Выступление на Фестивале педагогических идей по теме «СКАЗОЧНЫЕ ЛАБИРИНТЫ ИГРЫ Технология развивающего обучения В.В. Воскобовича»
методическая разработка (старшая группа)

Сурогина Алефтина Владимировна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Выступление на семинаре98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №38»

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на Фестивале педагогических идей

по теме

«СКАЗОЧНЫЕ ЛАБИРИНТЫ ИГРЫ

Технология развивающего обучения В.В. Воскобовича»

Воспитатель МБДОУ №38

Сурогина Алефтина Владимировна

г. Солнечногорск

26.01.2018 г.

Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию игровую технологию интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры», которая  представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию определенного сюжета с использованием развивающих игр Воскобовича.

Толчком к изобретению игр послужили собственные дети. Они родились у инженера-физика Вячеслава Воскобовича в эпоху Перестройки. В стране уже активно велись разговоры об альтернативной педагогике. Воскобович обращается к творческому опыту Никитина и Зайцева и приходит к твердому решению, создать что-то свое, отличное от других. Так появляются его первые уникальные разработки - игровые пособия "Геоконт", "Игровой квадрат", "Цветовые часы".

С каждым годом их становилось все больше - "Прозрачный квадрат", "Прозрачная цифра", "Домино", "Планета умножения", серия "Чудо-головоломки", "Математические корзинки". Вместе с изобретением новых игрушек, Воскобович начинает придумывать им необычную, "сказочную" огранку - своеобразное методическое сопровождение, которое со временем вырастает в целую игровую технологию "СКАЗОЧНЫЕ ЛАБИРИНТЫ ИГРЫ".

Особенности развивающих игр Воскобовича.

Развивающие игры Воскобовича имеют ряд особенностей:

  1. Широкий возрастной диапазон участников игр. С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и семи лет, а иногда и ученики средней школы. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.
  2. Многофункциональность развивающих игр Воскобовича. С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет или форму; учиться считать, ориентироваться в пространстве; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
  3. Вариативность игровых заданий и упражнений. К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.
  4. Творческий потенциал каждой игры. Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым.

Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».

Методический материал   к играм Воскобовича–

СКАЗКИ ФИОЛЕТОВОГО ЛЕСА.

К развивающим играм Воскобовича разработано методическое сопровождение в виде сказок Фиолетового Леса. Фиолетовый Лес представляет собой некое сказочное пространство, в котором каждая игра имеет свою область и своего героя. Например, «Волшебная восьмерка» - это арена Цифроцирка и знаменитый фокусник Филимон Коттерфильд. «Чудо-соты» - это Чудо-острова, Пчелка Жужа и ее друзья, «Геоконт» - Чудесная Поляна Золотых Плодов, Малыш Гео, Ворон Метр и Паук Юк.

Ребенок, слушая сказку, становится действующим лицом событий, «проживает» таинственные и веселые сказочные приключения, преодолевает вместе с героем совсем не сказочные препятствия, добивается успеха. Одновременно он знакомится с игрой, отвечает на поисковые вопросы, решает интеллектуальные задачи, выполняет творческие задания.

Сказка-методика представляет собой модель опосредованного обучения. Дети с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка, не изучают дроби, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты «Чудо-Цветика».

Решение образовательных задач в играх Воскобовича.

По решаемым образовательным задачам все развивающие игры Воскобовича можно условно разделить на три группы:

1. Игры, направленные на логико-математическое развитие. Целью этих игр является развитие мыслительных операций, а игровыми действиями - манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов.

2.Игры с буквами, звуками, слогами и словами. В этих играх ребенок решает логические задачи с буквами, путешествуя по лабиринтам, составляет слоги и слова, занимается словотворчеством. В результате, процесс сложного обучения чтению превращается в занимательную игру.

3.Универсальные игровые обучающие средства. Они могут быть материалом для игр детей и дидактическими пособиями на различных занятиях. Игровые обучающие средства создают комфортные условия для работы педагога и доставляют удовольствие детям.

Содержание технологии «Сказочные лабиринты игры».

Эффективное развитие психических процессов внимания, памяти, воображения, мышления, речи и раннее творческое развитие детей дошкольного возраста являются содержанием технологии «Сказочные лабиринты игры».

Эффективное развитие интеллекта детей дошкольного возраста.

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладываются в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения. Это обусловлено тем, что у детей раннего и дошкольного возраста совершенствуется работа всех анализаторов, осуществляется формирование и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и движениями рук.

Бытует мнение, что сензитивность дошкольного возраста предопределяет самостоятельное становление познавательных процессов, и вмешиваться в процесс развития совсем не обязательно. Разработаны и доказаны на практике теории, утверждающие, что психические процессы можно тренировать и совершенствовать через организованную по особым правилам внешнюю деятельность. Развивающее обучение способствует не только психическому развитию, но и ускоренному созреванию мозга, совершенствованию его функций. Если удается найти ключ к управлению развитием мышления ребенка-дошкольника, то открываются возможности для совершенствования всех познавательных процессов.

Интеллектуальные способности у детей дошкольного возраста развиваются лучше, если придерживаться в работе, как считают психологи, принципа высокого уровня трудности. Когда перед ребенком не возникает препятствий, которые могут быть им преодолены, то их развитие идет слабо и вяло.

Значительное влияние на психическое развитие оказывают и продуктивные виды деятельности. Благодаря им происходит переход от предметного, внешнего уровня восприятия к смысловому, развивается ручная умелость.

Технология «Сказочные лабиринты игры» - это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста с поэтапным использованием игр и постепенным усложнением образовательного материала.

Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Интенсивному развитию способствует и продуктивная деятельность, осуществляемая в «зоне ближайшего развития». В каждой игре ребенок всегда получает какой-то «предметный» результат. Интеллектуальные разноплановые задачи, вопросы, упражнения направлены на использование различных видов мышления - наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического.

Принцип постепенного и постоянного усложнения материала, а также конструктивные особенности игр послужили основанием для объединения их в комплекты. Каждый комплект имеет двойное название. Одно отражает конструктивные особенности игр или повторяет название ведущей игры в этом комплекте. Второе является образным и связано с сюжетом сказок Фиолетового Леса.

Большую роль в будущей жизни ребенка-дошкольника играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Они инициативны, проявляют интерес ко всему новому и необычному, успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя, тем не менее, личную независимость суждений и действий.

Как показывают исследования психологов, креативность имеет пик в возрасте от 3,5 до 4,5 лет и впоследствии возрастает только в первые три года школьного обучения. Развитие творчества не происходит само, а требует создания определенных физических и психологических условий.

Все обучение по технологии «Сказочные лабиринты игры» осуществляется в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности - игре. Достоинства игровой деятельности известны всем. В процессе игры развиваются целеполагание, планирование, умение анализировать результаты, совершенствуется воображение, символическая функция сознания, формируется внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам процесс игры.

Обучающая задача, поставленная в игровой форме, более понятна и доступна для ребенка дошкольного возраста. В ситуации развивающей игры возникает внутренняя необходимость приобретения новых знаний и способов действий. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.

Развивающие, учебно-дидактические игры делают учение интересным занятием для малыша, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Общение со взрослым в игре, окрашенное положительными эмоциями, выполнение интересных заданий, яркое, красочное оформление игр делает пребывание ребенка в дошкольном учреждении радостным.

Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает условия для его личностного развития. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности. Как правило, игры не оставляют взрослых равнодушными зрителями и дают импульс к творческим проявлениям.

Игру существенно дополняет сказка. Она вводит ребенка в «необыденный» мир возможностей и замыслов, заставляет содействовать и сопереживать героям и событиям. Сказки-методики содержат игровое обозначение понятий, дополнительную игровую мотивацию, помогают взрослому организовывать ненавязчивое обучение детей дошкольного возраста в развивающей игре.

Задачи технологии

Технология решает следующие задачи:

1.  Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.

2.  Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.

3. Развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).

. 4. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.

5.  Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений.

6.  Построение педагогического процесса, способствующего интеллектульно-творческому развитию детей в игре.

Структура технологии

Технология представлена серией книг.                                        

Книга «Сказочные лабиринты игры». В ней содержатся концептуальные положения технологии, рекомендации по организации педагогического процесса, конспекты логико-математических игр и интегрированных игровых занятий, сценарии совместной деятельности детей и взрослых. В книгу включены материалы, позволяющие сформировать развивающую среду: комплектация игрового оборудования для каждой возрастной группы, перечень сказочных названий комплектов и имен соответствующих персонажей.

Технология «Сказочные лабиринты игры» разработана на основе идей интегративно-гуманитарного подхода в соответствии с целями и задачами комплексных образовательных программ «Детство», «Воспитание и обучение в детском саду». Поэтому в таблицах «Решение образовательных задач в играх» указаны задачи речевого и математического развития детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста и их решение с помощью игр Воскобовича. В отдельной таблице представлен перечень психических процессов, которые интенсивно развиваются при помощи авторских развивающих игр. Педагог, планируя учебно-воспитательную работу, определяет задачи, содержание развития ребенка и с помощью таблиц выбирает игры, направленные на решение этих задач.

Книги «Развивающие игры и пособия». Методический материал разработан к каждому игровому комплекту. Книги так и называются: «Геоконт», «Игровой квадрат», «Прозрачный квадрат» и т.д. В них описаны особенности игр, указано их значение для развития и образования детей, определены нюансы восприятия игр дошкольниками разного возраста. Методический материал к развивающим играм представлен в виде сказочного сюжета с системой постепенно усложняющихся поисковых, творческих вопросов и игровых заданий. Предлагаемый сюжет, если в этом есть необходимость, можно изменить. Изменения могут проходить как по сюжетным линиям, так и по содержанию заданий и упражнений.

Методический материал может быть основой для любого конспекта занятия, сценария совместной игровой деятельности или развлечения.

В том случае, если дети легко справляются с заданиями, им предлагаются более сложные упражнения и задачи. Это необходимо для поддержания детской деятельности в зоне «оптимальной трудности».

Работу по технологии «Сказочные лабиринты игры» можно начинать с любого возраста дошкольного детства. Для реализации принципа постепенного усложнения детям сначала необходимо освоить материал, предназначенный для младшего возраста.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

«Сказочные лабиринты игры» - это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно - задача достаточно сложная.

Для эффективного решения образовательных задач по технологии «Сказочные лабиринты игры» очень важно оснастить группу детей хотя бы одним комплектом игр и игровых пособий. Состав комплекта зависит от возраста ребенка и этапа работы, рассчитан на 8-10 детей и подходит для подгрупповых занятий.

В условиях учреждения все игры и пособия концентрируются в одном месте - «интеллектуально-игровом центре». Один из вариантов оформления «центра» - объемный или плоскостной Фиолетовый Лес, «населенный» персонажами сказок-методик к развивающим играм Воскобовича. Фиолетовый Лес - это своего рода виртуальный, несуществующий мир, и его внешний вид зависит от фантазии и творчества взрослого. Фиолетовый Лес можно сделать из фанеры, ковролина, пенопласта, нарисовать на ткани или стене. Важно, чтобы при этом реализовался принцип функциональности. По сути, Фиолетовый Лес - это сенсомоторная зона, в которой ребенок активно действует с развивающими играми в горизонтальной плоскости или прикрепляет к вертикальной стене, реализуя свои творческие замыслы. Сказочность развивающей среды способствует релаксации детей, создает дополнительную игровую мотивацию. Коврограф «Ларчик» может и не быть «частью» Фиолетового Леса, но в любом случае он размещается в хорошо освещенном, удобном для детей и взрослых месте.

Развивающая среда - это не только обеспечение детей материалами для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними. Интеллектуально-творческому развитию детей способствует и атмосфера в коллективе. Как кружево из тоненьких ниточек, она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребенок знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и чувства внутренней раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.

Развивающая среда.

Технология «Сказочные лабиринты игры» включает различные формы организации детского коллектива - логико-математические игры; интегрированные игровые занятия; совместную игровую деятельность малышей и взрослых, детей и родителей; самостоятельную игру детей.

Виды занятий регламентируются содержанием комплексной программы, реализуемой данным учреждением. Развивающие игры Воскобовича выполняют роль дидактического материала на них и легко вписываются в любую форму планирования. Наилучший результат в развитии и образовании детей дает использование технологии «Сказочные лабиринты игры» в разделах образовательной программы, направленных на развитие познавательных способностей, математических представлений, экологическое образование, ознакомление с предметным миром и конструирование.

Совместная игровая деятельность детей и взрослых планируется в разделах «Развивающие, дидактические, конструктивные игры» по месяцам и кварталам учебного года с учетом принципа постепенного и постоянного усложнения.

Усложнение игрового материала идет по трем направлениям:

1.  Выбор игры, соответствующей интересам и возможностям ребенка в данный период.

2. Подбор соответствующих заданий к игре.

3. Постепенное использование всех игр комплекта.

Этапы освоения

игр детьми и роль взрослого на каждом из них.

Первый этап. «Квадрат Воскобовича» (двухцветный), «Чудо-головоломки», «Чудо-головоломки» Ларчик, «Коврограф «Ларчик», «Игровизор», «Математические корзинки», «Шнур-затейник», «Фонарики», «Логоформочки 3», «Лепестки».

Эти игры являются яркими, красочными и состоят из большого количества достаточно простых игровых заданий и упражнений. На данном этапе особая роль в организации игровой познавательной деятельности отводится взрослому. Он знакомит детей с персонажами сказок и образной терминологией, подбирает игровые задания в зависимости от возможностей и интересов ребенка, играет и занимается вместе с ними.

Второй этап. «Квадрат Воскобовича» (четырехцветный), «Прозрачный квадрат», «Прзрачная цифра», «Геоконт», «Игровизор», «Коврограф «Ларчик», «Шнур-затейник», «Волшебная восьмерка 1, 3», «Теремки Воскобовича», «Планета умножения», «Логоформочки 5», «Кораблик «Брызг-Брызг», «Математические корзинки», «Счетовозик».

На этом этапе дошкольники осваивают основные игровые приемы, приобретают навыки конструирования, а затем выполняют задания, требующие интеллектуального напряжения, волевых усилий и концентрации внимания.

Игровые умения детей совершенствуются в творческой деятельности - как самостоятельной, так и совместной с детьми и взрослыми. Взрослый побуждает детей к обогащению игрового содержания, придумыванию названий, сказочных сюжетов, конструированию новых фигур, узоров, предметных форм и т.д. Общение в играх со сверстниками способствует социально-личностному развитию дошкольника.

Третий этап. «Змейка», «Геовизор», «Прозрачная цифра», «Иг-ровизор», «Волшебная восьмерка 2», «Конструктор букв», «Теремки Воскобовича», «Читайка на шариках», «Планета умножения», «Домино», «Счетовозик», «Парусник», «Ромашка», «Яблонъка», «Снеговик», «Коврограф «Ларчик», «Кораблик «Брызг-Брызг», «Логоформочки 5», «Логоформочки» Ларчик.

На этом этапе больше внимания уделяется развитию творчества и самостоятельности. Дети без помощи взрослых изобретают игровые задания и упражнения, предлагают новые решения предложенных задач, придумывают и конструируют предметные формы, составляют к ним схемы. Взрослым создается творческая атмосфера, поощряется и поддерживается детская инициатива, рассматриваются любые предложения детей.

Если игра нравится ребенку и служит материалом для проявления творчества, то малыш может с ней заниматься на всех этапах. Переходить с одного этапа на другой лучше постепенно, учитывая особенности восприятия материала детьми, уровень их развития, интерес и потребности.

Формы организациидетской деятельности.

1.Логико-математические игры.Организовывать и проводить логико-математические игры    можно следующим образом.

Эту игру характеризует единый динамичный сюжет с наличием интриги и логично выстроенной мотивацией, побуждающей ребенка к действию или самостоятельному решению задачи.

Вопросы, задания ставит не взрослый, а сказочный герой, которому по сюжету необходимо решить какую-либо проблему. Ребенок, как правило, является активным участником игры, а не просто слушателем, отвечающим на поставленные вопросы.

Для организации такой логико-математической игры можно использовать сказки-методики Фиолетового Леса. Педагог может проявить творчество и адаптировать известные сказки, например, вложить игровой квадрат в руки Незнайки. Сюжет логико-математической игры может включать одну игру, особенно на этапе первого знакомства с развивающими играми, или комбинировать большое количество игр с небольшим набором игровых заданий, упражнений и интеллектуальных задач для каждой, особенно на этапе, когда дети давно играют и хорошо знают все игровые упражнения.

Логико-математические игры можно проводить и в виде викторины, особенно в старшем дошкольном возрасте.

2. Интегрированные игровые занятия. Интеграции поддаются следующие виды деятельности: развивающие игры плюс математика и экологическое образование, развивающие игры плюс развитие речи и математика, развивающие игры плюс математика и предметный мир и многое другое. Развивающие игры добавляют в эти виды занятий действия с реальным результатом и игровую мотивацию.

Взрослый на таких занятиях выступает в роли организатора поискового процесса, активизирующего память, восприятие, воображение, разные формы мышления ребенка, часто являясь партнером по игре. Перед ребенком необходимо ставить вопросы и задания, которые побуждают его не только к четкому выполнению заданных упражнений, но и к придумыванию своих задач, поиску новых решений, приучая таким образом к самостоятельности.

3. Совместная игровая познавательная деятельность. Совместная деятельность педагога и детей - это еще одна форма организации детской деятельности, которой следует уделять достаточно много времени в педагогическом процессе. Расстановкой различных акцентов для детей и взрослых совместная игровая познавательная деятельность и похожа на занятие, и отличается от него. Взрослый, точно так же как на занятии, решает задачи развития и образования детей дошкольного возраста, а ребенок просто играет. Давайте попробуем проанализировать, чем же совместная игровая деятельность может отличаться от занятия.

  • Перед занятием детей всегда четко ориентируют, что они будут делать, например: «Мы сегодня с вами будем заниматься». Совместная игровая деятельность начинается спонтанно для ребенка. Кто-то увлеченно играет, кто-то рисует, кто-то рассматривает книжку. Появляется, например, персонаж, который привлекает внимание детей и предлагает рассказать сказку. При этом напоминает, что игрушки, карандаши, книжки лучше убрать на место. Или другой способ - воспитатель берет игру, садится за детский столик и начинает играть.

  • Во время занятия взрослый ведет детей за собой, ставит перед ними вопросы, задачи, всех привлекает к их решению. В совместной игровой деятельности взрослый - это партнер по игре, в процессе которой идет живая беседа и создается атмосфера творчества, самостоятельности и определенной свободы. Представьте себе такую ситуацию. Дети играют - помогают персонажу строить дом. После этого по сценарию нужно идти сажать цветы. Но вдруг неожиданно кто-то из малышей просто наотрез отказывается идти со всеми. Ему хочется пристроить к дому забор. Если идет занятие, то малыша как правило привлекают к решению другой задачи и предлагают достроить забор потом. Во время совместной игровой деятельности малышу предоставляют эту возможность. Через какое-то время ребенок обязательно присоединится к остальным детям.

  • И, наконец, завершение совместной игровой деятельности и занятия. Занятие заканчивается тем, что взрослый подводит итог (как дети вели себя, что узнали нового, кто из детей отличился). Совместная игровая деятельность плавно перетекает в самостоятельную игровую деятельность. Персонаж прощается и уходит, оставляя детей за игрой.

При организации совместной игровой деятельности возможна интеграция различных игр: например, театрализованной и развивающей, оригами и развивающей.

Совместная игровая деятельность детей со сверстниками необходима для личностного развития дошкольников. В ней воспитывается умение действовать согласованно, соблюдать очередность действий, проявлять выдержку и готовность к сотрудничеству. Совместные игры часто возникают спонтанно, и взрослому остается только их стимулировать и поощрять, пресекать возникновение конфликтов.

Совместные игровые мероприятия детей и родителей помогают родителям понять важность игрового обучения детей дошкольного возраста, побуждают принять участие в воспитании детей в школьном учреждении.

  1. Самостоятельная игровая деятельность. Этот вид деятельности чрезвычайно важен для развития ребенка. В самостоятельных играх тренируются умения, совершенствуется ручная умелость и интеллект, и самое главное, появляется неограниченная возможность придумывать и творить.

Диагностика.

Качественная реализация технологии «Сказочные лабиринты игры» невозможна без определения уровня развития детей. Рекомендуется диагностика психологическая, которая поможет определить уровень интеллектуального развития детей. Ее проводит психолог при помощи классических, адаптированных к дошкольному возрасту тестов (Векслера, Бене-Термена и др.). Не менее важна и диагностика педагогическая, которая показывает качество освоения детьми образовательного материала комплексных или парциальных программ. Например, можно провести «диагностическое» занятие. Предположим, вы развивали и обучали малышей по технологии «Сказочные лабиринты игры» в течение двух недель. Решали следующие задачи - знакомили детей со свойствами предметов (цвет, форма, размер), играли с «Квадратом Воскобовича», «Прозрачным квадратом», «Чудо-крестиками», «Разноцветными веревочками». В конце второй недели проводится занятие, на котором задачи останутся теми же, но пособия будут уже другими: развивающие игры Никитина, Монтессори, учебно-дидактические тетради. Если дети хорошо освоили образовательный материал, то произойдет перенос представлений и умений.

ИГРОВОЙ КВАДРАТ

"Игровой квадрат" представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных на гибкую основу с двух сторон. Благодаря такой конструкции квадрат легко трансформируется, позволяя конструировать как плоскостные, так и объемные фигуры. В сказке "Тайна Ворона Метра" квадрат оживает и превращается в образы: домик, мышку, ежика, башмачок, самолетик и котенка. Двухлетние малыши с помощью взрослого складывают домик с красной или зеленой крышей, конфетку. Более взрослые дети осваивают алгоритм конструирования, находят спрятанные в "домике" геометрические фигуры, придумывают собственные предметные силуэты.

Игры с "Квадратом Воскобовича" развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать, творчество. 

Игры с геометрическими фигурами способствуют успешному освоению детьми эталонов формы. Выполняя игровые задания, ребёнок учится считать, отсчитывать нужное количество, знакомится с пространственными отношениями и величиной. Составление одной фигуры из нескольких помогает понять ребёнку-дошкольнику соотношение целого и части.

Сортировка прозрачных пластинок тренирует внимание. Конструирование различных фигур развивает мышление, совершенствуется память и воображение.

Игра предоставляет огромные возможности детям и взрослым для реализации собственных творческих идей.

ПРОЗРАЧНЫЙ КВАДРАТ.

Методическая сказка «Нетающие льдинки Озера Айс» – важная составляющая часть игры. Сказочная история Малыша Гео служит прекрасной мотивацией для выполнения ребёнком различных интеллектуальных задач и, одновременно, является материалом для развития речи.

  • при складывании квадратов пластинки накладываются друг на друга всей плоскостью.
  • При наложении пластинок друг на друга не допускается совмещение (пересечение) цветных элементов.

ШНУР-ЗАТЕЙНИК

С помощью шнура-затейника вы сможете проводить своеобразные «графические диктанты». «Шаг» влево, вправо, вниз, вверх, и на игровом поле появляются разноцветные дорожки и узоры, оригинальные изображения из шнура.

В играх у ребёнка развиваются психические процессы внимания, мышления, памяти, воображения и мелкая моторика. С помощью шнура на игровом поле легко «вышиваются» буквы и несложные слова. Разноцветными шнурами можно «написать» цифру и легко превратить её в другую, складывать и вычитать, решать примеры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на окружном Фестивале педагогических идей на тему «Применение проектной технологии в экологическом воспитании детей».

Доклад воспитателя по экологическому воспитанию детей с применением проектной технологии...

Выступление на педсовете. Тема: «Сказочные лабиринты игры Воскобовича» (по игре «Чудо - соты»)

Выступление на педсовете. Тема: «Сказочные лабиринты игры Воскобовича» (по игре «Чудо - соты»)...

Выступление на фестивале педагогических идей «Грани профессионального мастерства», в номинации «Мое авторское пособие»

                      Лэпбук - сравнительно новое средство обучения, которое соответствует новым требованиям и целям обучения и воспи...

Творческий проект на тему «Сказочные лабиринты игры» (игровая технология интеллектуально-творческого развития) (средняя группа)

Цель проекта.  Содействовать гармоничному интеллектуально-творческому развитию дошкольников в максимально комфортной игровой среде с учётом психофизиологических и индивидуальных особенностей...