Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей с ОВЗ.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Сюжетно-ролевая игра – один из видов детской деятельности, помогающий ребенку адаптироваться в этом сложном мире, научиться вести себя в общественных местах и различных ситуациях. Используется в целях социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya_detey.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей с ОВЗ.

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».
                                  (В. А. Сухомлинский)

Сюжетно-ролевая игра – один из видов детской деятельности, помогающий ребенку адаптироваться в этом сложном мире, научиться вести себя в общественных местах и различных ситуациях. Используется в целях социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сюжетно-ролевую игру можно назвать важнейшим воспитательным методом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

В игре ребёнок формируется как личность, у него закладываются качества, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Играя, он учится действовать в соответствии с правилами в коллективе, дружить, сопереживать, помогать друг другу. В ходе игры происходит формирование важнейших психических процессов, развивается восприятие, все основные виды мышления, речь и воображение. Разыгрывание ролей детьми формирует представление о различных профессиях и обогащает знания о значимости каждой профессии для общества. Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными  ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт.

В ГКУСО МО «Подольский районный РЦ «Ягодка» сюжетно-ролевая игра занимает большое место в воспитании детей с нарушениями развития. В нашей группе проводятся игры на бытовые сюжеты: «семья», «день рождения», на общественные и производственные темы, в которых отражается труд людей: «магазин», «парикмахерская», «больница», «едем в автобусе», «спасатели».

Для проведения выше указанных игр мы имеем: прилавок, кассу, деньги, набор одежды (фартук, пилотка), муляжи овощей и фруктов, пластиковые продукты. В сюжетно-ролевом уголке «Парикмахерская» имеется набор расчесок, мягкие ободки, резинки для волос, заколки, шампунь, бигуди, фен, детские ножницы, игрушечная машина для стрижки волос. Для игр «Больница» и «Спасатели» у нас есть костюм доктора, ширма, кушетка, детский набор с медицинскими инструментами; пожарная машина, носилки, детские огнетушители, каски, жилеты, рукавицы и др.

Обучение ребёнка с особенностями  развития  сюжетно-ролевой игре очень кропотливый процесс. Такие дети имеют слабую познавательную активность, им сложно удержать внимание, интерес. Они отстают в речевом развитии и чаще всего выполняют действие молча. Игровой мотив лишь постепенно формируется по мере заинтересованности игрой и овладения простыми игровыми навыками. Ребёнок не сразу начинает играть самостоятельно. Как и во всяком новом деле, ему требуется соучастие взрослого, его поддержка и поощрение. Наиболее эффективным способом руководства является участие самого педагога в игре. Через выполняемую роль (покупатель, пациент, клиент), мы наблюдаем за действиями детей, воздействуя с помощью советов на развитие содержания игры, направляем её в нужное русло. Для начала это могут быть несложные, короткие игровые действия: покорми куклу, помой посуду, накрой на стол и т.д.

Взрослый постоянно комментирует все действия детей, показывает их наглядно, не сильно загружая разнообразием действий.

Так, например, Артем (11 лет, ЗПРР) не владеет умением общаться, самостоятельно в игры со сверстниками не включается. Моя задача пригласить ребёнка в игру, попросить выполнить игровое действие: расставь посуду или отнеси медвежонка к доктору. Таким образом, мальчик участвует в развитии игрового сюжета, он учится играть в коллективе, у него формируется представление о взаимоотношениях людей в повседневной жизни, усваиваются нормы поведения. В ходе игры ребенок познает реальность через воображаемые роли и ситуации, что способствует его социализации.

Или Илья (12 лет, ДЦП) пытается общаться с детьми, охотно  принимает участие в игре, но предметные действия затруднены вследствие его двигательного дефекта. Из-за эмоциональной неустойчивости мальчика в процессе игры  возникают конфликтные ситуации. Стараемся подобрать ему такую роль, которая позволяет Илье действовать в силу своих возможностей (шофёр, покупатель в магазине и т.д.).

Систематически организованная работа с детьми в РЦ «Ягодка», по использованию сюжетно-ролевых игр, благотворно влияет на социальное развитие личности ребёнка. Именно в процессе игры мы  передаем ему необходимые навыки, знания, понятия о жизненных правилах и человеческих ценностях, помогаем понять других, адекватно оценивать свои возможности и верить в свои силы.

Мы хотим видеть наших детей счастливыми, нужными, востребованными, уверенными в завтрашнем дне. Это и есть наша основная задача.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста.

сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста....

презентация опыта "Сюжетно-ролевая игра, как средство социализации детей старшего дошкольного возраста"

«Игра имеет важное значение в жизни  ребенка.  Каков ребенок в игре таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятель происходит прежде всего в игре …»....

Опыт работы по теме : «Сюжетно -ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста».  

Опыт  работы  по теме:«Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста».          Актуальность: те...

«Сюжетно – ролевая игра, как средство социализации детей дошкольного возраста»

Игровая деятельность – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, характеризующийся воспроизведением в специфической форме действий и отношений взрослых.Сюжетно-ролевая игра в классифи...

Консультации для родителей «Сюжетно-ролевая игра, как средство социализации детей в обществе»; "Художественно-эстетическое воспитание детей"; «Подготовка детей к школе».

Предлагаю вашеву вниманию консультации «Сюжетно-ролевая игра, как средство социализации детей в обществе»; "Художественно-эстетическое воспитание детей"; «Подгото...