Взаимодействие ДОО и семьи в современных условиях
статья

Трусова Елена Львовна

Статья раскрывает направления. принципы и формы взаимодеиствия ДОО и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие ДОО и семьи в современных условиях

В соответствии со стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р, одним из направлений развития воспитания является развитие социальных институтов воспитания.

Многочисленные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, убедительно показали,  что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых  по-своему дает ребенку социальный опыт,  но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Главной чертой семейного воспитания считается его эмоциональный, интимный характер, основанный на родственных чувствах и выражающийся в любви к детям.

Стойкость, постоянство воспитательных воздействий на детей со стороны всех членов семьи – это основные факторы, которые отличают семью от других институтов.

Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. И тут на помощь приходит детский сад.

В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним.

Основными направлениями работы дошкольной образовательной организации с семьей, в соответствии с ФГОС ДО, являются:

1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.

2. Повышение компетентности родителей.

3. Помощь семье в воспитании и образовании ребёнка.

4. Участие родителей в образовательной деятельности ДОО.

Для реализации указанных направлений необходимо учитывать основные принципы сотрудничества с семьёй:

Принцип 1. Понимание педагогами и родителями функций и роли друг друга в воспитании и образовании ребёнка дошкольного возраста. 

Принцип 2. Максимально полное, деликатное изучение семьи воспитанника. 

Принцип 3. Открытость педагога к семье. 

Принцип 4. Активная позиция всех участников: педагог, семья, ребёнок. 

Рассмотрим формы взаимодействия с семьёй, использующиеся в ДОО. Для изучения семей воспитанников используются

1. Письменные формы: 

- анкета «Будем знакомы»; 

- анкета «История моей семьи»; 

- опросник; 

- родительское сочинение; 

- «Неоконченные предложения» и другие. 

2. Устные формы: 

- интервью; 

- беседа; 

- синквейн и другие. 

3. Дистанционно-анонимные: 

- переписка по электронной почте; 

- форум; 

- «Почтовый ящик» и другие. 

4. Наблюдения: 

- ребёнка в разных видах деятельности; 

- семьи в ситуациях совместной деятельности (общение, образовательная, спортивная, досуговая, трудовая, игровая деятельность). 

5. Проективные игровые и рисуночные методики: 

- рисунок семьи; 

- рисунок несуществующего животного; 

- дерево; 

- четыре персонажа; 

- почта; 

- домики и другие. 

Для повышение компетентности родителей в вопросах развития и семейного воспитания ребёнка дошкольного возраста используются:

1. Традиционные фронтальные формы: собрания, консультации, семинары. 

2. Традиционные индивидуальные формы: беседы, консультации. 

3. Интерактивные формы: детско-родительский клуб, родительская школа, конференция, тренинг, деловая игра. 

4. Вовлечение семьи в образовательный процесс: управляющий совет, образовательные проекты, трудовая, конкурсная, досуговая деятельность, акции. 

Указанные формы работы реализуются по двум направлениям: 

1) для массового контингента семей воспитанников; 

2) для дифференцированных групп семей: 

- семьи детей различных возрастных категорий; 

- семьи будущих первоклассников; 

- различные категории неблагополучных семей; 

- семьи детей с поведенческими проблемами; 

- семьи детей с особыми потребностями; 

- семьи одарённых детей; 

- семьи детей, не посещающих ДОУ. 

Как эмпирические, так и научные данные показывают, что сложности в налаживании взаимодействия детского сада с родителями возникают из-за неверной трактовки, а зачастую и из-за недооценки семьёй роли дошкольного учреждения, поэтому одним из важнейших направлений является реклама, подразумевающая пропаганду дошкольного образования, рекламу собственных педагогических кадров и образовательных услуг.  Для этой цели служат:

1. Сайт дошкольного отделения образовательной организации. 

* Страничка группы на сайте ОО: достижения группы; фото- и видеоальбом; информация о мероприятиях; интервью и другие интересные материалы; электронное портфолио педагога. 

2. Выставки результатов воспитательно-образовательной работы: творческие работы; фотоотчёты. 

3. Открытые показы различных видов детской деятельности. 

4. Совместные детско-родительские мероприятия: 

- досуги, спортивные и конкурсные мероприятия; 

- трудовые, благотворительные и другие акции. 

Стремительное развитие информационного общества, появление и широкое распространение технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяют использовать информационные технологии в качестве средства общения, распространения педагогических знаний, консультативной поддержки семьи, а также открытости системы работы образовательного учреждения для родителей. Формы взаимодействия образовательного учреждения с родителями воспитанников посредством использования ИКТ :

- сайт образовательного учреждения;

- вебинар;

- Скайп (Skype);

- блог;

- социальная сеть;

- трансляция (с использованием экранов, светодиодных табло);

- электронная почта;

- Вайбер (Viber);

- WhatsApp.

Таким образом, детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы взаимодействия МАДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО

Семья для ребенка-это источник общественного опыта , здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то до...

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.

В соответствии с законом РФ "Об образовании", ФГОС дошкольного образования приоритетной задачей работы групп детей дошкольного возраста, является "взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного ...

Презентация "Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО"

Слайд 2 Семья для ребенка-это источник общественного опыта, здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое...

Взаимодействие детского сада и семьи в современных условиях

Презентация состоит из трёх частей.В ней представлен  материал о том, как в нашем саду проводится работа с родителями.Надеюсь,что наш опыт пригодится молодым педагогам....

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.

Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества. ...

Методическая разработка на тему: «Семейная гостиная как эффективная форма взаимодействия ДОУ и семьи в современных условиях»

Для того чтобы родители могли не только узнавать о том, чем занимается их ребенок в дошкольном учреждении, но и непосредственно участвовать в совместной с ним деятельности, а...

Методические рекомендации для педагогов "Управление взаимодействием ДОУ и семьи в современных условиях"

Управление взаимодействием дошкольной образовательной организации и семьи в современных условиях....