Коррекционно-развивающее занятие учителя-логопеда на тему: Весенний калейдоскоп".
план-конспект занятия по развитию речи

Юсова Лариса Алексеевна

методическая разработка учителя-логопеда

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  совместной образовательной деятельности
учителя-логопеда и воспитателя с детьми старшей группы с ОНР.

Коррекционно-образовательные задачи:
Расширять и активизировать словарь по теме: «Весна» (весна, солнце, капель, ручей, скворец, первый, чистый, прилетать, расцветать).
Совершенствовать грамматический строй речи, навыки словообразования, синтаксическую сторону речи (составление простых распространенных предложений). Формировать целостное восприятие изображенного на картине.

Коррекционно - развивающие задачи:
Закрепить представление о весне и ее приметах. Развивать связную речь, фонематическое восприятие, зрительное внимание, мышление, творческое воображение. Развивать артикуляционную моторику, тонкую и общую моторику,
координацию речи с движением.

Воспитательные задачи:
Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности,
инициативности, ответственности, самостоятельности. Воспитывать любовь и
бережное отношение к природе.

Оборудование:
Экран, диапроектор, компьютер, мяч, игрушка-солнышко, зеркала, презентация по теме: «Весна в лесу. Дикие животные».

Предварительная работа:
Прогулка в парк, наблюдения за весенними изменениями в природе, беседа о признаках весны. Разучивание артикуляционной и пальчиковой гимнастики,

Физкультминутки, стихов и загадок о весне. Рассматривание слайдов и открыток,
страницы из альбома «Времена года. Весна»

    










Ход образовательной
 деятельности.


1. Организационный момент.
1 слайд « Смайлик»  (музыка)
Дети заходят под музыку и встают полукругом. ( Музыка выключается)
Логопед:
Придумано кем-то просто и мудро:
При встрече здороваться:
Доброе утро!
Доброе утро!
Солнцу и птицам
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
Логопед: Ребята, вы согласны со мной, что каждый день лучше начинать с улыбки и хорошего настроения?
Дети: Да!
Логопед: Посмотрите на экран. Этот веселый смайлик нам улыбается.
Я улыбаюсь вам, а вы улыбаетесь  мне  и друг другу.
Сегодня, к нам пришли гости, давайте поприветствуем их  улыбкой
и поздороваемся с ними:
Дети:  «Здравствуйте!»    
(Дети садятся на стульчики)
II  Основная часть
Логопед
:  Ребята, а вот о чем мы будем говорить сегодня на занятии, догадайтесь сами. Сейчас нам  Матвей  загадает загадку, а вы попробуйте ее отгадать:
Светает рано по утрам.
Проталины и тут и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко теплом  ласкает,
Кто это время года знает?

 Дети: Это время года весна.
2 слайд « Весна идет»
Логопед:  Правильно! Вот она пришла красавица-весна!
Ребята, а в какое время года солнышко все больше пригревает землю?
Дети:  Солнышко пригревает землю весной.
3 слайд. «Солнышко»  (Без музыки)
 Логопед: сегодня к нам на занятие  заглянуло солнышко.  Как вы думаете, какое сегодня солнышко?
Дети: Лучистое, веселое, озорное.
Логопед:  Солнышко сегодня  игривое. Вот и мы сейчас поиграем в игру, для этого встанем в кружок.


Логопед:
 В старину считали, что весна не приходит сама.
Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова: «Весна красна! Приди скорей! Принеси с собой…»  Давайте мы вместе позовём весну,
и каждый попросит то, что пожелает.  
(логопед передаёт  солнышко-игрушку, определяя очерёдность ответов. Дети повторяют закличку и просят принести:  хорошую погоду, тёплое солнышко,  зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники )
Логопед:  Молодцы.  Я думаю, что весна принесла нам все то, что мы сегодня пожелали.  Дети садятся на стульчики.

Логопед:  Сегодня у нас волшебное занятие. Сейчас мы вместе с солнышком отправимся в чудесный мир природы, на лесную полянку.
Для этого необходимо проговорить добрые слова.
Слайд «Солнышко» (Музыка)
Логопед:
Глазки закрывайте, немного помечтайте.
Логопед: Солнышко лучистое, улыбнись,  Дети: повторяют слова.
Логопед: Лучиками щёчек наших ты коснись! Дети: повторяют слова
Логопед: С ветерком я подружусь, на полянке окажусь! Дети: повторяют.
Логопед:  На счет 3 открываем глаза : 1,2,3. Дети открывают глаза.
4 слайд: « Лесная полянка»  (Музыку выключаем)
Логопед:   Ребята, посмотрите,  мы оказались  на лесной полянке.
Давайте ощутим  прикосновение весны. (Логопед проводит массаж лица)
Массаж лица.
Светит яркое весеннее солнышко и ласкает нам лицо   (поглаживание лица)
Дождик ещё холодный     (постукивание подушечками пальцев)
По утрам ещё иногда пощипывает морозец,    (пощипывание)
А всё-таки солнышко светит сильнее!    (снова поглаживание)

Логопед. Прежде чем отправиться в путь, вы послушаете сказку о Веселом язычке и будете выполнять  гимнастику для язычка  вместе со мной.
Логопед проводит
артикуляционную гимнастику:
1).
 Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот,
облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую).
 2) От его лучиков звонко закапала капель (цокать языком).
 3) Язычок отправился в лес. Он шел по тропинке и услышал, как застучал
 дятел по дереву  «Д-д-д» (поднять язычок вверх).
4) Вскоре тропинка привела Язычка на весеннюю полянку (лопаточка).
 5)  Сел язычок, огляделся (часики). 
 6) На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими.
Скоро
тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть 3 раза).
Язычок поспешил домой.
 Логопед: Молодцы, ребята, хорошо потрудились вместе с язычком.

 Воспитатель:

5 слайд:  
« Сюжетная картина  весеннего леса»  (Звуки  леса).
Воспитатель: Ребята, мы продолжаем свое путешествие по волшебному лесу вместе с нашим солнышком. И сейчас посмотрите на экран.
Воспитатель: Ходит весна по лесу, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам – то тут, то там свою весеннюю картину дорисовывает.
Ребята, что изменилось в лесу? (Музыка выкл.)
Дети:
снег растаял, появилась первая травка и цветы, на деревьях зеленые листочки.   
Воспитатель: Лес  какой?
Дети: Веселый, зеленый, красивый, чудесный и т. д.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кто-то  живет в весеннем лесу?
Дети:  Дикие животные (звери)
Воспитатель: Давайте послушаем загадки  о лесных жителях.
Воспитатель загадывает детям загадки.  ( Рассказы детей о животных)
1.Длинные ушки,                                
Быстрые лапки.                                      

 Весной серенький трусишка.
Кто это? … ( зайчишка)
6 Слайд  « Заяц»                                    

2.  Рыжая плутовка,
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та,
Как зовут её?..  (Лиса)
7 слайд « Лиса»

3 . Лакомка  его  – мёд,

И малинка в лесу ждёт.
Ходит, бродит по кустам,
Строит он берлогу там. (Медведь)
8 слайд « Медведь»

4.Это что же за комочек?
Ковыляет между кочек?
Колкий с головы до ножек
Кто же это?
Это …….. (Ежик)
 9 слайд « Ежик»
Воспитатель: Молодцы, ребята!  Вы хорошо справились с этим заданием.        
10  Слайд  «Сюжетная картинка весеннего леса» 



Воспитатель:  
Физкульминутка
 «Весна идет!»

Сейчас мы ненадолго превратимся в косолапых мишек и выполним упражнение «Весна идет!»

На сосну взобрался мишка.
   (Имитация соответствующих движений)
Сверху даль ему видна.     (Ладонь приставить «козырьком» ко лбу)
Смотрит на холмы и крыши:   (Руки поднять над головой, получится «крыша»)
Не идет ли к нам весна?   (Ходьба на месте)
За деревней, за долиной,   (Посмотреть влево, посмотреть вправо)
Где прозрачен небосвод,   (Показать руками небо)
Клин увидел журавлиный,  (Сомкнуть кончики пальцев рук, вытянутых перед            собой)
Закричал: «Весна идёт!»   (Вскинуть руки вверх - в стороны).

Воспитатель.    
Игра с мячом «Подбери словечко» 
«Мячик мне ты возвращай на вопросы отвечай».
Воспитатель: Поиграем в игру.  Посмотрим, как вы запомнили признаки весны. Я буду задавать вам вопросы, и бросать кому-то из вас мяч, а вы должны мне отвечать на вопросы быстро.
Весна какая? (ранняя), солнце, какое?  (лучистое, желтое)
Погода, какая?  ( солнечная, теплая), утро какое? (весеннее, солнечное)
Ветерок, какой?  (теплый, свежий),  ручей, какой?  (быстрый)
Капель, какая? (звонкая)
Весна, что делает? (зацветает, приходит, звенит, идет, просыпается )
Солнце, что делает? (греет),  ручьи, что делают? (журчат, бегут, текут)
Птицы, что делают? (поют, вьют).      
(Дети садятся на стульчики)

Логопед: Как вам кажется, весенний лес красивый?  Дети: «Да!»
Логопед: Давайте, нарисуем весеннюю картину, но не карандашами и красками, а движениями рук.  Слайд 11 «Подснежники» (Музыка)
Логопед:   Появляются листочки, (Ладони соединить, пальцы по очереди соединяются с большим пальцем на двух руках одновременно)
Распускаются цветочки. (Кисти разжимаем по очереди.)
 Стучат всё громче дятлы, (Пальцы складываем щепоткой)  
Синички стали петь.( Качаем ими)
Встаёт пораньше солнце (Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены) Чтоб землю нашу греть.
Бегут ручьи под горку,  растаял весь снежок(Выполняем руками волнообразные движения)  А из под старой травки,  уже глядит цветок.
(Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты и полусогнуты (чашечка цветка).
Из-под снега расцветает,  Раньше всех весну встречает!

Логопед:   Посмотрите на экран: Как называются эти цветы?
Дети: Подснежники!
Логопед: Замечательная у нас получилась картина. Но нам пора возвращаться в детский сад и перед дорогой  мы немного с вами отдохнем.
(Дети  берут подушечки и располагаются на ковре)

12 Слайд:  
« Полянка с цветами»  (Музыка)

Релаксация « Греемся на солнышке»

Логопед: Закройте глаза. Представьте, что вы лежите на мягкой траве, вокруг вас на поляне растут цветы. Вот стрекочет кузнечик, поют птицы. Вы чувствуете теплые лучики солнца. Они согревают ваши руки, ноги, лицо. Один из лучей коснулся ваших губ и нарисовал вам улыбку. Вам приятно от этих прикосновений. Эту улыбку вы отнесете и подарите друзьям. Потяните руки  вверх, вдохните и на счет три откройте глаза  1,2,3.
Дети открывают глаза.  (Музыка выключается)

(Дети встают и садятся на стульчики)

Логопед:  Для того чтобы вернуться в детский сад, мы должны произнести
такие слова:
  «Ветерок нас подхватил и в детский сад переместил » 
Дети повторяют слова за логопедом.
13 Слайд  « Смайлик»  (Без музыки)
Логопед: Вот мы и в группе.

III Итог занятия.

Воспитатель: 
На этом наше путешествие подошло к концу.

Ребята, скажите, а где мы сегодня побывали?

Что мы с вами делали в весеннем лесу?
О каком времени года мы сегодня говорили?

Логопед:
Ребята, вы такие молодцы, столько выполнили заданий во время путешествия по весеннему лесу.  Были очень активные и внимательные.  За ваш труд  Весна приготовила для вас вот такие веселые солнечные смайлики.
Слайд «Смайлик»  (Музыка)
Логопед  и воспитатель раздают детям сюрпризы.

Логопед: Уважаемые гости, чтобы у вас было хорошее настроение, и вы улыбались, мы подарим вам  по маленькому солнышку.
(Дети дарят гостям солнышко, садятся на стульчики).
 Логопед: 
Наше занятие подошло к концу. Спасибо всем за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя тему: «Что мы знаем о зиме»

Конспект подгруппового интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя с использованием ИКТ  на лексическую тему: «Зима. Зимние забавы»  для детей подготовительной группы...

конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя тема "ЛЕТО"

Конспект занятия по теме "ЛЕТО" , закрепление лексической темы, нетрадиционное рисование ватными палочками и гуашью....

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя тему: «Друзья природы»

Конспект подгруппового интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя с использованием ИКТ  на  тему:«Друзья природы»  для детей подготовительной группы....

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленностистаршего дошкольного возраста...

Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ Тип занятия: квест-путешествие Тема: «Сказочные приключения»

Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗТип занятия: квест-путешествиеТема: «Сказочные приключения»...

Анализ коррекционно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда.

Анализ коррекционно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда....