Особенности социального партнерства с родителями младших дошкольников по духовно-нравственному воспитанию
статья (младшая группа)

Зеликова Алла Ивановна

Особенности социального партнерства с родителями младших дошкольников по духовно-нравственному воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_publikatsii_zelikova_a.i.docx29.17 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности социального партнерства с родителями младших дошкольников по духовно-нравственному воспитанию

Зеликова А.И. – воспитатель муниципального

дошкольного образовательного  учреждения «Детский сад №3»

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.  Родители пример тому.

 Коль видят все и слышат дети, мы за слова свои в ответе. И за дела.

Легко толкнуть Дитя на неразумный путь, а как потом его вернуть?

Держи в приличии свой дом, чтобы не каяться потом.

И.  Брандт.

В документе «Стратегия развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы» одним из приоритетных направлений в развитии образования   является духовно-нравственное воспитание [6].

Но прежде чем говорить о   формах и методах, которые используются в дошкольной педагогике в  области  духовно-нравственного воспитания, проанализируем, что в психолого-педагогической литературе понимается под этим термином. В словаре С.И. Ожегова под духовностью понимается свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными [5, 179]. Нравственность - это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; а также правила поведения, определяемые  этими качествами [5, 414].

Таким образом,  можно сказать, что духовность - это то, чем и ради чего человек живет и действует, а нравственность - это то, как он живет и действует. Такое понимание нравственности дают основание говорить о духовно-нравственном развитии и воспитании ребенка.

В отношении детей дошкольного возраста можно говорить о том, что именно в этом возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Так как одной из особенностей развития детей дошкольников, особенно младшего возраста, является отсутствие у них субъективного отношения к социальным ценностям, осознанного понимания их смысла, их оценка.

Отсюда  пример взрослых для младшего дошкольника это  основополагающие средство воспитания его духовно-нравственных качеств. Такими взрослыми для детей дошкольного возраста являются родители и педагоги.

Содержание работы по данному направлению образовательной деятельности в детском саду указано в федеральном образовательном стандарте дошкольного образования. А именно: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;  формирование первичных представлений о культурных традициях, о многообразии культур стран и народов мира [2].

В современной педагогическое науке  взаимодействие родителей и детского сада  представлено в форме социального партнерства в рамках дошкольной образовательной организации как открытой образовательной системы. Социальное партнерство это  планомерный и систематический труд всех участников образовательного процесса для достижения выбранной цели - духовно - нравственного воспитания дошкольников.

       Цель, достигается решением следующих задач:

  •  ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, повышать компетентность родителей в области духовно нравственного воспитания дошкольников, знакомить родителей с основами православной педагогики и психологии, формировать представления о формах семейного уклада;
  •  приобщать родителей к образовательному процессу, знакомить их не только с формами работы воспитания с детьми, но и с ее содержанием;
  •  формировать появление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции [3].

  В  практической деятельности учитываются следующие общедидактические принципы: системность, учет опыта семейного воспитания родителей, целенаправленность, учет специфики каждой семьи, доброжелательность, открытость и др.

После опроса родителей, педагогов и детей был сформирован план работы  по социальному партнерству родителей и детского сада  на учебный год, в котором также  были определены мероприятия по духовно-нравственному воспитанию младших дошкольников.  Эта работа выстраивать в течение учебного года поэтапно.

Первый этап «Знакомство» - начало партнёрских отношений между педагогами и родителями. На первом родительском собрании этой цели были посвящены:  

  • дидактическая  игра «Волшебный клубочек»;
  • упражнение  на общение «Расскажи о…»;  
  • коллективная работа «Мы хотим, чтобы наши дети стали…», где родители на ярких осенних листьях рябины, которые они же самостоятельно вырезали и раскрасили, написали свои пожелания и надежды. Указали, что они ждут от своего ребенка, от детского сада.  Все участники мероприятия приняли участие в обсуждении этих пожеланий и рекомендаций.

Второй этап – практическая работа по участию родителей воспитанников в образовательной деятельности группы. Она  предполагала участие семей в выставках, конкурсах, смотрах, фестивалях; в коллективном труде с детьми и педагогами по благоустройству игровой площадки; совместное проведение вечеров досуга; праздников, развлечений и др.

Результатами такого партнерского сотрудничества с семьями наших воспитанников стали участие и победы в муниципальных и региональных конкурсах. Так, коллективная работа «Волшебники Юсуповского парка» заняла призовое место на муниципальном уровне, стала номинантом областного конкурса.

А  итогом участия группы в  соревнованиях в День здоровья, проводившихся на базе ФОКА «Ракита» стала победа  семьи  Варвары П.

 В канун празднования дня пожилого человека, решая задачу воспитания уважения к старшему поколению на примере семей наших воспитанников, гостьей группы стала бабушка Софии М.  Теплая атмосфера встречи, совместная с бабушкой драматизация сказки, подаренные цветы, подарки, изготовленные собственными руками, публикация в районной газете «Наша жизнь» о встрече – все это помогает воспитывать в детях  отзывчивость, доброту, уважение к людям, гордость за достижения членов семьи.

Особый интерес представляла выставка семейных фотографий «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример тому.».  

Ко Дню матери была оформлена стенгазета «Самая прекрасная из женщин, женщина с ребенком на руках». Изюминкой газеты – стала фотография семьи, где девочка, воспитанница группы, сфотографирована в окружении мамы, обеих бабушек и прабабушки. Ни это ли  пример настоящей преемственности поколений, гармонии семейных отношений!

В рамках конкурса поделок, приуроченного к Рождественским праздникам, в группе была организована выставка «Рождество Христово». А работа Карины К. «Ангел» заняла первое место в районном конкурсе, стала номинантом областного конкурса.

 При организации образовательной деятельности с дошкольниками используется элементы программы «Тропинки» (автор Кудрявцев В.Т.). В соответствии с требованиями этой программы каждый день в группе начинается с рефлексивного круга, где оговаривается тема дня, вырабатываются правила для её реализации и другие вопросы важные для этого дня.

 Педагогами и родителями в соответствии с темой дня организуется развивающая предметно-пространственная среда. Так как для младших дошкольников чтобы понять окружающий мир важно не только увидеть предмет,  но и потрогать, ощупать, подбросить, а уж потом поиграть. Игра для детей данного возраста самая любимая и естественная деятельность.  Игры сопровождают их с утра до вечера, как в детском саду, так и дома. Через игру малыши не только осваивают игровые действия и отношения, но и познают окружающий мир, учатся стоить отношения со взрослыми и сверстниками.

Большими помощниками в этом деле для взрослых являются книги. Сопереживание и сочувствие литературным героям позволяет проецировать эти чувства и в  реальные ситуации. А читая книги и энциклопедии для малышей, рассматривая иллюстрации в них, находим ответы на многие детские вопросы: « Зачем? Почему? Как?».  Решая задачу привития детям любви к родному краю, используем фото  и видео материалы. Фото храма, могилки нашего земляка великого молитвенника батюшки Серафима, позволяют дать детям элементарные представления о том, что малая Родина – часть истории всей страны.

Лэпбук «Край мой Ракитянский» одна из наглядностей младшей группы, где есть раздел «Традиции моей семьи», в котором дети совместно с родителями рассказывают об обычаях и интересных  событиях своих семей. Лэпбук – творение рук педагогов группы и родителей.

    В дошкольной образовательной организации «Детский сад №3» разработан и реализуется долгосрочный проект «Маршруты краеведения». Практические маршруты духовного краеведения, уже разработанные в детском саду  включают многие исторические объекты поселка; Юсуповский дворец, Юсуповский парк, Свято-Никольский храм, музей под открытым небом Ракитянского агротехнологического техникума, Ракитянский краеведческий музей и др.  Непосредственное участие в походах и экскурсиях по этим маршрутам начинается со средней группы. В них самое непосредственное участие принимают родители воспитанников. А пока мы формируем маршруты с учетом любимых мест семей (детские площадки, скамейки в парке и др.).  В следующем учебном году в рамках проекта «Маршруты краеведения» планируем собрать материал о родниках нашего поселка (надеемся, что у каждой семьи есть свой любимый родник, о котором мы еще не знаем, поэтому ждем интересных результатов).

Организация праздников и развлечений  любимая всеми участниками образовательных отношений форма организации культурно-досуговой деятельности в группе.

Так, 12 апреля для детей группы был организован праздник «Весну встречаем, добро величаем». Девочки надели традиционные для нашего района красивые платки с бахромой,  пели народные песенки, рассказывали заклички, обыгрывали вербочки - дар Вербного Воскресенья. В конце праздника с удовольствием угощались испеченными  булочками «жаворонками», также традиционными для этого праздника.

Кроме этого с детьми 3-4 лет организуются образные игры-имитации, разыгрывание игровых ситуаций с использование игрушек, персонажей пальчикового и кукольных театров.

Таким образом, поддерживается   доброжелательные и доверительные взаимоотношения между педагогами, родителями и  воспитанниками группы, способствующие их духовно-нравственному воспитанию.

Использованная литература:

  1. Дошкольная педагогика: учебник для академического бакалавриата / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова; под общ. ред. Н. В. Микляевой. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрайт, 2015. - 496 с.
  2. Зайцева, Н. В. Социальное партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации…// Молодой учёный . -  2015. - №3. - С. 767-768
  3. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений - М.:  Академия, 2010. - 232
  4. Культурные практики в образовательной программе детского сада » [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://opdo-fgosdo.ru/kulturnyie_praktiki, свободный, Загл. с экрана (Дата обращения 12.09.2017)
  5. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка М.: ЯЗЪ, 1996. – 928 с.
  6. Стратегия развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс].- Режим доступа: , свободный, Загл. с экрана (Дата обращения 12.09.2017)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и воспитателей "Роль духовно-нравственного воспитания дошкольников в формировании ценностного отношения к окружающей действительности".

Цель духовно-нравственного воспитания – формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры.Задачи:·...

Консультация для родителей "Роль сказки в духовно - нравственном воспитании дошкольников"

Консультация для родителей "Роль сказки в духовно - нравственном воспитании дошкольников"...

Консультация для родителей "Значение сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников".

На  консультации рассматриваются вопросы актуальности духовно-нравственного воспитания детей на современном историческом этапе. Большое место при этом отводится сказке, как не только воспитательн...

Работа с родителями младших дошкольников по нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Работа с родителями младших дошкольников по нравственно-патриотическому воспитанию детей.Работа с родителями младших дошкольников по нравственно-патриотическому воспитанию детей. Бытует мнение, что па...

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"Проект разработан для работы с детьми старшего и подгот...


 

Комментарии

Зеликова Алла Ивановна

спасибо