Программа работы театрального кружка "Перевоплощение"
рабочая программа

Камбалова Ирина Михайловна

Программа театрального кружка для детей среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста «Перевоплощение» разработана музыкальным руководителем МБДОУ «Детский сад «Колокольчик»  Камбаловой И.М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа28.58 КБ

Предварительный просмотр:

Программа театрального кружка для детей среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста «Перевоплощение».

Программа театрального кружка для детей среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста «Перевоплощение» разработана музыкальным руководителем МБДОУ «Детский сад «Колокольчик»  Камбаловой И.М.

Театральный кружок «Перевоплощение» - это форма организации учебной деятельности дошкольников, отличная от привычной. Ребенок не получает готовых знаний, как во время занятий, он их добывает, строит сам.

На кружке внимание детей направлено на задания: через установку, логическую структуру занятий руководитель осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельности воспитанников. Они сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу. Атмосфера доверия, сотрудничества дошкольников и руководителя содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту детей, связь с другими видами искусств - способствует развитию индивидуальности ребенка.

Пояснительная записка.

Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т.д., необходимость систематизировать ее в едином педагогическом процессе очевидна.

Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. В процессе театрализованной деятельности, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т. д., а также координировать свои функции).

В составленной программе кружка «Перевоплощение» детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, т. е. создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у детей мышление и познавательный интерес, пробуждали фантазию и воображение, научили сочувствию и сопереживанию.

Цель кружка: развивать творческую самостоятельность, артистическую способность детей через театрализованную деятельность, эстетический вкус в передаче образа.

Задачи кружка:

  1. Познакомить детей с видами театра.
  2. Учить детей навыкам общения и коллективному творчеству.
  3. Формировать общую культуру детей.
  4. Побуждать интерес детей к театрально–игровой деятельности, создать необходимые условия для ее проведения.
  5. Развивать эстетические способности детей.
  6. Закреплять представления дошкольников об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования.
  7. Развивать у детей интерес и бережное отношение к игрушкам, театральным куклам.
  8. Развивать речь детей с помощью театрализации: обогащать словарь, формировать умение строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
  9. Формировать умение передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.
  10. Познакомить детей с приемами кукловождения кукол би-ба-бо, ростовых.
  11. Формировать умение концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.
  12. Поддерживать стремление играть с музыкальными инструментами, пользоваться шумовыми музыкальными инструментами.
  13. Развивать инициативу и самостоятельности детей в играх с театральными куклами.
  14. Развитие желания выступать перед родителями, другими воспитанниками и сотрудниками детского.
  15. Воспитывать любовь к театру и театральной деятельности.

Формы работы:

- Рассказы воспитателя о театре;

- Беседы-диалоги;

- Чтение литературы;

- Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям;

- Организация спектаклей;

- Оформление фотоальбома о театральной деятельности.

Виды театрализованной деятельности:

- Настольный театр игрушек;

- Фланелеграф;

- Игры – драматизации с пальчиками;

- Импровизация;

- Игра-драматизация.

Ожидаемые результаты:

- Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).

- Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы фантазии).

- Развитие личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, уверенность).

- Умение правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;

- Овладение навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.

План работы кружка.

Занятия театральной деятельностью проходят один раз в неделю, в пятницу, в музее «Бабушкина избушка» или в музыкальном зале, 30-40 минут.

Структура занятия.

Вводная часть. Включает в себя упражнения и игры на дыхание, на развитие чувства ритма. Проговаривание пословиц и поговорок на улучшение дикции. Упражнения для снятия мышечного напряжения. Развитие мелкой моторики.

Основная часть. Знакомства с театрами, с актерами (куклами, картинками и т.д.) Разучивание ролей, звукового сопровождения, вживание в образ, игра на музыкальных инструментах для музыкального сопровождения спектаклей, импровизации, пересказ знакомых сказок, обсуждения новинок в современном детском кинематографе, просмотры отдельных фрагментов ярких персонажей.

Заключительная часть. Музыкально-ритмические движения, образные танцы, игры.

Отчетность.

Октябрь. Постановка для детей I и II младших групп спектакля «Репка».

Декабрь. Участие в новогодних утренниках для всех групп сада.

Апрель. Спектакль.

Перспективное планирование на 2017 – 2018 уч. год.

Форма проведения, тема

Программное содержание

Игры и упражнения

Наглядное пособие

С Е Н Т Я Б Р Ь

1

Беседа «Что такое театр»

«Театр», презентация для детей.

Дать детям представление о театре, познакомить с видами (музыкальный, драматический, кукольный);

Формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрам;

Познакомить детей с иллюстрациями, фотографиями театров.

Куклы би-ба-бо, маски, карнавальные костюмы, ростовая кукла.

Проектор, видеоматериал.

2

Повторение пройденного материала

Беседа-диалог. Вопросы к детям поискового характера (Зачем нужны декорации)

Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям; Познакомить детей с профессиями: актер, режиссер, художник, композитор; Воспитывать желание узнать новое.

(Демонстрация сказки «Колобок» настольный театр).

Видеоматериал «Кто работает в театре»

Настольный театр «Колобок»

3

"Сочиняем сами"

Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которых являются дети;

Воспитывать чувство юмора, способствовать повышению самооценки детей; Развивать связную речь детей (диалогическую);

Формировать умение придумывать тексты любого типа (повествование, рассуждение, описание, используя методику проблемно-речевых ситуаций.

Сказочные персонажи, декорации для настольного театра

4

Знакомство с пиктограммами.

Учить детей выкладывать часть выражения лица, соответствующую эмоциональному характеру;

Учить детей определять не только свое состояние, но и состояние окружающих людей;

Развивать эмоциональную отзывчивость, проявлять свои эмоции от поступков окружающих детей.

(пантомимы «Раздумье», «Я не знаю», «Вкусные конфетки»).

Картинки с изображениями, вызывающими различные эмоции

О К Т Я Б Р Ь

5

Игры на развитие речевого дыхания.

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

Развивать дикцию;

Учить строить диалоги;

Воспитывать терпение и выдержку;

Игры и упражнения: «Кто в лесу живет», «Футбол», «Чей кораблик первый приплывет».

МДИ

6

Ритмопластика

Развивать у детей умение пользоваться жестами;

Развивать двигательные способности детей: ловкость, гибкость, подвижность;

Учить равномерно двигаться по залу не сталкиваясь, друг с другом

Музыкальная сказка «Волк и семеро козлят на новый лад»

Настольный театр

7

Какое у тебя настроение

Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты);

Развивать умение детей переключаться с одного образа на другой; Воспитывать желание помочь товарищу;

Воспитывать чувство уверенности в себе

Игра «Угадай эмоцию»

Игра «Испорченный телефон»

Игра «Страх»

Мигунова стр.46

Картинки с эмоциями

8

Волшебный мир эмоций: страх, радость

Продолжать побуждать детей экспериментировать со своей внешностью.

Игра «Эмоции для всех»

Этюд «Подарок», «Настроение» Мигунова стр.47-48

Картинки с изображениями животных: Кот, попугай, мышка, рыбка.

Шапочки: Мишки, зайки, чебурашки, крокодила.

Н О Я Б Р Ь

9

Волшебный мир эмоций: удивление, грусть.

Учить детей строить диалоги, воспитывать терпение, выдержку.

Этюд «Кто съел варенье», «Гадкий утенок» Мигунова стр.50-52

10

«Театр начинается с вешалки» презентация

Развивать у детей интерес к сценическому творчеству

Активизировать познавательный интерес к театру

Разъяснить детям выражения "зрительская культура"

Видеоматериал «Театр начинается с вешалки»

11

Ритмопластика

Развивать у детей умение пользоваться жестами

Развивать двигательные способности детей: ловкость, гибкость, подвижность

Учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь, друг с другом

Использовать методы демонстрации движений, обсуждение, поощрения, помощь

Импровизация

М. Глинка. "Вальс фантазия".

12

Какое у тебя настроение: отвращение, гнев.

Продолжать побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты)

Развивать умение детей переключаться с одного образа на другой; Воспитывать желание помочь товарищу

Воспитывать чувство уверенности в себе

Этюд «Дюймовочка», «Баба Яга»

Маски, шапочки

Д Е К А Б Р Ь

13

Игровой тренинг. Сказка к новогоднему утреннику для малышей

Развивать находчивость, воображение, фантазию

Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность

Воспитывать доброжелательные отношения между детьми

Развивать подражательные навыки и фантазию

Репетиция сказки 

Игра "Передай позу", "Что мы делали, не скажем".

14

Ритмопластика. Подготовка костюмов и реквизита к сказке

Отрабатывать повадки и характер животных с помощью выразительных пластических движений.

Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

Развивать творчество, воображение и фантазию.

Фонограммы выходов животных.

Атрибуты к сказке

15

Беседа - диалог. Генеральная репетиция в костюмах.

Познакомить с терминами: драматург, пьеса режиссер, постановка, художник, костюмер, пантомима.

Побуждать детей к активному участию в театральной игре.

Учить четко, проговаривать слова, сочетая движения и речь.

Учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.

Видеоматериал «Кто работает над спектаклем»

Атрибуты к сказке

16

Выступление со сказкой на новогоднем утреннике перед родителями и детьми.

Учить детей принимать на себя роли сказочных героев.

Развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных.

Воспитывать любовь к животным.

Отчетный спектакль.

Атрибуты для сказки.

Я Н В А Р Ь

17

«В гости пальчики пришли». Обыгрывание знакомых сказок.

Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью.

Развивать устойчивый интерес к различной театральной деятельности.

 Познакомить с театром рук.

Воспитывать партнерские отношения между детьми.

Учить детей интонационно выразительно воспроизводить заданную фразу.

Русские народные сказки

Пальчиковый театр, куклы би-ба-бо

18

Стендовые театрализованные игры. Фланелеграф.

Учить детей внимательно слушать педагога, включаться в игру, подражать голосам животных;

Воспитывать любовь, бережное отношение ко всему живому.

Сказка «Лисичка со скалочкой

Фланелеграф, картинки

19

Техника речи

Учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию.

Развивать речевое дыхание, тренировать выдох.

Воспитывать уверенность.

Упражнения на дикцию, игры со скороговорками Мигунова стр.64-65

Ф Е В Р А Л Ь

20

Работа над отчетным  спектаклем.

Беседа с детьми о персонажах добрых и злых, о равнодушии и стремлении придти на помощь.

Воспитывать коммуникативные навыки общения.

Учить сочетать речь с пластическими движениями.

Побуждать участие в театральной игре.

Игра «Сочини сказку»

Театр картинок.

21

Распределение ролей в отчетном спектакле. Пластические импровизации.

Учить детей понимать и использовать мимику, интонации в изображении характерных особенностей образа;

Выражать состояние персонажа с помощью мимики;

Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Подбери музыкальный инструмент для своего персонажа.

Музыкальные и шумовые инструменты.

22

Работа над отчетным спектаклем

Учить детей принимать на себя роли сказочных героев;

Развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных; Воспитывать любовь к животным;

Воспитывать чувство коллективного творчества.

Сценарий спектакля.

Шапочки, атрибуты костюмов.

23

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением

Развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в театре; Продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей;

Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, развивать выдержку и терпение.

Сценарий спектакля.

Шапочки, атрибуты костюмов.

М А Р Т

24

Отработка диалогов.

Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах;

Развивать связную речь детей;

Расширять образный строй речи;

Воспитывать уверенность.

Сценарий спектакля.

Шапочки, атрибуты костюмов.

25

Драматизация сказки

Учить детей принимать на себя роли сказочных героев;

Развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных;

Воспитывать любовь к животным;

Сценарий спектакля.

Шапочки, атрибуты костюмов.

26

Разучивание слов песен сказки

Учить детей передавать игровые действия в соответствии со стихами, песней, музыкой;

Развивать память, внимание детей;

Воспитывать дружбу, умение действовать согласованно

Сценарий спектакля.

Шапочки, атрибуты костюмов.

А П Р Е Л Ь

27

Генеральная репетиция

Определить готовность детей к показу сказки;

Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений;

Совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность.

Сценарий спектакля.

Костюмы, инвентарь для показа спектакля

28

Спектакль

Учить детей устанавливать декорации, оформлять сцену;

Учить детей принимать на себя роли сказочных героев;

Развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных;

Развивать воображение и веру в сценический замысел;

Поднять эмоциональный настрой детей.

Сценарий

Литература:

1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников /т Л. В. Артемова. - М.: Просвещение, 1991. – 127с.

2. Жукова Р. А. Игра как средство социально-эмоционального развития детей 3-5 лет / Р. А. Жукова. - Волгоград: ИТД Корифей, 2006. – 112с.

3. Маханева М. Д. Театральные занятия в детском саду / М. Д. Маханева. - М.: Творческий центр Сфера, 2003.

4. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии./ 2-е издание, перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2009

5. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по театрально-игровой деятельности детского театрального кружка «Из сказки в сказку»

Программа по театрально-игровой деятельности детского театрального кружка «Из сказки в сказку»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА детского театрального кружка (для работы с детьми дошкольного возраста ) педагога «Детский сад «Тополек»» Юргинский район. Кемеровской области Лобасова Наталья Николаевна.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА детского театрального кружка (для работы с детьми дошкольного возраста )педагога  «Детский сад «Тополек»» Юргинский район. Кемеровской обл...

Программа работы театрального кружка «Волшебники»

Программа театрального кружка, главной целью которой является развитие коммуникативно-творческих способностей детей средствами театрального искусства....

Программа работы театральной студии

Программа разработана для   детей 2 возрастных групп 4-5 лет, 6-7 лет. Расчитана на 72 часа....

Программа работы театрального кружка

                                                    ...

Программа кружковой работы «Театральный сундучок»

Направленность программы: Дополнительная  общеобразовательная общеобразовательная  программа «Театральный сундучок» (далее - Программа) имеет  художественную направленность....

Театральная деятельность в логопедической работе. Театральная неделя.

Сложно переоценить значение театральной деятельности в логопедической работе. Обогащение словаря, совершенствование слоговой структуры слова, работа над автоматизацией поставленных звуков и введение и...