Паспорт среднесрочного исследовательско-творческого проекта в средней группе.
проект (средняя группа)

Саенко Татьяна Юрьевна

Ознакомление со свойствами снега путём развития творческой и познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт среднесрочного исследовательско-творческого проекта в детском саду средней группы «Семицветики»

на тему «Снег-снежок»

Авторы проекта: Саенко Т.Ю, Казакова Ю.А., воспитатели средней группы «Семицветики» МБДОУ ЦРР –д/с «Золотой ключик» г.Зернограда

Тип проекта: исследовательско-творческий

Вид проекта: групповой

По времени проведения: среднесрочный

Сроки реализации: 03.12.2018 по 29.12.2018

По характеру контактов: ребёнок и семья, в рамках одной возрастной группы

Участники проекта: дети и родители средней группы, музыкальный руководитель

По характеру участия ребёнка: участник от зарождения идеи до получения результата

Руководители: воспитатели средней группы

Средства реализации: помощь родителей группы

Цель проекта:       Ознакомление  со  свойствами снега  путем  развития творческой и познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности.

Проблема: Во время прогулки дети увидели пушистые хлопья снега. Детей выразили радость и неподдельный интерес. Были такие ребята, которые ловили снег ртом и говорили, что это сладкая вата и её надо есть. Другие говорили, что снег есть нельзя, будет болеть горло. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о снеге (снежинках) очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Что такое снег?» Почему нельзя есть снег, ведь он белый и чистый. Участие детей в проекте позволит сформировать представления о снеге.

Задачи проекта:

Актуализировать знания детей о свойствах снега.

Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с новыми способами обследования снега.

Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование.

Научить детей рисовать снежинки на бумаге при помощи свечи и акварельных красок.

Содействовать развитию логического мышления, навыков исследовательской деятельности, установлению причинно-следственных связей.

Оказывать детям помощь в выявлении проблемы, в поиске её решении, в реализации идей, в оформлении работ, в организации выставки.

Привлекать родителей к участию в проекте, налаживать конструктивное взаимодействие с семьями воспитанников.

Привлечь родителей к поиску с детьми познавательного материала, в организации выставки «Парад снеговиков» и «Парад снежинок»

Развивать познавательные процессы (память, внимание)

Содействовать развитию речи: обогащать и активизировать словарь, вводить слова, обозначающие качества: холодный, рыхлый, белый, непрозрачный, грязный, развивать навыки речевого общения в совместной деятельности 

 Содействовать развитию творческих способностей и воображения;

Развивать чувство коллективизма и ответственность за выполненную работу.

Воспитывать интерес и любовь к чтению;

Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности.    Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить.

Актуальность проекта: Зима - любимое время года большинства детей в нашей группе. А снег - наиболее яркий признак зимы. Он играет важную роль в жизни природы и человека. Дошкольники, совместно с педагогом и родителями проводят исследование снега, опыты и эксперименты, изучают познавательную литературу, изготавливают снежинки своими руками. Проект посвящён изучению свойств снега.

Этапы работы над проектом:

I этап подготовительно-информационный:

  • Подбор познавательного и иллюстрационного материала
  • Обсуждение цели, задачи с детьми.
  • Создание необходимых условий для реализации проекта
  • Консультация для родителей «Снег может быть опасен»
  •  Создание развивающей познавательной предметной среды (оформление группы к предстоящему празднику, уголка природы по сезону - снежинками; оформление группы и раздевалки совместно с детьми и их семьями – выставки рисунков, поделок.).
  • Подбор художественной литературы по темам (стихи, сказки, рассказы, загадки, поговорки, чистоговорки.).
  • Предложить изготовить для праздничного оформления совместно с детьми и родителями новогодние поделки снеговиков (из различных материалов).Организовать выставку «Парад снеговиков»

Проект осуществлялся через образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

II этап Исследовательско-творческий

Реализация проекта путем решения поставленных задач

  1. Совместно познавательная деятельность: наблюдение за состоянием погоды, наблюдение за снегом (сыпучий, мягкий, липкий). Наблюдение за явлениями природы, типичными для зимы (снег,иней, метель, гололед).
  2. Опытно – экспериментальная деятельность:

Рассмотреть снежинки через лупу на черном фоне, чтобы лучше было видно их строение.

 Что такое снег?

Занести снег в комнату и дождаться когда он растает.

Вывод: снег – это замерзшая вода.

     Сходства и различия льда и снега.

Сходства: оба холодные, тают в тепле, превращаясь в воду.

Различия: снег рыхлый, сыпется, лед твердый; снег падает из тучи, лед образуется при замерзании водоемов.

Вывод: вода может иметь различный вид

   Почему снег сильно скрипит  в мороз?

Снег состоит из снежинок с лучиками, при обламывании происходит скрип. Вывод: в мороз звуки слышны лучше.

   Могут ли на льду, как и на снегу, остаться следы?

Снег мягкий, рыхлый, набивается в узор подошвы и принимает его форму. Лед твердый, поэтому на нем следы не остаются.

Вывод: на льду след остаться не может.

  Почему медведь не замерзает в берлоге, ведь снег холодный?

Поместим три баночки с водой в большой сугроб: одну в нижнюю его часть, вторую в середину, и третью в верхнюю часть, припорошив снегом. Через 2-3 часа достанем баночки. В верхней баночке – лед, в средней – наполовину лед и вода, в нижней – вода не замерзла.

Вывод: под снегом тепло, снег играет роль шубы.

 Что такое снег, как он получается?

Существует круговорот воды в природе. Вода испаряется, скапливается в облака, облака все время двигаются, а когда воды в облаках становится очень много, она выливается дождем (там, где тепло) или выпадает снегом (там, где зима).

Вывод: вода – замерзший дождь, образуется в облаках при испарении воды из водоемов. Этот процесс называется круговорот воды в природе.

  1. Чтение художественных произведений: русская народная сказка «Снегурочка», «Морозко», «Какая бывает зима» М.Пляцковский.
  2. Рассматривание картин с изображением зимних пейзажей. Составление описательных рассказов по картинам. Заучивание стихотворений о зиме, снеге «Как на тоненький ледок…», «Полно, беленький снежочек…», использование пословиц, поговорок о зиме, объяснение их смысла.
  3. Проведение новогоднего утренника: танец «Снежинки».
  4. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования на снегу        с     помощью воды и красок «Гуашь». 
  5. Совместная деятельность с детьми по аппликации «Снеговики», по рисованию в нетрадиционной технике свечой и акварелевой краской «Снежинки».
  6. Совместно познавательная деятельность «Снег может быть опасен и полезен!».
  7. Оформление группы к празднику.

III этап – заключительный.

  • Оформление результата проекта: выставка детских работ.
  •  Оформление папки – передвижки « Интересные факты о снеге».
  • Выставка «Парад Снеговиков» (дети-родители). Повышать творческую активность родителей, вовлекать их в работу ДОУ.

Предполагаемый результат проекта:

- Формирование системы знаний о снеге и его свойствах. Дети знакомятся с образованием снежинок, узнают о пользе и вреде снега.

- Совершенствование умения  устанавливать простейшие причинно-   следственные связи, умение рассуждать, высказывать предположения, умение договариваться и прогнозировать результат.

- Развитие наблюдательности, умение видеть и ценить красоту природы.

- Наблюдение во время прогулок за зимними явлениями погоды, за снегом;

- Помощь родителей в организации мини- выставки «Парад снеговиков», изготовление снеговиков из различных материалов;

- Создание папки- передвижки «Интересные факты о снеге»;

- Развитие творческих способностей детей.

Вывод:

В проекте дети участвовали с удовольствием. Очень понравилась детям продуктивная и исследовательская деятельность, а также наблюдение за живой и неживой природой зимой. Дети узнали, что снег-это зимний вид атмосферных осадков, он холодный, рыхлый, белый, непрозрачный, грязный. Наличие снега играет важную роль в жизни растений и животных. Снег есть нельзя, потому что он холодный, может заболеть горло, а ещё и недостаточно чистый, может повредить здоровью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательско - творческий проект в средней группе «Что за чудесница, водица - волшебница »

Этот проект я разработала для более широкого изучения свойств воды для детей средней групп. В проекте я использовала в основном опытно - экспериментальну. деятельность. Включила в процесс реализации п...

Исследовательско - творческий проект в средней группе "Вода вокруг нас"

Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас не зависимо от времени года в разном состоянии (снег, град, ...

Исследовательско - творческий проект в средней группе «Что за чудесница, водица-волшебница»/

Проект познакомит воспитателей с новым формами работы с детьми по познавательно-исследовательской деятельности....

Среднесрочный познавательно-исследовательский проект для средней группы (2) «Осень золотая».

Программное содержание: - закрепить представления об осени и ее приметах;- развитие познавательных способностей детей в процесс совместной исследовательской деятельности;- закрепить и систематизироват...

Познавательно-исследовательский, творческо-информационный проект в старшей группе «Зимушка-зима!»

Актуальность проекта: Актуальность в том, чтобы сформировать у детей элементарные представления о зимних природных явлениях, забавах, о том, как животные готовятся к зиме, о птицах, зимующих рядо...

Исследовательско-творческий педагогический проект в младшей группе «Снежинка-красавица».

Тип проекта: воспитательныйВид проекта: исследовательский с элементами творчества.Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели.Длительность проекта: краткосро...

Среднесрочный исследовательский творческо-познавательный проект "Зимние забавы"

Проект разработан и проведён с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и речи....