Проектная деятельность "В игры играем - речь развиваем"
проект (младшая группа)

В проекте описана работа по использованию театрализованных игр и упражнений в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx35.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Пукане» комбинированного вида

города Ядрин Чувашской Республики

ПРОЕКТ

(использование театрализованных игр и упражнений в развитии речи детей младшего дошкольного возраста)

               

Разработала:

Воспитатель  Абрамова О. И.

г. Ядрин, 2018 г.

        

        Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве, и рассматривается в современном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

        Обследуя речевое развитие  детей я выяснила, что многие дети не знают детские народные сказки; после прочтения сказки не отвечают на вопросы по содержанию, не могут пересказать небольшой отрывок, очень застенчивые.

Актуальность проекта.

        Развитие речи у детей через театрализованную деятельность помогает решать многие задачи:

1.        Развивать связанную и грамматически-правильную речь в ненавязчивой форме.

2.        Расширять словарный запас детей.

3.        Формировать познавательный интерес.

4.        Развивать творческие способности.

Цель проекта.

Формирование у детей активного словаря через разные виды деятельности театрализованные игры, чтение художественной литературы, подвижные игры. Вовлечение малоактивных, застенчивых детей в процесс театрализованных игр.

Задачи:

1.        Совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей, грамматический строй речи.

2.        Обогащать словарь детей, активизировать его.

3.        Побуждать детей отзываться на игры со звуками живой и не живой природы, побуждать подражать действиям животных и птиц.

4.        Развивать устойчивый интерес к театрализованной игровой деятельности.

5.        Узнавать и называть русские народные сказки по иллюстрациям.

6.        Развивать интонационную выразительность речи.

        Участники: дети второй младшей группы, педагоги, родители.                          

Направления работы:

Работа с родителями:

- Создание и оборудование уголка «Театр».

- Консультации на тему «Как знакомить детей со сказками», «Развиваем речь детей».

- Вечер отдыха «Любителям книг – взрослым и детям»

- Памятка «Пришли мне чтенья доброго…» и др.

Работа с педагогами:

- Квест-игра о/о Речевое развитие

- Мастер-класс Театральная гостиная «Театр в жизни ребенка».

- Наглядная информация «Театрализованная деятельность дошкольников» и др.

Ожидаемый результат.

1.        Обогащение активного словаря.

2.        Рассказывание знакомых сказок с помощью фигурок настольного театра.

3.        Участие малоактивных детей в процессе театрализованных игр

Этапы работы:

Подготовительный этап.

1.        Создание книжного уголка в соответствии с возрастом.

2.        Создание  театрального уголка  (Настольный театр, плоскостной на фланелеграфе, пальчиковой театр).

3.        Подбор иллюстраций к сказкам.

4.        Подбор стихотворений, потешек для заучивания.

5.        Подбор подвижных игр для подражательных действий.

6.        Подготовка атрибутов для игровых занятий.

Основной этап.

1.        Чтение русских народных сказок «Курочка ряба», «Волк и Семеро Козлят», «Маша и Медведь», «Колобок», «Теремок», «Репка».

2.        Рассматривание иллюстраций сказкам. Беседа по содержанию сказок.

3.        Голосовые упражнения «Кто как кричит», «Кто что услышит».

4.        Игровые упражнения «Покажи животное, какое я назову», «Угадай животное».

5.        Заучивание и рассказывание детьми потешек и стихотворений «Пошел котик на торжок», «Киска», стихи А. Барто «Бычок», «Лошадка» и другие, «Тили - бом,  тили-бом».

6.        Игры детей с фигурами настольного театра, плоскостными на фланелеграфе.

7.        Подвижные игры «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Воробушки и автомобиль», «Зайка беленький сидит», «Кот и Мыши», «Вышла курочка гулять».

8.        Упражнения на развитие силы голоса  «Кто как кричит», «Как мяукает маленький котенок», «Как лает большой пес», «Как рычит сердитый медведь», «Покатаемся на лошадке».

Заключительный этап.

1.        Рассказывание детьми сказок с использованием фигурок настольного театра «Курочка ряба» «Колобок» «Репка»

2.        Рассказывание отрывков из сказок по иллюстрациям к сказкам «Маша и медведь», «Колобок», «Волк и семеро козлят»

3.         Драматизация сказки «Теремок», «Волк и семеро козлят»  

Список литературы:

1. Ярославцева  Т.М. Кукольный театр для малышей М: ТЦ Сфера, 2018. - 128с.

2. Борменкова Т.М. Русский фольклор в развитии речи детей. – М: ТЦ Сфера, 2018 – 128с.

3. Воронкова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет.

4. Николаева Л. Н. Вечер отдыха «Любителям книг – взрослым и детям» // Музыкальный руководитель. 2007. №3. С. 77-81.

5. Волкова Т.В., Червова А.С. Занятия в разновозрастной группе – М: ТЦ Сфера, 2018 – 128с.


Перспективный план работы с детьми

Месяц

Дата

Тематическая неделя

Обязательная часть

(по программе Васюковой Н. Е.)

Часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Литература

сентябрь

01.09-04.09.2018

1. Наши игрушки. Мячик

1.        Создание книжного уголка в соответствии с возрастом.

2.        Создание  театрального уголка  (Настольный театр, плоскостной на фланелеграфе, куклы би-ба-бо, пальчиковой театр).

3.        Подбор иллюстраций к сказкам.

4.        Подбор стихотворений, потешек для заучивания.

5.        Подбор подвижных игр для подражательных действий.

6.        Подготовка атрибутов для игровых занятий.

октябрь

08.10-12. 10.2018г

5. Где растет репка. Огород.

Показ в настольном театре  р.н.с. «Репка»

Показ на фланелеграфе сказки «Пых»

Учить слушать, следить за развитием действия

Чтение и разыгрывание стихотворения И. Токмаковой «Ай да суп!» - развивать интерес к чтению.

Этюды на выразительность жестов «Мыщка бежит», Кощка идет», «Собака лает»

Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье»

П/и «Лохматый пес»

Васюкова стр.41

15.10-1910. 2018г

6.Кто любит зернышки

Чтение и разыгрывание потешки «Курочка- рябушечка» Развивать выразительную речь.

Чтение рассказов К.Д. Ушинского «Петушок с семьей», «Курица-хохлатка», Е.Чарушина «Коза» из цикла На нашем дворе» - развивать слуховое восприятие, поддерживать интерес к иллюстрациям книги. Обогащать представления детей.

Артикуляционная гимнастика «Прятки».

Звукоподражание

Упражнения «Тихо – громко» - развитие диапазона голоса.

Васюкова стр.47- 52.

22.10-26.10. 2018

7Дождик и зонтик.

Чтение и разыгрывание стих М. Ивенсен «Падаю, падают листья…» Поддерживать стремление повторять ритмически организованные строки; учить передавать действиями и жестами содержание произведения

Чтение стихотворений А. Плещеева «Осенняя песенка», М.Ходяковой «Осень» -  учить слушать чтение взрослого. рассматривать иллюстрации.

Пластические этюды «Деревья большие» «Деревья качаются»

Упражнение на развитие речевого дыхания «Греем ручки»

Упражнение «На землю падает листок»

Васюкова стр.55-58.

 2910-02.11. 2018

8.Белочкина кладовка.

Чтение стих. Е.Стеквашовой «Белочка», Е.Трутневой «Белка», рассказа Е. Чарушина «Медведь», «Белка с бельчатами» Развивать привычку  к книге как постоянному элементу жизни, источнику ярких эмоций; обогащать представления о природе.

Пластические этюды «Деревья качаются», «Белка грызет орешки»

Звукоподражание

Васюкова стр.61- 64.

ноябрь

05.11-09.11 2018.

9 Где спрятался котенок (мебель)

Разыгривание и разучивание стих. Е. Наумовой «Вкусное молоко»; Поддерживать  стремление повторять ритмически организованные строки, воспроизводить небольшие стихотворения

Чтение стих. В. Берестова «Котенок», А.Барто «Котенок» Учить внимательно слушать чтение взрослого,

Артикуляционная гимнастика «Вкусно»

Упражнение на развитие диапазона голоса «Котенок и кот мяукают»

Упражнение на развитие речевого дыхания «Кошка злится»

Этюд «Кошка играет хвостом» -на выразительность жестов.

Васюкова стр.68-71.

12.11-16.11 2018г

10.Книжка –сказка.

Разыгрывание сюжета сказки «Маша и медведь» в настольном театре -Развивать выразительность речи, подводить к участию в диалоге. Чтение сказок: рнс «Кот, петух, и лиса», «Маша и медведь», С.Маршака «Тихая сказка»

Звукоподражание

Упражнение на формирование диалогической речи «Маша следит за медведем»

Этюды на выразительность  мимики «Медведь удивляется» «Хитрая Маша»

Васюкова стр.74-78.

19.11-23.11 2018г

11.Холодный вечер- теплые рукавички.

Показ в настольном театре  сказки «Рукавичка» -учить внимательно слушать выразительное рассказывание взрослого: следить за развитием действия.

Чтени стих Г. Ладонщикова «Потерялась варежка»- учить обсуждать, соотнося содержание произведения с личным опытом.

Упражнение на развитие речевого дыхания «Греем ручки»

Артикуляционная гимнастика «Прятки», «Маятник»

 Упражнение на формирование диалогической речи «Животные просятся в рукавичку»

Васюкова стр.81.

26.11-30.11 2018г

12.Ботинки и сапожки.

Чтение и разыгрывание на игрушках сказки «Чьи башмачки?» Н.Павловой.- вовлекать в ролевой диалог, развивать интонационную выразительность речи.

Чтение сказки А.Суконцева «Как ежик шубу менял»- учить следить за развитием действия, эмоционально откликаться, праильно понимать смысл сказки.

Упражнение на формирование диалогической речи

Этюды на выразительность жестов «Ежик идет по лесу», Ежик свернулся»

Сундучок загадок-  загадывание загадок про животных.

Васюкова стр.86

декабрь

03.-07.12 2018г.

13.Кроватка и сон.

Чтение произведение  С.Маршака  «Усатый- полосатый»;

С.Маршака «Ванька- встанька» -разыгрывание диалога с игрушкой.

Упражнение на формирование разговорной речи

Сундучок загадок «Угадай и скажи, о ком я говорю» ( по знакомым иллюстрациям)

Васюкова стр.95

10.12-14.12 2015г

15.Заснеженная елочка

Заучивание и разыгрывание стихотворения И. Токмаковой «Как на горке снег…» -поддерживать желание повторять ритмически организованные строки.

Пластические  этюды «Тихо падает снежок», «Вьюга»

Упражнение на развитие речевого дыхания «Ветер воет то тихо то громко»

Васюкова стр.102

17.12-21.12 2018г.

16. Наряжаем елочку.

Чтение стихотворения В. Берестова «Елочный шар» -поддерживать интерес к чтению.

Игра «Что в сказке лишнее?»

Васюкова стр. 108

24.12-29.12 2018г.

17.Хоровод вокруг елки.

Чтение стихотворения В.Степанова «Снегурочка» - обогащать представления детей о новогоднем празднике.

Васюкова стр.112.

январь

07-11.01.2019

18. Конфеты и сладости

Сценка «Ребята – зверята» Знакомство с театром шапок- масок.

Учить сопровождать речью игровые действия.

Ярославцева стр.79

14.01-18.01 2019г.

19.Санки и горки

Заучивание стихотворения О.Высотской «Кто мяукнул у дверей»

Обыгрывание потешки «Как на тоненький ледок»

Артикуляционная гимнастика «Лошадка», «Маятник»

 

Васюкова стр.126

21.01-25.01 2019г.

20.В гости к белому медвежонку

Чтение рассказов Е.Чарушина и С.Сахарнова –рассматривание иллюстраций и обсуждение рассказов.

Сундучок загадок – загадки о животных

Артикуляционная гимнастика « Рисуем круг», «Лошадка»

Развитие диапазона голоса «Как лает большая собака»

Пластические этюды «Лиса шагает», «Медведь идет вперевалочку»

Васюков стр.132.

28.01- 01.02. 2019г.

21.Где живет черепаха.

Чтение потешки «Тень – тень – потетень...»

Побуждать к участию в театрально- игровых досугах, предоставлять возможность проявлять эмоциональный откликна действия кукол и вступать с ними в речевое взаимодействие.

февраль

04.02-08.02 2019г

22.Рыбки в аквариуме.

Заучивание  реплик животных

Артикуляционная гимнастика «Прятки», «Рисуем круг».

Этюды на выразительность жестов.

Упражнения на имитационную выразительность.

11.02-15.02 2019г

23.Поздравляем папу

Показ инсценировки потешки перед детьми младщей группы

1802-2202 2019г.

24.Приглашаем гостей

Чтение и разыгрывание стихотворения Ю.Мориц «Пузатый чайник»- развивать желание участвовать в игровых действиях.

Сундучок загадок (загадки о посуде) -учить составлять описательный рассказ про посуду.

Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье», «Трубочка»

Васюкова стр.157

2502-01.03. 2019г.

25.Поздравляем маму.

Чтение и обсуждение стихотворения А.Шибаева «Кто кем становится» - закреплять названия животных и их детенышей.

Ччтение и разыгрывание на игрушках стихотворения З. Александровой «Что взяла, клади на место!»- развивать чувство юмора.

Пластические этюды «Маленький козленок», «Маленький бычок».

П/и «Лошадки на лугу»

Васюкова стр.165.

март

04.03-08.03 2019г.

26.Каникулы

Просмотр мультфильма «Теремок»

 Театрально- игровой досуг по сказке «Теремок »Побуждать к участию в театрально- игровых досугах, предоставлять возможность проявлять эмоциональный откликна действия кукол и вступать с ними в речевое взаимодействие.

11.03-15.03 2019г.

27.Теплое солнышко.

Чтение сказки Н.Сладкова «Медведь и солнце», рассказа Е Чарушина «Медведь» - обогащать представления детей о жизни животных.

Чтение сказки М.Пляцковского «Сосульки»-разыгрывание «ледяной песенки»с помощью колокольчиков.

Васюкова стр.171.

18.03-22.03 2019г.

28. Кто как купается.

Просмотр сказки «Колобок»

Театрально- игровой досуг «Колобок» Побуждать к участию в театрально- игровых досугах, предоставлять возможность проявлять эмоциональный отклик на действия кукол и вступать с ними в речевое взаимодействие.

25.03-29.03 2019г.

29. Скворушка вернулся.

Чтение  сказки «Заюшкина избушка» -учить передавать содержание действиями и словами.

Упражнение на формирование диалогической речи «Лиса просится в избушку».

Мимический этюд «Зайка горюет»

Пластический этюд «Храбрый петушок»

Васюкова стр.172

01- 05..04 2019г.

30.У кого какой дом.

Разучивание содержание сказки «Заюшкина избушка»

Упражнение на формирование диалогической речи «Лиса просится в избушку».

Мимический этюд «Зайка горюет»

Пластический этюд «Храбрый петушок»

Упражнение на интонационную выразительность «Зайка жалуется»

апрель

08.04-12.04 2019г.

31.Кто умеет летать.

Разучивание  содержание сказки «Заюшкина избушка»

Упражнение на формирование диалогической речи «Лиса просится в избушку».

Мимический этюд «Зайка горюет»

Пластический этюд «Храбрый петушок»

Упражнение на интонационную выразительность «Зайка жалуется»

15.04-19.04 2019г.

32.Зоопарк в городе.

Показ сказки «Заюшкина избушка» (перед родителями)

22.04-26.04 2019г.

33.Что из семечка выросло..

Чтение и разыгрывание стихотворений Н.Пикулевой «Пчелка», М.Дружининой «Здравствуй, милая пчела» - учить передавать содержание произведения с помощью движений.

Пластический этюд «Пчелка летает»

Звукоподражание

Описательный рассказ по иллюстрации.

Васюкова стр211.

29.04-03.05 2019г.

34.Кто пасется на лугу.

Чтение стихотворений Т.Гусаровой «Овечка», В.Берестова «Барашек», рассматривание иллюстраций

Васюкова стр. 217.

май

06.05-10.05 2019г.

35.Праздники и выходные.

Театрально – игровой досуг «Волк и козлята» Побуждать к участию в театрально- игровых досугах, предоставлять возможность проявлять эмоциональный отклик на действия кукол и вступать с ними в речевое взаимодействие.

13.05-17.05 2019г.

36. Что мы знаем, что умеем (мониторинг).

20.05-2405 2019г.

37.В деревне и на даче..

Чтение и обсуждение стихотворения В Топорыгина «На велосипеде» -Поддерживать интерес  к чтению, учить следить за развитием действия, понимать смысл произведения

Васюкова стр.229

27.05-31.05 2019г.

38. В деревне и на даче. (продолжение)

Чтение и разыгрывание стихотворения  В. Степанова «Как живете? Что жуете?» Поддерживать интерес к чтению, умение передавать  содержание  с помощью действий.

Васюкова стр.230

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Мы играем, мы играем-красивую речь развиваем!»

Консультация для родителей дошкольников по развитию речи...

Консультация для родителей «Мы играем, мы играем — красивую речь развиваем!»

Речевое развитие ребенка – один из важнейших показателей его гармоничного продвижения вперед. Первое слово малыша - это повод для великой гордости.Дети 5-6 лет – почти асы в прои...

Проект : «Игра игрой сменяется, речь наша развивается»

Краткосрочный проект  по развитию речи....

«Мы играем, мы играем — красивую речь развиваем!» Консультация для родителей.

Речевое развитие ребенка – один из важнейших показателей егогармоничного продвижения вперед. Первое слово малыша - это повод длявеликой гордости....

Педагогический проект «Игра игрой сменяется, речь наша развивается»

Использование квест-технологии позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства. В ходе квеста у детей происходит развитие по всем образов...