Самоанализ педагогической деятельности.
материал

Мартын Наталья Викторовна
Самоанализ педагогической деятельности Мартын Натальи Викторовны, воспитателя детского сада. На первую категорию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz.docx48.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Варламовский детский сад Болотнинского района Новосибирской области.

  Самоанализ   

педагогической деятельности 

Мартын Натальи Викторовны, воспитателя детского сада

                                                                                             

                                                                                 

             

с. Варламово

2014г.

 

Я, Мартын Наталья Викторовна, воспитатель Варламовского детского сада, в 2012 году окончила Новосибирский государственный педагогический университет по специальности «профессиональное обучение (экономика и управление)», присвоена квалификация  «педагог профессионального обучения». Стаж педагогической  работы – 5 лет, в должности воспитателя – 5 лет.  

 В Варламовском детском саду работаю с 2009 года в должности воспитателя. В 2011 году прошла аттестацию на соответствие занимаемой должности. 

 В апреле 2013года прошла краткосрочные курсы повышения квалификации НИПК и ПРО по теме: «Организация познавательного развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГТ», 108 часов.

В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю экологическому воспитанию, так как  считаю, что именно в период дошкольного воспитания  идет формирование экологической культуры. Если с малых лет объяснять ребёнку, почему нельзя ломать деревья, стрелять из рогатки в птиц, разрушать муравейник, переводя это на личный пример, тогда мы воспитаем экологически культурных людей. « Экологическая культура личности строится на базе понимания закономерностей живых систем и уважения жизни, и её главным показателем является социальная и индивидуальная экологическая ответственность за события в природе и жизни людей»» (С.Н. Николаева). Поэтому тему для самообразования  выбрала   "Формирование основ экологической культуры с детьми дошкольного возраста, через экспериментально -  трудовую деятельность".

 Актуальность. Экологическая проблема - одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение. А воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в ее охране - одна из важнейших задач сегодняшнего дня. В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе. Как известно, «самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам». Каждый дошкольник по натуре - маленький исследователь. И мы взрослые стремимся к созданию нового культурного образа дошкольного учреждения, ориентированного на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства.

Цель - создание благоприятных условий развития личности  дошкольников через экологическое воспитание.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

  • формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста;
  • развитие познавательной активности через экспериментально -  трудовую деятельность;
  • воспитание защитников природы, формирование милосердия и любви к живому.

При построении системы работы по экологическому воспитанию  детей  я выделила следующие основные направления:

  • познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников;
  • познавательно – игровое направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и не живой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме;
  • практическое направление работы способствуют привитию бережного отношения детей к родной природе через трудовое воспитание и тесное сотрудничество с родителями;
  • исследовательское направление работы осуществляется через экспериментальную деятельность детей, экскурсии и наблюдения за природой.

Реализацию данных направлений обеспечиваю через:

  • создание экологической среды в ДОУ;
  • повышение собственной экологической грамотности;
  • активное взаимодействие родителей и детей в образовательном процессе;
  • установление связей со школой, библиотекой, сельским домом культуры, районным Домом детства и юношества.

Методологической основой моей деятельности является соединение  примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой  и  программы экологического воспитания дошкольников  «Юный эколог» С.Н. Николаева. Парциальной программы «Наш дом -  природа» Н.А. Рыжовой, также я знакома с работами О.А. Воронкевич  «Добро пожаловать в экологию».       

   При планировании работы по экологическому воспитанию дошкольников учитываю следующие принципы:  научности, интеграции, системности, регионизации. Я считаю, принцип регионизации основным, т.к., это предполагает знакомство с природными условиями нашего края и это легко осуществить через экскурсии, экологические прогулки, наблюдения, путешествия по экологической тропе, выставки, посещение школьного музея, тематические занятия; знакомство с традициями, с культурными достижениями и трудом жителей нашего села. Так как наш детский сад малокомплектный и находится, в сельской местности, я разработала перспективные планы для разновозрастной группы, по экологическому воспитанию, с учётом основного принципа регионизации. ( Приложение № 1). 

  В своей работе большое внимание уделяю экспериментально -  трудовой деятельности, все занятия с детьми строю, используя не только методы прямого обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный), применяю и проблемные методы обучения  (проблемного изложения, экспериментальный, исследовательский). Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Каждый человек только на собственной практике может, получить необходимый жизненный опыт, а так же знания и умения.

Дети дошкольного возраста – это любознательные, думающие, наблюдающие личности.  Познавая мир, они делают множество открытий. Экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития дошкольников. Любой ребенок вовлечен в него постоянно: он рвет бумагу, разбирает игрушки, играет с песком, водой и снегом. Детское экспериментирование, отличается от других видов деятельности, пронизывает все сферы жизни ребёнка.

 Методы экспериментального обучения помогают ребенку научиться, не бояться выражать свои мысли, развивают логику, мышление, учат находить разнообразные варианты и пути решения образовательной задачи. Непосредственно образовательную деятельность провожу по подгруппам с использованием наглядного и  индивидуального раздаточного материала. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, классификацию, обобщение и т.п.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.  Для того чтобы ещё больше увлечь детей, в мир исследования,  я  организовала, экологический клуб «Любознайка», где мы  проводим различные опыты с учётом возрастных особенностей  детей.   (Приложение № 2)

  При подборе материала для проведения непосредственно образовательной деятельности, я ориентируюсь на то, что наши дети не только любознательны, но и очень подвижны, их внимание недостаточно устойчиво, а в памяти фиксируются  яркие эмоциональные события и образы. Чтобы освоение новых знаний приносило детям радость, я провожу занятия с использованием игр, музыкального, телевизионного сопровождения. Это разнообразные игры, фильмы о животных, природных явлениях, презентации. Мною подобраны и составлены разнообразные презентации  «Мы за жизнь на чистой планете», «Подводный мир», «Комнатные растения», «Царица - водица», « Цветочная лужайка».    Одной из форм обучения ребёнка является дидактическая игра. Она имеет две цели – одна из них, обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение необходимых знаний. В занятия по ознакомлению с окружающим миром включаю разнообразные экологические дидактические игры:  «Чего не хватает?»,  «Что лишнее?», «Исправь ошибку», «Летает, плавает, бегает?», «Выложи птицу (животное, предмет)  из геометрических фигур». ((Приложение № 3)

   Большое внимание уделяю прогулкам. Прогулки провожу регулярно, 2 раза в день, в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой  дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. В содержание прогулок включаю: наблюдение, художественное слово, подвижную игру, трудовую деятельность, исследовательскую деятельность и индивидуальную работу. Надо отметить, что детям интересны события, происходящие за пределами участка, и они неизменно рады совершить экскурсию на опушку леса, на речку, в рощу. Во время таких целевых прогулок дети собирают камешки, шишки, ракушки, выполняя при этом разнообразные дидактические игры – задания и  в тоже время учатся ценить естественную красоту природы. (Приложение № 4)

 Все это помогает детям справиться с трудностями в обучении, лучше и легче сосредоточиться, дольше удерживать внимание, правильно его распределять, а также развивает слуховую и зрительную память, формирует словарный запас детей, умение общаться, а самое главное позволяет сделать процесс обучения привлекательным и интересным для ребенка, помогает легче усваивать материал.

   На участке нашего детского сада совместно с родителями был  разработан огород, где мы имеем возможность проводить опыты и наблюдения за растениями, а также прививать любовь к труду. В весеннее время воспитатели совместно с детьми сеют морковь, лук, свёклу и т.д., наблюдают за всходами, проводят сравнение грядок ухоженных и  неухоженных. В группе организуем «Огород на окне», где проявляется самостоятельная деятельность детей (наблюдение, полив, прополка и т.д.). В осеннее время яркое, незабываемое впечатление производит на детей участие в сборе урожая: сами помогали, сами собирали, сами пробовали. Вся наша сезонная работа заносится в  исследовательский дневник. Такая работа позволяет ребёнку узнать о строении растений и проводить наблюдения за изменением растущих посадок, понимать значение неодинаковых условий для их роста. (Приложение № 5)

   В группе оформлен «Уголок природы», в котором находится календарь природы. Большую роль в экологическом воспитании ребенка играют наблюдения за окружающей природой и ведение календарей природы. Календарь природы заполняем ежедневно, это нам помогает отслеживать изменения в природе, у  детей развивает  внимание и память.

В «Уголке природы» действует постоянно обновляющаяся  информация  о природных явлениях, животных, птицах. Ежедневно осуществляется совместная деятельность в уголке природы (дежурство), что приобщает детей к трудовым обязанностям, развивает трудолюбие, чувство ответственности, самостоятельность, умение чутко относиться к делу.  

Также в «Уголке природы» находятся дидактические часы, которые я оформила самостоятельно, они помогают детям закрепить знания о временах года, месяцах, сутках.

 (Приложение № 6)

       В группах созданы центры познавательной активности с экспериментальным оборудованием, с литературой энциклопедического характера, альбомами и материалами. Мною был разработан экологический паспорт детского сада,  целью которого было изучить экологическую обстановку нашей местности, систематизировать образовательную и развивающую базу детского сада по экологическому воспитанию. В конце экологического паспорта сделаны выводы  и даны рекомендации на следующий учебный год. Экологический паспорт ежегодно пополняется. Работа с экологическим паспортом помогает ставить цели на следующий учебный год, координировать воспитательно-образовательную работу. Для более продуктивной деятельности по экологическому воспитанию совместными усилиями родителей и воспитателей, был разработан проект по созданию экологической комнаты «Юный эколог». Переоборудовав костюмерную комнату, мы создали маленькую мини лабораторию. И в начале года наша экологическая комната начала свою деятельность, в ней находится  библиотека, гербарии, уголок для самостоятельного экспериментирования, мини-коллекция семян, ракушек, настольные дидактические игры, зона воды и песка, подобраны различные иллюстрации и репродукции о природе и временах года, макеты. Предметно – развивающая среда требует постоянного обновления и пополнения и в дальнейшем мы планируем разнообразить исследовательский  материал нашей мини лаборатории. (Приложения № 7)

   Очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью,  совместными усилиями мы можем решить главную задачу - воспитание человека, человека экологически грамотного. В группе организован  уголок для родителей, где размещен материал о временах года, русские народные пословицы и поговорки, стихи, интересная информация. Родители охотно участвуют в выставках поделок из природного материала, ежегодно проводим конкурс  «Осень в ладошках», совместно с родителями провожу природоохранные акции «Волшебница вода», «Накормите птиц зимой». Большое внимание уделяю проектной деятельности с привлечением родителей. Проектная деятельность – это создание условий,  позволяющих детям совместно с взрослыми (родителями, воспитателями), открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать.

    В ходе проекта «Накормите птиц зимой», был организован семейный конкурс на лучшую кормушку  для птиц. В итоге проекта, дети подготовительной подгруппы приняли участие в международной акции «Кормушка для пичужки», имеется сертификат. (Приложение № 8)

    В рамках экологического воспитания детей был разработан и проведен мастер класс  для  детей и родителей «Экологическое развитие детей». Цель данного мероприятия в том, чтобы  познакомить родителей с играми и упражнениями по экологическому воспитанию дошкольников. (Приложение № 9) Ежегодно проводится праздник «День Земли». 

   В 2013году был запущен долгосрочный проект «Волшебство царицы-водицы». В итоге, совместно с родителями, в 2014 году была проведена акция «Вода вокруг нас». В ходе проведения данной природоохранной акции была создана авторская сказка «Как лесные жители спасали ручеёк». Целью  поставленного представления является  расширение представления детей о воде в окружающем их мире; продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней (беречь водоемы, реки и озера); воспитывать доброжелательность, умение дружить и действовать сообща.

    Исполнителями ролей являются воспитатели детского сада и воспитанники подготовительной подгруппы. Театрализованное представление сказки было показано для родителей и детей средней и младшей подгруппы в сельском доме культуры и  приняли участие в Областном смотре-конкурсе дошкольных образовательных учреждений по экологическому воспитанию детей  «Экобэби – 2014», являемся победителями в номинации «Экологический театр». (Приложение № 10)

    Так же совместно с родителями была создана « Книга экологических сказок», которая является наглядным примером  по формированию у детей дошкольного возраста воображения, мышления, любви к природе, стремлению к ее защите от необдуманных поступков человека. Ребенок знакомится со сказками в самом раннем возрасте, у него появляются любимые герои. Герои, на которых он хотел бы быть похожим. Наши экологические сказки необычные сказки, в них помимо главных героев  всегда имеется определенная экологическая ситуация: то разбросан мусор, то на полянке развели костер и не потушили, то завалили ручей, то деревья срубили. Но, конечно же, как в любой сказке все закончится хорошо. В нашей книге собраны сказки, сочинённые детьми и родителями, а также они нарисовали иллюстрации к своим сказкам.

        Большое внимание я уделяю  преемственности со школой по экологическому воспитанию. Посещение школьного музея даёт возможность как можно больше познакомиться с флорой и фауной нашего села. В музее дети, могут воочию посмотреть какие животные и птицы обитают в наших лесах и познакомиться с разнообразием растительного мира. Ежегодно мы принимаем участие в общешкольном  экологическом конкурсе детских рисунков «Весна без дыма, лето без огня», «Волшебная полянка», «Где живёт вода». Организованна работа с патриотическим  кружком, проведен показ занятий кружка, где для детей детского сада  было продемонстрировано чёткое построение, марш, сбор и разбор оружия. Посещаем школьную библиотеку, где для нас проводят тематические беседы: «Книга, твой друг», «Бумага, какая она?»,  «Придумай картинку для сказки», дети с удовольствием помогают подклеивать книги, нуждающиеся в помощи.  (Приложение № 11).

Я считаю, что у детей на протяжении всех моих экологических занятий развивается: внимание, логическое мышление, интерес, доброжелательность, умение выслушать собеседника, трудолюбие. У ребят формируются элементы экологического сознания, практические навыки и общения с природой.  Я стремлюсь, чтобы дети понимали, что любовь к живому - это не стремление скорее взять себе, а желание любоваться красотой окружающего, ощущать запахи природы, уметь слушать тишину леса и помочь всему живому.

 С первого года работы воспитателем возникла необходимость творческого освоения новых педагогических приёмов. Работая с детьми разного возраста, имею возможность наблюдать, как меняется  активность, мотивация, появляется возможность  дифференцированно воздействовать на их развитие у каждого ребёнка.   Постоянный  анализ  достижений воспитанников – одно из условий моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать, по возможности, реальную и наглядную картину развития ребёнка. Диагностирование позволяет мне определить, удаётся ли решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания. Проведя анализ работы, исходя из наблюдений, учитывая возрастные особенности и диагностики в целом, можно сделать следующий вывод:

  •  у детей успешно сформированы познавательные, практические и творческие умения экологического характера;
  • дети предпочитают экспериментирование другим видам деятельности, познавательная заинтересованность высокая;
  • у дошкольников сформированы положительные нравственные качества, побуждающие к соблюдению норм поведения в природе, обществе;
  • у детей сформированы эстетические и этические качества.

Мои воспитанники принимают участие в районных конкурсах рисунков и творческих работ:

-  «Огонь - друг, огонь – враг»  (Фальдина Даша 3 место);  

-  «Правило дорожного движения знать должны все без исключения»; (Андронова Л., Акулаева Ю.- участие)

- «Моя малая родина» (Тарасова Лена 3 место в номинации «Всё начинается с моей семьи»);

 -  областной конкурс творческих работ детей дошкольного возраста «Семья за детство без опасности» (Андронова Лиза 1 место в номинации «Планета ПДД»; Голдин Артём 2 место в номинации «Семейный автомобиль»);

-  Всероссийский творческий марафон «Календарь природы», этап «Сентябрь» Тарасова Лена 1 место;

- ежегодно в районном фестивале творчества дошкольников «Звёздный дождь». Два года подряд принимали  участие в спортивном мероприятии « Олимпийские надежды». (Приложение №12,13,14)  

На протяжении всего года дети активно участвуют в различных мероприятиях нашего села, это как «Праздник детства» посвященный Дню защиты детей, 8 Марта, «День знаний» посвящённый 1 сентября, митинг на памятнике 9 Мая

 (Приложение № 15)

    Таким образом, считаю, что экологическое образование положительно влияет на развитие личности ребенка. Помимо образовательных знаний и умений развивает и воспитывает эстетические и этические качества личности дошкольника, воспитывает чувство ответственности за родную природу, край, чувство гражданственности и патриотизма, воспитывает гуманную личность, нравственно и физически здоровую.

    Для того чтобы идти в ногу со временем, быть в курсе событий, происходящих в образовании, выпускать из детского сада социально адаптированных воспитанников, постоянно занимаюсь самообразованием и повышением своего профессионального уровня. Поэтому принимаю участие в семинарах, методических объединениях, участвую в районных конкурсах. (Приложение №16,17,18) ,с удовольствием посещаю занятия коллег, учусь у них, адаптирую их наработки под свою программу и применяю опыт в своей работе. Через печатные издания, электронные ресурсы, пополняю свою методическую копилку средствами, приёмами, методами и формами работы. Систематически использую информационно-коммуникационные технологии: работа на компьютере, интернет – ресурсы,  презентации. Создала блок на международном образовательном портале  Маам.ru,  который помогает мне передавать и перенимать педагогический опыт  (http://www.maam.ru/users/H15031972); «Социальная сеть работников образования» (https://nsportal.ru/natasha-martyn).  (Приложение № 19)

В 2011, 2013годах, была награждена почётной грамотой управлением образования Болотнинского района, за добросовестный труд. (Приложение№20).

На протяжении педагогической деятельности мои воспитанники получают хорошую характеристику от  педагогов МКОУ Варламовской СОШ Болотнинского района Новосибирской области. (Приложение № 21)

Считаю, что сейчас много возможностей для саморазвития, самообразования и самореализации.

    Проанализировав свою работу, я поставила задачи своей будущей профессиональной деятельности:

  • изучать и использовать новые технологии;
  • строить свою работу по принципу «диагностика – анализ»;
  • принимать участие в различных конференциях, семинарах и других мероприятиях;

 Всё это будет способствовать не только моему профессиональному росту, но и поможет повысить уровень и качество учебно-воспитательного процесса в учреждении, где я работаю.

Самоанализ в рамках заявленной темы сделан на основе личного опыта, наблюдений и педагогического анализа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос

Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....

Конспект интегрированной деятельности образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательному развитию и изобразительной деятельности "Россия - хозяйка Зимней Олимпиады в Сочи".

Итоговое мероприятие с детьми по закреплению знаний о зимней Олимпиаде в Сочи; воспитанию здорового образа жизни посредством полученных знаний на предварительных занятиях. Отображение в детских творче...

Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет

В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...

«Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка .Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деятельности»

1.Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка. Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деят...

Конспект образовательной деятельности, осуществляемый в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в подготовительной группе «Птицы - наши друзья»

образовательная деятельность проводится в форме викторины "Что,где, когда?", выбирают две команды (игроков по пять человек, идёт представление участников игры, выбираются капитаны, названия команд). В...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...