Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
статья

Устинович Людмила Геннадьевна

Хочу поделиться с вами из опыта своей работы с детьми по развитию творческих способностей детей при помощи наблюдений в природе,знакомства с декоративно- прикладным искусством, расссматривании иллюстраций, репродукций и с использованием средств художественной выразительности по месяцам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей детей                                          

старшего дошкольного возраста.

Изобразительная деятельность с точки зрения японских педагогов - это средство всестороннего развития личности, подготовки к жизни.                                                                                                      Особая роль в воспитании детей принадлежит искусству. Детское изобразительное творчество нередко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Создавая детям условия для занятий рисованием, лепкой, аппликацией,  формируем у них устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развиваем их   способности.                                                                                                            Понятие «изобразительное творчество дошкольника» включает в себя не только продукт – рисунок (аппликация, лепка), но и способность воспринимать действительность, развитую наблюдательность, творческое осмысление воспринятого, что связано со зрительной памятью и другими психическими процессами. Поэтому очень важно, чтобы у детей было достаточно представлений об окружающем, чтобы они могли отобрать наиболее интересные темы и осуществлять свой замысел в рисунке, лепке, аппликации.                                                                                                                 Поэтому во  время прогулок обращаю  внимание детей, как красивы цветы, листья, деревья. Не  стремлюсь  объяснить и рассказать ребенку обо всем, что он видит на прогулках. Для развития интереса возбуждаю его познавательную активность, стимулирую появление у него вопросов, стремление находить на них ответы посредством наблюдений, размышлений. Детям часто  удается выразить свое отношение к происходящим событиям.    

Хочу поделиться с вами тем, как я строю свою работу по развитию творческих способностей в течении года с детьми старшего возраста.                                  

В сентябре провожу  с детьми целенаправленную работу по восприятию красоты осенних цветов, ягод, овощей, кустарников и деревьев. Показываю, как осенняя окраска листьев с преобладанием жёлтых и коричневых тонов придаёт пейзажу особую чарующую силу. Обращаю внимание на то, что красивый цвет встречается реже (листья отдельных кустарников, а также осины и рябины).                                                                                                        

Показываю детям красиво цветущие осенние цветы (георгины, астры, хризантемы и др.), которые дают богатейший материал для развития эстетического восприятия и творческого развития.

 Показываю симметричное и асимметричное размещение деревьев и кустарников, изменение цвета зелени в зависимости от освещения.

Побуждаю к созданию цветочных аранжировок, поэтических композиций пробуждающих творческую фантазию.                            

Рассматриваем произведения народного, декоративно прикладного искусства, в которых народные мастера и художники используют растительный орнамент (траву, цветы, листья ягоды и др.). Упражняю в смешивании красок, в умении классифицировать цвета и оттенки. Знакомлю с понятием «колорит» и тёплой гаммой цветов.

Организую выставку детских работ.

В октябре обращаю внимание детей на красоту и разнообразие цветов и оттенков в осеннем убранстве деревьев, кустарников. Предлагаю детям засушить  несколько красивых листьев.

Привлекаю к составлению композиции из веток с ягодами, плодами и семенами. Выразительны в  художественном отношении аранжировки можно составлять с красивыми по цвету и причудливым по форме ветками облепихи с ярко – оранжевыми плодами.

Знакомлю детей с изображением растительного узора (цветов, ягод и др.) в работах народных мастеров и произведений  декоративно – прикладного искусства. Учу  выделять и называть главные элементы узора, различать и чередовать два разных элемента. Развиваю чувство ритма на основе восприятия одинаковых элементов росписи.                                              

Побуждаю детей к самостоятельной передаче образов предметов, используя доступные им средства выразительности (цвет, форму ).

Побуждаю к созданию выразительных художественных образов в графических работах.  Развиваю воссоздающее воображение         (  Взрослый читает, либо рассказывает, а ребёнок рисует то, что представляет).  

В ноябре  обращаю внимание детей на то, что поздней осенью, когда земля покрыта снегом и растения находятся в состоянии покоя и без листьев, очень контрастно выделяются стволы и ветки некоторых деревьев и кустарников.

Помогаю убедиться в том, что на свете нет некрасивых деревьев. Даже в дождливую холодную пору они радуют людей своей неброской красотой.

Для работы с детьми использую произведения народного искусства, живопись, литературные произведения о природе.

Побуждаю детей к самостоятельной передаче образов предметов, используя доступные им средства выразительности (пятно, цвет, декор).

Упражняю в использовании приёма получения симметричного изображения путём складывания листа бумаги пополам и рисования по мокрому слою.

Продолжаю развивать воссоздающее воображение. Развиваю зрительную и слуховую память.

В декабре, январе, феврале   наблюдаю с детьми за красотой зимней природы: искрящимся  на солнце снегом, кустами и деревьями, покрытыми инеем и припорошенными снегом. Показываю детям на конкретных примерах зелёных насаждений города, как важны для создания декоративных композиций формы крона и силуэт дерева.                                                      

Рассказываю детям о профессии художника: это люди, которые пишут картины, рисуют иллюстрации в книгах, делают красивыми окружающие предметы. Создание произведений искусства требует много времени и труда, поэтому художники хотят, чтобы зритель понял и оценил их труд. У каждого художника для изображения есть своё любимое содержание.

Формирую у детей умение, связанные с художественно – образным  отражением предметов и явлений окружающей действительности в рисовании и лепке. Упражняю в использовании в рисунке приёма цветного контраста.

Учу самостоятельно получать разные оттенки серого, коричневого и зелёного цветов для выразительной передачи стволов деревьев.

Организую с детьми выставку работ.

В марте обращаю внимание на первые признаки приближения весны. Вношу в группу ветку тополя. Предлагаю детям вдохнуть аромат его почек, любуемся  совершенством их формы.

Рассказываю о творчестве художников – иллюстраторов. Более подробно останавливаюсь на творчестве одного из тех художников, работы которых знакомы детям. Рассматриваю иллюстрации (две-три), в которых с помощью различных средств выразительности передано определённое настроение. Интересуюсь, почувствовали ли дети эту разницу или нет («Как вы считаете, эта картина – весёлая или грустная ?» Дети высказывают свою точку зрения. На примере двух – трёх иллюстраций демонстрирую детям, как меняется восприятие при изменении формы предмета, передаче соотношения их частей.

Вызываю интерес к работе с краской, побуждаю интерес к активному экспериментированию с различными цветами и оттенками.

Способствую проявлению и реализации в рисовании и лепке индивидуальных интересов и предпочтения детей.

В апреле продолжаю вместе с детьми наблюдать приход весны. Любуемся набухшими почками, первыми травинками, цветами.

Предлагаю детям рассмотреть иллюстрации, в которых с помощью различных средств выразительности передано определённое настроение ( радость, грусть, страх и т.д.).

Рассматриваю с детьми иллюстрации, репродукции с произведением живописи, на которых изображены сцены, позволяющие думать о какой – то тайне и по – разному толковать изображённые там события ( рисунки В.Лебедева к сказке С.Маршака «Тихая сказка», Б. Дехтерева  к «Волшебным сказкам» Ш.Перро, Ю.Васнецова к сказке «Гуси – лебеди» и др.).Дети могут рассматривать такого рода иллюстрации независимо от того, знакомы им эти художественные произведения или нет. Главное, чтобы предложенная иллюстрация или репродукция вызывала у них эмоциональный отклик на происходящие события.

Постепенно, с учётом индивидуальных и возрастных особенностях детей, повышаю требования к их изобразительным умениям и навыкам, не делая их целью учебных заданий. Побуждаю к активному экспериментированию с изобразительными  материалами.

В мае продолжаем любоваться с детьми красотой природы. Обращаю внимание детей на очарование весенних цветов. Объясняю им, что это первые весенние цветы, радующие человека, и из сочетания их золотистых оттенков складывается первая гамма в весеннем цветочном календаре.

Продолжаем рассматривать иллюстрации и репродукции с произведением живописи, на которых изображены сцены, позволяющие думать о какой – то тайне и по – разному толковать изображённые события.

Продолжаю знакомить детей с изображением растительного узора (цветов, ягод, и др.) в работах народных мастеров и произведениях декоративно – прикладного искусства. Упражняю в выделении и назывании главных элементов узора.

Продолжаю побуждать детей к активному экспериментированию с красками разных цветов и оттенков: красная + синяя  = фиолетовая и т далее.

Рассматриваем с детьми их работы, выполненные в начале года, сравниваем с теми, которые нарисованы сейчас. Подробно анализирую достижения каждого ребёнка, радуюсь его успеху вместе с ним и его родителями.

 Относитесь бережно к детскому творчеству, собирайте и храните детские работы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

ОПЫТ РАБОТЫ по ОО «Художественно-эстетическое развитие» на тему: «Декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

«Творчество – это деятельность,в которой раскрываетсядуховный мир личности»В. А. Сухомлинский       Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших ...

Проект в старшей группе «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Проект в старшей группе«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развитиятворческих способностей детей старшего дошкольного возраста»...

Проект в старшей группе: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

  Актуальность темы: заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприят...

Проект в старшей группе: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 9 г.Ардон   Проект в старшей группе:«Нетрадиционные техники рисования как средство развитиятворческ...