Программа дополнительного образования
методическая разработка (подготовительная группа)

Травина Татьяна Владимировна

Овладение знаниями и представлениями об искусстве кружевоплетения, формирование первичных практических умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл titul_kruzheva.docx28.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №55 «Кузнечик»

 Программа дополнительного образования

 «Радуга»

для детей 6 - 7 лет.

                                                 

                                      Срок реализации 1 год

                                                           

                                                         

                                                        Разработчик: воспитатель

                   Травина Т.В.

   

                                     

Пояснительная записка

“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.

                                                                                                 (В.А.Сухомлинский)

           К кружевоплетению всегда было особое отношение. Вряд ли найдется человек, который сможет остаться равнодушным, глядя на затейливые узоры русских кружевниц.

Кружевоплетение – это необычное сочетание материалов и инструментов, доступность и простота техники исполнения доступна детям и взрослым. Знакомство с кружевами, новыми материалами, инструментами, удовлетворяет у детей исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки, позволяет детям дошкольного возраста достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, приобщает детей к истокам русских традиций.

Цель программы:

 Овладение знаниями и представлениями об искусстве кружевоплетения, формирование первичных практических умений и навыков.

Задачами являются:

– изучение народных художественных традиций русского кружевоплетения и создание на их основе новых декоративных образов;

 – формирование специальных навыков кружевоплетения, развитие на их основе эстетического вкуса и образного мышления;

 – формирование средствами кружевоплетения духовной культуры воспитанников и приобщение их к миру искусства;

– развитие творческой индивидуальности воспитанников;

– развитие зрительной и вербальной памяти, представления и воображения детей.

Методы и приемы

Для достижения поставленной цели и реализации задач используются следующие методы и приемы:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический;

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Программа предусматривает последовательное усложнение заданий.

Новизной и отличительной особенностью программы по развитию у детей 5-7 лет художественно – творческих способностей в деятельности кружевоплетения, является то, что она носит возрождения традиций и приобщение детей к истокам русской культуры и рукоделия. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества.

Данная деятельность рассматривается, как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

Принципы, лежащие в основе программы 

  1. Принцип развивающего взаимодействия педагога и ребёнка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.
  2. Принцип воспитывающего обучения. Основной задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют  развитие творческих способностей детей.
  3. Принцип гуманизации, предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.
  4. Принцип индивидуальности. Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.
  5. Принцип природосообразности - адекватность методики возрастным особенностям детей с использованием игровых ситуаций.
  6. Принцип сотворчества, сотрудничества воспитателя и детей, обеспечение условий, при которых ребенок не боится высказывать свои мысли, чувства.
  7. Принцип стимулирования активности, самостоятельности, творчества.
  8. Принцип систематичности, так как только в системе может быть достигнуто точность восприятия;
  9. Принцип длительности.

Планируемые результаты освоения программы:

  • овладение приемами и техниками кружевоплетения;
  • обострение тактильного восприятия;
  • концентрация внимания;
  • повышение уровня воображения и самооценки.
  • расширение и обогащение художественного опыта.
  • формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
  • активность и самостоятельность детей;

Кроме того, дети научатся:

  • подбирать материал (нитки) в соответствии с заданным сколком; копировать образцы старинных кружев;
  • составлять сколки несложных многопарных, сцепных, счётных кружев;
  • анализировать характерные особенности рисунков основных техник плетения;
  • разбирать различать такие понятия, как «Живопись», «Рисунок», «Композиция»
  • соблюдать технику безопасности при работе с булавками, крючками, ножницами.

Содержание программы

Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

Речевое развитие предполагает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; знакомство со специальной книжной  и иллюстрационной литературой

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту.

В программу включены занятия теоритического и практического плана.

       При вхождение в тему проводится теоритическое занятия с использование видеороликов, презентаций, показы образцов, чтение сказок, беседы. В занятия практического плана входят отработка полученных знаний и самостоятельная работа.

Раздел 1.

       Краткий историко-художественный обзор развития кружевоплетения. Общие понятия о кружеве. Способы получения переплетений: вышивание, шитье, плетение, узловязание, петлеобразование. Знакомство с историей русского коклюшечного кружева. Знакомство с традиционным оборудованием и материалами кружевоплетения.. Подготовка инструментов и оборудования к работе. Общие понятия о материалах и их свойствах: льна, шелка, хлопка.

Раздел 2.

      Общие понятия об элементах и приемах плетения. Сколок. Формирование основных навыков плетения кружев. Знакомство с простейшими сколками кружев. Основные элементы и приемы плетения. Общие понятия об основных элементах и приемах плетения. Плетешок – один из основных элементов кружева. Формирование навыков плетения плетешков, плетение плетешка из цветных ниток, полотняка без перевивов.

Раздел 3.

      Овладение навыками плетения простых решеток в полный заплёт и в ползаплёта. Практические занятия по формированию навыков выполнения полотнянки из толстых цветных нитей, самостоятельная практическая деятельность: плетение полотнянки из цветных ниток и др.

Учебный план и календарно - тематическое планирование

Наименование темы

               Количество часов

теория

практика

месяц

Раздел 1 Из истории развития кружевоплетения

1.1.

 

Краткий обзор развития кружевоплетения

Видеоролик, сказка, беседа

1

октябрь

1.2

Знакомство с традиционным оборудованием и материалами коклюшечного кружевоплетения

1

октябрь

Раздел 2. Многопарное кружево

2.1.

Общие понятия об элементах и приемах плетения. Сколок

1

2

октябрь

Основные элементы и приёмы плетения

1

3

Ноябрь

Основные элементы плетения. Плетешок

1

3

ноябрь

Полотнянка без перевивов

1

3

декабрь

Простые решетки парного кружева.

1

3

декабрь

Сетка

1

3

декабрь

Рисунок и сколок парного кружева

1

3

январь

Приёмы соединения решеток парного кружева с сеткой и полотнянкой

1

3

январь

Плетение оплета салфетки.

1

3

февраль

Раздел 3. Сцепное кружево

Рисунок и сколок сцепного кружева

1

3

февраль

Вилюшка – основа сцепного кружева

1

3

март

Простая решетка сцепного кружева (на 2 пары)

1

3

март

Копирование готовых сколков. Основы работы с ними

1

3

Март/апрель

Плетение мелких сувениров по готовым сколкам

2

6

Апрель/май

17

45

                                                  Итого:

                 62 занятия

Нагрузка

Продолжительность занятий

2 раза в неделю

30 мин

Методическое сопровождение:

- учебно-методического комплекта: - конспекты занятий

- пособия и альбомы по кружевоплетению;

- энциклопедия,

- видеоматериал о региональных ремеслах, наглядные пособия и образцы кружев.

Материально-технических условий реализации программы:

      Помещение для дополнительного образования, магнитная доска, столы, набивные подушки, коклюшки, альбомы по художественным промыслам, иллюстрации, образцы кружев, компьютерные презентации по этапам работы, видеофильмы, ноутбук, мультимедийное оборудования.

Мониторинг овладения материалом.

       Текущий мониторинг – наблюдение осуществляется педагогом практически на всех занятиях. В качестве средств мониторинга усвоения материала программы предусмотрено введение системы значков (наклеек) за практическую работу и ответы детей. Итоговый мониторинг проводится в форме просмотра сформированных практических умений и полученных представлений о кружевоплетении. Итоговое мероприятие – выставка детских работ.

Взаимодействие с семьями воспитанников 

Взаимодействие с семьями воспитанников осуществляется по следующим направлениям:                                                                                                                    

родительские собрания;                                                                                                    

открытые показы воспитательно-образовательного процесса;  

проведение совместных мероприятий (выставки, факультативные занятия совместно с родителями);

информационные стенды для родителей, буклеты.

Все это помогает сделать родителей своими союзниками и единомышленниками в развитии творческого потенциала детей.

Использованная литература:

  1. Плетение на коклюшках. 85 узоров с пошаговыми описаниями и схемами. Базовый курс.  
  2. Год выпуска 2018 . Издательство Контэнт.
  3. Ефимова Л.В., Белогорская P.M. Русская вышивка и кружево. - М., 1972
  4. Лукашева Р.А. Русское кружево. - М., 1998 7.
  5. Шенер Ф. Кружево. Технология ручного изготовления. - М., 1990
  6. Белозерова И.Е., Блинова Л.И. Русское кружево: Школа плетения на коклюшках. – М., 2005 г.
  7. Приходько Е.Н., Юрьева Н.Н. Плетение кружев на коклюшках. – Калининград, 1998

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»

Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...