Современные подходы к дошкольному образованию. (ментальные карты).
учебно-методический материал

Абрамова Людмила Ивановна

Материал может быть интересен педагогам в практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_podhody_k_do_mentalnye_karty.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1

Современные подходы к дошкольному образованию.

(ментальные карты).

СЛАЙД 2

Наш сегодняшний семинар мне бы хотелось начать со слов, которые принадлежат знаменитому французскому летчику, писателю, философу Антуану Экзюпери: «Все мы родом из детства».

- А как вы понимаете эту фразу?

СЛАЙД 3

 В этом крылатом выражении  заключена глубокая  правда. Ведь все,  то, что мы берем с собой во взрослую жизнь, было обретено нами в детские годы.

СЛАЙД 4

Детство – не только самый уютный уголок души, где живут светлые воспоминания, это еще и прочный фундамент, на котором строится вся дальнейшая жизнь и судьба человека. Именно поэтому очень важно, чтобы в момент взросления рядом с маленьким человеком были добрые, мудрые и любящие взрослые.

Нам с вами  выпало настоящее счастье – быть рядом со своими воспитанниками в самый интересный период их жизни, период дошкольного детства. В этом возрасте дети открыты и непосредственны, они каждый день готовы к познанию нового.

Специфика профессиональной деятельности предъявляет к воспитателю дошкольного образования определённые требования.

И, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности, он должен обладать определёнными  качествами личности (профессиональная направленность, педагогический такт, оптимизм, культура профессионального общения,  авторитетность,  добросовестность, требовательность к себе, инициативность, терпение и выдержка,  педагогическое мастерство, актёрские навыки и др.).

ЗАДАНИЕ

Сейчас я предлагаю: каждому из вас написать на листочке бумаги два качества, которые у вас проявляются  большей степени.

Свернуть бумажки и положить в мешочек. Затем по очереди каждому необходимо взять качество из мешочка, прочитать его и отдать тому педагогу, для кого оно характерно.

ИТОГ

В итоге каждый из вас получил разное количество бумажек, а значит и качеств.

- А скажите пожалуста: «Какие присвоенные им качества могут помочь в профессиональной деятельности в большей степени?».

СЛАЙД 5

Итог: кроме того, что воспитатель должен обладать широкой эрудицией, педагогической интуицией, высокоразвитым интеллектом и высоким уровнем нравственной культуры, воспитатель должен так же постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности, находится в поиске современных подходов, форм, приёмов, методов, техник, технологий в области обучения и воспитания детей.

СЛАЙД 6

Современных – это значит совершенно новых и не теряющих связи с прошлым, одним словом – актуальных!!! Актуальных – это значит важных, существенных для настоящего времени.

Интернет предлагает нам большой выбор современных,  достаточно содержательных  образцов педагогической деятельности. Но по опыту видно, что не каждый образец имеет практическую ценность.

Чтобы пополнить наше с вами мастерство,  теоретический и практический багаж знаний в области современных подходов  - предлагаю поговорить о методе «Ментальных карт» в образовательном процессе.

СЛАЙД 7

Все мы знаем, что  соответствии с ФГОС  развивающая предметно - пространственная среда групп должна быть максимально насыщена макетами, схемами, алгоритмами которая максимально сказывается на познавательном, речевом, социально  - коммуникативном развитии детей.

Ментальные - карты "представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени". Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями области, которую мы рассматриваем.

СЛАЙД 8

Основателем представленного метода «ментальных карт» в 60-70г. 20 века является английский психолог, известный лектор, писатель, консультант специалист по вопросам развития интеллекта, психологии обучения и проблем мышления  - Тони Бьюзен.

СЛАЙД 9

В чем же полезность этих  ментальных карт?

1.        Это наглядность. Вся изучаемая проблема оказывается на одном листе и ее можно окинуть одним взглядом. Карты ярки, привлекательны, поучительны.

2.        Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга использование образов, цвета интеллектуальная карта легко запоминается.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

- Обратите внимание перед вами лежат белые листы бумаги и различные наборы цветных картинок, карточки по определенным темам:

  • («Мой город» - транспорт, достопримечательность, мой дом – моя семья;
  • «Осень» - приметы осени, что нам осень подарила (овощи и фрукты, ягоды, грибы), домашние и дикие животные осенью, как хлеб пришёл на стол) .

- Давайте,   вместе  определим,  как же можно использовать эту наглядность в работе с детьми?

(Педагоги думают и делают выводы)

- А теперь с помощью этих картинок и других подручных средств попробуем составить «Ментальную карту» на тему: «Мой город» или «Осень»  на большом формате бумаги.  У нас получится  визуальный, целостный образ рассматриваемой проблемы.

Составление интеллект-карты предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).

1. Лист предпочтительно располагать горизонтально: так отводится больше места под рисунок, что позволит его расширять и модернизировать.

2. В центре страницы помещается и графически акцентируется главная идея.

3. С помощью разноцветного выделения из «главной идеи» выводятся линии (ветви), каждая из которых соответствует определённому фрагменту рассматриваемой темы.

4. На крупных ветвях помещаются более мелкие, соответствующие рассматриваемым в теме ветви деталям.

5.  Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы. Для этого нужно просто добавлять всё более мелкие веточки к общему «дереву» карты.

6. Именно в этом и заключается движение от общего к частному: в центре находится общее – тема (её сразу видно), а во все стороны от этой ключевой записи идут более мелкие темы и данные по мере уменьшения их общности.

 7. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными рисунками и собственными символами (правое полушарие в своей деятельности ориентируется не на слова, а в основном на образы, пространственные структуры). Различными стрелочками показываются связи между понятиями.

8. Кроме этого карты легко поддаются расширению, мобильности и модернизации, реализуя принцип движения от общего к деталям. Их можно легко и быстро повторять, что способствует прочному закреплению материала в памяти.

Метод интеллектуальных карт полезен в любой сфере жизни, где требуется развивать и совершенствовать интеллектуальные способности личности и решать разнообразные задачи и проблемы, которые ставит перед нами жизнь.

Разумеется, педагог сам предварительно составляет интеллектуальные карты по теме занятия, затем в ходе исследования-беседы ребенок открывает или зарисовывает соответствующую картинку или символ для обозначения понятия или представления. Таким образом, ребёнок является активным участником процесса осмысления и создания интеллект-карты, усваивает новый метод познания, который он может перенести на любые другие жизненные ситуации.

Для удобства, а так же планомерной и системной работы, предлагаю  осуществлять проектную  деятельность в ДОУ через ментальные карты.

Проектная  деятельность в ДОУ через ментальные карты

Основываясь на личностном подходе к обучению и воспитанию, проектная деятельность развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Она дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему в дальнейшем успешно адаптироваться в изменившейся ситуации школьного обучения.

В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Достоинства проектной деятельности:

•        Воспитанники ДОУ  видят перед собой конечный результат — вещь, которой могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в нее свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.

•        Позволяет выявить и развить творческие возможности и способности дошкольников, научить решать новые нетиповые задачи, выявить качества  и способности детей.

•        Помогает  воспитаннику   самоопределиться — именно при выполнении творческого проекта дети  задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо еще успеть сделать и чему научиться.

•        Учитываются индивидуальные способности воспитанников.

•        Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, ответственность за совместную работу, желание помочь другим, умение работать в команде и доводить до конца начатое дело.

В завершении нашей встречи хочу поделиться с вами одним мудрым высказыванием: «Если у Вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет две идеи». (Б.Шоу)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к экологическому образованию детей дошкольного возраста. Организация работы в МБДОУ по экологическому воспитанию.

Материал содержит практическое описание форм, методов, приёмов работы по экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста....

«Современные подходы к экологическому образованию в ДОУ в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

«Эффективные формы и методы   экологического образования и воспитания, развития экологической культуры воспитанников  и обучающихся»...

Личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании в современных условиях

Личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании в современных условиях...

«Системные изменения, обеспечивающие современные подходы в дошкольном образовании».

Одним из самых важных моментов является индивидуальный подход к ребёнку, сохранение самоценности дошкольного детства и самой природы дошкольника,  при этом ведущим видом деятельности является игр...

ОПЫТ РАБОТЫ «Современные подходы к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста»

Данный опыт работы будет полезен педагогам, в котором представлен диапазон конспектов непосредственно-образовательной деятельности, консультаций для родителей по экологическому воспитанию детей, а так...

Презентация опыта работы: «Современные подходы к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста»

Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одна из главнейших задач государства - рационально использовать природные ресурсы не только в и...

Сообщение к презентации опыта работы: «Современные подходы к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста»

Экологическое воспитание дошкольников - это не просто дань «модному» направлению в педагогике, это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к не...