Тема: "Развитие творческого мышления у дошкольников средствами арт-терапии"
методическая разработка

Утёмова Гелена Викторовна

 Выступление на пед совете

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие творческого мышления у дошкольников средствами арт- терапии»

Актуальность.

«Не бывает «трудных»детей-

есть дети, которым трудно.

 Помоги им!».

      Арт-терапия – это развитие и гармонизация личности, помогающие при решении любых проблем. Применение средств арт-терапии на занятиях с дошкольниками по развитию творческого мышления (изотерапия, игровая терапия, музыкотерапия, сказкотерапия) позволяет детям познавать себя и окружающий мир, способствует созданию благоприятной атмосферы в процессе обучения. Арт-терапия - простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре.

 Термин арт-терапия (буквально: терапия искусством) вел в употребление Андриан Хилл (1938) при описании своих занятий  изобразительным творчеством с туберкулезными больными в санаториях. Затем этот термин стал применяться ко всем видам терапевтических занятий искусством (музыкотерапия, драматерапия, танцедвигательная терапия и т.п.). Классическая арт-терапия предполагает самовыражение через визуальные искусства: живопись, графику, фотографию, рисование, лепку. Но сегодня к этому методу относят и другие виды искусств, используемые в психотерапевтических целях, такие, как куклотерапия, маскотерапия, музыкотерапия.танцедвигательную терапию, драматерапия, сказкотерапия, библиотерапия и др.Мы остановимся более подробно на арт-терапии, связанной с изобразительной деятельностью (изотерапией).

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражение и самопознания.

           Методика рассматриваемого понятия базируется на убеждении, что внутреннее “Я” человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит. Принято считать, что образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства. У арт-терапии есть свои преимущества:

  • практически каждый человек (независимо от своего возраста) может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков;
  • арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний;
  • продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований;
  • арт-терапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека;
  • арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию;
  • арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. В последние годы в педагогической практике образовательных учреждений все более активно применяется метод психотерапии искусством.

При этом важно отметить, что художественное творчество выделяется исследователями как наиболее предпочитаемая сфера реализации творческих сил человека.

      Теоретико-методологическую основу исследований составляют идеи арт-терапевтов, представителей гуманистического направления арт-терапии Эдит Крамер, Э. Виршоп, М. Бетенски, Р. Сильвер, психологов А.И. Копытин, Е.Р. Кузьмина и педагогов Л.Д. Лебедева, Ю. Красный и др., о том, что основу успешного применения средств арт-терапии в образовании в работе со школьниками составляют активность участников, непосредственное участие каждого ребенка в творческой деятельности, организация условий свободы самовыражения, создание обстановки психологического комфорта для детей; арт-терапия способствует развитию правого полушария головного мозга, деятельность которого составляет основу творческого мышления (Э. Виршоп, 1978); арт-терапия имеет образовательную ценность, так как способствует развитию познавательных и созидательных навыков у участников (Р. Сильвер, 1978), идеи И.Л. Бим, В.Н. Шацких, Н.Д. Гальсковой, Е.А. Глухаревой, Л.В. Куликовой, З.Н. Никитенко и др. о том, что включение в учебный процесс творческих заданий на основе изобразительной деятельности способствует развитию творческого мышления школьников. [www.lib.ua-ru.net].

Одновременно с теоретическими основаниями формируются и практические предпосылки использования арт-терапии с целью развития индивидуальности детей. К ним следует отнести рост числа публикаций в периодических изданиях, описывающих практический опыт применения арт-терапии, разработаны арт-педагогические методики, адаптированные в отдельных педагогических исследованиях последних лет к работе с детьми с целью профилактики и коррекции их негативных эмоциональных состояний, нормализации эмоционально-волевой сферы личности, способствующих как духовно-нравственному, так и физическому оздоровлению. 
На сегодняшний день в мире накоплен определенный опыт применения арт-терапии в образовательной среде. Отечественный опыт применения арт-терапии в школах отражен в работах М.Ю. Алексеевой, Е.Р. Кузьминой, Л.Д. Лебедевой, А.В. Гришиной, Л.А. Аметовой, Е.А. Медведевой, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссаровой, Т.А. Добровольской.

         М.Ю. Алексеева в  учебно-методическом пособии описывает оригинальные обучающие методики с элементами арт-терапии. Их использование автор обосновывает необходимостью развития у детей самостоятельного творческого мышления и воспитания креативной личности, как «наиболее эффективный способ удовлетворения потребности личности в самовыражении, самопознании, саморазвитии.

Использовать элементы арт-терапии в образовательном процессе предлагает и  Л.А. Аметова. Она разработала программу формирования арт-терапевтической культуры младших школьников «Сам себе арт-терапевт», которая  направлена на развитие интеллектуального и творческого потенциала детей. Основывается программа на общих представлениях об исцеляющих возможностях искусства.

Д.И. Воробьева считает изобразительную деятельность важнейшим средством развития личности. По ее мнению, интегрированная интеллектуальная, художественная и творческая  деятельность тренирует  многие психические процессы и качества личности ребенка (любознательность, интерес, познавательные процессы,  речь, эмоции и др.)

А.В. Гришина в своей программе  развития творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования рекомендует  использовать педагогами изобразительного искусств на уроках элементов арттерапии. Это, на ее взгляд,  позволит стимулировать подростков к анализу продуктов своей творческой деятельности с точки зрения отражения в них их личностных особенностей и переживаний, развивать эмоциональную гибкость.  Работы Л.Д. Лебедевой  также посвящены вопросам использования арт-терапии в школе. Автор вводит понятие «терапия», переводя его не только как «лечение», но и как «уход, забота». Она, в частности, пишет, что «словосочетание "арт-терапия" понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности».

А.И. Захаров считает,  что дети, которые любят рисовать, отличаются большей фантазией, непосредственностью в выражении чувств и гибкостью суждений. Они легко могут представить себя на месте того или иного человека или персонажа рисунка и выразить свое отношение к нему, поскольку это же происходит каждый раз в процессе рисования. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам.

    Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь он только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг.  Арт-терапия с детьми проходит в достаточно свободной форме: обсуждение психологических трудностей проходит на заднем фоне основной творческой или игровой деятельности. Получается, что ребенок одновременно получает удовольствие от занятия, раскрывает свои творческие способности, оказывается в центре внимания взрослого и преодолевает психологические трудности.

 К самым популярным видам арт-терапии можно отнести:

  1. Изотерапия —воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.;
  2. Музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;
  3. Сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи;
  4. Тканевая терапия – при помощи работы с тканями.
  5. Игровая терапия и психогимнастика -  воздействие с использованием игры.

Арт-терапия позволяет каждому оставаться самим собой, не испытывать стыда, неловкости или обиды, сравнивая себя с другими, способствует раскрытию внутренних ресурсов организма и психики. Арт-терапевтические занятия развивают творческое и пространственное мышление, речь, мелкую моторику рук, умение понимать партнера. Помогают снимать эмоциональное напряжение, негативные эмоции, отработать беспокоящие ситуации. Дают возможность попробовать новые роли, способы поведения и реагирования, активизируют функцию воображения детей. Дети с богатой фантазией более успешно решают нестандартные задачи, легче переживают неприятности и завоевывают уважение среди сверстников.

Арт-терапию, применяемую в работе с детьми, можно правомерно представить, как здоровьесберегающую инновационную технологию.

Это превосходный метод работы с детьми с различными способностями, в группах со смешанным уровнем развития, поскольку он позволяет каждому ребенку действовать на собственном уровне и быть принятым.

 Этот метод может быть применен для развития навыков общения и будет являться идеальным инструментом для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе, окажет влияние на становление ребенка как личности общества, поспособствует сохранению и укреплению психического здоровья детей, сформирует творческое начало.

Его можно использовать для развития групповой сплоченности, он может помочь ребенку выразить то, для чего у него не находится слов, или то, что он не может озвучить, и это доставляет удовольствие.

Литература. 

  1. Основная  общеобразовательная программа «От рождения до школы» .

Под ред. Н.Е. Вераксы,  Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.

  1. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. Киселева М. В
  2. Интернет-ресурсы:  

- https://obu4ayka.ru;

- https://irinazaytseva.ru;

- https://psychologytoday.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему «Развитие музыкально-творческих способностей старших дошкольников в процессе интегрированных занятий образовательной области «Музыка»

В практике моей работы большое место отведено интегрированным занятиям, в которых развитие музыкально-творческих способностей реализуется интеграцией образовательных областей....

план самообразования. тема: развитие словесно-логического мышления старших дошкольников.

т.к. на протяжении трех лет я дополнительно работала с детьми своей группы на развитие логического мышления ( предметно-действенного и наглядно образного), уровень их развития несколько выше  све...

Консультация для педагогов на тему "Развитие элементов логического мышления у дошкольников посредством игры"

Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные пр...

Проект на тему: «Развитие предпосылок инженерного мышления у дошкольников посредством steam - технологии»

повышение качества дошкольного образования через развитие конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников и формирование предпосылок основ инженерного мышления детей 5-7 лет....

Развитие творческих способностей и дошкольников средствам арт-терапии

Развитие творческих способносте средствами арт-терапии...

Презентация на тему: "Развитие памяти, внимания, мышления у дошкольников"

Особенности псхо-физического развития у детей дошкольного возраста...

Самообразование на тему "Развитие элементов логического мышления у дошкольников посредством игры»

Перспективный план работы на тему " Развитие логического мышления у дошкольников посредством игры"....