Консультация для воспитателей на тему: «Игра как средство общения дошкольников младшего возраста»
методическая разработка (младшая группа)

Агафонова Евгения Сергеевна

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании детейВ это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личностиТак как в настоящее время проблема развития навыков общения стоит особенно остро, считаю, что развитие общения детей через игру – самая актуальная тема, которую я решила взять за основу для повышения своего самообразования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_1.pptx1.48 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для воспитателей на тему: «Игра как средство общения дошкольников младшего возраста» Подготовила: воспитатель гр. 3 Агафонова Е.С.

Слайд 2

Цель : Способствовать общению детей через разнообразные виды игр. Задачи : Образовательные Формировать у ребенка интерес к игре, желание участвовать в ней, коммуникативным умениям, как способам выражения друг к другу. Активизировать речь детей . Развивающие Развивать активность, самостоятельность детей. Воспитательные помогает выявить индивидуальные особенности детей. Позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников.

Слайд 3

Актуальность. В настоящее время игровой деятельности придается большое значение . Игра занимает важное место в жизни ребенка. Успешная игровая деятельность является для детей необходимой для развития психических процессов и функций, а также для овладения социальным опытом . Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Уже в раннем детстве ребенок имеет возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности быть самостоятельным, по-своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки, преодолевать трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. Общение является важнейшим средством налаживания товарищеских взаимоотношений к игре.

Слайд 4

Выделяются несколько классов игр : сюжетно-ролевые театрализованные дидактические подвижные

Слайд 5

Высоко ценя детские игры А.С.Макаренко писал о роли воспитателя в них: «И я, как педагог, должен с ними немножко играть. Если я буду только приучать, требовать, настаивать. Я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой. Я должен обязательно немножко играть» Подвижные игры - сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся с точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Игры подбираются с учетом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила. Правила обязывать подчиняться цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.

Слайд 6

Дидактические игры - незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста. Играя, он изучает цвет, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных.

Слайд 7

Театрализованные игры- у детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе, Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею»-все это удивляет и привлекает., игра способствует развитию творческих способностей и познавательной активности детей, формированию познавательного воображения и нравственного развития. Большое внимание мы уделяем умению детей действовать сообща в игровых ситуациях, согласовывать свои действия с действиями своих сверстников. С этой целью в детском саду мы используем игры-драматизации. Именно игры-драматизации способствуют развитию у детей подлинного общения и начального этапа ролевого поведения. Для игр-драматизаций подбираем сказки, в содержании которых имеются диалоги между персонажами. («Колобок», «Теремок», «Кто сказал мяу», «Волк и семеро козлят», «Под грибом» и т. д.)

Слайд 8

Сюжетно-ролевые игры- первая проба социальных сил и первое их испытание. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними. Самостоятельная сюжетная игра – любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способности. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры.

Слайд 9

Детей младшего дошкольного возраста учим обыгрывать игрушки. Для этого используем кошки, собачки, зайцы, мишки и т. д . Это способствует развитию у детей функции общения, оказывает воздействие на нравственное воспитание личности ребенка. Обыгрывая игрушки , учим ребенка проявлять заботу, сопереживать. Особое внимание уделяем кукле. Мы учим ребенка воспринимать куклу как заместителя человека, а затем знакомим детей игровым действиям с ней: кормлению, раздеванию и одеванию, укладыванию спать и т. д. Для этого нами проводятся наблюдения и анализ действий в повседневной жизни. Эту работу лучше всего делать в процессе режимных моментов. Мы обращаем внимание детей на то, что сначала они вымыли руки, а потом сели за стол, надели пижамы, а затем легли в кровать и т. д.

Слайд 10

Большое место отводится играм, отражающим труд взрослых. («Детский сад», «Поликлиника», «Магазин», «Салон красоты » и т. д.) Для проведения каждой из таких игр требуется подготовка детей. Для этого мы формируем у детей представления об этих профессиях, используем различные методические приемы: экскурсии, наблюдения за взаимоотношением людей в трудовой деятельности, чтение художественной литературы, беседы. Вместе с родителями подготавливаем соответствующие атрибуты к игре.

Слайд 11

Для того чтобы дети могли проявлять творчество в различных видах сюжетно-ролевых игр, чтобы они были интересны и привлекательны, мы создаем следующие условия: - содержание игр соответствует интересам и возможностям детей; - педагогическое сопровождение игр строится с учетом постепенного развития самостоятельности и творчества ребенка; - создаются необходимые атрибуты к игре; предметно-игровая среда дошкольного учреждения постоянно изменяется.

Слайд 12

Перспективный план работы педагога с детьми по формированию средств общения в младшей группе вид досуга, тематика программные задачи дополнительные материалы: пособия, оборудование, ТСО Октябрь, ноябрь 1.Игра – ситуация «Карусели» 1.Обогащать эмоции; 2.Пробуждать двигательную активность детей. Карусели (столбик или шест, установленный на полу вертикально, к верхушке которого привязаны длинные ленты), игрушки-зверята (лев, черепаха, лошадки), платочки. 2.Игра – ситуация «Что растет на грядке» 1.Познакомить детей с урожаем овощей; 2.Приобщать к двигательной импровизации. Шапочки овощей (лук, капуста, редиска и др.); зайчик (мягкая игрушка). 3. Игра – ситуация «Листики в садочке » 1.Познакомить детей с новой сказкой. 2.Побуждать двигаться под музыку в соответствии с ее характером. Осенние листья; листики для сказки (листик-папа – большой, желтый; листик-мама – поменьше, красный; листик-сынок – маленький, зеленый). 4. Игра – ситуация «Выходили утята на лужок» 1. Развивать интонационно-речевые умения детей; 2. Познакомить с новой сказкой; 3. Учить следить за словами и действиями героев-игрушек. Мама утка, утенок, гусь (игрушки). 5. Игра – путешествие «Веселый автобус» 1. Вовлечь детей в игровую ситуацию; 2.Дать представление о темпе движения; 3.Учить изображать голосом разные интонации. Ряд стульев для игры в автобус; курица и цыплята, утка и утята, гусь, кот, бычок (игрушки).

Слайд 13

6. Игра – ситуация «Коза рогатая» 7. Игра – ситуация «В лесу» 1. Вовлекать детей в игровую ситуацию; 2.Учить использовать воображаемые действия и предметы. 1.Вовлечь детей в игровую ситуацию; 2.Учить внимательно слушать сказку и следить за сюжетом; 3.Входить в образ, побуждать к ответам. Козочка, сорока (игрушки), кастрюля. Аудиозаписи для создания образов лесных зверей, зайцев, медведей; картинки для спектакля "Звуки в лесу". 8. Игра – ситуация «Стоит в поле теремок» 1. Приобщать детей к театральной деятельности; 2. Учить следить за сюжетом спектакля; 3. Вовлекать в игру. Русский народный костюм; убранство в русском народном стиле (лавочки, самовар, скатерть и др.); фигурки настольного театра (мышка, лягушка, зайка, лисичка, волк, медведь). Декабрь 1 . Игра – ситуация «В гостях у кукол» 1.Развивать чувство цвета; 2.Вызвать положительный эмоциональный отклик на игровую ситуацию; 3. Вовлекать в двигательную импровизацию. Куклы, одетые в платья разных цветов; медвежонок (игрушка); чашки разных цветов. 2. Игра – ситуация «Лошадки бегут по снегу» 1. Побуждать детей к двигательной импровизации; 2. Развивать интонационную выразительность голоса. Лошадка (игрушка). 3. Игра – ситуация «Хлопья снежные кружат» 1.Развивать чувство ритма, 2.Умение пользоваться интонацией; Учить пересказывать знакомую сказку; 3. двигательную активность детей. Игрушки – герои сказки "Теремок".

Слайд 14

4. Игра – ситуация «Звери встречают Новый год» 1. Приобщать детей к подготовке новогоднего праздника; 2.Учить следить за сюжетом спектакля; 3.Вызвать положительные эмоции . Елка, куклы бибабо (медведь, волк, лиса, белка). 5. Новогодний утренник «Встреча с Дедом Морозом» 1. Приобщать детей к новогоднему празднику. 2. Доставить детям радость. 3. Развивать чувство ритма и умение входить в образ. Наряженная новогодняя елка; костюмы для детей: зайчики, снежинки, лисичка. По 2 погремушки на каждого ребенка, султанчики из мишуры, игрушки (собачка, мишка, зайчик), сладкие подарки детям. Сказочные герои: Дед Мороз, Снегурочка, Зайчик. Январь 1 . Игра – ситуация «Елочная песенка» . 1.Приобщать детей к новогоднему празднику; 2.Вызвать эстетические чувства; 3.Побуждать к свободной пляске. Наряженная новогодняя елка. Елочные игрушки (бычок, фонарик, шарик, дед-мороз). 2. Игра – ситуация «Шишечки» 1.Учить детей вслушиваться в сюжет сказки; 2.Отвечать на вопросы по знакомой сказке; 3.Побуждать к импровизации. Шишки (еловые или сосновые). 3. Игра – ситуация «Катание на санках» 1. Дать детям представление о восходящей и нисходящей интонации речи; 2.Учить соотносить сюжет и действие; 3.Вызвать эмоциональный отклик на игру. Санки, куклы. 1. Игра – ситуация «Елочная песенка» . 1.Приобщать детей к новогоднему празднику; 2.Вызвать эстетические чувства; 3.Побуждать к свободной пляске. Наряженная новогодняя елка. Елочные игрушки (бычок, фонарик, шарик, дед-мороз).

Слайд 15

Февраль 1 . Игра – ситуация «Калачи из печи» 1.Знакомить детей с русским народным творчеством. 2.Вовлекать в совместное пересказывание знакомой сказки, побуждать к игре с движением. 3.Воспитывать поэтическое восприятие. Курочка (игрушка); убранство для русской избы ( половички,печь , горшок,протвень , калачи, баранки); русский народный костюм для педагога. 2. Игра – ситуация «Метели зашумели» 1. Учить детей вслушиваться в интонацию голоса воспитателя и подражать ей; 2.Пересказывать сюжет знакомой сказки. 3.Развивать двигательную активность. Зайчонок и волчонок (игрушки). 3. Игра – ситуация «Петрушкин концерт» 1.Вызвать эмоциональный отклик на зрелищное представление, 2.Пробуждать интерес к театрализованной игре. Петрушка, кукла Катя. 4. Игра – ситуация «Котик простудился» 1.Вовлекать детей в ролевое взаимодействие; 2.Приобщать к драматизации на основе русского фольклора, 3.Развивать поэтический слух. Котик (мягкая игрушка). Март 1 . Игра – ситуация «Мама согревает» 1. Вызвать у детей доброе отношение к сюжету игры; 2.Вовлекать в игру-импровизацию; 3. Учить соответствовать образу роли. Картинка, на которой изображены зайчиха с зайчатами; шапочки зайцев; зайчиха и волк (игрушки). 2. Игра – ситуация «Вот поезд наш едет» 1. Вовлечь детей в игру-путешествие; 2. Развивать чувство ритма. Костюм бабушки, Весна (кукла), котик (игрушка); декорации остановок:

Слайд 16

3. Игра – ситуация «Капают капели» 1. Знакомить детей с приметами весны; 2.Учить соотносить природные явления и музыкальные образы; 3.Побуждать выражать образ в двигательной импровизации Набор картинок для театра на фланелеграфе (сосульки на крыше; большая сосулька, висящая на крыше сбоку; двор (Тузик гоняется за кошкой; люди идут на работу; едут машины); радостно чирикающий воробей и солнце; сосулька плачет; воробей и ворона. 4. Игра – ситуация «Обед для кукол» 1. Дать детям представление о жизненной логике сюжетно-ролевой игры; 2. Учить относиться к кукле как к живому существу; 3. Вовлекать в ролевое взаимодействие, развивать речь и мышление. Кукольный уголок (посуда, плита, стол, кроватки), куклы. Апрель 1 . Игра – ситуация «Мыши сели на порог» 1. Познакомить детей с новой сказкой, вовлекать в игровую ситуацию; 2. Учить воспринимать действие в сюжете, побуждать к двигательной активности. Кот, мышонок (игрушки). 2. Игра – ситуация «Солнечные зайчики» 1. Развивать воображение детей; 2. Побуждать к двигательной активности и самостоятельности в импровизации. Зеркало, набор картинок для театра (солнышко освещает полянку, на которой спит серый зайчик; серый зайчик радуется солнышку; серый зайчик видит солнечного зайчика; зайчики играют; серый зайчик растерянно ищет своего друга; сорока трещит; мама зайчиха объясняет, куда подевался солнечный зайчик). 3. Игра – ситуация «Плывут кораблики» 1. Развивать речь детей. 2. Побуждать к вхождению в роль. 3. Учить действовать в импровизации самостоятельно. Бумажный кораблик; емкость с водой; шапочки матросов.

Слайд 17

4. Игра-ситуация «Волшебная дудочка» 1. Побуждать детей к выразительному звукоподражанию; 2. Учить исполнять роли в коллективной импровизации. Дудочка, шапочки птиц. Май 1 . Игра-ситуация «Дождик, пуще» 1. Развивать эстетическое отношение к миру, развивать чувство ритма; 2. Побуждать к пляске. 3. Учить отзываться на контрастное настроение в музыке; пересказывать знакомую сказку. Султанчик, набор картинок к сказке про солнечного зайчика. 2. Игра-ситуация «Подрастай, молодой дубок» 1. Воспитывать уважение к труду; 2. Вызывать творческую активность. 3. Побуждать к вхождению в роль. Деревца-декорации (береза, дуб), пила, ведро, колокольчик. 3. Игра-ситуация «Стройка» 1. Вовлекать детей в ролевое взаимодействие; 2. Развивать игровые умения. 3. Увлечь драматизацией. Строительный материал, игрушечные машины. 4. Игра-ситуация «Водичка, водичка умой мое личико» 1.Учить детей следить за сюжетом игры. 2.Воспитывать навыки самообслуживания и гигиены. 3.Развивать двигательную активность. Кукла, принадлежности для умывания.

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Этикет культуры речевого общения детей младшего дошкольного возраста»

Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Игра - как средство нравственного воспитания дошкольников»

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуальна в  сложившейся ситуации в современном обществе. Возникши...

консультация для воспитателей на тему: " Игра как средство формирования математических представлений дошкольников".

Математика относится к абстрактным наукам, поэтому, чтобы ее понимать необходимо развитое логическое мышление. У детей дошкольного возраста преобладающим является наглядно-образное мышление, т.е. осно...

Консультация для воспитателей на тему: «Игра в жизни ребенка дошкольника»

Консультация для воспитателей  на тему: «Игра в жизни ребенка дошкольника»...

Консультация для воспитателей на тему: «Игра, как средство патриотического воспитания дошкольников».

Консультация для воспитателей на тему: «Игра, как средство патриотического воспитания дошкольников»....

Отчет по самообразованию на тему: «Игра как средство общения дошкольников старшего возраста»

Отчет по самообразованию на тему: " Игра как средсьво общения дошкольников старшего возраста"...