Умные пальчики
рабочая программа (младшая группа)

Герасимова Елизавета Михайловна

Рабочая программа кружка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_umnye_palchiki.docx39.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 «Искорка»

Московская обл., г. Протвино, ул. Северный проезд, д. 11, тел.8 (4967) 74-65-40

Сайт: www.iskorkads.caduk.ru       E – mail dsiskorka2yandex.ru

Рабочая программа кружка

«Умные пальчики»

для работы с детьми 2-3 лет

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 «Искорка»

Группы №2

Воспитатели: Игошина Елена Геннадьевна

                        Герасимова Елизавета Михайловна



Пояснительная записка.

Возраст от рождения до трех лет считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен.

Развитие мелкой моторики в дошкольном детстве имеет большое значение для полноценного развития всех сфер деятельности детей (развитие центральной нервной системы, речевое развитие, формирование графических навыков и др.). Еще в середине прошлого века было установлено, что, например, уровень развития речи детей прямо зависит от уровня сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

Дети 2-3 лет редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечаются моторная неловкость, неточность движений, Детям с нарушением зрения трудно даётся узнавание различных поверхностей. Из-за малого практического опыта им не с чем даже его сравнить. Это приводит к задержке развития тактильной чувствительности и моторики рук, а в дальнейшем сказывается отрицательно на формировании предметно-практической деятельности. Поэтому, деятельность кружка направлена на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий.

Цель и задачи программы:

Цель: Способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику рук, понимание речи; гармоничное развитие детей.

Задачи:

- развитие тонкой моторики пальцев;

- развитие движений кистей рук;

- развитие понимание речи;

Формы работы:

- пальчиковые игры;

- игры с предметами и материалами;

- массаж рук.

- рваные аппликации с предварительным разрыванием бумаги и т. д.

- использование пластилин и соленого теста

Содержание изучаемого курса.

  • Массаж кистей рук.
  • Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
  • Массаж кистей рук (еловыми  и сосновыми шишками, массажными мячами).  
  • Рисование,  лепка.
  • Раскрашивание рисунка.
  • Игры и действия с мелкими предметами.
  • Узнавать предметы на ощупь.
  • Работа с крупой, фасолью, горохом.
  • Нанизывание бус, пуговиц на проволоку.
  • Выкладывание фигур из геом. фигур, палочек, семян.

Сентябрь

4.неделя

1. «Этот пальчик»

Предложите малышу согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Этот пальчик — дедушка,

этот пальчик — бабушка,

этот пальчик — матушка,

этот пальчик — батюшка,

Ну а этот пальчик — я.

Вот и вся моя семья.,

2. «Коврик для котёнка».

Цель: развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, формирование навыка оперирования ножницами, формирование навыка со дружественного движения руки и глаз.

Октябрь

1.неделя

1.Массаж пальчиков карандашами «Дровишки» – катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков.

Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

2. Игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семечек тыквы и подсолнуха)

Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

2.неделя

1. Игра «Помоги зайчику найти дорожку к домику» (пальчиком провести дорожку к домику)

Цель: Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

2.Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками.

Цель: развивать мелкую моторику.

3.неделя

1. Пальчиковая гимнастика «Зайчики»

Цель: Развивать общую координацию движения.

2. Пальчиковая игра «Кошки – мышки»

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

4.неделя

1. , «Подарок жеребёнку».

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, формирование навыка правильного нажима на карандаш, закреплять умение доводить начатую работу до конца.

2. Игра «Овощ в мешке»

Цель: Развить мышление и тактильные ощущения ребенка.

Оборудование:  Мешок и различные овощи.

Описание игры: Дайте ребенку мешочек с овощами, а малыш на ощупь должен определить, какой овощ он держит в руках.

Ноябрь

1.неделя

1.Массаж пальчиков карандашами «Дровишки»

2. Игра «Подарок для мышей»

        2.неделя

1. Игра «Помоги зайчику найти дорожку к домику»

        3.неделя

1. Пальчиковая гимнастика «Зайчики»

2. Пальчиковая игра «Кошки – мышки»

        4.неделя

1. , «Подарок жеребёнку»

2. Игра «Овощ в мешке»

Ноябрь

1.неделя

1. Самомассаж кистей и пальцев рук (зубная щетка)

Цель: развивать мелкую моторику рук.

2. «Прогулка»- рисуем следы … пальчиками.

Цель: развитие мелкой моторики рук.

2.неделя

1. «Снегопад в лесу» (трафарете зеленой елке разложить «игрушки») из мятой бумаги.

Цель: учить детей рвать бумагу и скатывать мелкие шарики.

2. Массаж «Бусами»

Цель: развитие мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальцев в соответствии с текстом.

3.неделя

1. Пальчиковая игра «Пирог»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.

3. «Новогодняя елка»

Цель: учить детей лепить круговые предметы, скатывая круговыми движениями ладоней шарики.

4.неделя

1. ПАЛЬЧИКИ ЛОЖАТСЯ СПАТЬ

Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик — прыг в кровать!

Этот пальчик — прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Ну а этот долго спал,

А потом будить всех стал.

Встали пальчики! Ура!

(Выпрямить все пальцы.)

Нам гулять идти пора!

(Ритмично сжимать и разжимать пальцы.)

2. Игра «Лодочка»Исходное положение: Обе ладошки поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням.

Маленькая лодочка по реке плывет,

На прогулку лодочка малышей везет.

Декабрь

1.неделя

1. «Чтоб Мишке было теплее»

Цель: развитие мелкой моторики рук. Учить мелко, рвать бумагу, потом засыпать Мишку «в берлоге»

2. Игра: «Лыжники»

Цель: развитие мелкой моторики рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.

2.неделя

1. Массаж пальчиков мячиком ежиком «Мой веселый мяч – прыгун»

Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

2. Игра «Чудесный мешочек»

Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь (из мешочка)

3.неделя

1. Пальчиковая игра «Пальчики в лесу»

Цель: Развивать координацию общих движений.

2. «Забавный барашек»

Цель: развитие тактильной чувствительности пальцев рук, развитие мелкой моторики рук, ориентировка в малом пространстве, формирование навыка работы ножницами, упражнять детей в изготовлении аппликации.

4.неделя

1.Солнышко

— Утро красное пришло,

— Солнце ясное взошло.

— Стали лучики светить

— Малых деток веселить.

Пальчики разгибаются по одному

— Прилетели тучки

— Спрятались лучики.

Пальчики прячутся в кулачок,

2. Игра «Учимся пересыпать»

Цель: Развить мышление, мелкую моторику рук, внимание и координацию движений ребенка.

Оборудование: Для проведения игры вам потребуются 2 тарелки, крупа и ложка.

Январь

2.неделя

1. Массаж пальчиков с прищепками. Игра «Чудо – прищепки»

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и рук.

2. Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять»

Цель: Развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом.

3.неделя

1. «Идет снег»

Цель: Учить детей делать аппликацию манной крупой. Развивать мелкую моторику пальцев.

2. Игра «Ежики и ежата» (втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек) .

Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию.

4.неделя

1. Игра «Все по порядку»

Цель: Развить мышление, мелкую моторику рук и цветовое восприятие ребенка.

Оборудование: 3 тарелки и бусинки двух разных цветов.

Описание игры: Посадите ребенка за стол. Поставьте перед ним 3 тарелки. В одну из них поместите бусинки. Предложите ребенку рассортировать бусинки по цветам в разные тарелки. Покажите малышу, как надо перекладывать бусинки — по одной, беря тремя пальцами.

2. Игра «Монетки»

Цель: Развить мышление ребенка, мелкую моторику рук.

Оборудование: Банка с монетами.

Описание игры: Каждому участнику игры дайте банку с монетами. В ней обязательно должна быть небольшая прорезь. Детям нужно извлечь из банки все монеты. Выигрывает тот участник, который сделает это быстрее всех.

Февраль

1.неделя

1. «Волшебный теремок для шести братьев».

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, совершенствование навыка правильного нажима на карандаш.

2. Массаж пальчиков мячиком ежиком.

Цель: Развивать мелкую моторику рук, формировать навыки выразительности. Пластичности движений.        2.неделя

1. «Бусы для мамы»

Цель: развивать мелкую моторику рук; развивать соотношений движений рук.

2. Пальчиковая игра «Солнце светит ярко. Ярко»

Цель: Развивать зрительное внимание.

3.неделя

1. Паьчиковая игра: «Какая игрушка спряталась» и определить на ощупь.

Цель: развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь.

2. Игра «Лыжники»

Цель: Развивать мелкую моторики пальцев.

4.неделя

1. Зайчик и барабан.

Исходное положение. Указательный и средний пальцы подняты вверх. Большой пальчик стучит по безымянному и мизинцу.

Дали зайцу барабан.

Он ударил: там-там-там!,

Март

1.неделя

1. «Нарядные дымковские лошадки».

Цель: закреплять умение доводить начатую работу до конца, развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, совершенствование навыка правильного нажима на карандаш.

2. «Лодка для Пятачка».

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, формирование навыка работы ножницами, с бумагой – оригами, совершенствование зрительно-ручной координации.        2.неделя

1. Пальчиковая игра «помощники»

Цель: Развивать моторику пальцев.

2. Рисование «верёвочкой»

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и воображение.

3.неделя

1. Игра «Солнце светит ярко, ярко» выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка.

Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию;

2. Пальчиковая игра: «Моя семья»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

4.неделя

1. ФЛАЖКИ

Исходное положение. Расположить ладони перед собой.

Одновременно опускать и поднимать ладони, сопровождая движения стихами. Если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно предложить опускать и поднимать ладони, не сгибая пальцы.

2. Игра «Гусеница на листочке»

Цель: Развить мелкую моторику рук, тактильные ощущения ребенка, его фантазию, воображение и мышление.

Апрель

1.неделя

1. «На окне расцвёл цветок».

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, формирование навыка работы с пластилином, сыпучим и мелким материалом, совершенствование зрительно-ручной координации, развитие бинокулярного зрения.

2. «Весёлый кактус».

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, формирование навыка работы с пластилином, формирование навыка со дружественного движения руки и глаз, закреплять умение доводить начатую работу до конца, развитие бинокулярного зрения.2.неделя

1. Массаж с прищепками.

Цель: учить детей расстегивать и застегивать прищепки.

2. Игра «Следы от капели» (на манке ставить пальчиками точки)

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и ритмично ставить точки указательным пальцем.

3.неделя

1. Пальчиковая игра «игрушки»

Цель: Развивать соотношения движения рук.

2. Пальчиковая игра «Кто приехал»

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

4.неделя

1. Игра «Крышка»

Цель: Развить мышление, мелкую моторику рук, зрительное восприятие и глазомер ребенка.

Оборудование: Баночки с крышками разного размера.

Описание игры: Посадите ребенка за стол. Поставьте перед ним баночки и отдельно положите крышки. Попросите ребенка подобрать крышки к каждой баночке. Затем предложите ему открутить крышки. Если у малыша что-то не получается, обязательно помогайте ему.

Май

1.неделя

1. «Рыбки для Карлсона».

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, формирование навыка работы с пористым пластилином и гофрированной бумагой, развитие прослеживающей функции глаза, закреплять умение доводить начатую работу до конца, развитие бинокулярного зрения.

2.неделя

1. «Весёлые божьи коровки».

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, закрепление навыка работы с пластилином, проволокой, развитие бинокулярного зрения

2 Пальчиковая игра «Топ-топ»

Цель: развивать мелкую моторику рук

3.неделя

1. Пальчиковая игра «кто больше соберет шишек»

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

2.«Забавная гусеница».

Цель: развитие мелкой моторики рук, формирование тактильной чувствительности пальцев рук и ориентировки в малом пространстве, формирование графических навыков при раскрашивании, развитие бинокулярного зрения, упражнять в работе с мелким сыпучим материалом.4.неделя

1. выставки детских работ в детском саду;

2. проведение открытого мероприятия для родителей

3. дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам).

Планируемые результаты освоения программы

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование специальных умений, способов самоконтроля. Направлено на установление уровня управления своими руками и пальцами.

Формы проведения итогов реализации программы:

  • выставки детских работ в детском саду;
  • реализации дополнительной образовательной программы: проведение открытого мероприятия для родителей
  • дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам). ,

Описание планируемых результатов

К концу курса дети должны овладеть:

  • приемы самомассажа рук;
  • владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и др.);
  • выполнять различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет», «пианино» и т.п.).
  • работать с трафаретами;
  • застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
  • завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.
  • применять приемы лепки: раскатывание, скатывание, расплющивание, сгибание, присоединение;
  • выполнять шнуровку.
  • способность синхронно выполнять движения обеими руками.

Организация кружка

Кружок организуется с детьми 2-3 лет.

Занятия проводятся один раз в неделю в игровой форме в режиме дня по подгруппам продолжительностью10 минут

Необходимые материалы и оборудование

- резиновые игрушки;

- бусы, шнуровки;

- различные материалы: пластичные (тесто, пластилин, сыпучие (крупы, бобовые, песок, манка)

- бумага, карандаши, пальчиковые краски;

- настольный театр;

- наборов счетных палочек;

- пробок от пластиковых бутылок разного цвета;

- массажных мячей;

- прищепок бельевых разных цветов;

- трафаретов по лексическим темам;

- различные виды мозаики, конструкторов;

- пазлы;

- игрушки-шнуровки;

- наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;

- различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, липучки.

Критерии оценки

  1. Умение разминать пальцами и ладошками пластилин .
  2. Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки; закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками, шнуровка.
  3. Игры с конструктором, мозаикой, кубиками, раскладывание и складывание разборных игрушек.
  4. Конструирование из кубиков домиков, башен и т. п., сначала по образцу, затем по памяти и произвольно.
  5. Многократное сжимание пальцев в кулак и разжимание и поочередное выполнение движений руки: кулак – ладонь –ребро.

Оценка в баллах:

0 баллов: задание не принимает, действует неадекватно;

1 балл: испытывает трудности ,

2 балла: отмечается дифференцированность движений пальцев рук, достаточная координация при отсутствии синхронности движений обеих рук;

3 балла: способен синхронно и точно выполнять движения обеими руками.

Оценочный ключ для фиксации уровня развития мелкой моторики рук

Уровень Количество баллов

ВЫСОКИЙ (В) 6 баллов

СРЕДНИЙ (С) 4-5 баллов

НИЗКИЙ (Н) до 3 баллов

Список литературы

1. Шмелева Е.Б. Пальчиковые игры. Пособия   по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4 лет. – М.: Издательство «Ювента», 2008. – 48 с.

2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранней возраст: учебно-методическая пособие. – М.: ИД «Цветной мир», 2012. – 144 с.

3. Шанина С.А.,  Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления  ребенка. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI век.2010. – 249 с.

4.. Узорова О.В. Пальчикововая гимнастика. - М.: АСТ: Астрель: Владимир: ВКТ, 2010. –

6. Перспективное планирование кружковой работы «Умные пальчики»

Сентябрь

4.неделя

1. «Этот пальчик»

2. «Коврик для котёнка»

Октябрь

1.неделя

1.Массаж пальчиков карандашами «Дровишки»

2. Игра «Подарок для мышей»

2.неделя

1. Игра «Помоги зайчику найти дорожку к домику»

3.неделя

1. Пальчиковая гимнастика «Зайчики»

2. Пальчиковая игра «Кошки – мышки»

4.неделя

1. , «Подарок жеребёнку»

2. Игра «Овощ в мешке»

Ноябрь

1.неделя

1. Самомассаж кистей и пальцев рук

2. «Прогулка»

2.неделя

1. «Снегопад в лесу»

2. Массаж «Бусами»

3.неделя

1. Пальчиковая игра «Пирог»

3. «Новогодняя елка»

4.неделя

1. ПАЛЬЧИКИ ЛОЖАТСЯ СПАТЬ

2. Игра «Лодочка»

Декабрь

1.неделя

1. «Чтоб Мишке было теплее»

2. Игра: «Лыжники»

2.неделя

1. Массаж пальчиков мячиком ежиком «Мой веселый мяч – прыгун»

2. Игра «Чудесный мешочек»

3.неделя

1. Пальчиковая игра «Пальчики в лесу»

2. «Забавный барашек»

4.неделя

1.Солнышко

2. Игра «Учимся пересыпать»

Январь

2.неделя

1. Массаж пальчиков с прищепками. Игра «Чудо – прищепки»

2. Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять»

3.неделя

1. «Идет снег»

2. Игра «Ежики и ежата»

4.неделя

1. Игра «Все по порядку»

2. Игра «Монетки»

Февраль

1.неделя

1. «Волшебный теремок для шести братьев».

2. Массаж пальчиков мячиком ежиком.

2.неделя

1. «Бусы для мамы»

2. Пальчиковая игра «Солнце светит ярко. Ярко»

3.неделя

1. Пальчиковая игра: «Какая игрушка спряталась»

2. Игра «Лыжники»

4.неделя

1. Зайчик и барабан.

Март

1.неделя

1. «Нарядные дымковские лошадки».

2. «Лодка для Пятачка».

2.неделя

1. Пальчиковая игра «помощники»

2. Рисование «верёвочкой»

3.неделя

1. Игра «Солнце светит ярко, ярко»

2. Пальчиковая игра: «Моя семья»

4.неделя

1. ФЛАЖКИ

2. Игра «Гусеница на листочке»

Апрель

1.неделя

1. «На окне расцвёл цветок».

2. «Весёлый кактус».

2.неделя

1. Массаж с прищепками.

2. Игра «Следы от капели

3.неделя

1. Пальчиковая игра «игрушки»

2. Пальчиковая игра «Кто приехал»

4.неделя

1. Игра «Крышка»

Май

1.неделя

1. «Рыбки для Карлсона».

2.неделя

1. «Весёлые божьи коровки».

2 Пальчиковая игра «Топ-топ»

3.неделя

1. Пальчиковая игра «кто больше соберет шишек»

2.«Забавная гусеница».

4.неделя

1. выставки детских работ в детском саду;

2. проведение открытого мероприятия для родителей

3. дни презентации детских работ родителям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Умные пальчики"

Представлен практический материал для развития мелкой моторики пальцев рук....

консультация "Умные пальчики"

«Пальчиковые игры" - это инсценировки каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев....

Конспект педагогического проекта для родителей и детей старшей группы (5-6 лет) с фонетико-фонематическим недоразвитием речи "Умные пальчики". Учитель-логопед МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Иванова Т.Е.

Цель проекта: научить родителей ортопедической группы проводить с детьми речевые пальчиковые игры.Задачи проекта:Познакомить родителей с тем, что речевые пальчиковые игры развивают мелкую м...

Умные пальчики

Развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка....

Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики».

Раскрыта технология проведения кружковой работы по подготовке руки к письму....

Программа кружка дополнительного образования "Умные пальчики"

Программа кружка дополнительного образования успешно реализовывалась в МАДОУ "Детский сад №370" г. Перми. Программа направлена на развитие  навыков и умений, необходимых для овладения письмом, на...

Коррекционно-педагогический проект "Умные пальчики-умные детки!"

Применение Су-Джок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повы...