Программа дополнительного образования детей от 2 до 4 лет по возрождению народных традиций «Русская изба»
методическая разработка (младшая группа)

Хиблина Елена Николаевна

Программа дополнительного образования детей

от 2 до 4 лет

по возрождению народных традиций

«Русская изба» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vtoroy_mladshey_gruppy.docx37.8 КБ
Файл sentyabr.docx14.42 КБ
Файл oktyabr.docx15.47 КБ
Microsoft Office document icon noyabr.doc32.5 КБ
Файл dekabr.docx14.38 КБ
Файл yanvar.docx14.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад №22

«Светлячок»

Принято                                                                     Утверждено приказом №____

на педагогическом совете №___                             от «___» «_________» 201_ г.

от «___» «___________» 201__ г.                           заведующий МБДОУ                      

                                                                 центр развития ребёнка

                                                                 детский сад №22                                

Программа дополнительного образования детей

от 2 до 4 лет

по возрождению народных традиций

«Русская изба»

Составитель: Кузьмина Елена Николаевна                                                воспитатель высшей квалификационной категории

Мл. воспитатель: Петухова Марина Игоревна

с. Шарапово

2018-2019 уч. год

Пояснительная записка

Актуальность, педагогическая целесообразность программы заключается в том, что изучение традиционной культуры имеет большое значение в деле воспитания подрастающего поколения. Использование ценностей народной празднично-игровой культуры и народной педагогики способствует формированию активной и полноценной личности, воспитанию у обучающихся любви к родному краю и народной культуре, уважительного отношения к людям труда и достижениям предшествующих поколений.

Занятия по программе способствуют приобщению обучающихся к народной и игровой культуре, формированию их эстетических и творческих представлений, помогают выявить и развить художественные способности детей в процессе учебно-практической деятельности.

Значимость:

                Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут связать его со своим народом, со своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни.  Корни этого влияния – в языке своего народа, в его песнях, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт. С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках всё это в изобилии несёт в себе быт русского народа. Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.

 Новизна:

 Соответствие программы заявленным в ФГОС принципам - принцип интеграции образовательных областей. Также, основной нитью в кружке проходит непосредственно работа с родителями.

В данной программе можно проследить интеграцию образовательных областей:

Художественно – эстетическое развитие

Социально – коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Цель: Формирование представлений детей о русской избе, о предметах старинного быта, традиционной русской одежде.

Задачи:

- Расширять знания детей о русской избе – жилище крестьянской семьи, о предметах старинного русского быта (печь, посуда, одежда, предметы мебели и т. д.).

- Обогащать словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками

- Воспитывать бережное отношение к предметам старины.

- Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям, развивать интерес к ней.

Методы:

 Экскурсии в мини-музей.

 Беседы с детьми.

 Рассматривание иллюстраций на тему жизни в деревне.

 Чтение художественной литературы.

 Театрализованные игры.

 Рассматривание предметов быта и посуды.

 Заучивание потешек, прибауток, закличек.

 Проведение русских народных игр.

 Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.

 Рассказ о народных обычаях и традициях.

Этапы реализации:

1 год – (сентябрь 2018 г. – май 2019 г.)

Участники: дети младшей группы, воспитатели, родители.

I этап – подготовительный.

Цель: разработать программу.

Изучение литературы по данной теме:

• «Истоки русской народной культуры в детском саду». И. Г. Гаврилова.

• «Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством».  И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина.

• «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Л. Князева, М. Д. Маханева.

Цель: реализация программы в образовательную практику.

II этап – реализация.

В детском саду мы постарались воссоздать основные детали и обстановку русской избы и дворика с животными (лавки, печь, стол, кровать, сундук, горшки, посуда, матрешки, иконы). Атмосфера русского уголка и находящиеся там предметы национального быта пробуждает   любознательность, чувство прекрасного, что позволило им ощутить себя частью русского народа. Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. 

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки - потешки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы и т.п.). Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Дети знают и с интересом играют в дидактические игры. «Назови сказку», «Узнай из какой сказки герой», «Загадки и отгадки», «Я начну, а ты продолжи», «Чудесный мешочек», и многое другое.

 Проводим беседы о музеях, зачем они нужны? Что в них хранится? Кто туда ходит и зачем? Таким образом, накапливается исторический материал (предметы домашнего быта, элементы одежды).

Большое место в реализации проекта должно занимать знакомство с русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни. Большое внимание уделяем знакомству с русским народным костюмом. Дети узнали, что женщины на Руси не только для красоты украшали вышивкой одежду, но и как оберег. Также знакомим детей с русским праздниками: Рождеством, Масленицей, Пасхой. Как праздновали эти праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались.

На протяжении всего времени знакомим детей с русскими народными подвижными играми: «У медведя во бору», «Гуси-гуси», «Зайка беленький сидит» и др.; хороводными: «Где был, Иванушка», «Ровным кругом», «Каравай» и многими другими. (см. приложение 1)

Большое значение в реализации проекта имеет работа с родителями. С родителями проводятся беседы, дискуссии. Разработана консультация для родителей: «Сказка как средство патриотического воспитания дошкольника». Рекомендации для родителей: «Воспитываем патриота», «Читаем дома»

(см. приложение 2).

III этап: заключительный.

Показ открытой непосредственно образовательной деятельности для родителей «Милости просим, гости дорогие» (см. приложение 3).

Ожидаемые результаты работы:

1.Дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о её устройстве.

2.Дети познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.

3.Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта: «чугун», «ухват», «кочерга», «печь» и др.

4.Узнают русские народные игры: «У медведя во бору», «Гуси-гуси», «Зайка беленький сидит»; хороводные: «Где был, Иванушка», «Ровным кругом».

5.Традиции русского народа: гостеприимства, почитание старости.

6.Узнают пословицы, поговорки о хлебе, о труде, о Родине.

7.Положительная динамика взаимодействия с родителями.

8.Положительные эмоции и взаимоотношения в группе.

9. Показ открытой непосредственно образовательной деятельности для родителей «Милости просим, гости дорогие» (продукт проекта)

10. Пополниться предметно – развивающая среда в группе по данной теме.

Вывод:

Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок дошкольного возраста получит первые представления о культуре русского народа. Предметы национального быта пробудят в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, что позволит ощутить себя частью русского народа.

Тематический годовой план по

возрождению народных традиций в младшей группе

Сентябрь

1 «Милости просим, гости дорогие». Первое посещение детьми «избы». Знакомство с ее Хозяйкой.

2 «Ходит сон близ окон». Знакомство с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями.

3 «Во саду ли, в огороде». Знакомство с огородом детского сада

4 «Репка». Знакомство со сказкой «Репка».

Октябрь

5 «Чудесный сундучок». Знакомство с сундучком, в котором живут загадки. Загадывание загадок об овощах.

6 «Как у нашего кота». Знакомство детей с обитателем «избы» - котом Васькой. Заучивание потешки «Как у нашего кота».

7 «Котик, котик, поиграй». Повторение потешки «Как у нашего кота». Дидактическое упражнение «Похвали котика». Игра с котенком в катушку на ниточке.

8 «Девочка и лиса». Игра «Кто позвал?» (угадывание по голосу).

Ноябрь

9 «Водичка, водичка, умой мое личико». Знакомство детей с рукомойником. Разучивание потешки «Водичка, водичка, умой мое личико».

10 «С гуся вода, с Сашеньки худоба». Повторение потешки «Водичка, водичка, умой мое личико» и колыбельных.

11 «Идет коза рогатая». Знакомство с новым обитателем «избы» - козой Машкой. Разучивание потешки «Идет коза рогатая».

12 «Волк и семеро козлят». Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят».

Декабрь

13 «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча». Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой.

14 «Колобок». Знакомство со сказкой «Колобок».

15 «Уж ты, зимушка-зима». Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».

16 «Сундучок Бабушки Арины». Загадывание загадок о зиме, зимней одежде.

Январь

17 «Пришла коляда – отворяй ворота». Знакомство детей с Рождеством.

18 «Фока воду кипятит и как зеркало блестит». Знакомство детей с самоваром.

19 «Гость на гостя – хозяйке радость». Знакомство детей с медведем Мишуткой. Лепка посуды.

Февраль

20 «Три медведя». Знакомство со сказкой.

21 «Маша и медведь». Знакомство со сказкой «Маша и медведь».

22 «Хозяйкины помощницы». Знакомство детей с предметами обихода – коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской.

23 «Половичок курочка веничком метет». Разучивание потешки «Наша-то хозяюшка сметлива была».

Март

24 «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая». Знакомство детей с Масленицей.

25 «Нет милее дружка, чем родимая матушка». Этическая беседа «Моя любимая мама».

26 «Приди, весна, с радостью». Разучивание заклички «Весна, весна красная!»

27 «Петушок – золотой гребешок». Знакомство детей с новым персонажем – Петушком. Разучивание потешки о петушке.

Апрель

28 «Заюшкина избушка». Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка».

29 «Трень-брень, гусельки». Знакомство с русским народным инструментом – гуслями.

30 «Кот, лиса и петух». Знакомство со сказкой «Кот, лиса и петух».

31 «Петушок с семьей». Знакомство с семьей петушка. Знакомство с рассказом К. Д. Ушинского «Петушок с семьей».

Май

32 «Курочка Ряба». Знакомство со сказкой «Курочка Ряба».

33 «Здравствуй, солнышко – колоколнышко!» Разучивание потешки про солнышко.

34 «Сорока-белобока кашу варила». Знакомство с предметом обихода – глиняным горшком.

35 Прощание с «избой». Дидактическая игра «Чудесный сундучок». Прощание детей с Хозяйкой до осени.

Приложение 1

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

1. «У медведя во бору»                                  

Цель: развитие у детей скорости реакции на словесный сигнал, развитие внимания; упражнять детей в беге.

Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают «медведем». На площадке для игры очерчивают два круга. Первый круг – это берлога «медведя», второй – это дом, для всех остальных участников игры. Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

И на нас рычит.

После того, как дети произносят эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и «медведь» ловит его, то уже сам становится «медведем».

2. «Зайка беленький сидит»                                                              

Цель: приучать детей слушать текст и выполнять движения с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста; доставить детям радость.

Описание. Дети – «зайки» сидят на скамейке. Воспитатель предлагает выбежать «зайчикам» на середину площадки («полянку»). Дети выходят на середину площадки, становятся около воспитателя и приседают на корточки. Воспитатель произносит текст:

Зайка беленький сидит                          Дети шевелят кистями

И ушами шевелит.                                 рук, подняв их к голове,

Вот так, вот так                                      имитируя заячьи уши.

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,                           Хлопают в ладоши.

Надо лапочки погреть

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,                          Подпрыгивают на обеих

Надо зайке поскакать.                           ногах на месте.

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать.

(Название игрушки) зайку испугал,     Конкретно указывается,

                                                                 кто испугал зайку

Зайка прыг и ускакал.                           (воспитатель показывает

                                                                 игрушку).          

                                                                 Дети убегают на свои места.    

3. «Гуси – гуси»                                                                  

Цель: развитие у детей координации движений, быстроты реакции, умения играть в команде.

Описание.

Дети стоят у одной стены комнаты. Водящий (взрослый) посередине.

Ведущий говорит: «Гуси, гуси».
Дети: «Га, га, га».
Ведущий: «Есть хотите?» 
Дети: «Да, да, да».
Ведущий: «Ну, летите - раз хотите, только крылья берегите».


Дети бегут к противоположной стене (там их домик), а ведущий должен успеть осалить как можно больше детей. 

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

  1. « Ровным кругом»

Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:

 «Ровным кругом

 Друг за другом

Мы идем за шагом шаг,

Стой на месте!

 Дружно вместе

Сделаем вот так!»

 С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например, повернуться, наклониться, присесть.

2.«Каравай»

Сделать круг. На середину круга выходит Петя.

После этого все идут справа налево и поют песенку:

- Как Пете на рожденье

Испекли мы каравай!

- Вот такой вышины!

Все должны поднять руки: показать какой высокий каравай.

- Вот такой нижины!

Все должны присесть на корточки. После этих слов надо быстро встать, раздвинуть круг шире, но рук не разнимать.

- Вот такой ширины!

И сейчас же надо быстро сузить круг, со всех сторон обступить Петю и петь:

- Вот такой ужины!

Как споют, пусть снова раздвинут круг и запоют:

- Каравай, каравай,

Кого любишь, выбирай!

Петя станет думать: кого ему выбрать? Пока он раздумывает, хоровод ходит, не останавливаясь, и повторяет свою песенку:

- Каравай, каравай,

Кого хочешь, выбирай!

Кого Петя выберет, тот выходит на середину круга, и можно игру начать сначала.

3.  «Где был, Иванушка?»

Иванушка стоит в центре круга. Дети спрашивают, Иванушка отвечает.

- Где был, Иванушка?

- На ярмарке.

- Что купил, Иванушка?

- Курочку.

Курочка по сеничкам (Дети показывают, как курочка клюет)

Зернышки клюет,

Иванушка в горенке

Песенки поет.

- Где был, Иванушка?

- На ярмарке.

- Что купил, Иванушка?

- Уточку.

Уточка по лужице (Дети показывают, как уточка плывет)

Взад — вперед плывет.

Иванушка в горенке

Песенки поет.

- Где был, Иванушка?

- На ярмарке.

- Что купил, Иванушка?

- Ослика.

Ослик на лужайке (Дети показывают, как ослик щиплет травку)

Травушку жует,

Иванушка в горенке

Песенки поет.

(Выходит и заводит хоровод.)

                                                                                                          Приложение 2

Рекомендации для родителей на тему: «Воспитываем патриота»

- Начните с самих себя: «Где любовь да совет, там и горя нет»;

-  с самого раннего возраста давайте понять ребёнку, что главные в семье - это родители, но не унижайте и считайтесь с мнением ребёнка;

- Не забывайте про родных и близких, помните о старшем поколении. (Можно составить генеалогическое дерево, соберите альбом с фото родных, запишите рецепты бабушек, делайте с ребёнком подарки для близких своими руками и т.д.);

- С самого рождения знакомьте своё дитя с русским фольклором: колыбельными, прибаутками, потешками, пословицами и поговорками, загадками;

-  Не забывайте читать ребёнку народные сказки (в них добро обязательно побеждает зло, а любовь к родным, своей земле - главное оружие русского человека);

-  Приобщайте детей к традициям празднования русских народных (и православных) праздников (Масленица, Рождество, Пасха и др.): выучите стишок, закличку, песенку; сделайте какую- нибудь поделку, поздравьте родных или просто знакомых;

- Знакомьте детей с русскими народными играми (играми своего народа) и сами принимайте в них участие. Ребёнок должен быть сильным не только разумом, но и духом;

 - Знакомьте детей с государственными и региональными праздниками, которые имеют большое значение в жизни вашего города (села);

- Посещайте с детьми выставки и музеи русского творчества, быта;

-  Учите ребёнка видеть красоту природы, любить свой край;

- Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада;

- Обращайте внимание ребенка на красоту родного города;

- Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта;

- Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда;

- Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора;

- Расширяйте собственный кругозор;

- Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей;

- Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа;

- Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Рекомендации для родителей: «Читаем дома»

- Перед прочтением рассмотрите книгу вместе с ребенком, иллюстрации в ней. Побеседуйте о том, что малыш видит на иллюстрациях. Предложите ребенку попробовать догадаться, о чем может быть данная сказка.

- Теперь можно приступить к прочтению сказки. Старайтесь читать ярко, выразительно с имитацией голосов героев. Тогда сказка оставит яркое впечатление в душе ребенка, запомнится ему. При прочтении сказки вслух, необходимо рассуждать вместе с ребенком, анализировать происходящие в сказке действия. Надо обозначать, кто из героев поступает правильно, а кто плохо. Почему герои ведут себя так, а не иначе? Что произошло с тем или иным героем и из-за чего? Отвечая на эти и другие вопросы, малыш учиться анализировать определенные поступки и действия, правильно оценивать их. Кроме того, ребенок учится думать и рассуждать, озвучивая и аргументируя свое мнение. Малыш делится с родителями своими впечатлениями, озвучивает мысли и чувства.

- Через какое-то время предложите ребенку пересказать прочитанную сказку по иллюстрациям. Это поможет расставить необходимые акценты в суть переживаемого.

- Также можно предложить ребенку сыграть в сказку или показать кукольное представление по мотивам сказки.

- Ну и, конечно же, продолжайте читать сказки вместе с детьми. И не обязательно сидеть за столом придавая чтению статус занятия. Если делать это ежедневно, то ребенок сам будет приносить книги и просить их почитать. И, чем бы вы ни были заняты, нужно бросить все и почитать с малышом. И при минимальной затрате времени вы получите и любовь к чтению, и хорошую учебу, и отличную память.

Консультация для воспитателей и родителей:

«Сказка как средство патриотического воспитания»

Сказкотерапия – это один из психологических методов. Но не стоит забывать, что наряду с психологией в сказкотерапии присутствует и педагогическая нотка. Именно поэтому мы называем сказкотерапию воспитательной системой. По сути, сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Первоначально все знания передавались устно, то есть посредством легенд, былин, мифов, и, конечно, сказок. Сказки учат нас многому: как слушаться взрослых, как помогать друзьям, как уметь бороться за счастье. Чувство Родины начинается с восхищения и гордости за то, что видит ребенок и что вызывает отклик в его душе.

         Сказкотерапию можно назвать «детским» методом, потому что она обращена к чистому и восприимчивому началу каждого ребенка. Сказок великое множество, но в гендерном отношении все сказки, мифы, легенды и притчи можно условно разделить на три группы:

 • мужские, где главный герой - персонаж мужского пола;

 • женские, где главная героиня - персонаж женского пола;

 • смешанные, где два главных героя, персонажи женского и мужского пола.

        Самые популярные сказки для формирования мужских черт характера - «Три поросенка» и «Колобок». В них показан важнейший для мужчины архетип борьбы. Причем, если в сказке «Три поросенка» дается успешный сценарий победы над превосходящим по силе противником, то в сказке «Колобок» содержится важнейшее предупреждение о том, при каких условиях можно потерпеть поражение. На этих замысловатых историях можно объяснить мальчику типологию противника, предпочтительные сценарии борьбы с ним и победы. В противостоянии с одним противником нужна сила, с другим -  осторожность и предусмотрительность, с третьим - хитрость, с четвертым - надежная команда.

        Эти сказки содержат три важные для мальчика идеи: во-первых, адекватное восприятие реальности, во-вторых, представление о враге и безопасности, в-третьих, желание победить врага.

        Мужские сказки символически транслируют мальчику знания стратегии и тактики в борьбе с противником. Крепкое убежище, объединение сил, удача, использование собственного преимущества и слабых сторон противника - вот слагаемые успеха. Всё, что мальчик запоминает в детстве, накладывает отпечаток на его взрослую жизнь. Ранние знания о жизни "упаковываются" в некие модели, с помощью которых можно объяснить мир, и в первую очередь мальчик выделяет модели поведения, помогающие достичь успеха. Если он видит, что побеждает сильнейший, а над слабым потешаются, он будет качать мускулы. Если он видит, что лидирующее положение занимает умный, он будет стремиться развивать свой интеллект. Русские народные сказки формируют в будущих мужчинах такие черты, как умение противостоять трудностям, мужество, отвагу, бесстрашие перед врагом.

        Наиболее популярные сказки для формирования женских черт характера - "Маша и медведь", "Хаврошечка", «Морозко". Во всех женских сказках обязательно присутствует мужской персонаж. Героиня по-разному строит с ним отношения: либо вступает в борьбу, либо готовит себя к счастливому супружеству. Эти сказки помогают девочке постичь смысл женственности. В каждой сказке имеется определенный набор символических уроков для героинь. Во-первых, на бессознательном уровне в женщине заложено желание найти достойного партнера, т.е. выбрать лучшее. А выбор лучшего тесно связан со способностью, слушать, свое сердце, которое подскажет: этот человек - достойный, любящий и преданный, готовый всегда прийти на помощь. Принимай помощь с благодарностью, и все, что ты задумаешь, обязательно исполнится. Символизм второго урока - способность женщины создать комфортную среду, где она чувствует себя спокойно и защищено, где ее сила приумножается. Конечно, могут возникнуть вопросы: зачем девочке нужно учиться выбирать лучшее? Зачем нужно учиться создавать вокруг себя комфортную среду? Ответ однозначен: чтобы принимать и дарить любовь. Именно любовь, терпимость являются основными проявлениями женственности в русской культуре.

Приложение 3

Показ открытой непосредственно образовательной деятельности для родителей 

«Милости просим, гости дорогие».

Первое посещение детьми «избы». Знакомство с ее Хозяйкой

ЦЕЛЬ: Формировать представление детей о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением (поселок, улица, дом). Воспитывать интерес к месту где живет ребенок, обращать внимание на природное окружение.

Знакомить детей с фольклорными произведениями, формировать познавательную активность: рассматривание русского народного костюма, предметов домашней утвари.

Пополнить словарный запас детей словами (утварь, ухват, чугунок, рушник). Продолжать учить детей узнавать предметы домашнего быта по картинкам.

Воспитывать у детей любовь к родному языку. Создать радостное настроение.

МАТЕРИАЛ: Русская изба, предметы домашней утвари: самовар, ложки, чугунок, часы, ухват, полотенце-рушник, печь, половики, утюг, сундук.

 Ёлочки, мягкие игрушки; лиса, заяц, медведь, белка, птички.

ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА: Знакомство с природой родного края, рассматривание фотографий нашего поселка. Чтение потешек, рассматривание иллюстраций к потешкам и русским народным сказкам, заучивание наизусть потешек.

ХОД ЗАНЯТИЯ: Дети садятся на стулья полукругом. Стук в дверь. Входит бабушка Арина. Здоровается с детьми.

-Ребята, шла я по лесу и заблудилась. Не могу найти свою избушку. Куда же это я забрела? Вижу: поселок это или город – не пойму? Вы мне не подскажите? Где вы живете?

Дети называют поселок Милославское.

- Ой, какие дети молодцы! Может быть вы и адрес свой знаете?

Ответы детей. Бабушка хвалит детей.

- Раз вы такие смышленые, может быть и мне поможете найти мою избушку. Адрес-то я свой помню: улица Лесная, а самый красивый дом – это мой. Только идти надо через лес.

Бабушка Арина с детьми идут в лес искать избушку. Вдруг на елке замечают птичек.

Чтение потешки: Ой, смотрите

 Вот две птички прилетели,

 Прилетели и запели….

 Как на нашем на лугу

 Стоит чашка творогу

 Прилетели две тетери,

 Поклевали, улетели.

- Улетели птички тетери, а мы с вами дальше пойдем

Идут, видят стоит тележка на дороге.

Потешка:

 Сидит белка на тележке

 Продает она орешки:

 Лисичке – сестричке

 Воробью, синичке…

 Мишке толстопятому,

 Заиньке усатому.

 Кому в платок, кому в зубок,

 Кому в лапочку.

- Молодец, Белочка, сколько орешков насобирала. Пойдемте, ребята, дальше. Ой, вижу я, дымок из трубы идет, значит, моя избушка совсем рядом. Около избушки стоит забор.

Потешка: Тень – тень – потетень,

 Выше городу плетень.

 Сели звери на плетень,

 Похвалялися весь день.

 Похвалялася лиса:

 – Всему свету я краса!

 Похвалялся зайка:

 – Поди догоняй – ка!

 Похвалялися ежи:

 – У нас шубы хороши!

 Похвалялся медведь:

 – Могу песни я петь.

Ой, ребята, вот и моя избушка.

Ой, вы детушки – малолетушки, заходите ко мне в избу, рассаживайтесь поудобнее: кто на сундук, кто на стульчик.

 Хорошо у меня в избе. Тепло, а сколько добра всякого – видимо – невидимо. И печь есть, и сундук. А что ещё есть?

Дети перечисляют предметы домашней утвари: самовар, утюг, половики, деревянная посуда, чугунок, печка, ложки, часы с кукушкой

 Дети загадывают загадки старшим дошкольникам

- Вот как у меня уютно. Дети, а еще ко мне гости приходят, и мы с ними в разные игры играем. Хотите, я и с вами поиграю.

Игра: У Арины у старушки

 Жили в маленькой избушке семь сыновей

 Все без бровей (показывает брови)

 Вот с такими глазами (показывает большие глаза)

 Вот с такими ушами (показывает огромные уши)

 Вот с такой головой (показывает большую голову)

 Вот с такой бородой (показывает длинную бороду)

 Ничего не ели

 Все на бабушку смотрели

 Делали вот так (показывает любое движение, дети повторяют).

Игра продолжается по желанию детей.

Ребята, а я по лесу ходила, грибы, ягоды собирала. Травку полезную и цветы сушила на зиму, и нашла красивую ромашку. Но, к сожалению, лепесточки оборвались у нее. Поможете мне собрать? Только лепесточки у ромашки не простые, а с картинками. Давайте соберём те лепестки, на которых нарисована моя домашняя утварь. Не перепутайте, здесь есть лепестки от другой ромашки. Дети называют предметы на лепестках и обобщающее слово – домашняя утварь. Ой – ой – ой -. Дети, спасибо вам за то, что помогли мне отыскать дорогу к моему дому, поиграли со мной Дайте-ка я вас угощу.

Игры со старшими дошкольниками:

1.Собери картинку(самовар)

2.Подвижная игра «Пчёлы и ласточка»

Ход игры:

Играющие – «цветочки», они сидят на корточках. Из числа играющих выбирается пять «пчёл» и «ласточка». «Пчёлки» летают и напевают:

Пчёлки летают,

Медок собирают!

Зум, зум, зум,

Зум, зум, зум!

«Ласточка» сидит в своём гнезде и слушает их песенку. По окончании песни «Ласточка» говорит:

Ласточка встанет,

Пчёлок поймает.

С последним словом она вылетает из гнезда и ловит «пчёл». Пойманный становится «ласточкой», игра повторяется.

Предложить детям рассмотреть экспонаты в музее и подарить им на память раскраски с предметами быта.

Загадки о предметах быта

Шуба в избе,

Рукав на улице. (Печь и труба)

Что за зверь:

Зимой ест,

А летом спит,

Тело теплое,

А крови нет,

Сесть на него сядешь,

А с места не свезет? (Печь)

Залезла Варвара

Выше амбара;

Не ест, не пьет,

Все на небо глядит. (Труба)

Шкаф большой,

Дверцы маленькие,

Кладут белое,

Вынимают черное. (Печь, дрова, угли)

Черный конь

Прыгает в огонь. (Кочерга)

Шумит, гремит, вертится,

Ничего не боится,

Считает наш век,

А не человек. (Часы)

Ни свет, ни заря —

Пошел согнувшись со двора. (Коромысло)

Две галочки

Сидят на одной палочке. (Ведра на коромысле)

Три братца

Пошли на реку купаться,

Два купаются,

Третий на берегу валяется. (Ведра, коромысло)

Четыре ноги,

Два уха,

Один нос

Да брюхо. (Самовар)

Новая посудина —

Вся в дырках. (Сито, решето)

Всех кормлю с охотою,

А сама безротая. (Ложка)

Идет пароход —

То взад, то вперед,

А за ним такая гладь —

Ни морщинки не видать. (Утюг)

Привяжешь — пойдут,

Отвяжешь — останутся. (Лапти)

Чем больше я верчусь,

Тем больше я толстею. (Веретено)

То толстеет,

То худеет,

На весь дом голосит. (Гармонь)



Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«Милости просим, гости дорогие»

Задачи:

• Рассказать детям об устройстве русской избы;

• Познакомить с особенностями проживания русских людей в старину, их бытом и занятиями;

• Обогатить знания детей;

• Отметить такие черты русских людей, как гостеприимство, трудолюбие, мастерство, умение весело отдыхать;

• Воспитывать любовь и уважение к народным традициям.

Ход занятия:

У входа в избу детей встречает воспитатель в русском народном костюме.

Милости просимгости дорогие. Сегодня я – хозяюшка, а вы мои гости.

Русь деревянная – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут,

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют…

- А знаете ли вы, дети, почему Русь называли деревянной? (дети высказывают свои предположения)

- Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Называли их избами. И все-то в избе сделано из дерева: и полы, и потолок, и стены, и мебель, и посуда…

- Изба встречала всех красивым резным крыльцом, на крыльцо вели ступеньки.

- Теплыми летними вечерами собирались на крыльце посидеть, поговорить, обсудить последние новости.

- Важную роль в доме играли окна.

 (Весь рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций)

- На улице перед избой не редко устраивали игры.

- Входя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая. А, порог, наоборот, высокий, чтоб меньше дуло.

- Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: оно занимает почти пол-избы.

- С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ не даром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок: она прячет Машу и её братца от злых гусей-лебедей, везет Емелю к царю и т. д.

- Печь складывали из кирпича и смазывали глиной. Человек, который умел класть печь – печник, пользовался почетом и уважением.

- У хороших хозяев в избе всё сверкало чистотой. На стенах – расшитые белые полотенца; пол, стол,  на кроватях кружевные оборки;

Русский народ всегда славился своим гостеприимством.

- Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти и корзины – всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым. А хотите попробовать поиграть на деревянных ложках, как это делали ваши дедушки и бабушки в старину? Детям раздают ложки, показывают способ игры. (Использовать муз, композицию «Светит месяц»)

- Сегодня, дети, вы в первый раз пришли в избу, и я вижу вам не терпится все поближе увидеть. Не стесняйтесь, проходите, да всё поближе рассмотрите.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Как у нашего кота…»

(младшая группа)

Задачи:

1. Познакомить с обитателем «избы» - котом Васькой,

2. Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями,

3. Учить потешку «Как у нашего кота»

4. Формировать познавательную активность, приобщая к национальной культуре

5. Воспитывать любовь к родному языку, обобщая речь словами и строчками потешек

6. Побуждать, запоминать и воспроизводить текст потешки

7. Воспитывать добрые чувства по отношению к животным, желание заботиться о них.

Предварительная работа: 

Рассматривание иллюстраций о котах, чтение стихов, загадок, заучивание потешек;

Игра «Назови ласково».

Планируемые результаты: 

Дети обладают навыками заучивания и проявляют интерес к произведениям фольклорного жанра (потешка «Как у нашего кота»): умеют вести диалог о новом персонаже (обитатель «избы » - кот Васька).

Словарная работа: 

Кот, обитатель избы, мурлычет, играет, ласковые слова для котика, прилагательные – мохнатенький, усатенький, шерстка – мягкая, пушистая, красивая.

Методы:

 Сюрпризный момент, загадывание загадки, вопросы и ответы, показ, рассматривание, игровые действия, объяснения, чтение потешек, поощрение.

Материал: 

Кот (игрушка или живой); шапочка котика для п/ и, клубочки, корзина, рус. нар. музыка в записи.

Ход НОД

Звучит медленная рус. нар. музыка Бабушка Арина встречает детей.

Рассаживает их по лавкам и приговаривает: «Вот как хорошо сидим, друг на дружку глядим». (Затем начинает припевать) - Посидите, детки, побеседуйте, сказки, песенки да вы послушайте, где я только ни бывала, что я только ни слыхала. Побывала я во всей небывальщине, повидала я всю неслыхальщину… Тень, тень, потетень, выше города потетень. - Ой, кто это меня щекочет?

 - Отгадайте, детки, загадку: - Мохнатенький, усатенький, молочко пьёт, песенки поёт. Кто это? (кот, котик)

 - Иди, иди сюда, котик, не бойся.

 - А как можно ласково назвать кота? (котик, котенька, котя и т.д.) –

Ребята, позовите его ласково (индив. ответы детей)

Бабушка Арина берет кота в руки и приговаривает:

 - Ах, ты, котенька, ты мой серенький, как тебя не любить, хвостик беленький. - Ребятки, давайте, вместе похвалим котика. (Все вместе повторяют приговорку).

Бабушка Арина: Давайте, ребята, поближе познакомимся с котиком. Рассмотрим его. Его зовут. «Васька». Кот – Васька. - Посмотрите на котика и скажите: какая шерстка у него? (ответы детей)

Мягкая, пушистая, красивая!

- А что есть у котика? (ответы детей).

Лапки, хвостик, ушки, глазки, носик. 

- А что у котика есть на лапках?

царапки – ноготки.

- Покажите, как кот – Васька «царапки» выпускает.

Пальчиковая игра: «У котика лапки – мягкие подушки, а внутри царапки, острые игрушки, цап, цап, цап – царап, острые игрушки».

- Ребята, а наш котик чистенький или грязный? (чистый)

- Котик любит умываться лапкой своей, постоянно очищает свою шерстку язычком, прилизывает её.

- А где же котик живёт? (в доме у людей. Любит кушать молочко и рыбку).

- А за то, что люди кормят кота Ваську, ухаживают за ним, котик помогает людям ловить в доме мышей.

Бабушка Арина предлагает послушать потешку про кота Ваську в записи.

Как у нашего кота Шубка очень хороша,

Как у котика усы Удивительной красы,

Глазки смелые, зубки белые.

- Какая у него шубка? Усы? Глазки? Зубки? - Погладьте котика по спинке, погладьте его животик, ушки, хвостик. Ему это очень нравится.

- Давайте вместе повторим потешку про котика. (индив. и хоровое чтение потешки)

- Молодцы, ребята! Очень понравилось коту «Ваське» потешка, которую вы рассказали. Спасибо!

- Ребята, давайте поиграем в игру «Кот на печи » (2р).

Кот на печи сухари толчёт, (стучат кулачками)

Кошка на окошке полотенце шьёт, (шьёт)

Маленькие котята на печке сидят, (пружинка)

Да на котика глядят, (очки)

И сухарики едят.

- Молодцы, ребята!

Котик с нами поиграл, очень устал и спать захотел. - Давайте споём колыбельную для котика (звучит потешка в записи).

- У кота – воркота Колыбелька хороша,

Я коту – воркоту тихо песенку спою.

Баю – бай….

- Котик глазки закрыл, и уснул. - А мы с вами, ребятки, тихонько пойдём, чтобы котика не разбудить.



Предварительный просмотр:

Знакомство с новым обитателем «избы»

- козой Машкой.

Разучивание потешки «Идет коза рогатая».

Задачи и цели: 

  • Познакомить детей с новым персонажем - козой Машкой.
  • Упражнять в образовании ласкательных слов от слова коза.
  • Развивать диалогическую речь при ответах на вопросы взрослого.
  • Закрепить названия и расположение частей тела у животного: голова, туловище, хвостик, ножки.
  • Развивать тактильные анализаторы при контакте руки с мягкой игрушкой.
  • Формировать умение запоминать потешку о козе, выразительно её рассказывать.
  • Воспитывать любовь и интерес к животному.
    Материал к занятию:
    Мягкая игрушка козы, муляж капусты, крынка, потешка «Идёт коза рогатая»

Ход  занятия:
1 часть:

Хозяйка встречает детей у избы с капустой в руках.

- Здравствуйте, ребята. Рада видеть вас! (здравствуй, Хозяйка)

- А я иду с огорода, срезала там капусту для козы. Проходите в избу, я познакомлю вас с ней.

В избе дети садятся на лавку.

Хозяйка показывает игрушечную козу и говорит:

- Посмотрите, кто к нам пришёл. Кто это? (это коза)

- Да, её зовут Машка.

- Как зовут козу? (козу зовут Машка)

- А как можно назвать козу Машку ласково? (козочка, козонька, Машенька)

- Коза Маша принесла молочко для Танечки.

- Что принесла коза? (коза принесла молочко)

- Кому коза принесла молочко? (коза принесла молочко Танечке)

- Вот какая заботливая козочка!

Коза начинает по очереди знакомиться с детьми. Дети называют козе свои имена.

Хозяйка задаёт вопросы детям о козе:

- Покажите, где у козы голова? (дети показывают)

- Что находится у козы на голове? (у козы на голове уши и рога)

- Какого цвета глаза у козы? (у козы зелёные глаза)

- Где у козы туловище? (дети показывают)

- Погладьте козу (дети гладят)

- Какая у неё шёрстка? (шёрстка мягкая, колечками, пушистая)

- Покажите, где у козы ножки? (дети показывают)

- Какие ножки у козы? (у козы ножки тонкие, длинные)

- Покажите, где у козы хвостик? (дети показывают)

- Какой хвостик у козы? (хвостик у козы маленький)

- Вот какая красивая, хорошая козочка.
2 часть:
А теперь послушайте о ней потешку:
Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая
За малыми ребятами,
Ножками топ – топ,
Глазками хлоп – хлоп,
Кто каши не ест,
Молока не пьёт,
Забодает, забодает, забодает!

- Понравилась вам шуточная потешка о козе? (да, очень)

- Давайте все вместе её расскажем, а козочка нам в этом поможет (малыши потешку заучивают).

В конце Хозяйка благодарит детей за выразительное рассказывание потешки и предлагает угостить козу капустой, затем вместе с козочкой прощается с ребятами.



Предварительный просмотр:

«Сундучок Бабушки Арины»

Цель: 

Знакомство с сундучком, в котором живут загадки.

Загадывание загадок о зиме, зимней одежде.

Ход занятия

Хозяйка и её гости рассматривают в «избе» знакомые предметы. Затем обращают внимание на сундучок.

«Вот сундучок не простой, расписной, с секретом» - говорит Хозяйка. Дети рассматривают сундучок, гадают, что же в нём может быть, высказывают свои предложения.

«Нет в сундучке ни злата, ни серебра, нет в нём алых ленточек и разноцветных платочков, а живут здесь разные загадки, - продолжает Хозяйка.

– Как отгадаешь загадку, - зазвенит колокольчик, чудесный сундучок откроется и оттуда появится отгадка.

Вы умеете отгадывать загадки?

Хозяйка загадывает загадки о зиме и  зимней одежде:

  1. Кто такая, угадай-ка, в белом платьице хозяйка? Потрясла свои перинки — в небе кружатся снежинки… (Зима)
  2. Вокруг шеи свернулся калачик,
    От мороза детишек спрячет. (Шарф)
  3. Замела она дорожки и украсила окошки, Радость деткам подарила: всех на санках прокатила. (Зима) 
  4. Греет руки пара печек
    Из колечек от овечек. (Варежки)
  5. Не ботинки, не сапожки,
    Но их тоже носят ножки.
    В них мы бегаем зимой:
    Утром – в школу,
    Днём – домой. (Валенки)

Как только дети отгадают загадку, соответствующая картинка из сундучка перекладывается в корзину.

После занятия дети забирают корзину с собой в группу.



Предварительный просмотр:

Народная культура и традиции  

«Фока воду кипятит и как зеркало блестит»

Задачи: 

Познакомить с историей возникновения чайника, его предшественником - самоваром; расширять словарный запас, используя малые формы фольклора; воспитывать культуру поведения за столом.

Планируемые результаты:

Проявляет интерес к истории возникновения чайника, самовара; умеет пользоваться выразительными средствами речи; имеет представление о культуре поведения за столом.

Материал: 

Различные самовары, чайники, чайная посуда, кукла, баранки, чай, сладости.

Словарная работа:

Чай, чаепитие, чайник, самовар, кипяток, угольки.

Подготовительная работа: 

Рассматривание альбома «Русский самовар», чтение сказки «Федорино горе», мини-выставка «От самовара к чайнику».

Ход НОД

Бабушка Арина (встречает детей).

Наша изба ровно тепла, Домом жить - не лукошко шить.

Несет самовар и приглашает детей за стол.

-Я вас поджидала в гости и поставила самовар кипятить. Чай пить - не дрова рубить.

Я иду, иду, иду, Самовар в руках несу, Самовар в руках несу, прибауточку пою.

Накрывает на стол, ставит сладости и угощение.

- А вы любите пить чай? С кем из своих родных, друзей вы любите чаевничать? А из чего вам мама наливает чай? (Из чайника.)

-Что есть у чайника? (Носик, ручка, крышка.)

- А вот этот предмет похож на ваш чайник? Чем похож?

-Это самовар. В нем люди раньше кипятили чай. Пригласят

к себе в гости на посиделки соседей или друзей, поставят самовар, нальют воды, положат горячих угольков и раздувают их сапогом, угольки начинают гореть и греют воду(Показывает, как пользуются самоваром.)

- Поставят хозяева самовар на стол, а к нему варенье, баранки, бублики, и сидят, чаевничают, беседу ведут. А сейчас люди придумали другой чайник.

Показывает современный чайник.

- Чем они похожи? Чем отличаются?

Дети находят сходство и различие между самоваром и чайником.

Самовар - птица-жар. Кран открывается - Чай наливается!

- Отгадайте загадку:

У носатого у Фоки Постоянно руки в боки. Фока воду кипятит и как зеркало блестит(Самовар.)

- А теперь прошу всех к столу, угощу всех чаем из самовара.

Хлебом-солью привечаем, Самовар на стол несем, мы за чаем не скучаем, говорим о том о сем.

- Как называются наши посиделки? (Чаепитие.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА дополнительно образовательной услуги по проведению занятий по развитию познавательных способностей «РУССКАЯ ИЗБА» в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет «Звоночки»

ПРОГРАММА дополнительно образовательной услугипо проведению занятий по развитию познавательных способностей«РУССКАЯ ИЗБА» в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет«Звоночки»...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЕ» (программа ориентирована на детей второй младшей группы 3-4 года)

Конструирование является одной из самых любимых и занимаемых занятий для детей. Дети начинают заниматься LEGO-конструированием, как правило, со средней группы. В своей программе я бы хотела бы повысит...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей и взрослых по формированию ранней профориентации у детей дошкольного возраста "Мир профессий"

Цель программы: Создать систему действенной профориентации воспитанников, способствующей формированию у детей способности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями,...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Открытое занятие художественно-эстетической направленности для педагогов ДОО по теме «Народные традиции. Русская изба»

Цели:Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.Задачи:1. Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, пос...