Метод проектов в ДОУ
консультация

В поисках наиболее эффективных средств обучения и воспитания на всех «этажах» системы российского образования сегодня вновь обращаются к методу проектов. Стержень метода учебных проектов – самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная  деятельность детей, в процессе  которой они познают окружающую жизнь, воплощают новые знания в реальные продукты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_metod_proektov_v_dou.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов в ДОУ

В рамках Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» главным результатом образования «...должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что детей необходимо знакомить с информацией и технологиями которые пригодятся в будущем Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности».

В поисках наиболее эффективных средств обучения и воспитания на всех «этажах» системы российского образования сегодня вновь обращаются к методу проектов, родоначальником его принято считать Е Паркхерст. Стержень метода учебных проектов – самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная  деятельность детей, в процессе  которой они познают окружающую жизнь, воплощают новые знания в реальные продукты.

Возможность использования метода проектной деятельности в работе со старшими дошкольниками обеспечивается характеристиками данного возраста. Это прежде всего любознательность, наблюдательность и стремление  к самостоятельному поиску ответов на возникающие у ребенка вопросы. В этот период происходит интеграция между  общими способами решения  учебных и творческих задач,  мыслительной, речевой, художественной и других видов деятельности. К 5-6 годам формируются относительно устойчивое внимание к интересующим ребенка идеям и объектам, способность к началам  анализа, синтеза, самооценке. Проявляются стремление к  стремление к совместной деятельности с товарищами, взрослыми, желание быть значимым и полезным, умение находить свое место и видеть свою роль в общей работе.

Проектная деятельность отвечает возрастным особенностям детей 5—7 лет. Среди них можно выделить:

  • непосредственную связь с жизнью, интересными событиями и необычными свойствами привычных предметов;
  • возможность достичь объективно и субъективно значимого результата;
  • нерасчлененность на предметные области;
  • широкий спектр видов деятельности;
  • важность не только результата, но и процесса и способов его достижения;
  • возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия (работать самостоятельно, в паре с определенным партнером, в группе), проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность, применять освоенные ранее знания и умения. Проектная культура как часть

общей культуры созидательной преобразующей деятельности имеет широкие возможности для решения задач гуманизации дошкольного образования, поддержки и оптимизации процессов разностороннего развития и личностного становления детей. Структура учебного проекта предполагает   исключительно субъект-субъектный характер взаимодействия участников, их деятельность строится на основе внутренней мотивации, решение общих задач не исключает достижения участниками проекта собственных целей, предполагаются использование методов (исследовательских, поисковых, проблемных) «творческих по самой своей сути» (Е.С. Полат), участие в работе коллектива.

Метод проектной деятельности развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует коммуникативные навыки и нравственные качества. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций: «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе. По словам Е. Хилтунен, старший дошкольный возраст — «...одна из важнейших точек сенситивного периода развития социального чувства, когда для ребенка становится особенно важным собственное положение в обществе сверстников и взрослых».

Коллективный характер этапов работы над проектом позволяет ребенку увидеть себя в общем контексте деятельности, оценить свое личное участие, убедиться в пользе общих усилий людей для достижения единой созидательной цели. Тактикой построения взаимоотношений между участниками является поддержка, ценятся любая инициатива, идея, усилие. Атмосфера поддержки и творчества, ответственность за результат стимулируют взрослых и маленьких участников проекта к самосовершенствованию. Изменение отношения человека к возможностям самопознания, преобразования себя и окружающего мира — один из определяющих критериев успешности проектной деятельности.

В основе проекта обычно лежит какая-либо проблема. В зависимости от ее характера, способов разрешения и преобладающих форм деятельности участников проекта различают несколько их проектов.

Исследовательские  проекты  предполагают проверку некоего предположения (гипотезы) с использованием научных методов познания (наблюдения, эксперимента). Опыт показывает, что старшие дошкольники могут стать полноценными участниками этапов формулировки цели проекта, разработки плана мероприятий, обсуждения путей решения проблемы, практического осуществления запланированного.

Творческие проекты связаны с подготовкой праздников, театральных представлений, съемкой видеофильмов. Дети 5—7 лет могут принимать участие в разработке отдельных фрагментов сценария, стать исполнителями заданных взрослыми ролей.

Приключенческие и игровые проекты – участники принимают на себя  определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или  выдуманные герои, имитирующие  социальные или деловые  отношения в определенных проблемных  или учебных ситуациях. Поскольку в основу таких проектов лежит сюжетно – ролевая игра, дети охотно включаются в проектную  деятельность, легко осваивают  свои роли, с интересом  собирают информацию  и выполняют роли и достижения  поставленных целей

Информационные проекты направлены на сбор и анализ информации о каком-либо объекте, явлении. Благодаря присущей детям любознательности, потребности выполнять общественно значимую работу, приносить пользу старшие дошкольники охотно включаются в  информационные проекты в том случае, если им интересна проблема. Для обеспечения  самостоятельности детей при работе над проектом педагогу необходимо заранее составить вместе с детьми детальный план описания объекта, определить последовательность действий.

Практико-ориентированные проекты  связаны с работой по достижению значимого результата. В отличие от информационных, исследовательских, творческих проектов в данном случае спектр видов деятельности, ведущих к достижению цели может быть различным.

Проекты подразделяют:

  • по составу и количеству участников,
  • степени определенности результата (предполагаемые результаты могут быть заранее известны участникам проекта  или на основе его результатов  создается  нечто заранее им известное)
  • сроком реализации (краткосрочные, долгосрочные)
  • тематике.

Чтобы грамотно выстроить проектную деятельность, нужно определить видовую принадлежность планируемого проекта, поскольку каждый вид имеет определенную логику построения.

Приведем примеры различных проектов.

Тема «Комнатные растения»

Название «Мой цветок» Вид: краткосрочный индивидуальный исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 6—7 лет.

Суть проекта: каждый ребенок выбирает комнатное или садовое цветущее растение. Детям предлагается с опорой на свои знания о строении растений опыт наблюдения за ними и при использовании опорных символов  составить описание выбранного растения. Также создается рассказ или сказка.

Каждому ребенку необходимо хорошо рассмотреть свое растение, в течение нескольких дней понаблюдать за ним, чтобы ответить на определенный набор вопросов. Таким образом, описательная часть проекта связана со строением растения, а фантазийная — с представлениями детей о его «характере», «привычках», «пристрастиях», «друзьях».

Результатом работы над проектом становится рассказ ребенка о своем растении по схеме и записанная родителями история с детскими иллюстрациями. Каждый может сделать акцент на наиболее интересной для него части работы. Таким образом, при общей целевой установке результаты могут значительно отличаться. Продолжением проекта становится участие детей в жизни выбранных ими растений — полив, уход, пересадка при помощи взрослых.

Общая схема организации проектной деятельности может быть представлена такой последовательностью.

1. Определение проблемы, актуальной и интересной для всех предполагаемых участников проекта, разрешение которой посильно детям, а также соответствует материально-техническим возможностям ДОУ и уровню подготовки специалистов. По-настоящему «жизненные» проекты обычно возникают спонтанно,  являются органичной частью общего контекста жизни детей и взрослых. Но существуют области знаний и деятельности, интересные абсолютному большинству детей. Примерами таких «беспроигрышных» затей могут служить проекты: «Интересное рядом» (о необычных свойствах привычных вещей), «Знакомые незнакомцы» (об удивительных особенностях жизнедеятельности знакомых детям животных и свойствах растений), «Мультфильм своими руками», «Тайны ремесел», «Космический комикс» и др.

Необходимо отметить, что помимо содержания работы, определяющим фактором интереса детей и развивающего эффекта проектной деятельности служит степень их участия в проекте. Поэтому, становясь исполнителями даже самой интересной задумки, дети быстро утрачивают к ней интерес, теряется формирующий потенциал проекта.

2. Мотивирующее начало проекта, понимаемое как создание проблемной, личностно-ориентированной (личностно-развивающей) ситуации. По форме — это задача, учебная проблема или коллизия, вызывающая у детей интерес, потребность участвовать в ее разрешении. Отличительная особенность такой ситуации состоит в том, что в ее рамках ребенку предоставляется возможность совершить «личностное действие» (В.В. Сериков) — увидеть себя в отношении к другим  людям, сделать вывод из собственного опыта, преодолеть незнание
и непонимание.

Осознание  сути проблемы, учебной задачи позволяет сформулировать цель. предстоящей работы, ее направление. Важно отметить, что речь  идет о цели, поставленной  перед собой, а не навязанной им. Задача педагога  в том, чтобы помочь детям делать выбор самостоятельно, осознать, сформулировать, уточнить цели, желания, проблемы.

3.   Поиск форм реализации проекта.  В силу недостатка опыта дети  всего не могут предложить конкретные пути решения проблемы, но при помощи взрослых   способны наметить ориентиры и  составить план действий.

4. Этап организации работы  над проектом связан с подготовкой необходимых материалов, распределение ролей между участниками, составлением развернутого плана. Огромное значение приобретает организация развивающей,  познавательной, предметной среды. Помысли  одного из родоначальников проектного метода Дж.Дьюри, важнейшим в данном способе построения учебной деятельности является создание в организованном образовании условий, близких к  естественным.

Прежде всего, это   касается свойств образовательной среды, которая в таких условиях становится  более насыщенной и разнообразной, чем это  принято в условиях традиционных методов, приобретает «способность побуждать к активной поисковой, творческой деятельности» участников проекта. Такую среду принято называть активизирующей.

5. Реализация проекта:

  • информационный запрос, начальная проблема для проектной деятельности обычно представляет собой противоречие между неким фактом и уровнем представлений детей о нем, определенными задачами и возможностями их решения. Поэтому на начальной стадии реализации проекта дети чаще всего ощущают нехватку знаний и умений для достижения поставленной цели. В ответ на возникающий у них «информационный запрос» организуется работа по поиску информации, ее анализу, освоению необходимых навыков. Таким образом обеспечивается мотивационная основа образовательного процесса, расширяется спектр осваиваемых дошкольниками умений, формируются образовательные потребности;
  • практическая деятельность по реализации проекта, в ходе которой может вновь возникать «информационный запрос», а также необходимость в промежуточной оценке работы, внесении определенных коррективов.

На этапе реализации проекта открываются широкие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей, готовится почва для проявления и развития индивидуальности детей, осознания ими своих интересов, склонностей, способностей. Самостоятельность детей на данной стадии проекта закладывает основу таких качеств, как ответственность, независимость, уверенность в себе, творческий подход к деятельности, способность актуализировать свои потенциальные возможности, умение самостоятельно добывать и использовать знания;

  • презентация проекта имеет специфику для различных видов проектной деятельности. Практи-ко-ориентированные проекты завершает выполнение намеченного дела; творческие — показ спектакля, мультипликационного или видеофильма; исследовательские — сообщение о ходе и результатах исследования, открытиях; информационные — демонстрация и использование собранной информации. Приключенческие и игровые проекты изначально нацелены на «проживание» определенных ситуаций, событий, их важнейшая составляющая — процесс деятельности, результат же имеет подчиненное по сравнению с другими видами проектов значение;

рефлексивно-оценочный этап проекта. Как отмечалось выше, сильная сторона метода проектов — не только достижение детьми высоких практических и учебных результатов, но и осознание ими способов продвижения к успеху, отслеживание принципов  деятельности. Д.Б. Эльконин,  В.В. Давыдов отмечали, что смещение акцентов с результатов и процесс деятельности — одно из важнейших достижений старшего дошкольного возраста, закладывающих основы будущей учеб ной деятельности.

Именно поэтому на этапе осмысления итогов проекта необходимо обсудить с детьми не только то, чему они научились, но и как они достигли поставленных целей. Анализ пути познания, успехов и неудач на каждом» этапе дополняется обращение» к чувствам и ощущениям, испытанным детьми при работе над проектом.

Определяющее значение для успеха реализации учебного проекта имеет профессионализм педагога, его понимание задач и возможностей проектной деятельности, неформальное отношение к ней, значимость возможности вместе с детьми вновь пережить минуты вдохновения, превратить образовательный процесс в созидательную творческую работу. Если проект не становится способом достижения отчужденного от детей и взрослых участников результата, а остается вариантом совместного проживание увлекательных, волнующих событий, где есть место игре, творчеству, мукам познания, взаимопомощи, сопереживанию, непрерывному поиску себя и постоянному росту, дети вырастают, не приспосабливаясь, а преобразуя себя и мир вокруг к лучшему.

Литература.

  1. журнал «Управление ДОУ»  №3 – 2011, стр.22

Городской отдел образования Администрации городского округа город Сибай

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Аленушка»

                                                                                Провела:

                                                                                Старший воспитатель

                                                                                Лизунова Л.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический проект "Работа ДОУ по методу проектов"

  В 2011-2012 учебном году методическая служба ДОУ определила задачу развития педагогической деятельности, как  основанные на инновациях. Работа ДОУ в режиме развития позв...

статья на семинар - «Метод проектов – один из самых эффективных методов работы ДОУ с родителями».

Основная цель проектного метода:– развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей– формирование социаль...

Метод проектов как метод развития творческого познавательного мышления

Задачи обучения: пробуждать интерес к предлагаемой деятельности; приобщать детей к процессу познания; формировать различные представления; привлекать детей к воспроизведению образов, используя ра...

"Основные методы и задачи метода проектов"

Проектный метод – это такая система обучения, которая предусматривает получение детьми знаний и умений в процессе выполнения системы постоянно усложняющихся практических заданий в совокупности с...

Метод проектов как метод взаимодействия с семьей

Проект – это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и ...

«Основные методы и задачи метода проектов»

Проектный метод – это такая система обучения, которая предусматривает получение детьми знаний и умений в процессе выполнения системы постоянно усложняющихся практических заданий в совокупности с...

Презентация "Метод проектов – инновационный и перспективный метод в работе с дошкольниками"

Стандарт педагога предполагает  овладение ПЕДАГОГОМ формами и методами обучения дошкольников, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты,...