Рефлексия и самооценка детьми старшего дошкольного возраста собственной деятельности на занятии
учебно-методический материал

Валентина Савельевна Гаревских

Рефлексия и самооценка детьми старшего дошкольного возраста   собственной   деятельности на занятии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 10 «Чебурашка»

«Рефлексия и самооценка детьми

старшего дошкольного возраста   собственной   деятельности на занятии»

(Выступление в рамках проведения 3 муниципальных педагогических чтений)

                                                                          Составила:

Гаревских Валентина Савельевна

                                         педагог-психолог

г. Краснокаменск 2014

«Рефлексия и самооценка детьми старшего дошкольного возраста   собственной   деятельности на занятии»

Гаревских Валентина Савельевна

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение Центр развития

 ребенка  – детский сад № 10 «Чебурашка»,

педагог-психолог

 «… тогда суди сам себя, - сказал король. –  Это

 самое трудное. Судить себя  куда трудней,

чем других. Если ты сумеешь правильно

судить себя, значит, ты поистине мудр» 

(Антуан  де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

             В числе ключевых принципов дошкольного образования, обозначенных в федеральном государственном стандарте дошкольного образования, указывается принцип построения образовательной деятельности «на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования» [1].

             Из различных взаимоотношений ребенка с взрослыми на ступени дошкольного образования выделяется учебная деятельность, которая формируется под непосредственным педагогическим воздействием. Анализ учебной деятельности, проведенный Д.Б.Элькониным, В.В. Давыдовым показал, что она имеет свою структуру, специфическое строение, а именно: учебную задачу, учебные действия, контроль, оценку  [2].

Следовательно, у детей, как субъектов образования, в процессе учебной деятельности возможно развитие следующих способностей:

- ставить цель собственной деятельности;

- использовать различные способы деятельности;

- слушать указания, руководствоваться  ими в работе;

- достигать нужных результатов;

- правильно оценивать работу других;

- правильно оценивать собственную работу.  

Таким образом, этап оценки (рефлексии) является обязательным компонентом занятия, а задачей педагога становится создание условий для развития рефлексии у дошкольника.

В настоящее время практические работники нуждаются в теоретической разработке обозначенной проблемы и методических рекомендациях по развитию рефлексии у старших дошкольников. При формировании детских оценочных рассуждений необходимо учитывать их возрастные особенности:  

-  детская оценка и самооценка формируется только при общении ребенка с другими людьми;

- главной особенностью детских оценок и самооценок является их эмоциональный характер;

-детям легко оценить себя положительно и трудно оценить себя отрицательно;

- для детей характерна обобщенность в оценке и самооценке, неадекватное употребление оценочных понятий;

- дети  не испытывают потребности в осознании своего развития или приращения, не  обнаруживают причин своих результатов или проблем, затрудняются сказать что именно происходит в ходе их деятельности.

 В результате развитие личности проходит для нее неосознанно, а значит, и неэффективно. Поэтому начинать обучение рефлексии необходимо уже с предшкольного  возраста, уделяя особое внимание обучению ребят осознанию того, что они делают и что с ними происходит.

             Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализом, осмыслением, оценкой предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов. Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, то он не выполняет роли субъекта образовательного процесса.

Вообще-то рефлексия – это не просто перематывание назад, как в видеомагнитофоне, событий прошедшего, так как по целям, задачам и способам ее организации существуют разные виды рефлексии. Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая ее классификация:

- рефлексия деятельности;

- рефлексия содержания учебного материала;

- рефлексия настроения и эмоционального состояния;

             Важным фактором, влияющим на эффективность использования рефлексии в обучении, является многообразие ее форм Педагогами применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент), наглядные пособия  (дерево творчества, светофор, лесенка). Дети могут сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его,  объяснить словами.   

 Апробируя разные формы работы, нами разработана свое методическое пособие  развития рефлексии у детей. Оно опирается на доминирующий вид мышления дошкольника: наглядно-действенный.  Мы  используем метод неоконченных предложений, иллюстрированный соответствующими смайликами. Занимательные и красочные изображения мимикой и пантомимикой иллюстрируют содержание высказывания. При этом изображения подобраны для всех видов оценок. В конце занятия подводятся его итоги,  ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана.

Оценка содержания занятия.

F:\СМАЙЛИКИ\3.png

Мне понравилось…..

D:\настя\СМАЙЛИКИ\15_files\126571142.jpg

Мне запомнилось…..

D:\настя\СМАЙЛИКИ\7.jpg

Я узнал…..

D:\настя\СМАЙЛИКИ\4.jpg

Я хочу еще узнать…..

showavatar

Было интересно…

D:\настя\СМАЙЛИКИ\15_files\541053636.jpg

Было сложно…..

Оценка деятельности на занятии

D:\настя\СМАЙЛИКИ\1.jpg

Я умею….

D:\настя\СМАЙЛИКИ\big_smail.jpg

Я еще не умею…..

D:\настя\СМАЙЛИКИ\2.jpg

У меня лучше всего получилось…..

D:\настя\СМАЙЛИКИ\10.jpg

У меня не получилось…..

D:\настя\СМАЙЛИКИ\15_files\824879581.jpg

Мне надо научиться…..

D:\настя\СМАЙЛИКИ\9.jpg

Я задумался о …..

844232786

Я удивился…..

F:\СМАЙЛИКИ\11.jpg

Мы работали вместе с…..

D:\настя\СМАЙЛИКИ\15_files\855929424.jpg

Было полезно…

3. Оценка внутреннего состояния на занятии

i?id=11113864-47-72&n=21

1

4

Педагоги выбирают карточки для рефлексии, исходя из содержания занятия и из поставленных целей. Карточки вводятся постепенно, преимущественно в парах (я умею – я еще не умею; у меня получилось – у меня не получилось). Далее набор можно увеличивать, по мере запоминания их детьми. Использование данных карточек позволяет удерживать внимание детей даже при завершении занятия. Опираясь на  данный материал, детям достаточно легко ориентироваться в предлагаемых оценках. Они могут подобрать подходящее им изображение  сформулировать оценку, опираясь на заданное начало предложения.       

             Все, что делается  по организации рефлексивной деятельности на занятиях  – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии как  очень важного качества современной личности. Таким образом, рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника.

Данная работа была представлена на  III Международном  педагогическом конкурсе «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА» в номинации «Роль дошкольного образования в раскрытии потенциала человека» и заняла второе место.

Закрывающая рефлексия. С помощью данного пособия мы предлагаем вам оценить содержание сегодняшнего мероприятия.

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приложение к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155).

2. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. – Томск, 1992. – 112с.

3. Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева .- М.: Издательский центр «Академия», 1997.- 384 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РЕФЛЕКСИЯ И САМООЦЕНКА ДЕТЬМИ СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИИ Гаревских В. C педагог-психолог Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение ребенка – детский сад № 10 «Чебурашка»,

Слайд 2

Антуан де Сент - Экзюпери «Маленький принц» «… тогда суди сам себя, - сказал король. – Это самое трудное. Судить себя куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр»

Слайд 3

Структура учебной деятельности

Слайд 4

Учебные способности:

Слайд 5

Возрастные особенности детских оценочных рассуждений: - детская оценка и самооценка формируется только при общении ребенка с другими людьми; - главной особенностью детских оценок и самооценок является их эмоциональный характер; -детям легко оценить себя положительно и трудно оценить себя отрицательно; - для детей характерна обобщенность в оценке и самооценке, неадекватное употребление оценочных понятий; - дети не испытывают потребности в осознании своего развития или приращения, не обнаруживают причин своих результатов или проблем, затрудняются сказать что именно происходит в ходе их деятельности. В результате развитие личности проходит неосознанно, а значит, и неэффективно

Слайд 6

Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализом, осмыслением, оценкой предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, то он не выполняет роли субъекта образовательного процесса.

Слайд 7

Классификация видов рефлексии: Рефлексия (оценка) содержания занятия: Рефлексия (оценка) деятельности на занятии: Рефлексия (оценка) внутреннего состояния на занятии:

Слайд 8

Оценка содержания занятия. Мне понравилось….. Мне запомнилось….. Я узнал….. Я хочу еще узнать….. Было интересно… Было сложно…..

Слайд 9

Оценка деятельности на занятии Я умею…. Я еще не умею….. У меня лучше всего получилось….. У меня не получилось……

Слайд 10

Оценка деятельности на занятии Мне надо научиться….. Я задумался о……… Я удивился ……. Мы работали вместе с …….

Слайд 11

Оценка внутреннего состояния на занятии

Слайд 12

Методика использования Педагоги выбирают карточки для рефлексии, исходя из содержания занятия и из поставленных целей. Карточки вводятся постепенно, преимущественно в парах (я умею – я еще не умею; у меня получилось – у меня не получилось). Далее набор можно увеличивать, по мере запоминания их детьми. Использование данных карточек позволяет удерживать внимание детей даже при завершении занятия. Опираясь на данный материал, детям достаточно легко ориентироваться в предлагаемых оценках. Они могут подобрать подходящее им изображение сформулировать оценку, опираясь на заданное начало предложения.

Слайд 13

УДАЧИ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самооценка ребёнка дошкольного возраста

Консультация для родителей...

Статья на тему театральная деятельность- средство повышения самооценки детей дошкольного возраста.

Статья на тему театральная деятельность- средство повышения самооенки детей дошкольного возраста....

Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте.

Самостоятельнее, все более независимым от взрослых становится дошкольник. Расширяются, усложняются и его взаимоотношения с окружающими. Это дает возможность более полно и глубоко осознать себя, оценит...

Самооценка ребёнка дошкольного возраста

Процесс формирования самооценки детей дошкольного возраста.Краткая характеристика детей с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой.Несколько способов выявить самооценку....

"Педагогические условия развития рефлексии у детей старшего дошкольного возраста"

Результаты психолого-педагогических исследований и практический опыт показывают, что имеющая место подготовка дошкольников к поступлению в школу является недостаточной. Возникла необходимость развития...