МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ФОЛЬКЛОР И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ НАРОДОВ ЮЖНОГО УРАЛА: РУССКИХ, УКРАИНЦЕВ,ТАТАР,КАЗАХОВ»
проект

Старикова Людмила Андреевна

 

Формирование основ народной культуры (фольклора) и развитие творческого потенциала детей через ознакомление  с музыкальными инструментами народов Южного Урала: русских, украинцев, татар, казахов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt.docx458.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНЫЙ  ПРОЕКТ

«ФОЛЬКЛОР И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ НАРОДОВ ЮЖНОГО УРАЛА: РУССКИХ, УКРАИНЦЕВ,ТАТАР,КАЗАХОВ»

10.jpg

Музыкальный руководитель: Старикова Л.А.

Г.ТРОИЦК 2019г.

ВИД ПРОЕКТА: долгосрочный, познавательно-творческий.  

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: три месяца.

Цель проекта:

Формирование основ народной культуры (фольклора) и развитие творческого потенциала детей через ознакомление  с музыкальными инструментами народов Южного Урала: русских, украинцев, татар, казахов.

Участники проекта: 

Дети, воспитатели, родители, сотрудники детского сада

Возраст детей : от 4-х до 7 лет.

Сроки реализации проекта:

ноябрь, декабрь, январь 2018-19 года

 Виды деятельности:  беседы с детьми, слушание музыки (народных песен, инструментальных танцевальных мелодий),  распевание, разучивание песен , стихов, хороводов, частушек, музыкально-дидактические игры, пальчиковые игры, игры с палочками, «Школа игры на ложках»,фестиваль «Наши ложки хороши - мы играем от души», «Мастерская Самоделкина» по изготовлению детских шумовых музыкальных инструментов, развлечение «Бубен», встречи с исполнителями на народных  музыкальных инструментах, танцорами, певцами, цикл встреч «Тропинка к музыке» с учащимися и преподавателями ДШИ №1, встречи с исполнителями на народных  музыкальных инструментах, танцорами, певцами, концерты народных коллективов самодеятельности г. Троицка (посредством мультимедиа - презентации), и «вживую» с детьми и их родителями. Просмотр видеоматериалов «Народные музыкальные инструменты», «Народная инструментальная музыка», «Народные песни», итоговое мероприятие - концерт «Мой родной Урал».

1.1. Актуальность направления.

Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека.

Понимание дошкольного образования как активизации работы души ребенка заставляет педагога искать новые пути приобщения дошкольников к произведениям мировой музыкальной классики, выбирать более эффективные средства музыкального воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от ребенка внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольника пока нет. Чтобы научить ребенка понимать особенности народной музыки как вида искусства (фольклора), необходимо акцентировать его внимание на жанре и характере музыки, средствах музыкальной выразительности, разнообразии музыкальных народных инструментов.

Для систематизации у детей знаний о фольклоре и  музыкальных инструментах , я применяю многообразие видов деятельности, которые на ребенка воздействуют комплексно и вызывают не только интерес, но и способствуют зрительной, слуховой активности, развивают музыкальную память и мышление, расширяют восприятие в целом. Образная, игровая форма, применение упражнений и игровых действий поддерживает интерес детей к знакомству с фольклором и музыкальными инструментами.

Технология проектирования делает дошкольников активными участниками познавательного процесса, становится инструментом саморазвития детей. Опыт, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает уверенность в своих силах, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.

 Дошкольное детство – это возрастной этап, когда дети только начинают путешествие в мир музыки и музыкальных инструментов. Проектная деятельность – инструмент для развития личной позиции ребенка, приобщения к музыкальной культуре, воспитания художественного вкуса.

1.2. Проблема проекта : знакомство с музыкой народного жанра, с народными инструментами.

Слушание музыки – уникальный вид музыкальной деятельности. Уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которые знакомство с классической народной музыкой в исполнении разных инструментов обеспечивает как в плане музыкального, так и общего психического развития ребенка. Слушая музыку, ребенок познает мир во всем его многообразии, поскольку музыка отражает нашу жизнь в звуках разносторонне и полно. Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к музыке можно и через знакомство с музыкальными инструментами.

Чтобы работать по этой теме, я разработала перспективный план по ознакомлению детей средней, старшей и подготовительной к школе групп с музыкальными инструментами народного оркестров, подготовила иллюстрации и раздаточный материал, конспекты НОД. За время работы над темой ребята научились различать инструменты по внешнему виду и звучанию. Дети знают о принадлежности инструментов к разным национальным культурам народов Южного Урала (русских, украинцев, татар, казахов). В работе по теме моими помощниками и единомышленниками всегда были воспитатели. Некоторые родители откликались на просьбы о помощи, но большинство пап и мам воспитанников не проявляли интереса к слушанию детьми музыки и работе по знакомству с инструментами, проводимой в ДОУ.

Причиной, по которой выбрана тема проекта, послужили, прежде всего, наблюдения за детьми в НОД и их самостоятельной деятельности. Рассматривая иллюстрацию « Музыкальные инструменты», Владик не смог вспомнить названия некоторых народных инструментов. Акоб сказал: «Вика и Маша не ходили в детский сад, поэтому я им подсказываю…» Дети с удовольствием играли в музыкально-дидактические игры, но делали ошибки, называя народные инструменты.

В группу пришёл  новый ребенок, которому хотелось играть в музыкальные игры вместе с остальными детьми, но не мог, потому что знаний о музыкальных инструментах у них не было. Воспитатель группы спросила детей: «Как вы могли бы помочь новому другу?» Дети ответили, что расскажут, как играть в игры, а еще могут игры сделать сами. В беседе с ребятами мы выяснили, что их не затруднит вырезание и наклеивание картинок, но они не знают, откуда можно вырезать изображение музыкального инструмента. Несколько человек решили, что смогут нарисовать инструменты; другие сообщили о своих затруднениях. Оказалось, что дошкольники имеют огромный творческий потенциал в систематизации знаний о музыкальных инструментах, однако для реализации этих возможностей требуется создание определенных условий.

2. Задачи проекта.

Образовательные задачи:

- ознакомление с основами народной музыкальной  культуры Южного Урала: русских, украинцев, татар, казахов.

- ознакомление детей с музыкальными инструментами народов Южного Урала : русских, украинцев, татар, казахов ;

- повышать интерес детей к музыкальной деятельности через организацию различных форм работы: НОД, «Музыкальная гостиная»,  видеопросмотры , встречи с отдельными исполнителями  и коллективами, развлечение, фестиваль и итоговое  мероприятие;

- обогащать словарный запас и активизировать речь детей.

Развивающие задачи:

- способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, слуха, речи, фантазии;

- обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.

Воспитательные задачи:

- раскрывать творческий потенциал детей, содействовать проявлению инициативы и самостоятельности дошкольников;

- способствовать совместной работе  педагогов с детьми и их родителями.

Этапы проекта

Задачи проекта

Проектные мероприятия

Деятельность музыкального руководителя

Результаты

Деятельность родителей

1.Выбор темы «Фольклор и народные инструменты народов Южного Урала: русских, украинцев,та-тар, казахов.

Образовательные:

 -ознакомление с основами народной музыкальной культурой: закрепление  знаний о фольклоре, о музыкальных инструментах.

Развивающие:

-развивать представления о многообразии форм фольклора, роли музыкальных инструментов в жизни человека.

Воспитательные:

 - воспитывать положительные эмоции к теме проекта.

Выбирает тему,  определяет цель и задачи, актуальность проекта.

Выявляет проблему через наблюдение, беседует с детьми, задаёт вопросы.

Определяет виды деятельности  и формы  мероприятий для осуществления проекта.  

 Предлагает, родителям ответить на вопросы анкеты.

Дети участвуют в беседе, отвечают на вопросы, делятся рассказами о том, какую музыку слушали, пели народную песню,   водили хоровод  в детском саду, на семейном празднике, какие музыкальные инструменты видели по телевизору, на каких инструментах дома играют их родители, бабушки, дедушки.

Анкетирование родителей с целью выявления интереса к музыке народного жанра и музыкальным инструментам, желание принять участие в проекте.

2.Подготовка к проекту

Образовательные:

 -повысить информационный уровень педагогов по теме проекта,

-выявить отношение родителей к работе по ознакомлению с  народной музыкой  и инструментами в ДОУ;

Развивающие:

-активизировать речь детей ,

- развивать умение различать музыкальные инструменты;

Воспитательные:

-воспитывать

желание    участвовать в проекте;

-способствовать формированию

доброжелательных отношений, развивать умение слушать высказывания друг друга.

Изучает методическую литературу по теме проекта.

Составляет план реализации проекта. Помогает детям в организации игр, слушания музыки. Подбирает материал для пополнения среды музыкального уголка в музыкальном зале,  наглядный материал для НОД,  для проведения «Музыкальных гостиных», презентаций «Народная музыка народов Южного Урала: русская, украинская, татарская, казахская», «Народные песни Южного Урала: русские, украинские, татарские, казахские», «Музыкальные инструменты народов Южного Урала: русские, украинские, татарские, казахские.»

 Обрабатывает результаты анкетирования родителей. Отвечает на вопросы родителей.

.

Рассматривают альбомы с инструментами, играют в знакомые музыкально-дидактические игры: «Что принес Незнайка?», «Угадай и повтори», «Угадай, на чем играю».

В свободное время слушают фрагменты муз. произведений в исполнении инструментов симфонического и народного оркестров, известные детям по НОД.

Консультация музыкального руководителя «Игры наших детей» с целью познакомить родителей с музыкально - дидактическими играми, которые освоили дети; количество инструментов, известных дошкольникам.

Индивидуальные беседы с педагогами по теме проекта.

Просмотр родителями папки - передвижки «Дети и музыка».

3.Реализация

проекта. Срок.

Ноябрь  – январь (по календарно – тематическо- плану музыкального руководителя

Ноябрь -  январь (индивидуаль-ная работа  по подгруппам детей среднего и старшего возраста )

16, 23, 29 ноября

07 декабря

 09 декабря  

14, 16 декабря 11,17 января

30 ноября,

21 декабря,

 18 января  

22 ноября

20 января

27 января

Образовательные:

-систематизация и закрепление знаний о фольклоре через слушание музыки и музыкально - дидактические игры;

-совершенствовать уровень накопленных навыков через продуктивную деятельность.

 

Развивающие:

-развивать связную речь и речевое творчество;

-способствовать развитию познавательной активности, воображения.

Воспитательные:

-воспитывать доброжелательные отношения детей друг к другу в процессе коллективной деятельности.

В рамках НОД педагог проводит следующие виды деятельности по проекту: 1.слушание: рнм «Ах, ты, берёза», «Из-под дуба» - для детей средней гр.; рнм «Канава», «Полянка» - для детей старшей гр., «Скок-поскок», УНМ «Ой, лопнув обруч» - для детей подготовительной  к школе группе; распевание на развитие голоса и слуха: рнп «Дождик», рнп  «Заинька» - для детей средней гр., рнп «Сорока», рнп «Ходит Зайка по саду» - для детей старшей гр.,рн попевка «Заяц белый», «Я куплю себе дуду», «У кота - воркота» - для детей подготовительной к школе гр.,  песни: рнп «Ах, вы, сени» - для детей средней гр., рнп «Возле речки, возле моста» - для детей старшей гр., рнп «Вейся, капустка», рнп «А я по       лугу», рнп «Уж я колышки тешу», рнп  «Я на горку шла»,частушки -для детей подготовительной к школе гр.; хороводы: «Пошла млада за водой»-для детей старшей  группы,  «Выйду ль я на  реченьку», «На горе-то калина» - для детей подготовительной к школе группе;  музыкально-ритмические движения: «Украинская пляска» под унм - для детей средней группы, пляска «Приглашение» под рнм «Ах,ты, берёза» - для детей старшей группы, русский народный танец «Каблучки» – для детей подготовительной к школе группы; музыкально-дидактические игры: «Васька-кот» -  для детей средней группы, «К нам пришла Коза  » - для детей старшей группы, «Пошла Коза по лесу» - для детей подготовительной к школе группы.  

«Школа игры на ложках».

Видеопросмотр презентаций: «Народные музыкальные инструменты»,

«Народная инструментальная музыка»,

«Народные песни»

«Музыкальная гостиная» Цикл встреч  с учащимися  и преподавателями Детской Школы Искусств «Тропинка к музыке».
Тематическое развлечение «Бубен»

Фестиваль «Наши ложки хороши – мы играем от души»

Итоговое мероприятие – Концерт «Мой родной  Урал»  

Дошкольники активно принимают участие во всех видах музыкальной деятельности, предложенных музыкальным руководителем на НОД.

Рассматривают иллюстрации с изображением музыкальных инструментов,

смотрят фрагменты концерта народной музыки, слушают народные песни,отвечают на вопросы педагогов.

Дети слушают выступление учеников музыкальной школы.

Составляют свои рассказы о музыкальном инструменте, на котором хотели бы научиться играть.

Изготавливают шумовые музыкальные инструменты в «Мастерской Самоделкина»,                                                                   играют на них.  

Дети рассматривают иллюстрации с изображением музыкальных инструментов; обсуждают, какой инструмент выберут

Выбирают игры, в которые хотели бы поиграть, сами договариваются, кто будет ведущим в игре. Решают, какую игру они сделают, какие игровые действия, и  кто что будет делать.

Дети индивидуально и по подгруппам обучаются игре на ложках

Дети принимают активное  участие в развлечении: отвечают на вопросы музыкального руководителя, играют в музыкально-дидактические игры, обсуждают видеопросмотр,  играют, имровизируют  в оркестре на шумовых инструментах.

Дети выполняют домашнее задание по подготовке к фестивалю, концерту: репетируют приёмы игры на ложках, играют под фонограмму, поют народные песни, водят хороводы

Организовывают домашние «Музыкальные гостиные» с пением народных песен,

хороводов,

проведением музыкально-дидактических игр.

Игра, сделанная детьми, выносится в приемную для ознакомления родителям.

Родителям предлагается сделать игру дома со своими детьми.

Устраивают домашние видеопросмотры по презентациям:

«Народные музыкальные инструменты»,

«Народная инструментальная музыка»,

«Народные песни».

Рассматривают иллюстрации с изображением музыкальных инструментов; обсуждают, звучание какого инструмента понравилось больше других.

Закрепляют знания о национальной  принадлежности народной  инструментальной музыки,

народных музыкальных инструментов,

народных песен.

Помогают детям осваивать приёмы игры на ложках, учатся сами,

вместе с детьми разучивают под фонограмму концертные номера.

Оказывают помощь в подготовке ко всем мероприятиям, проводимым ДОУ.

 

4. Подведение итогов.

Образовательные:

 - уточнить и расширить знания о фольклоре, музыкальных инструментах.

Развивающие:

-развивать осознанное отношение к музыке, музыкальный вкус.

Воспитательные:

-через игровую деятельность воспитывать интерес к музыке;

 - воспитывать чувство гордости за достигнутый результат.

Педагог организует концерт «Мой родной Урал».

Воспитатели приглашают родителей принять участие в концерте: хороводах, музыкально-дидактических играх.  Педагог спрашивает детей, что нового они узнали, чему научились, что сделали своими руками.

 Высказывания детей записываются

Педагог проводит самоанализ, отмечая: какая часть проекта вызвала затруднения, можно ли назвать проект удачным? Чему дети научились? Что не удалось выполнить? Почему? Педагог готовит презентацию для показа родителям.

Дети принимают активное участие в концерте: демонстрируют многообразие народного фольклора в песнях, частушках, играх, хороводах, загадках,  игре на музыкальных инструментах – ложках и инструментах, изготовленных  в «Мастерской Самоделкина»; обсуждают, кто в семье принимал участие в изготовлении.

Дети выставляют инструменты в музыкальный уголок  для всех детей.

 Пап и мам приглашают принять участие в итоговом мероприятии проекта: водят хороводы, участвуют в играх, отгадывают загадки.

Родители смотрят презентацию, подготовленную педагогами.

3. Литература:

-[ О.П.Радынова, А.И Катинене, М.Л. Палавандишвили  «Музыкальное воспитание

дошкольников»];

- [О.П.Радынова «Музыкальное развитие детей»];

- [С. Газарян «В мире музыкальных инструментов»];

- [Г. Левашова «Музыкальный словарь в рассказах»];

- [О.И Давыдова, А.А Майер, Л.Г.Богославец «Проекты в работе с семьей»];

- [журналы «Музыкальный руководитель» №4 2012г.];

[«Дошкольное воспитание» №4 2007г.;]

[«Обруч» №3 2001г.]

-[ Интернет-ресурсы].

4. Технические средства:

- музыкальный центр;

- аудиодиски -  О.П.Радыновой «Мы слушаем музыку»;

-аудиадиски- О.П.Радыновой «Беседы о музыкальных инструментах»;

-компьютер;

- диски.

5. Методическое сопровождение проекта:

-музыкальный уголок групп;

-пианино музыкального зала;

- конспекты НОД, бесед с детьми, развлечения;

- иллюстрации с изображением народных инструментов (русских, украинских, татарских, казахских);

- раздаточный материал для НОД по ознакомлению с музыкальными инструментами;

- музыкально-дидактические игры, выполненные музыкальным руководителем,

- подборка загадок о музыкальных инструментах.

 Предполагаемые результаты проекта:

  • - повысился информационный уровень детей  в ознакомлении с основами народной музыкальной  культуры Южного Урала: русских, украинцев, татар, казахов;
  • - повысился информационный уровень в ознакомлении с  музыкальными  инструментами народов Южного Урала: русских, украинцев, татар, казахов;
  • - повысился  интерес детей к музыкальной деятельности через организацию различных форм работы;
  • - обогатился словарный запас и активизировалась речь детей;
  • - обогатились музыкальные впечатления детей и способствовали формированию музыкального вкуса,

музыкальной памяти и музыкальности в целом;

  • - участие в проекте способствовало развитию мыслительной деятельности, памяти, слуха, речи. фантазии;

  • - участие в проекте способствовало раскрытию творческого потенциала детей, содействовало проявлению инициативы и самостоятельности дошкольников;
  • - способствовало совместной работе  педагогов с детьми и их родителями;
  • - повысился уровень родительской компетенции.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра по играм народов Южного Урала.

Особенность народной подвижной игры заключается в том, что она широко доступна детям самого раннего возраста, и выражается в самостоятельности и относительной свободе действий. В народных подвижных иг...

Материал к консультации для родителей на тему "Особенности подвижных игр народов Южного Урала"

Консультация для родителей "Особенности подвижных игр народов Южного Урала"...

Региональный компоент "Игры народов Южного Урала"

Методические рекомендации по использованию игр и игры народов Урала....

ТРАДИЦИИ НАРОДОВ ЮЖНОГО УРАЛА

Для народов, проживающих на Южном Урале, было характерно бережное, любовное отношение к новорожденным детям...

Национальная культура народов Южного Урала

Проектная деятельность .Приобщение дошкольников к традициям народов Южного Урала....

Национальное творчество народов Южного Урала.

Познакомить дошкольников с национальной культурой Южного УРАЛА....

Презентация "Музыкальные инструменты народов Южного Урала"

При ознакомлении детей с культурой народов Южного Урала может использоваться данная презентация.Она знакомит детей с группами музыкальных инструментов, их особенностями, принадлежностья тому или иному...