АТТЕСТАЦИЯ 2019 г. Представление педагогического опыта «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как способ развития творческих способностей дошкольников»
материал

Тарейкина Нина Васильевна

Представление педагогического опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt.docx45.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Представление  педагогического опыта

музыкального руководителя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Тарейкиной Н.В.

Тема педагогического опыта: «Музыкально-ритмическая  и танцевальная  деятельность  как  способ развития  творческих  способностей дошкольников».

Актуальность и перспективность опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

В настоящее время ни для кого не секрет, что  музыка и движение – это средства, которые благотворно действуют на ребенка в разных своих проявлениях. Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным и красивым[4].

Актуальность данной темы определяется значимостью проблемы воспитания активной творческой личности.  Основная  задача - активизировать на занятиях творческие проявления воспитанников и должны иметь целенаправленный, активный и эмоциональный характер.

Выбор темы продиктован необходимостью познакомить дошкольников с языком движений и принципами танцевальной композиции, подвести их к овладению выразительной пластикой общения и эмоционального состояния, близкого им по собственному жизненному опыту, помочь поверить в свои творческие способности, что они талантливы и неповторимы.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

На мой взгляд, важно правильно спланировать индивидуальную работу и разработать формы и методы работы с детьми  на занятиях.

В связи с этим необходимо провести педагогическую диагностику уровня развития музыкально-ритмического развития детей.

Проведение педагогической диагностики развития дошкольника необходимо для определения начального уровня развития музыкально-ритмических способностей ребёнка,  проектирование индивидуальной работы, эффективность педагогического воздействия.

 После проведения обследования, педагог оценивает деятельность детей и отмечает проблемы в музыкально-двигательном развитии  в данной группе.

Цель диагностики: Определение уровня музыкально – ритмического развития  ребёнка (начального уровня и динамики развития).

Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе музыкально-ритмических движений под музыку. Мы проводим критерии оценки параметров, определяющих уровень музыкально - ритмического развития в соответствии с 5-бальной системой.

На основании наблюдений и диагностики подсчитан средний суммарный балл для общего сравнения динамики в развитии ребёнка на протяжении определённого периода времени.

Диаграмма 1. Начало учебного года.

Диаграмма 2. Конец учебного года.

Педагогическая идея опыта.

Формирование творческих способностей дошкольников, улучшение их психофизического состояния посредством танцевального искусства. Танец пробуждает творческие способности детей и дает возможность через гармонию движений эти способности реализовать.

Теоретическая база опыта.

Теоретическая база основана на исследовании методик, посвященных выработке и развитию у дошкольников творчества в танце на основе свободного и осознанного исполнения движений под музыку. В нее вошли программа Т.И. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей», программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика», а также публикации «Танцевальная мозаика» С.Л. Слуцкой, «Музыкальное развитие ребенка» Н.А. Ветлугиной, «От жеста к танцу» Е.В. Горшковой, «Танцы в детском саду» Н.В. Зарецкой, З.Я. Роот, «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» Е. П. Раевской, С. Д. Рудневой, Г. Н. Соболевой, И. Захаровой.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Система музыкального воспитания  является составной частью системы эстетического воспитания, разработанной на основе теории и методических принципов педагогики и музыкознания. Эта система способствует обогащению духовного мира дошкольника, делает его отзывчивым на все прекрасное в жизни и предусматривает ознакомление детей с доступными для их восприятия музыкальными произведениями, обучение пению и музыкально-ритмическим движениям[2].

 Деятельность педагога, состоит в том, чтобы помочь ребенку раскрыться как личность,  внушить ему веру в его музыкальные возможности.

Новизна педагогического опыта состоит в рассмотрении проблемы развития музыкально-ритмических способностей дошкольников, а также в правильной организации процесса обучения, который строится по принципу - от обучения языку выразительных движений к исполнительскому танцевальному творчеству.

Принципы педагогического опыта:  

  1. Создание непринужденной обстановки - дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено;
  2. Творческая направленность – создание условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности;
  3. Систематичность и последовательность – системность, непрерывность и повторение музыкального материала на последующий занятиях. Усложнение выполнения творческих заданий: от простого к сложному;
  4. Доступность и индивидуализация. Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям. Например, рассматриваю танцевальные движения, чтобы они соответствовали индивидуальным особенностям каждого ребенка.
  5.   Принцип партнерства – вовлечение воспитателей и родителей в воспитательно–образовательный процесс (открытые занятия, концерты детей).

Накопленный практический материал может, использован при проведении праздничных утренников и развлечений.

Метод разучивания танцевальных композиций по принципу «от простого к сложному», включает:

 - наглядно-слуховой (беседа, выразительное исполнение музыки педагогом);

 - наглядно-зрительный, двигательный (показ игр, плясок, отдельных их элементов самим педагогом);

 - словесный (образный рассказ  о новой игре, танце, пояснения и ходе выполнения движений, напоминания об их приемах и т.д.);

 - упражнения (разучивание, повторения, закрепление музыкального материала)[2].

В процессе работы с детьми, объясняю значение каждого движения, способ его методически грамотного исполнения. И главное правило на моих занятиях является внимательное, доброжелательное отношение к каждому ребенку, умение внушить ему веру в его творческие способности.

Таким образом, последовательность занятий и умелое использование методов способствует укреплению физического и психического здоровья, и  создает благоприятные условия для развития танцевального творчества детей.

Музыкальный репертуар занимает ведущее место в танцевальных постановках. Произведения, которые я использую для танцев, содержат яркие и узнаваемые образы, доступные дошкольникам по содержанию, их жизненному опыту. Они воспитывают у детей желание двигаться, развивают эмоции, выразительность пластики, навыки основных движений, а также умение ориентироваться в пространстве[8].

В процессе изучения танцевальных движений  у ребенка повышается самооценка. Он начинает верить в свои способности. У  детей появились позитивные изменения, которые можно сравнивать по результатам начальной характеристики ребенка и характеристики к концу обучающего периода.

Важным дополнением в постановке танца является использование реквизитного материала, которые делают пляску более эффектной  для передачи музыкального образа. Дети раннего возраста хорошо выполняют действия с различными предметами (платочками, флажками, цветочками, ленточками). Так мною  шьются костюмы, реквизит к танцам (например: новогодние снежки, ленточки для танца «Солнечные лучики», платочки для танца «Матрешки» и др.)

Наш педагогический коллектив придает большое значение работе с родителями и строится на принципах взаимодействия и сотрудничества, что повышает интерес детей к танцевальному творчеству.

В работе с детьми - семья является полноценным участником образовательного процесса. Использую активные формы работы с родителями  - консультации, индивидуальные беседы, анкетирование. Участие родителей в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях помогает повысить качество творческого развития детей.

Также в работе с детьми большую роль играет взаимодействие с воспитателями дошкольного учреждения. Воспитатель является помощником и партнером в проведении  музыкального занятия. Зная своих детей, педагог помогает раскрыть творческие способности, их эмоциональное состояние  и помогает в проведении индивидуальной работы. Совместное проведение праздников, развлечений  объединяет нас в работе над сценарием, изготовлением атрибутов, костюмов, оформление музыкального зала. В индивидуальной работе с воспитателями провожу практический показ различных  танцевальных движений. На педагогических советах делюсь опытом работы и считаю,  что нет ни одной проблемы в воспитании и обучении дошкольников, которая существовала бы отдельно от музыкального руководителя.

Анализ результативности опыта.

Инновационный педагогический опыт направлен на развитие музыкально-ритмических движений у детей, творческой фантазии в элементарном движении под музыку.

Первоначальные творческие проявления у детей в области музыкально-ритмических движений, несмотря на их скромные результаты, являются очень важными, они – начало их будущей творческой деятельности.  Основная цель моей педагогической деятельности, помочь каждому ребенку раскрыть его творческие таланты и способности.

Развитие ребенка как неповторимой творческой личности – важнейшая задача педагога.

Педагогический  опыт по данной теме позволил разработать авторский проект «Танцуй, малыш!» (Приложение 2). Данный проект получил высокую оценку у родителей и педагогов ДОУ.

Наш танцевальный коллектив с успехом принимает активное участие в  в детских утренниках, в театрализованной деятельности, на родительских собраниях, в  конкурсах и мероприятиях муниципального уровня:

– выступление детей  на ежегодной конференции  учителей 2015, 2016, 2017 гг.;

– участие в ежегодном муниципальном  детском творческом конкурсе 2017, 2018 гг;

– участие   детей в работе методических объединений воспитателей Ичалковского муниципального района 2015, 2016, 2017 гг.;

– выступление детей на районных мероприятиях 2015-2018 гг.

Наличие  призовых мест, участие воспитанников в различных мероприятиях, является подтверждением признания опыта педагогическим сообществом.

1. Диплом, лауреата 3 степени во Всероссийском музыкальном конкурсе для детей и педагогов «Мелодинка», номинация: «Эстрадный вокал» – 2017г.

2. Диплом, 2 место во Всероссийском творческом конкурсе «Талантоха», номинация: «Хореография» – 2017 г.

3. Диплом, I степени  во Всероссийском  творческом конкурсе «Закружилась в небе осень…»  – 2018 г.

4.    Грамота,   1  место в муниципальном детском  творческом конкурсе «Серебристый голосок» – 2018г.

Анализ работы показывает, что дети ждут каждого занятия с нетерпением, занимаются с желанием и радостью, и это, несомненно, способствует раскрытию творческих способностей в музыкальных и ритмических постановках.

 

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Педагогические и психологические исследования   показали, что только органическая связь музыки и движения обеспечивает полноценное музыкально-ритмическое воспитание детей.

Видя красоту движения в играх, плясках, хороводах, стремясь  выполнить движение как можно красивее, изящнее, согласовать его с музыкой, ребенок развивается эстетически, приучается видеть и создавать прекрасное[5].

Главным направлением в работе над музыкально – ритмическими движениями является систематическое музыкальное развитие ребенка. Музыка не просто сопровождает движение, а определяет его сущность, т. е. движение не должно быть только движением под аккомпанемент музыки или на фоне музыки, оно должно соответствовать:

  •  характеру музыки;
  •  средствам музыкальной выразительности;
  •  форме музыкального произведения.

Таким образом, основная трудность при использовании данного опыта состояла в следующем: через музыкально-ритмические упражнения и музыкальные игры повысить интерес детей к музыке, развить их музыкально-ритмические способности, помочь им целостно, эмоционально воспринимать музыку. Дети должны овладеть следующими умениями:

-  начинать и оканчивать движения одновременно с музыкой;

- согласовывать свои движения с характером музыки (бодрый, спокойный), регистровыми изменениями (высоко, низко), темпом (быстро, медленно), динамикой (громко, тихо), формой музыкальных произведений (двухчастной); выполнять основные движения (ходьба, бег, прыжки); выполнять гимнастические упражнения (с флажками, платочками, погремушками и т. д.), перестроения.

Данный опыт  доказывает, что музыкально – ритмические навыки и навыки выразительного движения тесно взаимосвязаны и являются единым процессом восприятия музыки и воспроизведения ее особенностей в разнообразных движениях.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Данный инновационный педагогический опыт и практические материалы размещены на личном сайте в социальной сети работников образования http://nsportal.ru  и для молодых специалистов он может стать хорошим  фундаментом в работе по данной теме.

Тиражирование.

Знания, умения и навыки в области музыкально-ритмического и танцевального искусства позволит развить  художественно-творческие способности, которые у детей  дошкольного возраста проявляются в индивидуальном выражении  танцевальных движений.

  1. Всероссийский творческий конкурс Центр интеллектуального развития «Пятое измерение». «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей  дошкольного возраста». Проект «Танцуй, малыш!». 2018г.  
  2. Всероссийский творческий конкурс «Герои великой победы» Центр интеллектуального развития «Пятое измерение» Диплом 1 степени в номинации Сценарий праздника. 2018г.
  3. Всероссийский творческий конкурс «Закружилась в небе осень…» Центр интеллектуального развития «Пятое измерение» Благодарственное письмо. 2018г.
  4. Всероссийский творческий конкурс «Масленица, масленица, словно солнце катиться!» Центр интеллектуального развития «Пятое измерение»  Диплом 2 степени в номинации  Разработка мероприятия. 2018г.
  5. Всероссийский творческий конкурс «Закружилась в небе осень…» Центр интеллектуального развития «Пятое измерение»  Сертификат куратора. 2018г.

Таким образом, изучив педагогическую и музыкальную литературу,  я пришла к выводу, что работа над решением задач в сфере музыкально-ритмической  деятельности  развивает у дошкольников внимание, творческое воображение и нацелена на общее, гармоничное психическое, духовное и физическое развитие.

   

Наглядное  приложение:

1. Консультация для воспитателей (https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/10/30/muzykalno-ritmicheskaya-deyatelnost-detey-doshkolnogo-vozrasta).

2. Проект «Танцуй, малыш!»  (https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/11/05/pedagogicheskiy-proekt-tantsuymalysh

3. Игры и игровые приемы на занятиях (картотека игр) https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/10/30/kartoteka-igrovyh-priemov-na-zanyatiyah

4.Театрализованная ритмопластика (https://youtu.be/6F57OsA42sc)  

5. Учебно-тематический план  по музыкально-ритмическому развитию  для дошкольников (https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/10/30/uchebno-tematicheskiy-plan-po-muzykalno-ritmicheskomu-razvitiyu).

  6.Видеозапись открытого музыкального занятия (https://youtu.be/YdIUY95I2cM)

Список использованных источников.

1.  Бабаева, Т. И. Программа дошкольного образование «Детство» / Т. И. Бабаева,  А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011. – 70 с.

2. Буренина, А. И. Ритмическая мозаика : программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / А. И. Буренина. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб. : ЛОИРО, 2000. – 52 с.

3. Дрожжина, Е.Ю., Снежкова, М.Б. Обучение детей танцам в детском саду // Дошкольное образование. - № 14. - 2011. - 9-17 с.

4. Зарецкая, Н. В. Танцы в детском саду [Ноты] / Н. В. Зарецкая, З. Я. Роот. – М. : Айрис-пресс, 2004. – 68 с.

5.  Михайлова, М. А. Танцы, игры, упражнения для красивого движенья. В помощь музыкальным руководителям, воспитателям и родителям: учеб. пособие / М. А. Михайлова. – М. : Академия, 2001. – 68 с.

6. Рубан, Т.Г., Тарасова, К.В. Музыкальное развитие дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2001.

7. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 272 с.

8. Суворова, Т. И. Танцевальная ритмика для детей [Электронный ресурс] : прил. к кн. Т. Суворовой « Танцевальная ритмика для детей». Вып. 1 / Т. И. Суворова. – СПб : Музыкальная палитра, 2004. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).        

9. Электронная версия журнала «Дошкольное воспитание»,  № 1, 2, 4 – 2018,  № 9, 10 - 2017 -http://dovosp.ru

10. Электронная версия журнала «Музыкальный руководитель»,  №1, 5, 9   - 2018 –  http://dovosp.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта на тему: «Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания»

Н.Ф.Виноградова утверждает, что природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником развития словаря дошкольника и эстетических переживаний ребёнка. В процессе созерцания...

АТТЕСТАЦИЯ Представление педагогического опыта старшего воспитателя 2018

Представление педагогического опыта старшего воспитателя«Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в условиях реализации ФГОС»...

2019 АТТЕСТАЦИЯ Представление педагогического опыта воспитателя Зотовой Н.А. по теме: «Роль нетрадиционных техник рисования в развитии детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО».

Передовой педагогический опыт по теме:«Роль нетрадиционных техник рисования в развитии детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО».В.А. Сухомлинский, говорил о том, что: «Истоки спо...

2019 АТТЕСТАЦИЯ Представление педагогического опыта воспитателя Чичеватовой Т.Ю. по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционную технику рисования".

Представление педагогического опыта воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Чичеватовой Т.Ю.на тему: "Развитие творческих способностей дошкольников через нетр...

АТТЕСТАЦИЯ 2019 г. Представление педагогического опыта «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка»

АТТЕСТАЦИЯ 2019 г. Представление педагогического опыта «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка»...