическое путешествие по планетам

Путешествие на ракете  и на самолете

C:\Users\Колосок\Desktop\фото транфрмер\SAM_5259.JPG                                                        C:\Users\Колосок\Desktop\фото транфрмер\SAM_5260.JPG

3 страница

Игра тренажер «Веселый счет» (счетные палочки)

C:\Users\Колосок\Desktop\фото транфрмер\SAM_5249.JPG                                                              C:\Users\Колосок\Desktop\фото транфрмер\SAM_5250.JPG

- познакомить  с цифрами

- закрепить порядковый и количественный счет

- развивать мелкую моторику рук

- закрепить основные цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный, белый коричневый)

4 страница

«Мозаика»

-развивать у детей воображение, творческое мышление, используя прием наложения, создавать знакомые предметы, называть их

- развивать диалогическую и связную  речь

-  учить соотносить пробки по цвету, закрепляя его

- развивать мелкую мускулатуру рук

- воспитывать усидчивость и интерес к совместным играм

C:\Users\Колосок\Desktop\фото транфрмер\SAM_5251.JPG                                 C:\Users\Колосок\Desktop\фото транфрмер\SAM_5252.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование в дидактических играх по сенсорному воспитанию логических блоков Дьенеша.

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик и технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Одним из наиболее эффективных  посо...

Использование дидактического материала по экологическому воспитанию дошкольников (из опыта работы)

«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и к...

Конспект НОД по сенсорному воспитанию для детей среднего дошкольного возраста с использованием дидактического материала.

Данный конспект НОД по сенсорному воспитанию предназначен педагогам и родителям детей среднего дошкольного возраста...

Использование дидактических игр в сенсорном воспитании детей в средней группе

Сенсорное развитие детей среднего  дошкольного возраста закладывает основу интеллектуального развития личности, в связи с чем является неотъемлемой частью программы дошкольного образования. Сенсо...

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА (использование дидактических игр для сенсорного воспитания детей)

Многие способности, таланты человека имеют ярко выраженную сенсорную основу: таятся в кончиках пальцев, в умении тонко чувствовать запах, цвет, звуки. Умственное развитие также начинается через ЧУВСТВ...

Конспект.Тема занятия: «Путешествие в страну Фрёбеля» Квест-игра по математическому и сенсорному развитию с использованием дидактического материала «Дары Фрёбеля»

Конспект  НОД Образовательная область: познавательное развитиеТема занятия: «Путешествие в страну  Фрёбеля» Квест-игра  по математическому и сенсорному развитию с использова...