Педагогический проект "В гостях у сказки"
проект (младшая группа)

Носенко Валентина Сергеевна

В данном материале подробно рассказанно о подготовке и проведении проекта .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx45.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Звездочка» с. Калинка Хабаровского муниципального района Хабаровского края

 

 

Утверждаю:

заведующий МКДОУ

 «Звездочка»С. Калинка

------------------А.В.Баринова

 

 

 

 

 

 

 

Педагогический проект во второй младшей группе на тему:

«В гостях у русской народной сказки».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    Подготовила воспитатель:

                                                                                        

                                                                                    Носенко В.С 

 

                                             Хабаровск 2017 г.

Педагогический проект «В гостях у русской народной сказки»

Выполнила  воспитатель 2 мл. группы: Носенко Валентина Сергеевна.

Актуальность темы:

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами…» В.А. Сухомлинский

Сказка с самого раннего возраста входит в жизнь ребенка и сопровождает на протяжении дошкольного детства и возможно остается с ним до конца жизни. Сказка – необходимый элемент духовной жизни ребенка. Входя в мир чудес и волшебства, ребенок погружается в глубины своей души. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы,с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Русские народные сказки выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают  высокие чувства и стремления. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом ,но и сердцем .Учится выражать собственное отношение к добру и злу. Именно встреча со сказочными героями на ступени  развития не оставит детей равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, проникнуть и разобраться в сказочной ситуации – все это и стимулирует умственную деятельность ребенка, и к тому же развивает интерес  к предметным  действиям. В результате сопереживания у ребенка появляется новое эмоциональное отношение к окружающему.Дети учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, а главное  - развиваются всесторонне. Сказки детям дают простор для воображения .Ребенок приобретает навык  мысленно действовать  в воображаемых ситуациях ,а это и является основой для будущего творчества. Роль детской сказки нельзя не заметить – они способствуют  развитию эмоций, формированию художественно – эстетического интереса, нравственному воспитанию, образному мышлению. С помощью сказки можно не только хорошо и с пользой для малыша провести время но и снять тревогу с ребенка..Сказка помогает пополнить и расширить словарный запас ребенка ,а также развить связную логическую речь.  Благодаря сказкам речь ребенка становиться более эмоциональной, образной, красиво – выраженной.

Паспорт проекта:

1.Наименование проекта.

2.Разработчик проекта: Носенко Валентина Сергеевна ,воспитатель МКДОУ д/с «Звездочка» с.Калинка.

3.Состав участников: Групповой.

4.Вид проекта :Творческий.

5.Участники проекта: Воспитатель ,дети второй  младшей группы «Крохи»,родители воспитанников.

6.Образовательная область «Речевое развитие».

7.Вид проекта:Среднесрочный

8.Сроки реализации проекта:27.03 -21.04.2017г

Постановка проблемы: 

  • отсутствие времени у родителей и желания, чтобы что- то почитать детям;
  • замена обычных, так близких и понятных сказочных героев новыми персонажами в литературе на экране телевизора  (смурфики, лунтики, смешарики, суперсущества);
  • не понимание родителями роли книги в развитии детей
  • внедрение новых информационных ресурсов в жизнь детей, компьютеризация – вытесняет чтение и даже просмотр мультфильмов;
  • не посещение библиотеки, как родителями, так и детьми;
  • не информированность родителей о том, какие книги покупать и читать детям в различные возрастные периоды.

      Проблема сохранения интереса у детей к русскому народному творчеству сегодня актуальна как никогда.  Техника (аудио-, видео-, компьютерная), дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Плоды этого мы уже пожинаем сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев.  

Не отрицая прогресс, в  результате выявленной проблемы решила эффективно внедрять в работу с дошкольниками русское народное творчество, познакомить с колоритом, красотой и своеобразностью фольклора.

                                                        Цели проекта:

           Через русское народное творчество формировать думающего, чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

1.Активизация знаний детей  о русских народных сказках.

2.Развитие речи детей посредством сказки, создание условий для активного использования сказок  в различных видах деятельности детей.

3.Создать условия для духовно – нравственного развития ребенка.

4.Обеспечить социальную адаптацию дошкольников путем введения в их культурную традицию  народной сказки, используя загадки, пословицы  и поговорки.

Задачи проекта: 

С детьми.

  1. Продолжать знакомить с русскими народными сказками.
  2. Способствовать формированию интереса к  книгам, сказкам: поддерживать интерес к пальчиковому театру и драматическим спектаклям.
  3. Продолжать развивать речь детей средствами кукольного театра;развивать элементы детского творчества в продуктивной деятельности.
  4. Воспитывать бережное отношение к книгам, предметам театрально – игрового оборудования.
  5. Помогать в освоении детьми духовно – нравственных категорий (добро – зло,простота – хитрость)
  6. Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизацию психоречевого развития, развитию связной  и диалогической речи, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
  7. Развивать творческую фантазию и умение импровизировать, свободно общаться в заданной ситуации.
  8. Формировать навыки сотрудничества.
  9. Воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
  10. Побуждать детей обращаться ко взрослым с вопросами ,суждениями.

С родителями воспитанников:

1.Создать в семье благоприятные условия для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду.

2.Способствовать совместному творчеству родителей и детей.

3.Развить у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение,     обсуждать с ним предстоящую работу.

4.Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание принимать посильное участие в ней.

Ожидаемый результат: 

С детьми.

  • Развитый интерес и  стремление к постоянному общению с книгой,  удовлетворение при слушании русских народных сказок.
  • Умение осознавать и оценивать  мотивы поступков героев,  их переживания, мысли чувства.
  •  Активное проявление себя в разных видах художественной деятельности.
  • Повысится речевая активность.
  • У детей будет развиваться познавательная активность, творческие способности, коммуникативные навыки.
  • Научаться в играх драматизациях, пальчиковых,настольных театрах передовать своего героя, характер,эмоции.

С родителями:

  • Наличие представлений  о роли детской литературы в развитии детей, формировании их нравственных качеств.
  • Наличие в каждой семье художественных произведений в соответствии с возрастом, в том числе русских народных сказок.
  • Мотивация родителей на традиции семейного чтения

Содержание проекта строиться на следующих принципах:

1.Основопологающий принцип: - принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей ,интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.

2.Принцип наглядности: - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.

3.Принцип систематичности и последовательности: предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе.

4.Принцип доступности: - предполагает соотнесения содержания ,характера и объема материала с уровнем развития ,подготовленности детей.

5.Принцип связи с реальностью: осознание того ,что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

6.Принцип поиска ассоциации : - это вопросы «провокатры» с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребенка.

7.Принцип контрастного сопоставления – предполагает анализировать поведение и поступки других детей (хорошо – плохо; добро – зло) .

                       Пути реализации проекта:

1.Пополнение содержания книжного уголка русскими народными сказками.

2.Оформление выставки рисунков «Мой любимый сказочный герой»

3.Оформление выставки поделок «В гостях у сказки»

4.Изготовление различных атрибутов к сказкам.

                                                                           

                     

                                       Этапы проекта.

1 этап – Подготовительный.(разработка проекта с 20.03 – 27.03)

- Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта.

- Изучение и анализ научно –исследовательской  и методологической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме.

-Подготовка печатной информации: оформление папки – передвижки.

-Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

-Информация для родителей  «Участвуем в проекте «В гостях у сказки»».

- Перспективное планирование по предстоящей деятельности.

2 этап – Основной( 27.03 – 10.04)

-Внедрение в воспитательно  – образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний детей о сказках.

-Работа по плану с детьми ,с родителями.

-Подготовка выставки рисунков «Мой любимый сказочный персонаж»

- Выполнение проекта.

              Материально-методическое обеспечение проекта.

Название и содержание деятельности.

Ожидаемый результат.

  • Уголок книги в соответствии с возрастом детей.
  • Сценарии занятий развлечений, викторин.
  • Настольный театр по сказкам «Лиса и заяц», «Колобок».
  • Пальчиковый театр по сказкам: «Теремок», «Колобок».
  • Выставка рисунков и поделок по сказкам.
  • Картинная галерея «В гостях у сказки».
  • Создание книжек- самоделок: «Новые приключения колобка», «Сказка на новый лад».
  • Иллюстрирование новых сказок и придумывание в сотворчестве детей и взрослых.
  • Пазлы и кубики, разрезные картинки по сказкам: «Лиса и заяц», «Теремок», «Снегурочка»,»Маша и медведь».
  • Создание костюмов для импровизации сказок: «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Лисичка со скалочкой».
  • Создание кроссвордов.
  • беседы «Какие сказки я знаю»;
  • знакомство со сказками «По щучьему веленью», «Крошечка -Хаврошечка», «Петушок и бобовое зернышко»; «Петушок и курочка» , «Царевна –лягушка», «Снегурочка», «Золушка»
  • рассматривание иллюстраций к сказкам.
  • Подведение итогов по проделанной работе.

    С родителями:
    -консультация «Роль сказки в воспитании детей»;
    -наглядно-информационное сотрудничество «Что и как читать дома детям»;
    - конкурс рисунков «Мой любимый сказочный герой».
  • -Пополнение групповой библиотеки.
    Содержание деятельности родителей:

  • Наличие научно-методической базы развития интереса и любви к книге, к сказкам, воспитания эстетического вкуса у детей и родителей.
  • Пополнение группы дидактическими материалами, книгами, портретами, иллюстрированными материалами.
  • Авторские сценарии занятий, литературных викторин и конкурсов.
  • Творческие работы детей и родителей.
  • Создание каталога по русским народным сказкам.

  • Расширять представления о детской литературе.
  • Повышение читательской культуры родителей.
  • Заинтересовать родителей расширением читательского кругозора дошкольника, знакомя его с произведениями различных жанров, знакомить с русскими народными сказками.
  • Не допускать раннего приучения ребёнка к телевизору, видео, компьютерным играм, не заменять непосредственного общения ребёнка с родителем.
  • Привлечь к участию в совместных с детьми спектаклях, литературных викторинах, театрализованных представлениях.

Практическая реализация проекта

Срок

Форма и содержание деятельности

Задачи

Март

(27.03 -31.03)

Выставка - книг

- русские народные сказки, разных художников - иллюстраторов

Чтение:

- русская народная сказка «Царевна Лягушка»

Художественные показы

-показ настольного  театра  «Колобок»

-мультимедийный просмотр сказки «Колобок»

Игры

- словесная игра «Узнай  сказку по краткому пересказу»

- словесная игра «Какой герой» (отражение характерных особенностей героя)

- собери разрезные картинки по сказке «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба»

-

Беседа:

- «Кто придумал эти сказки?»

- «Что такое – народные сказки?»

Театрализованная деятельность

-театрализованная деятельность по мотивам сказки «Теремок».

Художественно – творческая деятельность

- рисование: «Колобок»

- лепка 6»Волшебный клубочек»

-выставка  рисунков «Мой любимый сказочный герой».

- раскрашивание печатных картинок по сказкам.

Экскурсия в библиотеку. Познакомить детей с понятием, народные сказки.

-Познакомить с определением – народные сказки.

-Учить понимать и оценивать характер и поступки героев.

-Развивать логическое мышление, память  и сообразительность.

-Воспитывать любовь к художественной литературе, к сказкам.  Учить рассказывать знакомые сказки.

-Воспитывать бережное отношение к книге, чувство доброты, сопереживания  ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

 

Чтение:

- русские народные  сказки:

 «Волк и семеро козлят»,

«Три медведя».

«Крошечка Хаврошечка»

«Царевна -Лягушка»

рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников.

Отгадывание загадок по заданной тематике.

Беседа: «Что такое зачин? Какие бывают зачины в сказках?».

Игры: «Изобрази эмоцию», «Угадай, кто я?»

Показ сказки «Колобок» перед малышами.

Художественные показы:

пальчиковый  театр «Теремок»

Художественно – творческая деятельность:

Рисование: «Три медведя гуляют »

Лепка: «Миски для  трёх медведей»

 Аппликация: «Мишутка»

-Учить отражать впечатления о прочитанном  в продуктивных видах деятельности.

-Дать понятие о слове – зачин.

-Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание и любознательность.

-Развивать выразительность речи, художественные способности ребёнка.

-Развивать умение передавать чувства.

-Воспитание доброжелательности.

Апрель.

(3.04 -7.04)

Чтение:

русская народная  сказка «Теремок»

Художественно-творческая деятельность:

-изготовление масок животных (по мотивам сказки  «Теремок»)

-конструирование «Домик для друзей» по сказке «Теремок»

- конкурс поделок из природного материала «Сказочные герои» .

Театрализованная деятельность:

-обыгрывание сказки  «Репка» инсценирование фрагментов сказки детьми «Волк и семеро козлят», «Три медведя»

-пальчиковый и настольный театр по сказкам: «Теремок», «Колобок»

Художественный показ:

Мультимедийный просмотр сказок: «Три медведя», «Теремок»

Игры:

«Чьи  это слова?»

«К какой сказке иллюстрация?»

-Посещение библиотеки:

Вечер загадок: «В гостях у бабушки – загадушки »

-Учить отражать содержание сказок в играх, драматизациях, театральной деятельности.

-Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования.

-Обеспечить нравственное воспитание, чувство патриотизма.

-Развивать интерес к театрально-игровой деятельности.

-Воспитывать культуру поведения в музее.

-Развивать познавательный интерес.

Чтение:

 сказки «сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – Лебеди», «Маша и медведь».

Сотворчество с родителями:  создание книжек - самоделок «Переделай окончание сказки.»

Художественный показ:

Мультимедийный показ  сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Художественно – творческая деятельность:

-собирание пазлов по сказкам «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Колобок», «Гуси-лебеди»

-рисование в раскрасках.

-Викторина по сказкам.

Игры: «Доскажи словечко» (по сказкам), «Отгадай сказку»

Театрализованная деятельность:

-обыгрывание сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» .

Экскурсия в библиотеку. Дать детям понятие – авторские сказки.

Пословица: «Как аукнулось, так и откликнулось».

-Учить детей быстро определять название сказки по фрагменту записи, по обложке, по иллюстрации.

-Познакомить с определением – авторские сказки.

-Познакомить с пословицей.

-Развивать чувство сопереживания детей  героям произведения и формировать личностное отношение к прочитанному.

-Воспитание культуры поведения.

- С помощью различных приёмов  помочь детям вспомнить название и содержание знакомых литературных произведений.

Апрель

(10.04 – 14.03)

-Чтение :

русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк».

Пословица: « Лиса живёт хитростью да прыткостью».

 Художественно-творческая деятельность:

Создание из пластилина популярного героя сказок - серого волка.

Рисование: «Угощение для волка и лисы»

Аппликация: «Колобок» с помощью салфеток.

Театрализованная деятельность:

-пальчиковый театр, игра-драматизация  по сказке: «Теремок».

-Игра: «Изобрази сказочного героя».

 «Отгадай сказочного героя».

-Учить детей работать дружно, учить договариваться между собой, сопереживать своим товарищам.

-Познакомить с культурой и обычаями русского народа.

-Стимулировать проявления любознательности.

-Воспитывать литературно -художественный  вкус, способность понимать образность и выразительность языка сказок.

 Апрель

(17.04 -21.04)

-Чтение:

русской народной  сказки «У страха глаза велики».

Пословица: «У страха глаза велики».

 Художественно-творческая деятельность:

-домашнее задание для родителей и детей: придумать и сделать какого-нибудь сказочного героя и написать про него маленькую сказку.

-словесная игра по сказкам «Доскажи словечко».

Показ сказки «Теремок», перед малышами.

-сочинение сказки на новый лад «Новые приключения колобка»

Игры:  «Изобрази эмоцию»,

«Что сначала, что потом»

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРОЕКТА.

 

Учить детей устанавливать простейшие (последовательные) связи в произведении.

Обеспечить повторение  пословиц.

Развивать связную речь, обогащать словарный запас.

Закреплять знания детей о русском фольклоре на примере сказок.

-Воспитание любви и уважения к русской народной культуре.


3 этап
(заключительный) 

- презентация проекта.

-театрализация по сказке «Репка»

- подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

-обобщение результатов работы.

        Заключение.

Проект «В гостях у сказки» направлен на развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики.

В данном проекте нашло подтверждение то ,что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются движущими силами речевого и умственного развития младших дошкольников .Но при этом необходима опора на фольклорный материал( сказку).

Разнообразие методов и приемов ,используемых при работе с детьми позволяет варьировать задания, обогощать содержания и формы работы, использовать материал, как в виде самостоятельных, так и в качестве структурных  элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.

В результате реализации проекта у детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.

Использование сказки способствовало творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса.

Особую роль в работе отводилась просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснялась значимость семейного чтения, подчеркивалась его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создаст теплую, задушевную атмосферу в доме.

Реализация данного проекта подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста.

        Диагностика

Вопросы

Баллы

1

2

3

1.

Внимательно и заинтересованно слушать сказку.

2.

Умение рассказывать о своём отношении к поступкам героев.

3.

Развитие творческих способностей в создании сказочных образов.

4.

Умение рассказывать свои любимые сказки.

5.

Придумывание каких – либо изменений в содержании сказки.

Список использованной литературы:

1.Кряжева Н.Л – «Мир детских эмоций»

2.Лебедев Ю.А –«Сказка как источник творчества детей/пособие для педагогов дошкольных учреждений»

3.  http://doshvozrast.ru/metodich/pedoput67.htm

4.Сухомлинский «Как любить ребенка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проекта «В гостях у сказки» (для детей среднего дошкольного возраста).

Данный материал разработан для детй среднего дошкольного возраста. Цель проекта: использование сказки, как средства эмоционального, художественно-речевого развития детей пятого года жизни....

Педагогический проект "В гостях у сказки" развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности

Педагогический проект "В гостях у сказки" направлен на развитие речи детей дошкольного возраста в организованной театральной деятельности. Разработан в соответствии с Федеральными государственным...

Педагогический проект "В гостях у сказки "Теремок"

Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияе...

Педагогический проект : "В гостях у сказки"

Тип проекта: педагогический, долгосрочныйРуководитель проекта: Шестопалова Екатерина ГеннадьевнСроки реализации проекта: сентябрь-май 2012-2013учебного года.В дошкольном детстве необходимо уделят...

Педагогический проект "В гостях у сказки"

Целью данного проекта является.Знакомство детей с видами, жанрами, сюжетами русских народных сказок. Развитие интереса к литературной и театрализованной деятельности. Создавать у детей радостное настр...

Педагогический проект «В гости к сказке»

«В гости к сказке»Руководитель проекта: Педагогический проектБудыкина Татьяна ДмитриевнаТип проекта: педагогическийУчастники проекта и целевая группа: дети и родители средней группы.Масштаб:...

Занятие в рамках кружка дополнительного образования социально-педагогической направленности «В гостях у сказки». Тема «Сочиняем сказки».

Занятие  в рамках кружка дополнительного образованиясоциально-педагогической направленности«В гостях у сказки».Тема «Сочиняем сказки».Сказки дают богатый материал для развития творческих способно...