Исследовательская работа «ЧУДЕСА ИЗ КЛУБОЧКА»
материал (старшая группа)

Канева Ольга Александровна

В данной работе представлена исследовательская деятельность педагога-психолога с детьми, способствующая формированию у дошкольников творческих способностей и воображения.

Цель исследовательской работы – знакомство с новой творческой деятельностью – плетение мандалы.

Актуальность работы заключается в том, что мандалатерапия это естественный способ изменения эмоционального состояния и снятия напряжения. Плетение мандал интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами создаются живописные работы. Оно хорошо развивает творческие способности и мелкую моторику, которые положительно влияют на развитие познавательных процессов ребенка. Совместная работа ребенка и взрослого над мандалой учит их понимать друг друга без слов, находиться на равных позициях, достигать гармонии и взаимопонимания.

Данная тема имеет практическую значимость для детей и их родителей, позволяет применять полученные знания и умения в самостоятельном изготовлении поделок. Учит детей и родителей больше времени проводить вместе, занимаясь совместным творчеством.

Объектом исследования стала мандала. Предмет исследования - технология плетения четырех и восьмилучевой мандалы. Исследовательская работа помогает решить проблему, того что родители и дети проводят мало времени в совместной творческой деятельности. Таким образом, дети под руководством педагога-психолога выдвинули следующую гипотезу о том, что изучив технологию плетения мандалы, ребенок сможет передать свой опыт окружающим.

При исследовании использовались следующие методы и приемы работы: изучение литературы и интернет – сайтов, беседа с детьми по данной теме, творческая и практическая деятельность.

После исследования дети сделали вывод: плетение мандал оказалось полезно тем, что оно развивает мелкую моторику рук, также благотворно влияет на мозговую деятельность, раскрывает воображение и творческий потенциал.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx27.59 КБ

Предварительный просмотр:

Городская научно – практическая конференция обучающихся «Наука. Природа. Человек. Общество»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «ЧУДЕСА ИЗ КЛУБОЧКА»

Авторы: Бекбосунова Диана Мирлановна, Широметов Артем Витальевич,

Музафарова Маргарита Рустамовна,

МАДОУ «Детский сад «Золотой ключик»,

старшая группа № 2

Руководитель: Канева Ольга Александровна,

педагог-психолог МАДОУ «Детский сад «Золотой ключик»

Югорск, 2017

Исследовательская работа «Чудеса из клубочка»

Аннотация

В данной работе представлена исследовательская деятельность педагога-психолога с детьми, способствующая формированию у дошкольников творческих способностей и воображения.

Цель исследовательской работы – знакомство с новой творческой деятельностью – плетение мандалы.

Актуальность работы заключается в том, что мандалатерапия это естественный способ изменения эмоционального состояния и снятия напряжения. Плетение мандал – интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами создаются живописные работы. Оно хорошо развивает творческие способности и мелкую моторику, которые положительно влияют на развитие познавательных процессов ребенка. Совместная работа ребенка и взрослого над мандалой учит их понимать друг друга без слов, находиться на равных позициях, достигать гармонии и взаимопонимания.

Данная тема имеет практическую значимость для детей и их родителей, позволяет применять полученные знания и умения в самостоятельном изготовлении поделок. Учит детей и родителей больше времени проводить вместе, занимаясь совместным творчеством.

Объектом исследования стала мандала. Предмет исследования - технология плетения четырех и восьмилучевой мандалы. Исследовательская работа помогает решить проблему, того что родители и дети проводят мало времени в совместной творческой деятельности. Таким образом, дети под руководством педагога-психолога выдвинули следующую гипотезу о том, что изучив технологию плетения мандалы, ребенок сможет передать свой опыт окружающим.

При исследовании использовались следующие методы и приемы работы: изучение литературы и интернет – сайтов, беседа с детьми по данной теме, творческая и практическая деятельность.

После исследования дети сделали вывод: плетение мандал оказалось полезно тем, что оно развивает мелкую моторику рук, также благотворно влияет на мозговую деятельность, раскрывает воображение и творческий потенциал.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………3

Основная часть исследовательской работы……………………………………………………5

  • Беседа на тему: «Что такое мандала?» Просмотр обучающего видеоролика и презентации «Плетение мандалы своими руками»……………………………………5
  • Обобщение полученной информации: практическая деятельность………………….6

Заключение……………………………………………………………………………………….8

Список используемой литературы……………………………………………………………...9

Введение

План исследования

1. Беседа по заявленной теме. Просмотр обучающего видео и презентации;

2. Обобщение полученной информации: практическая деятельность;

3. Оформление выставки для родителей и изготовление буклетов;

4. Подготовка и защита исследовательской работы.

        Цель работы:

Цель исследования – знакомство с новой творческой деятельностью – плетение мандалы.

        Задачи исследования:

1. Изучить пошаговую технику плетения мандалы на 4-х и 8-ми шпажках;

2. Развивать воображение и творческие способности детей;

3. Развивать мелкую моторику рук и тонких движений пальцев;

4. Привлечь родителей к совместной с детьми деятельности.

        Актуальность:

        Мандалатерапия позволяет ребенку выразить свои чувства, проявить их не разрушая ни себя, ни окружающий мир. Это естественный способ изменения эмоционального состояния и снятия напряжения. Существует много форм работы с мандалой, такие как: с использованием песка; с помощью мозаики и трафаретов; из природного и бросового материала; из разноцветных ниток, что позволяет ребенку искать новые возможности познания своего внутреннего мира.  Плетение мандал – интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами создаются живописные работы. Плетение мандал хорошо развивает творческие способности и мелкую моторику, которые положительно влияют на развитие познавательных процессов ребенка. Дети учатся творить исходя из своего возраста, овладевают различными техниками плетения, которые пригодятся им в дальнейшем при создании более взрослых и серьезных работ. Совместная работа ребенка и взрослого над мандалой учит их понимать друг друга без слов, находиться на равных позициях, достигать гармонии и взаимопонимания.

        Практическая значимость: позволяет применять полученные знания и умения в самостоятельном изготовлении поделок. Учит детей и родителей больше времени проводить вместе, занимаясь совместным творчеством. 

        Объект исследования: мандала.

Предмет исследования: технология плетения четырех и восьмилучевой мандалы.

        Проблема исследования: дети проводят мало времени в совместной творческой деятельности со взрослыми.

Гипотеза: может ли ребенок, изучив технологию изготовления мандалы, передать собственный опыт другим людям. 

Методы и приемы работы:

  • изучение литературы;
  • изучение интернет – сайтов;
  • беседа с детьми по данной теме;
  • творческая и практическая деятельность.

Вывод: оформление выставки для родителей: «Волшебная мандала». Изготовление буклетов. 

Основная часть

  1. Беседа на тему: «Что такое мандала?» Просмотр обучающего видеоролика и презентации «Плетение мандалы своими руками». [1]

Для того чтобы получить более подробную информацию о плетение мандал, использовались различные источники:

  • книги;
  • интернет-ресурсы;
  • предложили родителям изучить данный вопрос с детьми дома.

Полученная информация помогла в дальнейшей работе.

«Мандала» переводится как «круг», «диск». В широком смысле, мандала – это сложный геометрический символ определенной структуры. Мандалу можно сделать из песка, дерева или метала, ее можно нарисовать или сделать в виде вышивки, сложить из камня или сплести из разноцветных ниток. Изображают ее на полу, стенах, нарисованные мандалы, как картины заключают в рамки. Существуют разные формы мандал: круглые, квадратные, лабиринты, многоугольники. Они бывают природного происхождения и созданные человеком. В природе можно увидеть мандалу в спелом фрукте, цветке и снежинке и многом другом. Земля, какой она видится из космоса – тоже мандала.  

Для чего нужна Мандала? Для детей изготовление Мандал – отличное занятие: развивающее концентрацию внимания, моторику, творческие способности.

Есть несколько способов изготовления мандал:

  1. Насыпные мандалы – делают из песка, круп, камней, цветов и т.д.;
  2. Работа с готовыми мандалами – использование заготовок;
  3. Аппликация – мандала;
  4. Плетение мандал из ниток.

Само плетение мандалы издревле было очень широко распространено по всему земному шару. Считается, что плетенная квадратная мандала – это игрушка, сделанная человеком. Их создавали как защитный оберег славяне, вешая над люлькой новорожденного, в нашей стране он носил название «Божье Око». Индейцы называют – «Око Бога». В Тибете – «Намка».

По размеру такие мандалы бывают: Малые (10-20 см диаметром), Стандартные (20-30 см), Средние (30-50 см), Большие – от 50 см диаметром и выше. По форме: Квадратные, Шестилучевые, Восьмилучевые, Двенадцатилучевые. По качеству ниток: Хлопковые, Шерстяные, Смешанные. Украшают их бисером, лентами, шнурками, вышивкой, бусинами, природными материалами – шишки, семена и т.д.

Для изготовления нужны две или четыре палочки. Это может быть что угодно: карандаши, палочки от суши, даже зубочистки для самой маленькой мандалы, использованные стержни из авторучки. Либо пойти и отрезать несколько веточек. Так и было решено – попросить у дерева веточки на благое дело. Разноцветные нитки и ножницы.

  1. Обобщение полученной информации: практическая деятельность.

Данный этап состоит из нескольких подэтапов.

На первом этапе педагог-психолог и дети подробно изучили технологию плетения 4-х и 8-ми лучевых мандал.

Процесс плетения мандалы.

  1. Подготовительный этап.

Берем две палочки, складываем и связываем их. Раскладываем палочки, так, чтобы они образовали крест. Обвязываем середину несколько раз крест-накрест.

  1. Первый этап плетения мандалы.

Нужно обмотать каждую палочку. Нитку кладем сверху на палочку, делаем оборот вокруг палочки и переходим к следующей, повторяя тоже самое. Когда закончим центральный квадратик, нитку завязываем и обрезаем. Привязываем следующий цвет и продолжаем плести (можно менять несколько цветов до конца палочек, получится 4-х конечная мандала). Берем следующие две палочки и делаем тоже самое. Получится два квадрата. Второй можно сделать одноцветным и немножко больше первого.

  1. Второй этап – розетка.

Это самый сложный этап плетения мандалы. Складываем вместе наши детали и начинаем плести «лучики». Это значит что принцип плетения такой же, но нужно зацеплять не на каждую шпажку, а через две. То есть обвиваем одну, пропускаем две, обвиваем только третью, снова пропускаем две, и так далее. Получается «звездочка». Сперва она будет перекашиваться и вихлять, но если следить за ней внимательно и стараться делать углы между всеми палочками равными, то вскоре все выравняется. После «лучей» снова начинаются «квадраты». Сперва плетем «квадрат» на нижнем кресте, зацепляя палочки через одну. Плетем еще один «квадрат» на верхнем кресте.  Теперь, чтобы разнообразить наш узор, можно снова сплести «лучи». Только следите, чтобы разнообразить наш узор, можно снова сплести «лучи». Только следите, чтобы как минимум четверть концов шпажек оставалась свободной.

  1. Заключительный этап.

Плетем «пояс». Для этого просто обвиваем ниткой каждую палочку, двигаясь по кругу, как в самом начале. Осталось сделать петельку для подвешивания и замаскировать самые кончики шпажек. Связываем нитку петлей и закрепляем ее узлом на «верхней» зубочистке. Проходим последний круг, делая вокруг каждого кончика несколько витков вверх, и несколько витков вниз.

После изучения технологии изготовили 4-х лучевую мандалу.

На втором этапе изготовили совместно со взрослым коллективную 8-ми лучевую мандалу.

На третьем заключительном этапе дети совместно с родителями в домашних условиях создали мандалу. В группе была проведена выставка творческих работ.

 

Заключение

В результате целенаправленной и системной работы у дошкольников появился интерес к данной теме. Сформировалось целостное представление о мандале и технике ее изготовления.

Плетение мандал оказалось полезно тем, что оно развивает мелкую моторику рук, также благотворно влияет на мозговую деятельность, раскрывает воображение и творческий потенциал ребенка.

Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам. Они рассказали родителям, как они их делали, что позволило им в домашних условиях изготовить совместную работу.

Перспектива: дети задались целью изучить другие техники изготовления мандал.

Список используемой литературы

  1. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». / Под ред. А.И.Копытина. – СПб.: Речь, 2002
  2. Осипук Э. Психодиагностическая и психокоррекционная работа с детьми с использованием мандалы. Газета Школьный психолог. №4, 2007
  3. Плетем мандалы своими руками / А.Смирнова. – М.: АСТ, 2012
  4. Интернет-ресурсы:

http://pochemu4ka.ru/load/detskie_issledovatelskie_proekty/kulturologija/udivitelnyj_mir_jaroslavskoj_multiplikacii/484-1-0-12413

https://www.youtube.com/watch?v=b6RiNeeo7Pc

https://www.youtube.com/watch?v=a236DCWLP3I

http://cpykami.ru/prostoj-i-podrobnyj-master-klass-po-pleteniyu-man

                                 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Чудеса Краснодарского края"

Данная работа была представлена на районном конкурсе исследовательских работ "Я - исследователь"...

Исследовательский проект "Секрет волшебного клубочка"

Знакомство с историей возникновения узелкового письма...

Исследовательская работа «Капиллярные чудеса»

Исследовательская работа «Капиллярные чудеса» Выполнил: Аксаров МуслимРуководитель: Исмагилова А.К., воспитатель Мелеуз, 2019 год Содержание  Введение&he...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Необычное в обычном или чудеса своими руками»

Тема: «Необычное в обычном или чудеса своими руками»...

Проектно - исследовательская работа "Чудеса из бумаги"

Конструирование и моделирование из бумаги – это один из видов конструктивнопластического творчества, в основе которого лежит работа с бумагой, связанная с созданием фигур путем изменения плоскос...

Исследовательская работа. Тема: «Чудеса из сахара».

Введение.Актуальность темы:Значение сахара для человека очень велико. Без продуктов, содержащих сахар, наш организм не смог бы существовать.Сахар, а именно глюкоза, играет важную роль в...

Учебно - исследовательская конференция "Мир открытий - мир чудес!" ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Путь крышечки»

Тема исследовательской работы: Путь крышечкиАктуальность«– Тут есть такое твердое правило, –сказал мне позднее Маленький принц. –Встал поутру, умылся, привел себяв порядок &nda...