Экскурсия в весенний лес
методическая разработка (старшая группа)

Демидова Елена Евгеньевна

экскурсия в дубраву в период цветения первоцветов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskurs.docx17.81 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия в весенний лес

Цель:

- Формировать представление о состоянии природы весной;

- Обогащать и активизировать словарь;

 Образовательная область «Познание»

 - Показать детям природу в переходном состоянии, когда можно еще наблюдать приметы зимы (остатки снега, деревья, кустарники стоят голые), и уже заметны признаки весны (проснулись растения эфемероиды: ветреница дубравная, хохлатка, медуница, оживленнее стали птицы).

 - Упражнять детей в умении различать деревья.

 - Вызвать у детей чувство радости от встречи с лесом, усилить их эстетические переживания.

Воспитательная:

Воспитывать у детей любовь к природе родного края.

Вызвать живой интерес к изменениям, происходящим в природе.

Воспитывать у детей доброе, бережное отношение к природе.

Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

Активизировать словарь детей по теме «Весна»: эфемероиды, ветреница, хохлатка, медуница.

Методы и приемы: наглядный; информационно-рецептивный – совместная деятельность педагога и ребенка; исследовательский; практический – труд в природе; словесный – рассказ, пояснение, загадка, художественное слово; рассматривание; сравнение.

Предварительная работа: ежедневные наблюдения на участке, чтение рассказов о природе, загадки, народные приметы, составление коротких описательных рассказов, беседы, рассматривание иллюстраций; картин с изображением ранней весны в лесу. Макет «Этажи леса»

Подготовка экскурсионного снаряжения:

Питьевая вода, влажные салфетки, аптечка, пакеты.

Организационный момент 

Воспитатель: - Ребята, послушайте стихотворение:

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну прослышала она

И ей невольно улыбнулась. (Ф. Тютчев)

Я предлагаю вам, ребята, по дороге в лес, на лесной поляне быть очень внимательными и постараться заметить улыбки весны.

По дороге в лес:

Определить с детьми состояние погоды (тепло - холодно, солнечно-пасмурно, тихо-ветрено), рассмотреть во что одеты дети. Поощрять детей, замечающих приметы - улыбки весны (капель с крыш, гомон птиц, проталины у дороги, яркое солнце)

Ход мероприятия: 1 часть (В лесу)

Воспитатель: - Здравствуй, лес!

Как легко и приятно здесь дышится! Как чист и свеж лесной воздух! Давайте подышим чистым воздухом, послушаем тишину, постоим тихо – тихо и прислушаемся к природе.

Воспитатель: - Из-за гор, из-за морей

Мчатся стаи журавлей,

Ручейки в лесу поют,

И подснежники цветут.

- Скажите, когда это бывает? (Весной)

- Ребята, мы пришли в лес полюбоваться весной.

2 часть. Коллективное наблюдение

Вместе с детьми выбрать удобную поляну.

Остановиться, чтобы показать детям изменения в лесу с приходом весны.  Предложить детям полюбоваться красотой леса, обратить внимание на красоту стволов и переплетение ветвей.

Воспитатель: - Ребята, послушаем лес ,.. Что вы слышите?

(слышен шелест ветвей, голоса птиц - каких?)

(спросить каждого ребенка, положительно оценить и обобщить ответы детей). Подметить еще раз, как в лесу светло и красиво,как чист и свеж лесной воздух!

Воспитатель: - Давайте понаблюдаем за деревьями, видно и без листьев, что они разные. Наш лес называется – дубрава, какое главное дерево в нашем лесу?

Д.: - Дуб

В.: - А, что под дубом можно найти?

Д.: - Желуди, листья, ветки.

В.: - А, что такое желуди?

Д.: - Семена дуба.

В.: - Почему вы так решили7

Д.: - Потому, что они под дубом лежат,

В.: - А почему они под дубом оказались, а не улетели, как семена других деревьев?

Д.: …- Они тяжелые.

В.: - Да, дубу сложно вырастить свое потомство, особенно у нас. Наша дубрава самая северная. Растет дуб долго, вырастает самым высоким в лесу и живет в наших условиях больше ста лет, лес как многоэтажный дом, самый верхний этаж занимает дуб, у него есть верные спутники липа и клен. Они ниже дубов и могут переносить тень. Почему, как вы думаете?

Д.: …

В.: - В лесу все растения приспособлены к совместному существованию. Деревья выносят свои ветви к солнцу, на верхнем ярусе, а под ними располагается ярус кустарников, в дубраве это чаще всего орешник или по-научному лещина, ему тоже нужен солнечный свет, поэтому он растет на опушке, а в самом низу растут травянистые растения

Пока деревья и кустарники не торопятся выпускать свои листочки.

Какие признаки весны мы свами можем увидеть?

Д.: - Разные цветы!

В.: - Посмотрите, снег почти растаял, и проснулись первые весенние цветы – подснежники, они очень торопятся, им надо успеть процвести.

А почему, как вы думаете?

Что произойдет после того как деревья в дубраве распустят свои листочки?

Что нужно растению для того, чтобы нормально развиваться?

Д. перечисляют: -вода, земля, солнечный свет.

В.: - А, что произойдет после того как распустятся листья на деревьях?

Д.: - Листья закроют солнечный свет.

В.: - Правильно, и станет внизу темно, вот поэтому и торопятся подснежники зацвести. В нашей дубраве сейчас цветут хохлатки, медуницы, ветреницы, эти растения первыми встречают весну. До распускания листьев они успевают процвести и снова «заснуть», до следующей весны.

В.: - А сейчас послушайте стихотворение о подснежниках

Подснежники

Плакала Снегурочка,

Зиму провожая,

Шла за ней печальная

Всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала,

Трогая берёзы,

Выросли подснежники –

Снегурочкины слезы.

 (Т. Белозеров)

В.: - Ребята, старичок-лесовичок, положил под дуб нам «волшебный сундучок» с заданием на проверку знаний. В нашем сундучке лежат картинки с деревом (дубом), кустарником(орешником), травой – медуницей, синичкой и желудем. Давайте поиграем в интересную игру. Я буду доставать по картинке, а вы будете угадывать, какую картинку я достала.

Игра «Волшебный сундучок»

 А сейчас поиграем.

Подвижные игры: «Раз, два, три - к дереву беги!»;

«Кто внимательнее». (Трава – присесть, кустарник – встать, дерево – встать на носочки и потянуться.)

Цель: Воспитывать внимание, развивать двигательную активность всех детей. Закреплять знания детей о разнообразии деревьев в лесу.

3 часть. Заключительная

Давайте поищем интересные веточки для поделок соберем их в пакет

Сортировка собранного материала

Сбор кусочков опавших веточек, сосновых иголок, мха для коллекции «Чудесный лес».

Собранный материал сортируется, раскладывается по папкам, корзинкам.

Подводится итог мероприятия

Воспитатель: - Ребята, мы совершили экскурсию в весенний лес. Наблюдали, за пробуждением природы с наступлением весны, за деревьями и растениями, любовались красотой весеннего леса, дышали свежим, весенним воздухом.

А сейчас мы попрощаемся с весенним лесом. Оглянитесь вокруг. Постарайтесь запомнить, что вы увидели. А в группе все, кто хочет, нарисуют картинку про лес. До свидания, лес, до новой встречи!

На прощанье прочту вам стихи Ю. Мориц

Динь! Дон! Динь! Дон!

Это что за нежный звон?

 Это пролесок-подснежник

Улыбается сквозь сон!

Это чей пушистый луч

Так щекочет из-за туч,

 Заставляя малышей

Улыбаться до ушей?

Это чья же теплота,

Чья такая доброта

Заставляет улыбаться

Зайца, кyрицy, кота?

И по какому поводу?

Идёт Весна По городу!

И y пyделя yлыбка!

И в аквариyме рыбка

Улыбнyлась из водицы

Улыбающейся птице!

Вот и получается,

Что не помещается

На одной странице

Улыбка необъятная,

- До чего приятная!

Вот такой длины,

Вот такой ширины!

А по какому поводу?

 Идёт Весна По городу!

Весна Мартовна Подснежникова,

Весна Апрелевна Скворешникова

Весна Маевна Черешникова!

Свои чувства, любовь к природе дети выражают в рисунках и поделках из природного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Добрый лес, весенний лес, Полон сказок и чудес...” (Экскурсия в весенний лес)

Цель: - Познакомить с весенними явлениями в жизни природы;- расширять представление детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно;- закреплять знания о деревьях. Учит...

Комплексное занятие "Экскурсия в весенний лес"

Конспект комплексного занятия в  логопедической подготовительной к школе  группе для детей с фонетико-фонематическим  недоразвитием речи....

"Весна" -экскурсия в весенний парк.

Конспект экскурси весной для старшей группы....

Занятие - экскурсия по экологии "Экскурсия в весенний парк"

Экскурсия в весенний парк совместно с родителями. Ознакомление с весенними растениями и деревьями....

Конспект занятий в подготовительной группе "Экскурсия в весенний сквер"

Занятие учит детей правильному восприятию окружающего мира, заботе о животных и растениях....

Экскурсия в весенний парк в мае.

Этот материал знакомит детей с сезонными изменениями в природе весной. Занятие направлено на развитие у детей эмоциональной отзывчивости, на развитие творческой способности, воображения.Так же и...

Конспект путешествия -экскурсии в весенний парк совместно с родителями.

Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родит...