Инновационный опыт
материал

Кадыркаева Эльвина Айсеевна

«Игра, это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».

                                                                                                     С. Т. Шацкий

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_opyt_kadyrkaevoy_e.a.docx48.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Игра как средство развития дошкольников»

Инновационный опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад  № 3 комбинированного вида»

Кадыркаевой Эльвины Айсеевны

                                              Образование:  высшее МГПИ им. М.Е. Евсевьева,

                                              факультет Педагогики и психологии, 2014 г.

                                              ГБОУДПО(ПК)С МРИО, 2016 г.

                                              Общий педагогический стаж: 4 лет

                                              Педагогический стаж: 4 года

Введение

«Игра, это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».

                                                                                                     С. Т. Шацкий

Актуальность.

В современном обществе проблема социального развития подрастающего поколения является актуальной. Сегодня педагоги и родители очень обеспокоены тем, что же нужно сделать, что бы ребенок стал уверенным, умным, успешным, счастливым и добрым.

С появлением гаджетов, дети стали больше проводить время за компьютерами,  планшетами. И даже лучше, чем взрослые, разбираться в них. Однако, проблема в том, что родители гордятся этим, не понимая новой социальной проблемы.

Ученые и педагоги предупреждают, что компьютеризованный мир сильно влияет на социальное развитие ребенка, на выработку разнообразия чувств по отношению к окружающему миру, потому что основное время дети проводят в виртуальном, а не в реальном мире. Это, в свою очередь, ведет к деградации социальных отношений, коммуникации.

Сможет ли ребенок реализовать свой потенциал и найти свое место в жизни, зависит от его адаптации в мире окружающих его людей. А помочь в этом может игра, в которой он общается с другими, детьми подчиняется определенным правилам.

Именно в игровой деятельности у ребенка формируются первоначальные представления об окружающем мире и социальных отношениях в обществе.        

Основная идея опыта.

На формирование моего опыта работы оказало влияние опыт моих коллег воспитателей и изучение научной и методической  литературы, исследования великих педагогов и психологов.

Ян Амос Каменский  считает игру, необходимой формой деятельности для ребенка. С. Л. Рубинштейн называет игру самой  главной практикой в  развитии ребенка. Значение такой деятельности как игра в том, что она точно соответствует возрасту и интересам ребенка, и включает в себя множество элементов, которые ведут к выработке у ребенка нужных навыков и умений.

Это и стало главной идеей для формирования моего инновационного опыта на тему «Игра как средство развития дошкольников».

На своем опыте, я убедилась, что игра в детском возрасте способствует решению многих образовательных и воспитательных задач, формирует и совершенствует умственные способности, логическую гибкость, развивает социально – коммуникативную активность.

Теоретическая база опыта:

Многие педагоги и психологи считают, что дошкольный возраст является основным периодом для всестороннего развития и воспитания.

Е. И. Тихеева раскрыла особенность роли дидактических игр. Она  считает, что все дидактические игры  развивают у детей самые разнообразные  способности, речь, его восприятие, внимание. Она разработала много дидактических игр, которые до сих пор в своей работе используют педагоги в детских садах.

      В младшем дошкольном возрасте происходит становление ролевого (игрового) действия, в среднем возрасте развивается ролевое поведение, а в старшем дошкольном  возрасте приходит формирование планового начала игрового замысла. На основе педагогических и психологических исследований были разработаны технологии, на которые я опираюсь в своей практике.

  1. Б.Б. Финкельштейн, «Давайте вместе поиграем» Комплект игр с блоками Дьенеша.
  2. На обеспечение теоретической базы наряду с региональной программой «Валдоня», а с 2012 года программой «Мы в Мордовии живем», в своей работе я использую программы, технологии и другие источники по инновационной деятельности:
  3. Игра дошкольника / под  ред. С. Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 1989.
  4. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. М., 1997.
  5. Смирнова Е. И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности. // Дошкольное воспитание, 2002. №4.
  6.  Дыбина О.В. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром».
  7. Жуковская Р.И. «Творческие ролевые игры в детском саду».
  8. Бойченко H. A. и др. «Сюжетно – ролевые  игры дошкольников».
  9. Н.В. Краснощекова «Сюжетно – ролевые  игры для детей дошкольного возраста».

Новизна, творческие находки.

Новизна инновационного опыта в том, что я применяю в своей практике игру как занятие, как развлечение и как познавательную деятельность с детьми.

Технология опыта.

Тема опыта возникла не случайно. В процессе педагогической практике, я заметила, что у детей появляется интерес ко всему новому, неизвестному именно в процессе игры, где они в непринужденной атмосфере делают свои предположения, предложения, подстраиваются под определенные правила игры и т.д.

Поэтому я поставила перед собой цель: использовать игру как средство воспитания и обучения детей.

Для достижения цели определила задачи:

  1. Подобрать игры по возрасту детей
  2. Использовать игру в каждом режимном моменте (на прогулке, на занятие, во время умывания наблюдений и.т. д.)
  3. Проводить занятия – развлечения для закрепления образовательного материала.
  4. Привлечь родителей к сотрудничеству по изготовлению игрушек и игр совместно с педагогами и детьми.

Такая работа позволила развивать ребенка в соответствии с требованиями программы и ФГОС ДО.

Итак, подбирая  игры для своих детей, я учитываю уровень развития каждого ребенка его умственные и интеллектуальные способности и интересы. Стараюсь сделать все возможное, что бы игры имели творческий характер.

      Свою работу с детьми я организую так, что бы подобранный материал был предметом для активных действий детей, создаю детям благоприятные условия для игры. В ходе игры с детьми я стараюсь налаживать  эмоциональные отношения.

Мной создана большая картотека игр и пособий по разным направлениям:

  1. Картотека хороводных игр – «Водят пчелы хоровод», «Затейники», «Карусель», «Солнышко и дождик» и.д.
  2. Картотека  дидактических игр  - «Догадайся, что звучит»,  «Громко - тихо», «Медвежата мед едят», «На прием к врачу» и.д.
  3. Картотека игр для опытно – исследовательской деятельности  с песком: «Угощение для кукол», рисование на мокром песке, опыты: «Тонет не тонет», «Лед и снег», «Чем пахнет» и.д.
  4. Картотека сюжетно – ролевых игр:  «К нам приехал доктор», «Модная прическа», «Поликлиника», «Магазин», «Семья» и.д.
  5. Картотека речевых игр: «Мыши на крыше», «Выдели звук», «Угадай кто кричит», сказка «Поспешили - насмешили», «Громко - тихо», «Не разбуди Катю», «Гудок» и.д.
  6. Картотека по познавательному развитию :  «Во саду ли, в огороде?», «Зеркало», «Поварята», «Найди такой же», «Что в коробке лежит?»; беседы по сюжетным картинкам и.д.
  7. Инсценировки различных сказок:  «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба» и.д.
  8. Картотека развлечений:  «В госте к зайчику», «Угостим мишку медом», «В госте к бабушке в деревню», вечера стихов: «Новогодняя сказка», «9 мая», «Мамочка любимая моя» и.д.

Результативность опыта:

Реальный вклад педагога в дело обучения, воспитание личности.

      Работа с детьми дала положительные результаты. У детей повысился уровень игровой деятельности, они стали больше интересоваться окружающим миром, самостоятельно строить игровой сюжет, прислушиваться друг другу и научились обсуждать замысел игры. У детей развилась фантазия, речь, и появилось уверенность в себе.

Результаты обучения, воспитания и развитие обучающихся воспитанников.

Положительные изменения в развитии детей можно наблюдать по результатам мониторинга.

Анализ мониторинга показал  на начало года:  высокий -42%, средний – 21%, низкий – 37%.  На конец года, высокий – 66%, средний – 19%, низкий – 15%

Доступность и трудности освоение опыта.

      Воспитание ребенка невозможно представит без участия родителей.  Однако наши современные родители уделяют все меньше внимания и времени на развитие своего ребенка. Поэтому я работаю над тем, что бы родители все больше и активнее участвовали в жизни ребенка:

  • Родительские собрания «Роль сюжетно ролевой игры в развитии в социально – коммуникативных навыков детей», «Патриотическое воспитание через национальные игры»
  • Консультации. «Игры для детей 3 – 4 лет», «Роль игры в жизни ребенка»
  • Беседы с родителями.
  • Предлагаю различные совместные игры с детьми. Сюжетно ролевые игры, словестные, логические игры, дидактические.  
  • Организовывала развлечения и досуги с детьми и их родителями в игровой форме. «Мед для мишки», «Светафорчик», «Веселые старты», «Мой веселый звонкий мяч».

      Опытом своей работы я охотно делюсь со своими коллегами. Провожу показ открытых занятий для педагогов  по теме: «Сюжетно – ролевая игра Поликлиника», «В госте к зайчику»

Перспективы применения опыта в массовой практике.

      Опыты моей работы размещены на сайте NS portal.

      Опыт своей работы на тему «Игра как средство развития дошкольников» считаю перспективным, он позволяет формировать у ребенка все необходимые для поступления в школу навыки.  

Литература

  1. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателей дет. сада/ сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. - М.: Просвещение, 1983.-192с.
  2. Запорожец  А. В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: традиции и современность. М.:2002-№4.
  3. Игра дошкольника / под  ред. С. Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 1989.
  4. Менджеритская Д. В. Воспитатель о детской игре. - М.: Просвещение, 1982.
  5. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. М., 1997.
  6. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика - Синтез, 2010.
  7. Смирнова Е. И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности. // Дошкольное воспитание, 2002. №4.
  8.  Дыбина О.В. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром».
  9. Жуковская Р.И. «Творческие ролевые игры в детском саду».
  10. Бойченко H. A. и др. «Сюжетно – ролевые  игры дошкольников».
  11. Н.В. Краснощекова «Сюжетно – ролевые  игры для детей дошкольного возраста».

 12. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры

 13. З.А. Михайлова «Активизация мыслительной деятельности ребёнка в развивающих играх. Игра и дошкольник. Развитие детей дошкольного возраста в игровой деятельности

 14. Б.Б. Финкельштейн, «Давайте вместе поиграем» Комплект игр с блоками Дьенеша.

 15. Программа «Детства»

 16. Монеторине Верещагина

Приложение.

Конспект физкультурного занятия в 1 младшей группе

«В гости к зайчику»

Цель: воспитание у детей интереса к занятиям физической культурой.

Задачи:

- Обучать детей сохранять равновесие при ходьбе по ограниченной поверхности;

- Развивать, укреплять  связочно – мышечного аппарата голени и стоп;

- Воспитывать положительный настрой на занятия физической культурой.

Пособия:

Большая ткань голубого или синего цвета («лужа»), ребристая дорожка, мяч средней величины, грибы, корзинка.

I часть

- Ребята, пойдемте с вами в гости к зайчику, который живет в осеннем лесу? Он нас очень ждет!

- Дети в лес мы пойдем пешком!

Зашагали ножки топ, топ, топ

 Прямо по дорожке топ, топ, топ!            

                                                                           Топают высоко поднимая ноги

Зашагали ножки топ, топ, топ

 Прямо по дорожке топ, топ, топ

II часть

- Ребята, посмотрите, вот мы и пришли в осенний лес! А где же наш зайка? Он наверное спрятался. Давайте мы его поищем!

(Дети находят за деревом зайчика с пустой корзинкой).

- Корзинка пустая у зайчика, поможем ребята зайчику собрать в корзинку грибочки

Дети отвечают (Да)

(Дети собирают в корзинку грибы).

- Посмотрите на лесной полянке много высоких деревьев. Давайте зайчику покажем, как веточки деревьев качаются из стороны в сторону. Когда на них дует ветерок

(муз. Произведение. Дует ветер)

- Ребята, давайте покажем зайчику, как мы умеем играть в мячик.

(Бросание мяча с низу обеими руками).

Дети стоят полукругом. Воспитатель бросает мяч каждому ребенку обеими руками снизу. Во время броска воспитатель называет имя ребенка.

- Ой, посмотрите, какая большая лужа разлилась перед нами (в центре зала «лужа» -  голубая  ткань). Только к этой луже можно пройти через мостик.

(Дети проходят по ребристой дорожке).

- А сейчас, давайте покажем, какая широкая лужа у нас. Разведем руки в стороны широко-широко. Молодцы. Солнышко высушит лужу и она станет узенькой-узенькой, сведем ладошки вместе. (2раза)

 

- Ребята зайке с вами так весело что он еще хочет с вами поиграть в одну очень веселую игру. Поиграем с зайчиком ребятки?

Игра «Солнышко и дождик»

Греет солнышко теплее,                Гуляем радуемся солнышку

Стало всем нам веселее!

Мы похлопаем в ладошки,            Хлопаем в ладошки         

И попрыгаем немножко!                Прыгаем на двух ногах

Тучки набежали,

Дождиком лить стали!                  Все дети бегут к воспитателю под зонтик!

- Зайке очень с вами понравилось Ребятки, но ему пора бежать к своим лесным друзьям. Давайте попрощаемся с зайкой! (Дети прощаются с зайкой)

- Вот ребятки пришла пора, и возвращаться обратно к себе в детский сад.  Посмотрите какая красивая тропинка, Она и приведет нас обратно в детский сад. Пойдемте дети по этой тропинке? (Дети отвечают Да)

Возвращаемся в детский сад, воспитатель хвалит детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный опыт.

Данный материал содержит результаты педагогической работы по теме "Формирование цветовосприятия у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных способов рисования"....

Инновационный опыт на тему: «Формирование элементарных математических представлений посредством сказки»

Инновационный опытна тему:«Формирование элементарных математических представлений посредством сказки»Автор:Захарова Анжела Владимировна,воспитатель структурного подразделения «Детский сад №9 ком...

Инновационный опыт работы на тему "Экологическое воспитание дошкольников с нарушением интеллекта"

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения и умственного развития дошкольников с проблемами в развитии. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательност...

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины» (инновационный опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию)

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины»(инновационный опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию)1. Цель:Воспитание у детей гуманного отношения к окружаю...

Инновационный опыт работы детского сада № 8 «Родничок»

Статья об опыте работы стажировочной площадки...

Инновационный опыт "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования"

Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования: актуальность, новизна опыта, результативность....