Способы реализации педагогической технологии "Сказочные лабиринты игры" В.Воскобовича
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Дерунова Елена Александровна

Цель методики; игровые ситуации; основные принципы технологии; особенности развивающих игр Воскобовича  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способы  реализации технологии  "Сказочные лабиринты игры"

Главный принцип технологии «Сказочные лабиринты игры» - интерес – познание – творчество. Работа по технологии очень эффективна. Включение в воспитательно-образовательный процесс развивающих игр предоставляет возможность для творческой деятельности и самореализации личности, способствует активному вовлечению в учебный процесс и достижению высоких результатов в интеллектуальном развитии детей. Прогрессивное развивающее значение игры состоит в реализации возможности разностороннего развития ребенка и подготовке его к учебной деятельности. Игровая технология стала одним из средств закрепления, уточнения и расширения знаний, которые дети получают в процессе НОД.

Применение игр в НОД делает обучение более занимательным, эмоциональным, помогает повысить произвольное внимание, создает предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. Выполняя игровые действия, ребенок отвечает на вопросы, делает определенные задания и упражнения, получает при этом новые знания, приобретает умения и навыки. В образовательном процессе игры используются как часть НОД для решения той или иной задачи.

Особенности "Сказочных лабиринтов игры" таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать привычный уклад жизни дома. Технология органично вплетается в уже существующие порядки. В отношениях "взрослый-ребенок" здесь не предполагается положение взрослого над ребенком, только партнерские отношения. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и ощущения внутренней раскованности за счет поддержки его творческих начинаний.

Цель методики – развитие познавательно-творческих  способностей детей в условиях организации педагогического процесса в игровой форме. Она предполагает решение следующих задач:

1.        Стимулировать  у дошкольников желание и готовность познавать свойства, отношения, зависимости через разнообразные действия с предметами.

2.        Совершенствовать у детей процессы анализа, сравнения и синтеза, воображения и памяти.

3.        Способствовать накоплению детского познавательно-творческого опыта через практическую деятельность.

4.        Поощрять проявление детьми самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации в разных видах деятельности.

5.        Развивать у детей гибкость мышления, способность придумывать необычные решения, видеть противоречивые свойства в предметах и явлениях.

6.        Создавать условия для становления элементов коммуникативной культуры – умения слушать друг друга и договариваться между собой в процессе решения различных  задач.

Содержание разнообразных игровых ситуаций способствует:

- становлению процессов внимания, памяти, умений анализировать, сравнивать предметы, геометрические фигуры, их  признаки и свойства, находить сходство и различие, видеть разные образы в знакомых предметах.

Детям в процессе составления силуэтов из частей, выкладывания контуров, складывания фигур путем трансформации приходится  активно анализировать образец, сравнивать исходный вариант и полученный результат.

Рисование изображений по точкам координатной сетки,  действия по словесной модели развивают способность воспринимать условия задачи на слух и действовать по определенным правилам.

Дети обобщают фигуры или предметы по признакам, принадлежности к определенному классу или группе,  доказывают правильность решения. Занимательный проблемно-игровой сюжет, в который вплетены логические задачи и поисковые вопросы, помогает детям преодолевать себя и добиваться результата на фоне чувства радости и удовлетворения.

В итоге такая интеграция методов и приемов эффективно развивает волевую регуляцию.

В  методике реализуется деятельный подход к развитию детей.

 Они, осваивая различное содержание – математическое, речевое, познавательное, - манипулируют с различными предметами (крупными и мелкими, твердыми и мягкими, упругими и гибкими) и получают результат  от действий с ними: собранную фигуру, построенную башню, «вышитый» контур и т.д. Это не только мотивирует детей, но и способствует развитию мелкой моторики пальцев и рук, координации действий «глаз-рука».

Содержание методики, организация детской деятельности по ней направлены на развитие творческих способностей и гибкости ума. Проблемные ситуации в игровом сюжете, продуктивные задачи и творческие вопросы развивают у детей самостоятельность мышления, способность найти решение, иногда нестандартное и фантастическое, аргументировать выбор.

 Взрослый не дает отрицательной оценки нестандартным решениям детей, тем самым создавая чувство внешней и внутренней безопасности, условий для свободного высказывания любого мнения и выбора разнообразных способов действий.

В игровом общении детей друг с другом и взрослым развивается речь и коммуникативная культура. Дети придумывают названия предметным силуэтам, описывают их, рассказывают о назначении предметов, сочиняют рассказы, беседуют, высказывают предположения.

Основные принципы технологии

Игра плюс сказка

Первым принципом технологии "Сказочные лабиринты игры" является игровое обучение детей дошкольного возраста. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка.

"Сказочные лабиринты игры" - это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание игры.

Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжеты органично вплетается система вопросов, задач, упражнения, заданий. Очень удобно - взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания.

Интеллект

Второй принцип технологии Воскобовича - построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр ("по спирали") позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то "предметного" результата.

Не случайно так много внимания уделяется развитию интеллекта у детей дошкольного возраста. В этом возрасте у них, как правило, развивают вербальный, то есть "приобретенный", интеллект. Мама читает ребенку книжки, рассматривает с ним энциклопедии, водит его в музеи. В результате он много знает, о многом слышал. Таких ребят школьные учителя называют "натасканными". Но нет гарантии, что такие дети будут в дальнейшем хорошо учиться. И невербальный, то есть "врожденный" интеллект, у них может быть развит плохо.

 Что такое врожденный интеллект? Это психические процессы внимания, способность к анализу, синтезу, сформированность причинно-следственных связей, мелкая моторика, память. Игры Воскобовича в первую очередь направлены на их развитие, и одним из концептуальных положений технологии "Сказочные лабиринты игры" является развитие именно невербального интеллекта у детей.

Авторы технологии "Сказочные лабиринты игры" не являются сторонниками раннего форсированного развития детей. Весь материал является сензитивным, то есть наиболее благоприятным для восприятия детей дошкольного возраста, с учетом их психологических особенностей.

Творчество

Третий принцип "Сказочных лабиринтов игры" - раннее творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.

Развивающая среда - Фиолетовый лес

По сути, это развивающая сенсомоторная зона. Ее делают из фанеры, ковролина, рисуют на стене, ткани. Ребенок действует здесь самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности со взрослым. В Фиолетовом Лесу обязательно находятся сказочные персонажи - Незримка Всюсь, Ворон Метр, Малыш Гео, Лопушок и другие.

У методик раннего развития обычно два пути: один - от некоего теоретического положения к его практическому подтверждению (вальдорский детский сад), другой - напротив, от практического опыта, через его обобщение, к теоретическому обоснованию. Технология Воскобовича - это как раз путь от практики к теории. Почему технология, а не методика? В принципе, это очень сходные понятия. И термин "педагогическая технология" появился в педагогике совсем недавно. В методиках больше представлены содержательные стороны, в технологиях - процессуальные.

Особенности игр

Конструктивные элементы

В "Геоконте" средством конструирования выступает динамичная "резинка", отличительные свойства "Квадрата Воскобовича" - жесткость и гибкость одновременно, конструктивным элементом в "Прозрачном квадрате" является прозрачная пластинка с непрозрачной частью, а в "Шнуре-затейнике" - шнурок и блочка.

Широкий возрастной диапазон участников

Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда даже учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.

Многофункциональность

С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

Универсальность по отношению к образовательным программам.

Как показала практика, игры прекрасно вписались в программы образовательных учреждений, например "Детство", "Развитие", "Радуга".

Творческий потенциал

С какой игрой ребенок играет дольше всего? Конечно, с той, которая дает ему возможность воплощать "задумки" в действительность. Сколько интересного можно придумать и сделать из деталей "Чудо-головоломок", разноцветных "паутинок" "Геоконта", "вечного оригами" "Квадрата Воскобовича": машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы - целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество и взрослым.

Сказочная "огранка"

Интерес детей к сказкам - это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Ребята с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка, не изучают дроби, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты Чудо-Цветика. Новое, необычное и нестандартное всегда привлекает внимание малышей и лучше запоминается.

Вариативность и некая незавершенность  игровых действий, 

То есть возможность решать, придумывать и воплощать в действительность разнообразные игровые задания и задачи;

Все это помогает поддерживать детский интерес в течение длительного времени, а взрослом использовать различные методические приемы и «изюминки», превращая игры в «долгоиграющий восторг».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как играть с играми Воскобовича.

Консультация для родителей...

Консультация для родителей: «Как правильно играть с малышом в игры Воскобовича»

В консультации дана короткая анотация к некоторым из игр В.В. Воскобовича, в которой двух словах даны рекомендации о том, как играть с данными играми при первом знакомстве с ними....

Выступление на педсовете. Тема: «Сказочные лабиринты игры Воскобовича» (по игре «Чудо - соты»)

Выступление на педсовете. Тема: «Сказочные лабиринты игры Воскобовича» (по игре «Чудо - соты»)...

"сказочные лабиринты игры" Воскобовича В.В.

Методическая разработка предназначенная для работников детского сада младшей возрастной группы. Конспект занятия с использованием игр Воскобовича В.В....

Отчёт о проведённых мероприятиях по проекту "Сказочные лабиринты игры" Воскобовича

В период 2018-2019 учебного года нами было разработаны игры, направленные на решение речевых и коррекционных задач подготовительной к школе группе с ТНР  в рамках годового комплексно-тематическог...

Программа интеллектуально-развивающего кружка в группе по играм В. В.Воскобовича «Игры Воскобовича»

Дошкольное детство-период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становление основ индивидуальности. Главная задача ДОУ состоит в том, чтобы ребёнок рос здоровым, жизнера...

педагогический проект "Лабиринты умных игр"

Интенсивное интеллектуальное развитие дошкольников, посредством игрового пространства В. Воскобовича...