«Реализация технологии познавательно-исследовательской деятельности в ДОО посредством применения метода «интеллект-карт»
консультация

Петренко Татьяна Александровна

«Реализация технологии познавательно-исследовательской деятельности в ДОО посредством применения метода «интеллект-карт»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

         «Реализация технологии познавательно-исследовательской деятельности в ДОО посредством применения метода «интеллект-карт»

Воспитатель: Петренко Т. А.

        В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков.  

Поэтому задача педагога не спешить давать готовые ответы, а создать условия и организовать интересную для ребенка деятельность, в ходе которой путем собственных проб и ошибок он будет находить верные решения.

     Технология познавательно-исследовательской деятельности опирается на личностно-ориентированное обучение, предполагающее создание условий для формирования новых мотиваций, воспитания инициативных, активных, способных к творчеству детей.  

Вы меня спросите: почему я взяла именно эту технологию? Дело в том, что, работая в детском саду, я часто наблюдаю за тем, как родители, приходя за детьми в детский сад, общаются с ними, как гуляют, как говорят: «Не трогай песок, он мокрый испачкаешься! Брось этот снег! Не смотри по сторонам, смотри под ноги!» и многое другое. Может быть мы взрослые, сами того не желая, отбиваем естественный интерес у ребенка к исследованиям? Ведь проходит время, и ему уже совершенно не интересно, почему с деревьев опадают листья, почему птицы улетают на юг, почему зимой идет снег, а летом дождь. Для того, чтобы у ребенка не погас лучик любознательности и познания важно вовремя поддержать его стремление исследовать все и вся. В этом мне помогает технология познавательно-исследовательской деятельности. Ведь эта технология отвечает и поддерживает уникальные запросы дошкольного детства, в основе которых любознательность, стремление к открытиям, жажда познания.

       Целью организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду является развитие у дошкольников исследовательского типа мышления. Это не значит, что воспитатель видит в подопечных будущих профессиональных исследователей, экспериментаторов и учёных, он даёт детям ощутить восторг открытия. При помощи визуального, акустического и сенсорного восприятия дошкольники выявляют качества и свойства предметов, с развитием аналитических умений - устанавливают причинно-следственные связи в окружающей действительности, обобщают и систематизируют накапливаемые знания.

        Учитывая требования ФГОС моя задача,  как педагога - создать оптимальные условия для развития способностей каждого ребенка.

При выборе образовательной технологии, я учитывала, что в группу пришли дети с речевыми нарушениями, дети с ОВЗ. Актуальной стала проблема организации не только фронтальных занятий, но и продуктивной индивидуальной работы с особенными детьми. Особенности в развитии детей требуют от педагога специально организованной работы по развитию всех компонентов речевой, познавательной и коммуникативной деятельности в целях оптимальной и эффективной адаптации детей к условиям и требованиям социальной среды.

  Одним из эффективных методов познавательно-исследовательской технологии, который облегчает процесс усвоения детьми знаний, является метод «интеллектуальных карт».

В современном мире огромный поток информации, легко ли  с ним справляться?

    В этом мне и моим воспитанникам помогает «интеллект – карта». Метод «интеллект-карты» основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.

«Интеллект-карта» это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление. Данный метод обеспечивает высокую познавательную активность детей, способствует взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками.

    Метод «интеллект - карты» был создан британским ученым, психологом  Т.Бьюзеном, а в мир дошкольных технологий метод  «интеллект – карт» пришел благодаря кандидату педагогических наук В.М.Акименко.

Отличительным свойством методики является вовлечение в процесс усвоения информации обоих полушарий головного мозга (одновременное восприятие образа и цвета). Известно, что примерно до десяти лет у детей доминирует преимущественно правое полушарие, поэтому большинство дошкольников относится не к мыслительному, а к художественному типу. Именно поэтому применение метода интеллектуальных карт особенно эффективно в процессе обучения дошкольников. 

  В условиях реализации ФГОС ДО  методика интеллектуальных карт позволяет наиболее полно осуществлять интеграцию образовательных областей, и решать коррекционно-образовательные задачи.

 Свойства «интеллект-карты»:  

        наглядность  

        привлекательность  

        запоминаемость

        своевременность  

        творчество  

        возможность пересмотра  

 

     Вариативность использования интеллектуальных карт определяется в зависимости от:

- участников процесса;

- поставленных задач;

- индивидуальных способностей детей;

- типа занятия;

- формы организации детей.

 

В составлении интеллектуальной карты могут участвовать:  

- педагог 

- педагог в совместном взаимодействии с воспитанниками

- дети вместе с  родителями

Во всех случаях ребёнок является активным участником процесса осмысления и создания «интеллект-карт». То, что ребенок проделывает самостоятельно, запоминается лучше готового материала.

Применение метода «интеллект-карт» позволяет развивать не только речевые способности детей, но и различные процессы мышления.

  Моделирование при помощи «интеллект-карт» формирует следующие логические действия:

 – умение анализировать и синтезировать;

 – обобщать;

 – устанавливать причинно-следственные связи;

 – строить логические цепочки рассуждений;

 – доказывать;

 – выдвигать гипотезы и прогнозировать;

 – развивает творческие способности и воображение.

        

Интеллектуальное развитие ребенка с применением карт осуществляется посредством развития детских ассоциаций, пополнения и активизации словарного запаса, развития связной речи, фантазии. Работа по карте способствует развитию у ребенка коммуникативных качеств, умения слушать педагога и сверстников, формирует желание быть активным, проявлять

инициативу, воспитывает лидерские качества и вместе с тем уважение к другим.

  Как же можно использовать «интеллект-карту» в работе с детьми?

 (Составить по теме недели и использовать, как обобщающие понятия. Можно использовать картинки постепенно наклеивая при составлении рассказов, придумывании сказок. Можно делать накопительные карты, т.е. начинать с простого  и постепенно их усложнять, доклеивая или дорисовывая новые картинки по теме, возвращаясь к этим картам через определенное время и т.д.) 

Один из главных плюсов данного метода – это возможность использования во фронтальной, индивидуальной и подгруппой деятельности.

  Неотъемлемой частью работы по развитию познавательной активности детей считаю тесное взаимодействие с родителями, вовлечение их в совместную деятельность. В приемной нашей группы организован уголок для родителей: «Посмотри, что я узнал!».

 Ведется постоянно действующая рубрика «Поэкспериментируем!», в которой предлагаются родителям различные формы проведения дома совместных с детьми опытов и экспериментов. Разработаны буклеты и памятки для родителей: «Что такое интеллект-карта?», «Как работать с интеллект картой?»», «Как помочь маленькому исследователю?», «Занимательные опыты на кухне».

   В заключении  хочется сказать, что детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах и явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным, удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода Интеллект-карт в дошкольном образовании

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ТЕМЕ САООБРАЗОВАНИЯ «Применение метода Интеллект-карт в дошкольном образовании»...

Применение метода интеллект-карт в дошкольном образовании

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в непосредственной образовательной деятельности дошкольников, а в особенности дошкольников с ТНР и ЗПР, даёт огромные положит...

"Применение метода интеллект карт в дошкольном образовании

Интеллект - карты («mind maps», «mind»-«ум»,«maps»-«карта») –разработка Тони Бьюзена, известного британского деятеля в области пс...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ "Применение метода интеллект-карт в развитии речи старших дошкольников"

В работе раскрыт педагогический опыт применения интеллект-карт на занятиях по развитию речи старших дошкольников...

Применение метода Интеллект-карт в дошкольном образовании

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется па...

Конспект итогового мероприятия по проектной деятельности с применением метода интеллект - карт в средней группе по теме: "Муравьиное царство".

Цель:решать задачи экологического образования детей дошкольного возраста через наблюдение за муравьями, углубить знания детей о муравьях, их образе жизни, повадках, воспитывать бережное отношение к му...