Формирование оценочного отношения у дошкольников на уроках музыки
статья

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статью составили музыкальные руководители Карпенко Е. С. и Помазанова Е. В.

Формирование оценочного отношения у дошкольников

на занятиях музыки

В современном мире востребованы образованные люди, которые смогут выражать свое мнение, самостоятельно принимать  правильные и ответственные решения. Для того чтоб воспитать и выучить таких людей, необходимо с раннего возраста учить их оценивать не только свою деятельность, но и чужую.  

На наш взгляд, понятие «оценочное отношение» представляет собой целенаправленный процесс развития человека для обеспечения его морального/общественного облика. Оценочное отношение как результат проявляется в развитии физических и моральных способностей, развитие таких качеств, как инициатива, усидчивость, настойчивость, ответственное и требовательное отношение к труду, сформированности познавательного интереса, любознательности. Формирование оценочного отношения будущего поколения остается актуальным на каждом этапе развития общества, так как оно воспитывает в человеке систему требований к взаимоотношениям людей, к отношению к труду, к себе, к своим обязанностям. Развитие «оценочного отношения» человека может осуществляться как в процессе жизнедеятельности, так и в процессе более интенсивного обучения и воспитания.

Воспитание музыкальной культуры личности и оценивание ее, изучается в современных педагогических исследованиях. Формирование оценочного отношения к музыке, подразумевает в себе приобщение детей к искусству и окружающей действительности, а так же способствует личностному развитию.

Становлению музыкальной культуры личности придаётся огромное значение в современных педагогических исследованиях. Приобщение детей к миру музыки с первых лет жизни оказывает воздействие на формирование ценностного отношения к искусству и окружающей действительности, способствует личностному развитию.

Через музыку ребёнок познаёт различные направления ценностных ориентации, у него формируются начала сознания, поэтому музыка обладает широким спектром воспитательного воздействия на детскую личность. Музыка развивает способность ребёнка самому испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия. Тем самым она оказывает влияние на развитие эмоциональной отзывчивости в реальной жизни.

Поскольку музыка представляет собой  временное искусство, музыкальный образ «непосредственно возникает, развивается, меняется, исчезает» [5, с. 32].           

 Музыкальная культура формируется в процессе накопления опыта культурного наследия. Ценностные ориентации личность создаёт с учётом собственного жизненного опыта. Многие авторы [Т.С.Комарова[3,c.36], О.П.Радынова[9,c.24], В.Н.Шацкая[11,c.72], Р.М.Чумичёва и др] подчёркивают в своих исследованиях, что в дошкольный период детства особенно важно вхождение ценностей культуры в личностный опыт ребёнка.

На формирование отношения к музыке оказывает влияние музыкальный опыт ребёнка, представления о музыке, «музыкально-интонационный словарь» [Б.В.Асафьев]. О важности развития оценочных процессов при восприятии, переживании и осмыслении музыкального языка детьми дошкольного возраста говорится в работах: Н.А.Ветлугиной[2], В.Н.Шацкой[11], О.П.Радыновой[9] и др. Оценочное отношение к музыке, на их взгляд, выступает показателем художественного развития личности, поэтому его формирование следует начинать с периода дошкольного детства.

В дошкольные годы развития ребёнка устанавливаются первые связи и отношения, которые ведут к образованию «единства личности» [А.И.Леонтьев], поэтому проблему формирования отношений к действительности и искусству учёные выделяют как наиболее значимую в воспитании [М.С.Каган, И.Я.Лернер, В.Н.Мясищев[6], С.Л.Рубинштейн и др.].

Процесс становления оценочного отношения к музыке начинается с раннего возраста и проходит различные этапы развития. У детей младшего дошкольного возраста оценки музыки в большей степени интуитивны и эмоциональны. Старшие дошкольники способны сознательно подходить к оценке своих музыкальных впечатлений, предпочтений, переживаний; адекватно выражать их на доступном уровне. Осознанное положительное оценочное отношение к музыкальной классике в старшем дошкольном возрасте формируется как предпосылка развития музыкально-эстетического сознания (эмоций, чувств, интересов, оценок, мышления, воображения, памяти).

Оценочное отношение детей старшего дошкольного возраста к музыке представляет собой формируемое личностное качество, которое основано на проявлении эмоциональной отзывчивости на музыку и единстве эмоционально-интеллектуальных оценочных процессов при активном «присвоении» лучших образцов музыкального искусства. Данное отношение выражается в желании детей слушать классическую музыку, высказывать в различной степени аргументированные суждения о ней и оценивать её в адекватных творческих действиях.

Содержанием оценочного отношения является ценностное отношение к музыке, которое, развиваясь в старшем дошкольном возрасте как проявление музыкально-эстетического сознания, не только выступает предпосылкой становления основ музыкальной культуры человека, но влияет на формирование ценностных приоритетов личности.

Из всего выше сказанного можно прийти к выводу, что оценочное отношение формируется на основе представлений об идеале. Дошкольник с помощью познания и оценки музыки, может применять особый вид ценностно-ориентационной деятельности, включающий в себя приобщение к художественным ценностям, их переживание, осмысление и формирование личностной отношенческой позиции. Оценочное отношение к прекрасному у детей дошкольного возраста является неотъемлемой частью оценочного отношения к музыке. Оценивая музыку ребенок воспитывает в себе важные качества любви, добра и красоты.

Были определены критерии оценочного отношения к музыке детей старшего дошкольного возраста, которыми являются: эмоциональная отзывчивость на музыку, желание слушать произведения музыкальной классики, степень аргументированности суждений о музыке на основе активного использования музыкально-эстетических знаний, наличие творческих оценочных действий и их адекватность эмоционально-образному содержанию музыки.

Проведя исследования в подготовительных к школе группах,мы пришли к выводу, что дети не владели опытом восприятия высокохудожественных образцов музыкальной культуры, не имели необходимого запаса знаний о музыке и не могли выразить отношение к ней.

На основе этого были выявлены  методы, которые, на наш взгляд, будут способствовать активному развитию оценочного отношения к музыке у дошкольников, а именно: метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений, метод уподоблений характеру звучания музыки, метод эстетического обобщения, метод интерпретации, метод проблемных вопросов, игровые методы, прием констатации-описания, метод цветового уподобления характеру музыки.

О.П. Радынова в своей работе «Музыкальное развитие ребёнка» говорит что успешность музыкального развития ребёнка зависит в основном от содержания музыкального воспитания; от расширения представлений детей о музыке разных времён и стилей, о шедеврах музыкального искусства, а так же от методов и приёмов обучения, форм организации музыкальной деятельности [10].

Подводя итоги, мы можем сказать что  формирование устойчивого ценностного отношения предполагает многократно повторяемый процесс «присвоения» детьми лучших образцов музыкальной культуры, представляющий собой насыщение детской жизнедеятельности музыкальными впечатлениями, расширение и обогащение интонационного опыта восприятия музыкальной классики.

Список литературы:

  1. Абдурахманов, Р. А. Возрастная психология. Специфика и условия развития детей в дошкольном и школьном возрасте / Р. А. Абдурахманов. – М. : Современный гуманитарный университет, 1999. – 69 с.
  2. 108. Ветлугина, Н. А., Дзержинская Н.Л., Комиссарова Л.И. Модель эстетического отношения ребёнка к музыке и музыкальной деятельности // Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы (Сборник тезисов 6-й научн. конф.) М., 1982г.-с.15-19.
  3. Комарова, Т. С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мнемозина, 1995г.- 160с.
  4. Кухта, Т. В. Методика формирования оценочного отношения к музыкальной классике у детей старшего дошкольного возраста / Т. В. Кухта // Педагогика искусства (электронный журнал). – 2011. – №3. – С. 1-2.
  5. 104. Лосев, А. Ф. Основной вопрос философии музыки // Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991 г
  6. Мясищев, В. Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / Под редакцией А. А. Бодалева / В. Н. Мясищев. – Москва – Воронеж, 1995. – 356 с.
  7. Ожегов, С. И. Толковый словарь / С. И. Ожегов. – М. : Издательство «Оникс-ЛИТ, Мир и Образование», 2012. – 1376 с.
  8. Палей, Е. В. Ценностное отношение как система / Вестник Гуманитарного факультета ИГХТУ – Санкт-Петербург.: Издательство «Лань», 2007. – №2.
  9. 83. Радынова О. П. Музыкальное развитие детей: В 2 т. М.: Владос, 1997г.-608с.
  10. 84. Радынова,    О. П.,    Катинене    А. И.,    Палавандишвили    М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М.:Владос, 1998г.-223с.
  11. 106. Шацкая, В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975г.-200с.
  12.  Кагермазова, Л. Ц. Возрастная психология : Электронный учебник / Л. Ц. Кагермазова (http://avkrasn.ru/article-1435.html).
  13. Советский философский словарь (1974) (http://terme.ru/dictionary/804/symbol/206/page/3).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия-игры по формированию доброжелательных отношений у дошкольников.

"Жизнь в лесу"Воспитатель садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей. Создает для детей  ситуацию:"Представьте что вы в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между соб...

Формирование доброжелательного отношения между дошкольниками.

Отчет по самообразованию "Формирование доброжелательного отношения между дошкольниками"...

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗНОВОЗРАСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ДОШКОЛЬНИК БЕЛОГОРЬЯ»

Современная система дошкольного образования ориентирована на полноценное развитие личности каждого ребенка. Нынешние жизненные темпы требуют формирования социально активной личности. Постоянно повышаю...

17.03.2021 Роль духовно- нравственного воспитания дошкольников в формировании ценностного отношения к окружающей действительности средствами музыки

Из опыта работы музыкального руководителя МАДОУ ЦРР № 87  - Туркиной  М.Г. Мир музыки, музыкальной деятельности очень близок детям. В восприятии музыки, ее оценке, самостоятельном музык...

Формирование навыков певческого звукоизвлечения у дошкольников на уроках музыки на основе вокально-хоровых упражнений

Методическая робота по теме:Формирование навыков певческого звукоизвлечения у дошкольников на уроках музыки на основе вокально-хоровых упражнений...