"Применение метода интеллект карт в дошкольном образовании
консультация на тему

Кейко Анастасия Сергеевна

Интеллект - карты («mind maps», «mind»-«ум»,«maps»-«карта») –разработка Тони Бьюзена, известного британского деятеля в области психологии обучения и развития интеллекта. Интеллект - карты – это уникальный и простой метод запоминания информации, представляющий собой особый вид записи материала в виде радиантной структуры - структуры, исходящей от центра к краям. Тони Бьюзен провел параллель между организацией мышления посредством интеллект - карт и устройством человеческого мозга

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditley.docx292.53 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллект - карты («mind maps», «mind»-«ум»,«maps»-«карта») –разработка Тони Бьюзена, известного британского деятеля в области психологии обучения и развития интеллекта. Интеллект - карты – это уникальный и простой метод запоминания информации, представляющий собой особый вид записи материала в виде радиантной структуры - структуры, исходящей от центра к краям. Тони Бьюзен провел параллель между организацией мышления посредством интеллект - карт и устройством человеческого мозга1.jpg

Интеллект-карта напоминает нейрон (клетку головного мозга) с множеством ответвлений. Наше мышление  организованно не линейно, как текст, а имеет именно такую ветвящуюся структуру: каждое понятие в нашей голове связано с другими понятиями на основе ассоциаций. Точно также на физическом уровне соединяются нейроны. Именно поэтому она более удобна в использовании и позволяет более качественно отобразить структуру материала, отразить связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.

     Для работы с дошкольниками метод интеллект - карты был адаптирован кандидатом  педагогических  наук, доцентом кафедры специальной педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического института Валентиной Михайловной Акименко, которая предложила использовать его для развития связной речи детей.

Отличительное свойство методики -  привлечение в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга. Левополушарное мышление считается абстрактнологическим, прогнозируемым, рациональным и двухмерным (плоскостным). Оно как бы дробит картину мира на детали, поэтому спецификой левого полушария является аналитическая функция восприятия мира, способность к логическому, последовательному, ступенчатому познанию. Правополушарное мышление является нагляднообразным, спонтанным, интуитивным, эмоциональным и трехмерным (пространственным). Правое полушарие охватывает картину мира целостно, синтезируя единый образ во всей совокупности проявлений, улавливая множество деталей и связей между ними 

2.jpg

Всем известно, что необходимо одновременное развитие обоих полушарий, так как каждое из них обеспечивает различные стороны единого психического процесса. Известно, что примерно до десяти лет  у детей  доминирует преимущественно правое полушарие, поэтому большинство дошкольников относится не к мыслительному, а к художественному типу. Именно поэтому применение метода интеллектуальных карт особенно эффективно в процессе обучения дошкольников. 

В условиях реализации ФГОС ДО методика интеллектуальных карт позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей наиболее полно и решать коррекционно-образовательные задачи:

  • развивать психические функции (память, мышление и внимание);
  • стимулировать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь, развивать связную речь;
  • развивать познавательную активность и любознательность;
  • развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • формировать элементы самостоятельности и целенаправленности собственных действий;
  • развивать творческую активность и воображение;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • формировать элементарные представления о нормах и правилах здорового образа жизни;
  • развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы;
  • способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей.

Свойства интеллект - карты:

·        наглядность. В интеллект - карте она представлена максимально: в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними;

·        привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, её рассматривать не только интересно, но  и приятно. «Настраивайтесь на создание красивых карт» - Т. Бьюзен;

·        запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета интеллект-карта легко запоминается;

·        своевременность. Интеллект - карта помогает выявить недостаток информации;

·        творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;

·        возможность пересмотра. Пересмотр карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ещё лучше информацию, дополнить её новыми идеями.

Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).

 

Методика составления карты:

1.Лист бумаги предпочтительно располагать горизонтально: именно такое расположение наиболее комфортно для изображения радиантной структуры и так отводится больше места под рисунок, что позволит расширить и модернизировать его.

2.    В центре пишется (иллюстрируется) и обводится главная идея (цель, предмет, название новой темы).

3.  Из «главной идеи» с помощью разноцветного выделения  выводятся линии (ветви), каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы.

4.   Каждое ответвление обозначается ключевым словом или фразой.

5.    Ветви детализируются, добавляются символы, иллюстрации.

Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы.

Ключевые слова пишутся печатными буквами, разборчиво; размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными   иллюстрациями, которые могут быть представлены в виде: моделей-образов, рисунков детей, картинок, вырезанных из журналов, газет, собственными символами. Различными стрелочками показываются связи между понятиями. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода Интеллект-карт в дошкольном образовании

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ТЕМЕ САООБРАЗОВАНИЯ «Применение метода Интеллект-карт в дошкольном образовании»...

Применение метода интеллект-карт в дошкольном образовании

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в непосредственной образовательной деятельности дошкольников, а в особенности дошкольников с ТНР и ЗПР, даёт огромные положит...

«Реализация технологии познавательно-исследовательской деятельности в ДОО посредством применения метода «интеллект-карт»

laquo;Реализация технологии познавательно-исследовательской деятельности в ДОО посредством применения метода «интеллект-карт»...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ "Применение метода интеллект-карт в развитии речи старших дошкольников"

В работе раскрыт педагогический опыт применения интеллект-карт на занятиях по развитию речи старших дошкольников...

Применение метода Интеллект-карт в дошкольном образовании

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется па...

Применение метода интеллект- карт в систематизации детей

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется мышл...