АТТЕСТАЦИЯ 2019 г. Представление педагогического опыта «Применение ИКТ в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ»
материал на тему

Овтайкина Татьяна Вячеславовна

Представление педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Овтайкиной Т. В.

«Применение ИКТ в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ»

Обоснование актуальности и перспективы опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса. В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. В должностных требованиях к  воспитателю  одним из условий соответствия квалификационным характеристикам является владение основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием. Информационно-коммуникационные технологии входят в число современных образовательных технологий и для того, чтобы соответствовать сегодняшнему уровню образования, педагог, безусловно, должен использовать их на своих занятиях. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта. Осознав, что информатизация общества ведет за собой информатизацию образования, я поняла, что освоение ИКТ – жизненная необходимость для каждого педагога дошкольного  образования. Перед воспитателем детского сада, освоившим ИКТ, открываются безграничные возможности для эффективной творческой работы.

В моей работе данные средства ИКТ выполняют следующие функции:

Источник информации – подбор дополнительного познавательного материала для непосредственно образовательной деятельности, материала для оформления стендов,  знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

Средство подготовки различных материалов – создание презентаций,  демонстрационного материала, как статического, так и динамического: предметные, сюжетные картинки, иллюстрации, опорные схемы, и др., бланков документов, папок-передвижек.

Хранение материалов – нормативные документы, списки детей, информация о родителях, фотоальбомы, музыка, игротека, видеотека, результаты диагностики, электронная библиотека книг, статей, журналов и т.п. 

   В то же время это и обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.

Теоретическая база опыта. В основу педагогической деятельности легли данные исследований ведущих ученых и специалистов в области дошкольного образования (Духаниной Л.Н., Волосовец Т.В., Веракса Н.Е., Дорофеевой Э.М., Комаровой Т.С., Алиевой Т.И., Комаровой И.И., Белой К.Ю. и др.).  Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования С.Л. Новосёловой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.).

Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А.В. Запорожца исследователями под руководством Л.А. Парамоновой, Л.С. Новоселовой, Л.Д. Чайновой.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения. Основным направлением в моей работе является использование ИКТ как средства для улучшения освоения изучаемого материала дошкольниками. Для воспитателя важно помнить, что каждый ребёнок это – личность и его способности развиваются в той деятельности, в которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Я считаю, что информационно-коммуникационные технологии являются таким средством, так как открывают перед воспитателем безграничные возможности для эффективной творческой работы.

В этом мне помогает, созданная мною электронная библиотека, которая включает в себя презентации на разные темы, различные физкультминутки, дидактические игры, раздаточные материалы для детей, картотеки игр, наблюдений, прогулок, сюжетные картинки для составления рассказов по развитию речи, готовые раскраски (по образцу), лабиринты для развития мелкой моторики.

Анализ результативности. Не секрет, что дидактические демонстрационные материалы стоят дорого, детские сады редко приобретают их, а все  покупать самим – нереальная задача. Имеющийся материал разноформатный, какие-то иллюстрации стали уже старенькими и неэстетичными. Вот здесь-то и приходят на помощь сканер, компьютер, принтер и программы Adobe Photoshop, PowerPoint,  FineReader, которые позволят обработать этот материал и представить его детям в наилучшем виде.

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

Информационно-коммуникативные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, компьютерные технологии обладают рядом преимуществ и соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста:

  1. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.
  2. Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
  3. Одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация.
  4. Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно. При этом включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.
  5. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить текущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.
  6. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.
  7. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
  8. При создании единой базы методических и демонстрационных материалов для обучения у педагога появляется больше свободного времени.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта. Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. 

При грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей. Эта работа, конечно трудоемка, интересна и без проблем выполнима, если есть хорошая материально – техническая  база.

Использование в педагогической деятельности ИКТ позволяет:

Развивать у детей

  • Познавательную активность.
  • Коммуникативные навыки.
  • Самостоятельность.

Формировать у родителей

  • Педагогическую грамотность.
  • Интерес к педагогическому общению с воспитателем.
  • Интерес к жизни ДОУ.
  • Мотивацию к участию в жизни группы и ДОУ.

Стимулирует у педагога

  • Профессиональный рост.
  • Интеллектуальный потенциал.
  • Творческую активность.
  • Инновационную деятельность.

В результате  работы с использованием ИКТ, дети становятся более активны на занятиях, используют полные ответы, их высказывания основаны на доказательствах. У них улучшается память, мышление, внимание, активно формируется умение рассуждать, думать. У ребят развиваются познавательные способности, интеллект, воспитываются навыки культуры речевого общения, совершенствуются эстетическое и нравственное отношения к окружающему.

Адресные рекомендации по использованию опыта. Данный опыт может быть рекомендован для практической работы всем педагогам, это материал для использования на занятиях, применим к любой общеобразовательной программе.  Презентации, тесты, клипы, электронные детские портфолио могут использовать и родители.

Из всего вышесказанного,  можно сделать вывод, что применение ИКТ мною в воспитательно-образовательном процессе:

  1. Способствовало повышению моего профессионального уровня, как педагога, активизировало меня на поиск новых нетрадиционных форм и методов обучения.
  2. Увеличило интерес детей к обучению, активизировало познавательную деятельность, повысило качество усвоения программного материала детьми.
  3. Подняло уровень педагогической компетентности родителей, информированности их о жизни группы и результатах каждого конкретного ребенка, усилило интерес к событиям в детском саду.

Таким образом, использование компьютерных технологий в дошкольном учреждении необходимо для создания познавательной среды, актуализации учебной и воспитательной деятельности, повышения интереса детей к приобретению новых знаний.

Список использованных источников:

  1. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-IIPЕСС, 1998г.
  2. Комарова Т. С. Информационно - коммуникативные технологии в дошкольном образовании, Москва, 2011.
  3. Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации режима в дошкольных образовательных учреждениях от 22 июля 2010 года №91 (СанПиН 2.4.1.2660-10).
  4. Электронная версия журнала «Дошкольное воспитание» - http://dovosp.ru/j_dv


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АТТЕСТАЦИЯ Представление педагогического опыта старшего воспитателя 2018

Представление педагогического опыта старшего воспитателя«Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в условиях реализации ФГОС»...

АТТЕСТАЦИЯ Представление педагогического опыта инструктора по физической культуре 2018

Представление педагогического опыта инструктора по физической культуре«Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в условиях реализации ФГОС»...

Педагогический совет на тему: «Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально - педагогическая проблема. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательной деятельности ДОУ»

Педагогический совет на тему:«Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально - педагогическая проблема. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-о...

2019 АТТЕСТАЦИЯ Представление педагогического опыта воспитателя Зотовой Н.А. по теме: «Роль нетрадиционных техник рисования в развитии детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО».

Передовой педагогический опыт по теме:«Роль нетрадиционных техник рисования в развитии детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО».В.А. Сухомлинский, говорил о том, что: «Истоки спо...

2019 АТТЕСТАЦИЯ Представление педагогического опыта воспитателя Чичеватовой Т.Ю. по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционную технику рисования".

Представление педагогического опыта воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Чичеватовой Т.Ю.на тему: "Развитие творческих способностей дошкольников через нетр...

АТТЕСТАЦИЯ 2019 г. Представление педагогического опыта «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка»

АТТЕСТАЦИЯ 2019 г. Представление педагогического опыта «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка»...