программа дополнительного образования
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Зверева Татьяна Александровна

Дополнительная общеобразовательная программа

художественно-эстетического направления с учетом экологического воспитания

Кружок «Фантазия»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dopoln_obr-niya.docx47.39 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                             

СОГЛАСОВАНО

на педагогическом совете

Протокол № 1 от 01.09.2016 г.

«УТВЕРЖДАЮ»:

Заведующий МБДОУ «Детский сад «Тополек» с.Чапаево

Имулина М.А._____________

Приказ № 142 от 01.09.2016 г.

Дополнительная общеобразовательная программа

художественно-эстетического направления с учетом экологического воспитания

Кружок «Фантазия»

2016г.

с. Чапаево

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа кружка «Фантазия» состоит из двух модулей: «Нетрадиционная техника изобразительной деятельности» и «Бумагопластика».

Программа модуля № 1 

«Нетрадиционная техника изобразительной деятельности»

1-й год обучения, возраст – 5-6 лет.

    В настоящее время в образовательном пространстве МБДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию личности детей. Для развития творческих способностей детей необходимо дать им возможность проявить себя в активной деятельности. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности. Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей дошкольного возраста предоставляет образовательная область «Художественно – эстетическое развитие». Однако по программе на изучение этой области отводится всего 2 часа в неделю (рисование, лепка с чередованием аппликации). Этого недостаточно для развития детского творчества, а улучшить ситуацию можно за счёт проведения кружковой работы, которая предоставляет возможность воспитателю осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку, раскрывать его лучшие личностные качества, прививать любовь к творчеству, развивать художественно-эстетический вкус.

Программа модуля «Нетрадиционная техника изобразительной деятельности» направлена на ознакомление детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой работы в изобразительной деятельности.

         Актуальность программы в том, что ребенок учится познавать мир и осознавать себя и свое место в нем, используя необычные, в том числе бросовые, материалы и способы работы с ними, расширяя тем самым возможности изобразительной деятельности и обучая детей бережному отношению к природе.

           Особенностью данной Программы является то, что игровая ситуация знакомит детей с нетрадиционной техникой изобразительной деятельности, в которой  учтены возрастные, физиологические, психологические и познавательные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Данная программа направлена на развитие мелкой моторики рук и обучение ответственному отношению к окружающему миру. Ведь на данный момент дети, как правило, недостаточно подготовлены к усвоению учебной программы, у многих детей ослаблена мелкая моторика. В ходе проведения занятий по данной тематике активизируются мышление детей, речь, усидчивость, формируется умение поэтапного планирования работы, умение бережно относиться к природе – на занятиях часто используется бросовый материал. В этом заключена педагогическая целесообразность данной программы. Программа модуля направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Цель программы: развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности, бросового материала, средствами бумажной пластики.

Задачи:

- Учить передавать образ предметов, явлений окружающего мира посредством нетрадиционных материалов

- Воспитывать навыки аккуратной работы

- Воспитывать бережное отношение к природе

- Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер

- Развивать изобразительную деятельность детей, интерес к процессу и результатам работы, к коллективной работе.

Программа модуля состоит из 5 разделов:

- Пластилинография;

- Холодный фарфор;

- Аппликация из нетрадиционного материала;

- Рисование в технике «граттаж»;

- Создание произведений в смешанных техниках.

Возраст детей, участвующих в кружковой деятельности, - 5-6лет. Срок реализации программы модуля – 51 неделя. Занятия проводятся в течение календарного года 1 раз в неделю, во второй половине дня, длительность занятия – не более 25 минут.

В итоге работы планируется оформление работ детей в форме выставки, выполнение совместных работ детьми, отчета о проделанной работе.

Анализ результатов деятельности детей проводится в двух аспектах: анализ продуктов деятельности детей и анализ процесса деятельности детей. Детская работа может использоваться в качестве средства диагностики интеллектуального и эстетического развития ребёнка, степени его подготовленности к школе.

        Ожидаемые результаты:

        - мелкая моторика рук развита в достаточной степени;

        - сформировались такие качества как усидчивость, настойчивость в достижении цели, аккуратность, внимательность;

        - сформирована мотивация на создание уникального произведения;

        - улучшилась речь, мышление, фантазия ребенка;

        - сформировалась экологическая грамотность детей;

        - занятия нетрадиционными техниками изобразительной деятельности может перерасти в хобби, являющееся профилактикой асоциального поведения.

Условия  реализации программы

  1. Педагог дополнительного образования проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.
  2. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников.
  3. Участвует в разработке и реализации образовательных программ. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение.
  4. Выявляет творческие способности воспитанников, способствует их развитию.

Требования к квалификации педагога дополнительного образования: Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.

Помещение для проведения занятий светлое, соответствует санитарно–гигиеническим требованиям. До начала занятий и после их окончания осуществляется сквозное проветривание помещения. В процессе обучения воспитанники и педагог строго соблюдают правила техники безопасности труда.

Материально-техническое обеспечение программы:

- пластилин, картон белый, картон цветной, мука, составляющие для жидкого фарфора, клей ПВА, клей канцелярский, клей карандаш, черная тушь, акриловые краски, гуашь, кисточки, пищевые красители, нитки мулине разных цветов, крахмал картофельный, клей Момент-супер, глицерин, лимонная кислота, бисер, бусины, крупная и мелкая соль, зубочистки, влажные салфетки, крупа разная, морские ракушки, сухие листья деревьев, травинки, подготовленная яичная скорлупа, макароны разных видов, лоскутки разноцветной ткани, восковые мелки, свечи, ножницы, мультимедийное оборудование для презентаций.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Пластилинография

11

Холодный фарфор

8

Аппликация из нетрадиционного материала (нитки, веточки, ватные диски и т.д.)

10

Рисование в технике граттаж

10

Создание произведений в смешанных техниках

11

Выставка работ

1

Итого

51 час

Содержание

№ занятия

Тема

Краткое содержание

Пластилинография

«Бусы для куклы» - расположение одинаковых по размеру, но разных по цвету комочков пластилина в одну линию приемом надавливания

«Курочка с цыплятами» - составление композиции из нескольких предметов, используя прием надавливания

«Улитка» - изображение улитки путем сворачивания колбаски в спираль

«Виноград» - изображение винограда путем сворачивания колбасок (ягоды винограда) в спираль с применением опавших листьев (природный материал)

«Цветочная полянка» - изображение цветов приемом растягивания пластилина

«Радужное настроение» - изображение радуги приемом растягивания пластилина

«Бабочки» - изображение бабочек мазками пластилина, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения

«Тарелка с фруктами» - изображение с использованием всех знакомых техник пластилинографии

«Ёжик» - аппликация из маленьких шариков пластилина. Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе. Учить использовать полученные знания и представления. 

«Пингвинчик» - передавать характерное строение птицы, соблюдая относительную величину частей.

Закреплять усвоенные  приемы лепки ((скатывание, оттягивание, прищипывание, сглаживание и др.)

«Сказочная птица» - определение возможности использования разных материалов для украшения образа. 

Холодный фарфор

 «Улитки» - изготовление фигурок двух улиток с применением известных приемов работы с пластичным материалом

«Божья коровка на ромашке» - изготовление композиции с применением известных приемов работы

«Мышка на кусочке сыра» - изготовление композиции.

«Чайная пара» - изготовление чашки с блюдцем, их украшение налепами или нанесением узора.

«Розочка» - обучение приемам составления цветка из лепестков из холодного фарфора

«Корзинка с цветами» - закрепление умения вылепливания цветка из лепестков

«Бусы и браслеты» - творческая работа к 8 Марта

«Бусы и браслеты» - творческая работа к 8 Марта

Аппликация из нетрадиционного материала

Аппликация из крупной соли – «Зимний пейзаж»

Аппликация из сухой травы/листьев  (из природного материала)– «Животные жарких стран»

Аппликация из морских ракушек (из природного материала) – «Летний день»

Аппликация из разноцветных ниток мулине – «Зайчик»

Аппликация из крупы (несколько видов) – «Мой любимый сказочный герой»

Аппликация из разноцветной яичной скорлупы (из бросового материала) – «Лягушонок на листочке»

Аппликация из кусочков разноцветной ткани (из бросового материала) – «Жар-птица»

Аппликация из макарон разного вида – «В сказочном лесу»

Аппликация из сочетания разных материалов: ваты, ватных дисков, соломы, бумаги, ниток – «Лесной пейзаж»

Аппликация из скрученной ваты – «Барашек»

Рисование в технике «граттаж»

Приемы работы. Подготовка картона к работе – покрытие свечой/восковыми мелками, тушью/акриловыми красками. Варианты техники «граттаж», знакомство с работами

«Салют»

 «Зимняя ночь»

«Космический пейзаж»

«Весна в лесу»

«Подводное царство»

«Рассвет на море»

«Динозавры»

«Северное сияние» (с аппликацией)

«Северное сияние» (с аппликацией)

Создание произведений в смешанных техниках

«Русская березка»

«Цветочный луг»

«Лесная опушка»

«На птичьем дворе»

«Море»

«Урожай»

«Букет первоклассника»

«Лесные дары осени»

«Моя любимая игрушка»

«Мой любимый сказочный герой»

«Эти удивительные животные»

Выставка работ за год

        

         

Программа модуля № 2 «Бумагопластика»

Пояснительная записка

2-й год обучения, возраст – 6-7 лет

Занятия художественной практической деятельностью решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Бумага - основной материал для всех видов художественного конструирования, таких, как оригами, вырезание всех типов, плетение, аппликация и объёмная пластика. Занятия по программе "Бумагопластика" способствуют профилактике асоциального поведения, развитию креативности, расширяют художественный кругозор, формируют творческое отношения к окружающему миру, художественно-эстетический вкус, формируют бережное отношение к природе. По своему содержанию занятия с бумагой должны раскрывать индивидуальность ребёнка, развивать интуицию, воспитывать организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с бумагой, а также умение планировать творческий процесс.

Программа направлена на экологическое воспитание, гармоничное развитие ребёнка, его психомоторных, художественных и интеллектуальных возможностей в процессе доступной для его возраста физического состояния деятельности.

Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики, используя, в том числе, бросовый материал.. 

Задачи:

  • Обучать техническим приемам и способам создания различных поделок из бумаги.
  • Создавать условия для развития творческой активности детей
  • Формировать сенсорные способности, целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие создаваемого предмета, обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их создания.
  • Формировать умение оценивать создаваемые предметы, развивать эмоциональную отзывчивость.
  • Способствовать развитию мелкой моторики рук, воображения и фантазии.
  • Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества
  • Воспитывать бережное отношение к природе

Программа по курсу “Бумагопластика” состоит из 2х разделов:

- Аппликация

- Оригами. Модульное оригами; 

Срок реализации программы – 51 неделя. Возраст детей, участвующих в деятельности модуля «Бумагопластика» - 6-7 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятия – не более 30 минут.

Особенности методики учебной работы по каждому разделу программы следующие:

*           в начале каждого раздела проводится общее знакомство с моделями, которые могут быть получены в результате его освоения (модели в авторском исполнении).

*           знакомство с теоретическими положениями, которые необходимы при этом;

*           обращение к книгам (включая авторские) и тематическим журналам с материалами, посвящёнными тематике раздела;

*           знакомство с инструментами и материалами, требующимися для выполнения моделей и чертежей.

*           обеспечение готовыми выкройками-развёртками, модулями или другими деталями для занятий;

*           объясняются и показываются основные приёмы работы, выявляются общие и универсальные детали.

Условия  реализации программы

  1. Педагог дополнительного образования проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.
  2. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников.
  3. Участвует в разработке и реализации образовательных программ. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение.
  4. Выявляет творческие способности воспитанников, способствует их развитию.

Требования к квалификации педагога дополнительного образования: Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.

Помещение для проведения занятий светлое, соответствует санитарно–гигиеническим требованиям. До начала занятий и после их окончания осуществляется сквозное проветривание помещения. В процессе обучения воспитанники и педагог строго соблюдают правила техники безопасности труда.

Материально-техническое обеспечение программы:

- бумага офисная цветная марки «Color», бумага офисная белая, бумага цветная, картон цветной, гофрированная бумага, картон белый (формат А3), цветные блоки для записей (форма квадрат),  карандаши, ватные палочки, зубочистки, клей ПВА, клей Момент, клей-карандаш,  скотч, ножницы, линейки, мультимедиа для просмотра презентаций.

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

1.

Введение

1

2

Аппликации

2.1.

Аппликация из фантиков

4

2.2.

Обрывная аппликация с использованием гофрированной бумаги

4

2.3.

Торцевание

4

2.4.

Объемные аппликации

4

2.5.

Аппликации из свернутой бумаги, элементы квиллинга

4

3.

Оригами

3.1.

Модульное оригами

14

4.

Выставка работ

1

Итого

51

Содержание

№ занятия

Тема

Краткое содержание

Вводное занятие

Как родилась бумага, сколько у нее родственников. Правила работы с бумагой. Инструменты и материалы. Техника безопасности. Подготовка к занятиям. Просмотр готовых изделий. 

Аппликации из фантиков

Приемы работы. Фантики – бросовый материал.

 «Бабочки» - аппликация по контуру с дорисовыванием

«Ваза с цветами» - аппликация по контуру с дорисовыванием

«Паровозик» - с дорисовыванием

«Поздравительная/пригласительная открытка»

Обрывная аппликация с использованием гофрированной бумаги

Приемы работы. «Собачка». Наклеивание по контуру

«Подсолнухи»

«Морские жители»

Коллективная работа «Осенний лес»

Торцевание (плоскостное)

Приемы работы.

«Яблочко» (на пластилине)

«Цветок» (на клее)

«Бабочка»

«Цыпленок»

Объемные аппликации

Приемы работы. «Ромашки»

«Чудо-рыба»

«Новогодняя игрушка»

«Новогодняя игрушка»

Аппликации из свернутой бумаги, элементы квиллинга

Приемы работы. Свернутая бумага – бросовый материал.

«Кошечка»

«Пудель»

«Овечка»

«Стрекоза»

Оригами

История оригами. Приемы работы. Базовая форма «треугольник»

«Стаканчик»

«Лисенок»

«Шляпная мастерская»

«Тирольская шляпка» «Шляпка Красной Шапочки»

«Самурайский шлем»

«Голубь»

Базовая форма «воздушный змей»

«Лебедь»

«Уточка»

«Цветок»

Базовая форма «дверь»

«Автомобиль»

Базовая форма «дом»

«Пилотка»

Базовая форма «квадрат»

«Коробочка»

Базовая форма «водяная бомбочка»

«Водяная бомбочка»

«Тюльпан»

Базовая форма «птица»

«Японский журавлик»

«Журавлик, машущий крыльями»

Модульное оригами

Кусудама

История. Приемы работы.

Изготовление модулей для  кусудамы «Супершар».

Изготовление модулей для шара

Изготовление модулей для шара

Модульное оригами «Нарциссы»

«Нарциссы»

«Клубничка»

«Клубничка»

«Бабочка»

«Бабочка»

«Бабочка»

Коллективная работа

Коллективная работа

Коллективная работа

Коллективная работа

Итоговое занятие

Выставка работ за год.

        

        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Занятия кружка «Фантазия» превращают детей в маленьких волшебников, умеющих создавать чудесные изделия из простых предметов.

Новизна и отличительная особенность программы заключается в интеграции всех видов нетрадиционных техник изобразительного творчества с учетом экологической направленности занятий.

Разнообразие техник позволяет разнообразить занятия, удержать и повысить интерес детей к ним. 

Ребенок в возрасте 4-6 лет, как правило, стремится к активному образу жизни. Игры, прогулки на природе, общение со сверстниками - все это дает ему возможность применить свою энергию и получить эмоциональную разрядку. Однако творческий потенциал, заложенный в детях, тоже часто требует реализации. Для этого в дошкольных учреждениях и нужно дополнительное образование детей. Девочки и мальчики превращаются в маленьких художников и скульпторов, инженеров-конструкторов или создателей фантастических трансформеров.

Творческая деятельность дошкольников разнообразна, задания зачастую носят усложненный характер, но тем интереснее ребенку справиться с непростой задачей. Первое, чем хочет поделиться малыш с родителями, вернувшись домой из детского сада, - это тем, как он нарисовал картинку или что-то вылепил из пластилина. И если творческая деятельность дошкольников развивает в детях способность к созиданию, а экологическое воспитание учит обращаться с природой, то мальчики и девочки постарше учатся полученные навыки применять на практике.

Литература:

  1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома, М.: Аким, 1997
  2. Афонькин С.Ю. и др. “Кусудамы - волшебные шары” М.: Аким, 1997
  3. Гурская И.В. Радуга аппликации. – СПб.: Питер, 2007. – 212с., ил.
  4. Кеттелл Дж. Секреты холодного фарфора. – М.: Дизайн CJ, 2008. – 156с., ил.
  5. Красивые вещи своими руками. 2007 г. Страниц: 96. Издательство: Мой мир
  6. Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013. – 104 с.: ил.
  7. Чернова Г.Н. Чудеса из соленого теста. – М.: Скрипторий, 2005. – 217с., ил.
  8. Интернет ресурсы: http://stranamasterov.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»

Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...