"Что мы знаем про чаепитие"
материал

Чикунова Вера Петровна

Досуг в младшей группе. Познавательно - развлекательный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий досуга29.3 КБ

Предварительный просмотр:

Досуг «Что мы знаем про чаепитие?»

                                                       

Цель:    вызвать у детей интерес к традициям русского народа, познакомить с обрядом чаепития.

Задачи:

  • познакомить детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси;
  • расширить лексический запас детей словами « самовар», «чаепитие»;
  • воспитывать у детей желание быть гостеприимными;
  • доставить радость от чаепития, показать пользу  чая, формировать у детей культуру чаепития.

Предварительная работа: беседа с детьми об истории возникновения чая, о его разновидностях.

Оборудование: самовар, скатерть, мёд, варенье,сахар, баранки,  пряники, чашки с блюдцами.

 Ход мероприятия.

(Звучит песня «Русский чай» слова и музыка А.Г.Фролова).

     

Воспитатель: Сегодня мы решили устроить праздничное чаепитие.

Чаепитие – многовековая традиция гостеприимства и застолий русского народа. В древние времена, бывало, гость на порог, а хозяйка за самовар – «Гостю – чай, сахар и радость!».

Давайте вместе с вами вспомним пословицы и поговорки о русском чаепитии.

Пословицы и поговорки.

  1. Чай пьёшь  - до ста лет проживёшь. 
  2.  Мы за чаем не скучаем.
  3.  Пей чай – удовольствие получай.
  4.  Самовар кипит – уходить не велит.
  5.  Чай пить – не дрова рубить.
  6.  Выпей чайку, забудешь тоску.
  7.  От чая лиха не бывает.

 

Воспитатель: Сегодня у нас чайные посиделки, поэтому говорить мы будем только о чае. Среди нас нет такого человека, который никогда бы не пил чай.

Чай пьют во всех частях света.

Многие ли из нас правильно пьют чай?

Знаете ли вы, какую пользу приносит чай?

Об этом мы и будем говорить сегодня.

Воспитатель: Давайте вспомним, что мы знаем о чае. Откуда этот напиток появился в нашей стране? (Ответы детей).

Чайная церемония – это обряд, зародившийся в Китае.

Воспитатель: А кто в Китае догадался заваривать чай? (Ответы детей).

Существует предание: однажды (это было много веков назад) китайскому императору кипятили воду, в сосуд упало несколько листков с чайного куста, и вода потемнела, от нее исходил тонкий и приятный аромат. Настой попробовали и восхитились. Это было первое в мире чаепитие.

Разминка.

Воспитатель и дети выполняют движения, проговаривая текст.

(Повторить 2-3 раза.)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка звонко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела».

Ведущая: Чаепитие на Руси обставлялось красиво и носило праздничный вид.

Загадки

    1.  Сверху дыра и снизу дыра,

         А  в середине огонь да вода. (Самовар)

  1. У носатого у Фоки

            Постоянно руки в боки.

            Фока воду кипятит

            И как зеркало блестит. (Самовар)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете: «Почему назвали самовар «самоваром»?» (Ответы детей).

Всем известно, что самовар – это устройство для приготовления кипятка. «Сам варит» - отсюда и слово произошло «самовар». Давайте вместе его произнесём: «Самовар». (Дети произносят слово 2-3 раза).

Кто-нибудь знает: « Где и когда появился первый самовар?» (Ответы детей).

 Много лет тому назад в городе Туле изобрели русский самовар. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годилось всё: и щепочки и шишки. Вот, как выглядел такой самовар.

Воспитатель: Самовары сохранились и до наших дней. Правда, в последние годы самовары делают  в основном электрические.

А как правильно заваривать чай? (Воспитатель показывает детям, объясняя при этом, как правильно заваривать чай).

Заваривать чай следует свежей вскипяченной водой, однако кипяток не должен бурно кипеть – такая вода способна убить аромат самого лучшего чая. В чайник для заварки, желательно фарфоровый, кладут чай, заливают его кипятком, закрывают крышкой. Если при заварке выделяется пена, значит, чай заварен правильно. Снимать пену не следует – такой чай самый ароматный.

Воспитатель: Чай в России в прошлые века пили лишь в особых случаях. Поэтому возникло выражение “Чайком побаловаться”. Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай.

Воспитатель: Я думаю, что с вами такого не случится, ведь о том, как правильно заваривать чай, мы только что узнали.

Воспитатель: Дети, если в Японии во время чаепития не разговаривают, размышляют о смысле жизни, то в России за чаем общаются, поют чайные частушки.

Частушки. 

1. На столе у нас пирог, пышки да ватрушки.

Так споем же под чаек чайные частушки.

               2. В пляске не жалей ботинки! Предлагаю чай друзьям

                     Если в чашке есть чаинки, значит, письма пишут нам!

                   3.   Хлебом-солью всех встречаем, самовар на стол несём.

          Мы за чаем не скучаем, говорим о том, о сём.

               4. Подавай мне чашку чая, ведь люблю я русский чай.

В чае я души не чаю, наливай горячий чай!

5. Посидеть за самоваром рады мы наверняка,

       Ярким солнечным пожаром у него горят бока.

    6.   Самовар поёт, гудит, только с виду он сердит.

     К потолку пускает пар наш красавец самовар.

                         7. Лучше доктора любого лечит скуку и тоску

  Чашка вкусного крутого самоварного чайку.

Воспитатель: Мы и пели, и играли, и про чай много интересного узнали. Теперь самое время попробовать на вкус этот напиток. Приглашаю всех на чаепитие.  Приятного вам чаепития.

Чаепитие

 (Звучит песня «Русский чай» слова и музыка А.Г.Фролова).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Азиатское чаепитие" к проекту "Чаепитие народов мира"

На Востоке чаепитие носит ритуальный характер....

Презентация "Японское чаепитие" к проекту "Чаепитие народов мира"

О том как проводят чайные церемонии в Японии...

Что мы знаем и чего не знаем о зайцах

Что мы знаем и чего не знаем о зайцах.Зайцы бывают разные......

Конспект занятия «Пойдём туда – знаем куда! Найдём то – не знаем что!»

Конспект занятия по развитию умения ориентироваться по карте на местности, плану, схеме (краткосрочная образовательная  практика) для детей подготовительной группы....

Квест-игра "Иди туда, не зная куда, и принеси то, не зная что."

Создание условий для развития познавательных способностей детей в процессе игры, формирование самостоятельности и инициативы в различных видах деятельности....

это интересно: Что мы знаем и не знаем о Covid-19?

буклеты для родителей: гигиена при гриппе, короновирусной инфекции и ОРВИ, новый короновирус страшнее прошлых инфекций, памятка по профилактике короновируса, что такое короновирусы...